Планирование практических занятий по Основам пед. мастерства

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего образования

“Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого”


Старорусский политехнический колледж (филиал) НовГУ











Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по дисциплине “Основы педагогического мастерства”
















Старая Русса

2016 г.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................


Глава 1 Педагогическая техника.............................................................................................

Тема 1.1 Роль жестов учителя (некоторые рекомендации) .................................................

Упражнения для отработки различных степеней мобилизации............................................

Упражнение на развитие мимики и пантомимики .................................................................

Тема 1.2 Внешний вид учителя ................................................................................................

Упражнения перед зеркалом для отработки рабочей позы учителя....................................


Глава 2 Речевая техника ........................................................................................................

Тема 2.1 Речь учителя как условие педагогического мастерства ...................................

Тема 2.3 Функции педагогической речи ................................................................................

Тема 2.4 Особенности речи учителя.....................................................................................

Тема 2.5 Пути совершенствования речи учителя..............................................................

Тема 2.6 Техника речи ............................................................................................................

Тема 2.7 Дыхание. Основные положения техники дыхания...............................................

Упражнения над развитием фонационного дыхания..........................................................

Тема 2.8 Голос. Особенности голоса. ................................................................................

Упражнения над развитием силы и диапазона голоса)....................................................

Упражнения со стихами.........................................................................................................

Тема 2.9 Правила для предупреждения голосовых расстройств........................................

Упражнения над совершенствованием дикции на скороговорках - потешках .................

Тема 2.10. Качества устной речи учителя...........................................................................


Глава 3.Артистизм учителя...................................................................................................


ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................
























Введение


Стать хорошим учителем непросто. Кроме обширных знаний, глубоких нравственных качеств, любви к детям необходимо обладать определенным минимумом педагогических умений.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. Внешний вид учителя: осанка, походка, жесты, мимика, одежда – все влияет на восприятие его личности учениками, родителями, формирует у них образ учителя, отношение к учению.

В педагогической деятельности нет мелочей. Педагог обязан ответственно относиться к тому, как он выглядит, говорит, двигается. Эта ответственность определена его социальной функцией – функцией формирования человека.

Знают ли многие учителя как выглядит свое лицо в минуты радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения? Многие не могут утвердительно ответить на этот вопрос. Причина проста: работа так «закручивает», что об этих мелочах думать некогда. Но это не мелочи!

Умение правильно говорить, умение жестом, мимикой, взглядом выражать свои чувства и отношения, способность управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяет успешность педагогического общения. Эти умения мы объединим в понятие «педагогическая техника». Отметим, что отсутствие или наличие этих умений проявляется в поведении педагога при непосредственном взаимодействии с детьми. Педагогическая техника есть тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе.

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ: помочь студентам и молодым педагогам овладеть педагогической техникой и стать учителем – мастером. Предлагаемые методические рекомендации содержат конкретный практический материал, который и поможет для достижения поставленной цели.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ: данные рекомендации состоят из введения, 3 – ех глав и заключения. В конце рекомендаций представлен список основной и дополнительной литературы.

Дисциплина “Основы педагогического мастерства” занимает особое место среди других дисциплин учебного плана и связана с педагогикой, психологией, культурой речи, этикетом и т.д.

В будущей практической деятельности студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах данная дисциплина занимает одно из главнейших мест.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

- заложить основы педагогического мастерства будущих учителей;

- развить способности, необходимые для овладения педагогическим мастерством;

- показать студентам всю совокупность приемов и средств, которые учитель

использует в своей работе












Глава I Педагогическая техника.


«Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас», - говорил А.С.Макаренко. Владение педагогической техникой способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Мастерство учителя – в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. Таким образом, педагогическая техника – совокупность приемов, которые учитель использует в своей работе. Ее средства – речь и невербальные средства общения.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением. Она включает следующие компоненты:

  • владение своим организмом (мимика, пантомимика);

  • управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

  • социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

  • технику речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса обучения и воспитания. В нее входят:

  • дидактические умения;

  • организаторские умения;

  • коммуникативные умения;

  • конструктивные умения.

Мы остановимся на первой группе компонентов педагогической техники.

Педагогическую технику невозможно изучить чисто теоретически, ею надо овладеть, что предполагает выработку определенных навыков. Это достигается длительной и систематической тренировкой, когда техника доводится до степени подсознательной, рефлекторной деятельности.

Тот, кто хочет проникнуть в тайны владения людьми, должен проникнуть в тайны владения самим собой.




















Тема 1.1 Роль жестов учителя (некоторые рекомендации)


Мимика.


Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.

Нередко взгляд, выражение лица учителя оказывают на учащегося (собеседника) более сильное воздействие, чем слова. Умение управлять своим лицом, а не только чувствами – для учителя важный компонент педагогической техники. Это не просто естественное желание не быть некрасивым, а профессиональная необходимость.

Приведем небольшой пример. У вас только что состоялся трудный разговор с подростком, вы сердиты, едва не потеряли самообладание, доказывая ему что-то чрезвычайно важное, и в это время в класс вошел родитель одного из ваших питомцев. Какое у вас лицо? Сумели ли вы справиться с собой.

Мимика, безусловно, связана с эмоциональным, психическим, физическим состоянием человека, но управлять ею должен уметь каждый культурный человек, а тем более учитель.

По лицу учителя дети хорошо «читают», угадывая его отношение к себе, его настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует учителю нести в класс собственные заботы, неурядицы. Как поется в песне об учителе,

Может, в сердце боль или тревога,

Может, не везет пока в любви,

Все равно у школьного порога

Оставляй все горести свои.

Мимика учителя должна быть разнообразной. Брови, губы, глаза – все это отражает настроение, отношение к аудитории. Например, поднятые брови означают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие, равнодушие и т.д.

Учителю надо хорошо знать свое лицо, его возможности, достоинства и недостатки. Необходимо умело пользоваться выразительным взглядом. Строгий взгляд может заменить нотацию, добрый – поддержать ребенка в трудную минуту и т.д.

Взгляд учителя должен быть всегда обращен к аудитории, это создает визуальный контакт. Необходимо стремиться владеть аудиторией, держать в поле зрения нюансы, которые покажут, например, что учащиеся устали и необходим перерыв.

Короткий жест, движение губ, бровей, наклон головы управляют нашим настроением, создают соответствующую атмосферу вокруг нас.



Пантомимика.


Пантомимика – это движение тела, рук, ног, головы. Это жесты, поза, походка, осанка. Посмотрим на учителя-мастера, объясняющего урок. Как он органичен с объясняемым материалом; движения рук, головы, шей, корпуса слиты воедино.

Молодые учителя часто не знают, что делать с руками. Девушку, правда, в таких случаях спасает сумка, за которую можно «уцепиться». А вот юноша лишен такого полезного реквизита, для него вроде самый естественный выход – поместить руки в карманы. Возможно ли это с точки зрения хорошего тона? В крайнем случае доступно держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать.

Некрасиво размахивать руками во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулировать ими во время разговора. Стучать кулаком по столу – просто вульгарно, не говоря уже о том, что это никогда не является аргументом. Такое поведение учителя не является методом воспитания, а, наоборот, вызывает отвращение, негативное отношение к нему. Все жесты должны быть сдержанными и целесообразными. Гораздо легче найти контакт с ребятами учителю спокойному, нежели агрессивному.

Очень важно найти позу или манеру стоять перед классом. Необходима, чтобы поза была удобной и естественной. Желательно, чтобы жесты, манеры учителя были привлекательны для детей, отличались изяществом и простотой.

Жесты учителя должны быть выразительными, убедительными и красивыми. Чтобы общение было активным следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию (это создает эффект доверия). Шаг вперед усиливает значимость сообщения. Отступая назад, вы как бы даете отдохнуть слушателям.

Вам может помочь следующая таблица:


2. Средство усиления эмоциональной выразительности слов учителя.

3. Показатель психического состояния, самочувствия учителя.

4. Средство конкретизации, уточнения слов.

1. Не придумывайте жесты искусственно.

2. Не жестикулируйте непрерывно

3. Жесты должны быть разнообразными, так как разные слова требуют и различного подчеркивания.

4. Соразмеряйте жесты со смыслом сказанного.

5. Не прибегайте к неэтическим, грубым жестам.


Поговорим о мобилизации учителя на урок. Если считать нулевой степенью тот момент, когда человек спит (мышцы его тела расслаблены, находятся в состоянии покоя), а десятую ступень максимальной мобилизацией (спортсмен перед стартом – все тело напряжено), то в какой степени мобилизации учитель должен входить в класс? Лучше всего в пятой или шестой, то есть нужно избрать так называемую «золотую середину».



Упражнения для отработки различных степеней мобилизации


Предлагаем несколько упражнений для отработки различных степеней мобилизации учителя.

Произнесите и «изобразите» следующие слова учителя

1 в 8-й степени мобилизации:

- Ребята к нам в лагерь едут гости, поэтому надо срочно собрать 20 букетов!

2 в 9-й степени мобилизации:

- Внимание! Делаем генеральную уборку класса. Всем остаться!

3 в 5-й степени мобилизации:

- Заканчивается четверг, я должна побеседовать с вашими родителями об итогах успеваемости. Пусть они завтра придут в школу к 18 часам.

Подумайте о том, как учащиеся прореагируют на ваши слова, т.е. о результате. Затем измените степень мобилизации.

Для того, чтобы учитель был хорошо мобилизован, необходимы многие факторы: состояние здоровья, душевный настрой и т.д. Все это мы назовем «вес». Какой бывает вес?

  1. Тяжелый вес (имеется «ноша», которая утяжеляет человека: болит зуб, человек обижен и т.д.).

  2. Вес с неохотой (что-то утяжеляет: нелюбимый класс, нелюбимая тема и т.д.). Характерен для студентов-практикантов.

  3. Легкий вес (человек «парит» над землей, объясняет материал, не видя класса).

Можно условно разделить учителей по их отношению к детям, к детскому коллективу. Например:


Учителя с «королевской спиной»


Учитель горделиво вошел в класс, едва кивнул детям и, увидев на полу бумажку, показал ученику пальцем вниз...

В данном случае отношение учителя к классу достаточно пренебрежительное, высокомерное. Для такого типа преподавателей характерна строгая походка, гордая осанка, говорит он немного сквозь зубы и на всех смотрит сверху вниз (независимо от роста).

Учителя – «просители»


Учитель вбежал в класс, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, я вас умоляю, ну посидите 10 минут спокойно, я ...».

Для таких учителей характерна меньшая требовательность, они часто просят, умоляют, иногда даже как бы унижаются перед детьми. Нам кажется, что и учителя с «королевской спиной», и учителя – «просители» - лучший вариант взаимодействия учителя с учениками, с классом. Необходимо и здесь найти «золотую середину», т.е. строить отношения на равных, не унижаясь перед детьми и не унижая их.

Итак, жесты и мимика учителя – важные элементы педагогической техники. Они отражают не только физиологию, психологию учителя, но и его культуру, интеллект, моральные принципы, отношение к делу.




Упражнения на развитие мимики и пантомимики


1 Попробуйте изобразить походку человека,

  • который толь что хорошо пообедал;

  • у которого жмут ботинки;

  • у которого случился острый приступ радикулита;

  • который неудачно пнул кирпич;

  • оказавшегося ночью в лесу.


2 Покажите, как ходит:

  • директор школы;

  • фотомодель;

  • генерал армии;

  • студент.


3 Вспомните, что делает дирижер, когда управляет оркестром, возьмите палочку, взмахните и начинайте дирижировать. Как вы будите это делать при исполнении оркестром:

  • старинного вальса;

  • русской народной песни;

  • военного марша;

  • современной танцевальной мелодии;

  • симфонии?



4 Кто это?

Напишите заранее характеристику невербального поведения одного их студентов. Зачитайте без указания адресата. Группа определяет, кому из ее членов она может принадлежать.

Задание можно усложнить, сопоставив экспрессию поведения студента и учителя-мастера.


5 Вы пишите на доске. Ученики пишут вместе с вами. Вдруг раздается како-то шум. Вы оборачиваетесь выражая:

  • удивление (Что случилось?)

  • требование (Прекратите!)

  • выжидание (Жду тишины.)

  • гнев (Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают!)

  • страдание (Ну как можно шуметь, когда идет контрольная работа!)

6 Идет экзамен. Вы видите, что ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Вы смотрите:

  • с укоризной;

  • с запретом;

  • с удивлением;

  • с возмущением;

  • с гневом.


7 Ученик, стоявший у доски, выполнил задание. Ваша реакция:

  • спокойная (Все правильно!)

  • радостная (Молодец!)

  • удивление (Ты уверен, что правильно?)

  • огорчение (Опять ошибка!)

  • сочувствие;

  • сарказм и т.д.


8 Вы входите в класс:

  • Вас встречают организованно. Вы довольны.

  • Шум. Крик. Вы не ожидали этого и очень удивлены.

  • Это любимый коллектив. Вы ждете интересного урока.

  • Коллектив незнакомый. Вы должны познакомиться и начать урок.


9 Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу, пройдите по классу, сядьте за стол (это снимет лишнее напряжение), пишите за столом (это тоже снимет напряжение), подойдите к столу, повесьте плакат (тоже для снятия лишнего напряжения).


10 Вы входите в воображаемый класс: постарайтесь еще за дверью почувствовать бодрость во всем теле (сделайте несколько физических упражнений, потрите руку об руку и т.д.). Улыбнитесь. Входите в класс. Поищите удобную позу и место в классе. Если вам неловко, перемените место. Некуда деть руки – займите их чем-нибудь. Может быть, вам лучше убрать руки за спину? поищите удобное положение. Пройдите по классу, поищите удобный темп, ритм. Ищите, это поможет вам создать для себя более комфортное самочувствие.


11 Войдите в воображаемый класс. Поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание без речевого обращения – средствами мимики, пантомимики. Обратитесь к ученику, используя различные интонации (просьба, требование, предупреждение, похвала, юмор, вопрос, приказ). Желательно найти не только нужный тон, но и пластику (мимику, пантомимику); найдите их в неожиданных ситуациях.

















































Тема 1.2 Внешний вид учителя.


Невозможно представить себе учителя с хорошей мимикой, четкими жестами, например, неряшливо одетым или плохо причесанным.

В облике учителя важно все.

Культура внешнего вида проявляется в эстетике движений, выразительности жестов, подтянутости, собранности, аккуратности, элегантности одежды. Чем выше уровень культуры внешнего вида учителя, тем более благоприятное впечатление производит он на окружающих, располагая их к общению, взаимопониманию.

Внешний вид учителя в глазах его учеников, таким образом, приобретает нравственную ценность, он должен воплощать принцип единства внешней и внутренней культуры личности.

Внешний вид учителя выполняет несколько функции:

1 характеризует уровень нравственной и эстетической культуры учителя, уровень его воспитанности;

2 является средством обеспечения контакта, взаимопонимания в общении с учениками, коллегами, родителями;

3 представляет эталон культуры внешнего вида современного человека вообще, модель, которой должны овладеть ученики;

4 является своеобразным элементом (средством) воздействия на учащихся для достижения педагогических целей воспитания и обучения.


А.С. Макаренко отмечал, что педагог должен управлять своим лицом, внешним видом в целом. Это, на наш взгляд, предполагает развитие у будущих учителей ряда специальных умений, а именно умение:

1 наблюдать и анализировать реакцию людей на свой внешний вид,

объективно оценивать собственные достоинства и недостатки;

2 прогнозировать предполагаемые условия работы, общения и моделировать

требуемые этими условиями поведение, внешний вид, состояние;

3 управлять своим самочувствием, оптимизировать свое психическое

состояние;

4 постоянно контролировать свои движения, жесты, мимику;

5 следить за аккуратностью и эстетической выразительностью одежды,

прически, а для женщин и макияжа.


Как учителю одеваться? На первый взгляд, этот вопрос не является поводом для обсуждения. И, конечно, речь идет о том, что он должен быть одеть в строгий костюм, застегнут на все пуговицы... Учитель должен одеваться, как хочет, но ему необходимо помнить о том, что одежда должна быть удобной (ведь ему придется писать на доске, поднимать при этом руки), одежда должна быть уместной (учительнице лучше не надевать прозрачных блузок и платьев). Одежда учителя не должна отвлекать учеников (учитель надевает яркий свитер, и ученики весь урок его рассматривают).

В своей одежде учитель должен чувствовать себя комфортно, естественно (не одергиваться, не поправлять постоянно какую-то часть туалета).

В современной школе не вызывает удивления, когда учитель приходит в школу в джинсах и даже в лосинах. Любой наряд можно оправдать. Но учитель не должен забывать, что ему придется работать с доской, повернуться к классу спиной. Учитель не имеет права быть смешным, выглядеть нелепо. Старайтесь достигать элементарной красоты движений, непринужденности поведения. Учитесь держаться прямо, красиво сидеть, ходить. В основе этого – тренированность мышц ног, туловища. Походка человека своеобразна, индивидуальна. Она бывает энергичной, пружинистой и бывает вялой, ковыляющей или семенящей. Размашистый шаг, характерный для мужчин, отнюдь не подходит женщине, девушке. Некоторые молодые люди ходят, размахивая руками или переваливаясь из стороны в сторону. Если это не связано с заболеваниями органов движения, постарайтесь избавиться от такой некрасивой походки. Для этого занимайтесь бегом, гимнастикой и т.д.

«По одежде встречают...». И хотя провожают, как известно, по уму, первое впечатление бывает настолько сильным, что накладывает отпечаток на все последующее общение. У молодого учителя каждая встреча с детьми – своеобразная самопрезентация. Его авторитет складывается «по кирпичику», и в становлении этого авторитета все важно.


Упражнения перед зеркалом для отработки рабочей позы, учителя, представив себя перед учениками в классе.



  1. Ноги поставьте на расстоянии 12-15 см между пятками и 15-20 см между носками. Одну ногу выдвиньте вперед, сделав упор на другую. Плечи расправьте, в руках и плечах снимите мышечные «зажимы». Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят, в левой руке – раскрытая книга.


  1. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). Снимите излишнее напряжение ног, корпуса. В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперед, влево, вправо. Повторите эти движения, но в процессе чтения, импровизированного рассказа. Следите за ритмичностью ваших движений, не напрягайтесь, при этом стремитесь к естественности в мимике и пантомимике.


  1. Научитесь красиво сидеть и вставать.

Садитесь за стол, соблюдая следующие требования. На стуле нужно

сидеть прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует

раскачиваться, сидеть на краешке стула или сидеть, вытянув ноги,

положив ногу на ногу. Сидя, шею держите вертикально, опираясь на

спину стула – это сохранит хорошую осанку. Садиться и вставать нужно

бесшумно. Вставая из-за стола, не следует опираться руками или локтями

о стол, точка опоры здесь переносится на ноги. Постарайтесь сесть за

стол и встать, сделав это бесшумно, легко естественно.


  1. Пройдитесь перед зеркалом, старясь выполнить следующие требования к походке. Походка должна быть легкой, с гибкими размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семеняще-танцующей походки. Ширина шага при ходьбе должна соответствовать росту, полу человека. Чем выше человек, тем длиннее его шаг. Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, горбиться. проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, положение тела и его частей при ходьбе (рук, носков ног), движения бедер, плечей, поясные движения. Отметьте, что вам не нравиться в походке, от чего нужно избавиться, чтобы походка была красивой, легкой, грациозной.


  1. Встаньте из-за стола и поменяйтесь местами с товарищем, сидящим рядом. Сделайте это бесшумно, аккуратно, используя минимум целесообразных и естественных движений. Обратите при этом внимание на осанку, снимите мышечное напряжение, если оно появилось.


  1. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Теперь, как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте» его на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободные, легкие (повторяется 2-3 раза). Такое положение должно стать привычным, естественным.

  1. Как правильно сидеть во время отдыха.

Когда вы сидите, старайтесь придерживаться некоторых правил. Многие женщины сидят боком, на кончике стула, сложив руки, скрестив ноги, а иногда и положив ногу на ногу и совсем не облокачиваясь на спинку стула. Вместо этого вы должны сидеть так, чтобы спинка кресла поддерживала вашу спину и бедра, а ноги свободно покоились на полу. Сядьте на все сиденье и постарайтесь не скрещивать ноги, так как это нарушает ток крови. Откиньтесь на спинку кресла и положите на нее голову, а руки на подлокотник. Вы ощутите покой, почувствуете себя отдохнувшим.


  1. Как правильно сидеть во время работы.

Сядьте прямо и протяните руки к вашей работе (пишите, читайте и т.д.). Помните, что плечевые суставы – самые подвижные, поэтому руки легко вытянуть вперед, в стороны, поднять вверх и даже отвести назад. Если вам необходимо наклониться, постарайтесь сделать это всем корпусом, но сохраняя прямой спину и высоко держа голову. В этом положении начнут работать широкие мышцы ягодиц, а мышцы позвоночника не будут напряжены. Возьмите за привычку после окончания работы поднять руки над головой и потянуться.



























Глава II Речевая техника.

Тема 2.1 Речь учителя как условие педагогического мастерства.



Большая роль речи учителя в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми – факт бесспорный и доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Еще со школьной скамьи каждый из нас запомнил образ любимого учителя А.С. Пушкина – профессора нравственного права Царскосельского лицея А.П. Кушицына, который своими страстными речами, обращенными к сердцу и разуму лицеистов, воспитал из них «пламень» высоких гражданских чувств.

К. Паустовский, вспоминал своего учителя истории Клячина, особо выделяя его умение рассказывать: он «бросал слова как комья глины» и «лепил ими живые статуи».

Воспитанники А.С. Макаренко до сих пор помнят не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, которыми сопровождались его высказывания.

В целом учительская профессия напоминала опыт словесного воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, коммуникативного поведения учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, авторитарная манера предъявления требований. Появление даже выражения говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса», как правило, сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией.

Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога, чем успешно воспользовались кинематографисты, создавая штампы в изображении учителя.

Чем вызваны эти недопустимые и дискредитированные для учительской профессии явления? Что необходимо знать будущим учителям, чтобы избежать подобных ошибок?

Постараемся найти ответ на эти вопросы, разобравшись в том, что такое педагогическая речь, каковы ее функции и свойства.

Выражение «речь учителя» (синоним – «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной).

Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса – устные высказывания.

Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвучивания письменной речи, например чтение вслух параграфа учебника).

Педагогическая речь призвана обеспечить:

1 продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

2 положительное воздействие учителя на создание чувства учеников с целью

формирования коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

3 полноценное воспитание, создание и закрепление знаний в процессе обучения;

4 рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.







Тема 2.3 Функции педагогической речи .

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего её педагогическими функциями.

1 Обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний.

Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.

Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально – ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Учитель решит эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и воздействовать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к размышлению, поступку.

2 Обеспечение эффективной учебной деятельности

Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам (что не исключает и уместную шутку) стимулирует познавательный интерес, мотивы для учения школьников.


Например, некоторые примеры коммуникативных приемов.

“По – моему тебе не нужна моя помощь”. “Ты и сам прекрасно справишься” и т.д.


“Как же так? Это, наверное, случайно так получилось. Давай выясним причину.” (позитивное выражение огорчений из – за неудач школьников).

3 Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это ведущая функция. Именно характер человеческих отношений определяет педагогический успех. Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений.

Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, делает замечания, какова экспрессивная окраска его речи взгляд, жест, выражение лица и т.д.

Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя: общение – устрашение, общение – заигрывание, общение на основе дружеского расположения.


А.С. Макаренко строил свои отношения следующим образом: “Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему”.


В.А. Сухомлинский считал, что “слово учителя не должно быть грубым, оскорбляющим, в нем не должно быть фальши, предубежденности”.

Таким образом, уровень педагогической культуры учителя определяется уровнем его словесного воспитания.













Тема 2.4 Особенности речи учителя.


Особенностью речи учителя, как речи публичной является её направленность, обращенность к ученикам.

Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на неё воспитанников.

Умелое использование этого свойства устной речи педагога помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик, создать атмосферу сопереживания.

Для мудрого учителя его речь общения с детьми – это и способ самовыражения “самораскрытия духовного богатства перед учениками”.


Направленность речи учителю сообщает и его умение строить свой монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму, чувству, совести.


В его речи будут и прямые побуждения, призывающие к совместной деятельности.

(“представим себе”, “давайте проанализируем”, “вы, конечно, вспомнили”).


Особенностью устной речи учителя является то, что её содержание распространяется ученикам по двум каналам – звуковому и визуальному (мимика, жесты).

Устная речь учителя – речь импровизированная. Способность импровизировать – это и умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого материала.




























Тема 2.5 Пути совершенствования речи учителя.


В самостоятельной работе студентов по совершенствованию своей речи можно выделить несколько направлений:

- самоконтроль и развитие культуры речи;

- создание у себя установки на овладения правильной литературной речью во всех ситуациях речевого общения.

- самоконтроль и развитие умений выразительной речи.


Выразительность речи достигается за счет её умелого интонирования соответственно содержанию, условиям произнесения и за счет уместного использования изобразительных средств языка (эпитетов, метафор), словесной образной наглядности ( отрывки из художественных произведений, афоризмы).

При подготовке к уроку необходимо решить для себя вопросы:

- Какие размышления я хотел бы вызвать у слушателей?

- Какое настроение я должен создать у аудитории?

- Какой интонацией буду пользоваться, какой ритм речи и т.д.


Важнейшим условием продуктивного коммуникативного поведения учителя является его индивидуальный стиль общения.

Важно изучит себя, разобравшись не только в своей технике общения, но и выяснить свою социальную позицию в общении: как я отношусь к людям с которыми общаюсь, интересен ли мне сам процесс общения, понимают ли меня люди?

Развитие общих психофизических особенностей личности, создают предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями. Имеется в виду развитие воображения (воссоздающего и творческого), ассоциативной и образной памяти, фантазия.

Надо развивать в себе умение видеть и слышать окружающий мир в красках, звуках, картинках и учиться передавать свои видения в слове.


















Тема 2.6 Техника речи.


Каждый учитель должен уметь пользоваться собственным голосом, т.е. голос должен быть «поставлен» на дыхание.

Правильное дыхание, четкая дикция придают живому слову яркую интонационную выразительность, позволяющую передавать в речи мельчайшие оттенки мысли и чувства.

Речевая техникаэто совокупность элементарных приемов фонационного дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизма и позволяющих учителю максимально эффективно осуществлять речевое воздействие.











































Тема 2.7 Дыхание. Основные положения техники дыхания.


Дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выполняет и фонационную функцию. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. фоно – звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал или читая лекцию, проводя экскурсию, неправильное дыхание дает о себе знать: может покраснеть лицо, участиться пульс, появиться одышка, а голос может «сесть».

Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких. (Такое дыхание бывает, например, когда у человека поднимается температура. Он дышит часть и поверхностно).

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма мало подвижна, поэтому выдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, его используют как основу для речевого дыхания.

Механизм диафрагмально-реберного дыхания следующий. Диафрагма, сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикальном направлении за счет опущенной диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Расширение грудной клетки происходить при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и наполняются воздухом. Подтягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воздуха из средней и нижней части легких в верхнюю, что способствует заполнению воздухом всего объема легких.

вдох совершается следующим образом: диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, уменьшая поперечный объем грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и воздух выходит наружу.

Последовательность обычного физиологического дыхания такова: вдох, выдох, пауза.

Для речи такого дыхания не хватает. Голос (речь, чтение) требуют дыхания другого: большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его «добора». Для фонационного дыхания характерна следующая схема: вдох, пауза, выдох. Звуки речи образуются на выдохе. Очень важно уметь рационально пользоваться фонационным дыханием (не вдыхать быстро, уметь задерживать дыхание). Это требует тренировки, специальных упражнений.


Упражнения над развитием фонационного дыхания.


Работу над развитием фонационного дыхания следует начать с упражнения «Егорки» для определения ваших индивидуальных особенностей речевого выдоха.

«Егорки»

После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» - глубокий вдох и на выдохе считать: раз Егорка, два Егорка… до полного использования выдоха.

«Свеча»

Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на нее. Она отклоняется от вас – это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха.

«Звукоподражание»

Потренируйтесь на различные виды выдыхания воздуха. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра (с с с с с), шум леса (ш ш ш ш ш ), звук комара (зь зь зь), возгласы кучера (тпру! тпру! тпру!) и т.д.

Обратите внимание на работу диафрагмы: у нее то минимальное напряжение, то она активна, как бы рывками двигается.

«Проколотый мяч»

Представьте себе, что в руках у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажать, то слышишь, как из него выходит воздух. Имитируйте это звукоподражательным ссссс… Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из него (ваших легких) подольше. Руки сходятся медленно-медлено: они ощущают небольшое сопротивление «мяча». Наконец ладони сошлись. И с этим движением на последнем активном звуке «с» «выбросился» использованный при звучании воздух.

Проделайте это упражнение несколько раз. Не напрягайтесь, дыхание должно быть плавное, спокойное.

Итак, некоторые выводы о дыхании. Звуки речи образуются при выдохе. Взяли дыхание – зафиксируйте. Всегда должно присутствовать чувство опоры. Нормальное дыхание – 15-20 секунд на один цикл.




















Тема 2.8 Голос. Некоторые особенности голоса.


Правильное хорошее дыхание поможет вам сберечь голос.

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания связок возникает звук – голос. Если говорить без хорошей струи воздуха, может возникнуть несмыкание связок, голос «садиться». Иногда на связках появляются узелки, мозоли. Самое страшное – кровоизлияние. Эти болезни характерны для учителей, экскурсоводов и певцов (если они поют не на опоре).


  1. Тембр – окраска звука, его индивидуальность (теплый, бархатный, серебристый, металлический).

  2. Высота, тональность (высокий, низкий голос). Учителю необходимо избегать монотонности речи.

  3. Сила звука (громкий, тихий). Учителю не надо увлекаться громкостью звука. Это давит, аудитория устает. Если же говорить тихо, то надо варьировать высотами. Громкий голос вызывает раздражение, тихий сонливость. Необходимо выбрать оптимальный вариант.

  4. Диапазон, объем голоса (тона) – расстояние от нижней ноты тона голоса до самой верхней. Перуанская певица Има Сумак имеет диапазон свыше 4 октав, украинская певица Евгения Мирошниченко – более трех октав.

  5. Полетность (голос хорошо слышимый). Это качество более других требует развития. Необходимо уметь посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

  6. Гибкость – умение легко изменять голос, подчиняясь содержанию речи, слушателям.

  7. Подвижность глосса – изменение его по высоте.

в задачу работы над голосом входит развитие его силы и диапазона, выработка подвижности, благозвучности и полетности. Выработка благозвучности голоса одновременно улучшает его тембр.

Упражнения по совершенствованию голоса сводятся в основном к развитию его силы и диапазона.

Качество звучания голоса целиком зависит от совместной работы органов дыхания и речевого аппарата. Поэтому на определенном этапе тренаж дыхания одновременно служит и упражнениями для постановки голоса.

Последовательность упражнений в работе над голосом обычно бывает такой:

  1. Устранение явных недостатков направления звука (гнусавости, глубокого горлового или глухого затылочного звучания, открытого плоского звука и т.д.).

  2. Развитие силы и диапазона голоса на чтении шепотом, на чтении со сменой силы звучания (тихи – обычно – громко, громко – обычно – тихо), высоты (низко – на средних тонах – высоко, высоко – средне – низко) и темпа (медленно – умеренно – быстро, быстро – умеренно – медленно).

  3. Развитие силы и диапазона голоса на комбинированных упражнениях (например, тихо низко медленно, затем обычно на средних нотах в умеренном темпе, а после этого громко быстро высоко и в других комбинациях).


Упражнения на развитие силы и диапазона голоса.


«Маляр». Представьте себе, что вы красите раму окна, сопровождая движения руки по вертикали словами: «И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...». Если движения руки становятся более уверенными, то и голос становиться сильнее, шире.

«Летающие шарики»

Представьте себе, что высоко в воздухе летают шарики. Подсчитайте их.

«Цифры»

Произнесите на разной высоте голоса цифры: 1, 4, 8, 12, 70.


Упражнения со стихами.


1 Став лицом к слушающим, читайте шепотом, медленно и отчетливо любой текст по выбору. Старайтесь быть услышанными и понятыми всеми присутствующими. В то же время добивайтесь на столько четкой артикуляции, чтобы произносимый текст можно было понять, даже не слыша шепота, а только видя движения губ и нижней челюсти.


2 Прочитайте помещенное ниже стихотворение сначала шепотом, а потом вслух, руководствуясь расположенными справа от текста указаниями.

Горные вершины очень тихо

Спят во тьме ночной; тихо

Тихие долины чуть громче

Полны свежей мглой. вполголоса

Не пылит дорога, обычным голосом (полнозвучно, но

не громко)

Не дрожат листы... вполголоса

Подожди немного, чуть тише

Отдохнешь и ты. тихо


(М.Лермонтов. Из Гете)


1 Прочитайте стихотворение вслух соответственно указаниям.

Мы бродили обычным негромким голосом

Темным бором.

Мы спросили

Громко хором: громко

- Дома ль бабушка

Яга? еще громче, протяжно

Бор ответил нам: обычным голосом

- Ага – а... громко


(А.Погорельский. Что рассказывают буквы)


  1. Прочитайте отрывок про себя, продумайте его содержание, почувствуйте, в каком ритме идет подготовка к танцу и в каком – сам танец. Постарайтесь передать сам ритм танца в чтении вслух..


Друг за другом Чок! Чок!

Встали в пары Каблучок!

Две Томары, Заработаю значок

Две Варвары, Лучшего танцора!

А с плясуньей Настенькой Чок! Чок!

Мальчик коренастенький. Каблучок!

пляшем мы на совесть, оторвется скоро!

К празднику готовясь.

(А.Барто. Прощальный перепляс)



Тема 2.9 Правила для предупреждения голосовых расстройств.


  1. Говорите выразительно, так как монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата. При такой речи функционирует только одна группа мышц.

  2. Чтобы голос меньше утомлялся, между уроками старайтесь соблюдать режим молчания.

  3. Вдыхание меловой пыли очень вредно, поэтому тряпка для доски должна быть всегда влажной.

  4. После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути.

  5. В холодную и дождливую погоду на улице не разговаривайте.

  6. Очень сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому помещение следует увлажнять.

  7. Утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3-4 часов работы и исчезает через один час полного голосового покоя (учитель со стажем устает быстрее).

  8. Когда у вас утомлен голос, желательно съесть лимон, выпить боржоми и соблюсти некоторое время режим молчания.


Иметь чистый, красивый голос хочет каждый, но сохранить его (даже если природа вам его подарила) непросто. Тем более если вы работаете в школе и имеете значительную голосовую нагрузку.

“Хорошие голоса в разговорной речи редки”, - писал К.С. Станиславский. – Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и дапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь человеческого духа”.

Бедность звукового диапазона речи учителя приводит к монотонности, а отсюда – к обеднению звуковой палитры, к ослаблению педагогического воздействия речи. А.С. Макаренко не случайно связывал высокий уровень педагогического мастерства с совершенным владением голосом. Он считал, что учитель должен уметь произнести фразу “Иди сюда!” c 15 – 20 звуковыми оттенками.

Голос необходимо развивать, говорить на дыхании, на опоре. Поставить голос поможет музыка. Нужно постоянно петь, подражая хорошим певцам, делать звук “круглым”, а не плоским. Полезно перед зеркалом красиво открывать рот. Если есть инструмент, то можно петь гаммы. Стараться петь упражнение на одном дыхании (если возможно). Соблюдать необходимые правила гигиены.

Для того, чтобы речь учителя была понятной и привлекательной, надо постоянно работать над совершенствованием дикции. Здесь очень полезно тренироваться на скороговорках-потешках.


Упражнения над совершенствованием дикции на скороговорках – потешках.



Маданья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова, потому что не вместит двор дров, дрова выдворят на дровяной двор обратно.


Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, а инженеры нивелировали, да не вынивелировали, а все потому, что Маланья-болтунья была у Флора, Флору на Лавра наврала, а пошла к Лавру – на Фрола наврала. Однако прыгают на языке скороговорочки как караси на сковородочке. Значит, Маланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.



Нашего пономаря никто не перепонамарит, а наш пономарь всех перепономарит.


Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.


У нас на дворе – подворье, погода размокропогодилась.


Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.


Полпуховика и полполувыпуховика,

Цельный пуховик и полполувыпуховик.


Летит гусь на святую Русь,

Русь, не трусь, это не гусь,

А вор-воробей, вора бей – не робей!


Свинья тупорыла, весь двор перерыла,

вырыла полрыла, до норы не дорыла.


Стоит копна с подприкопеночком.


Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.


Съел молодой тридцать три пирога

спирогом, да все с творогом.


побила меня маменькауздой

Перед избой, перед подызбицей.


Два дровосека, два дровокола,

Два дроворуба говорили про Ларю,

Про Ларьку, про Ларину жену.


Владение голосом, четкая дикция являются непременным условием педагогического мастерства учителя. Устная речь должна иметь следующие качества:

  1. содержательность.

  2. нормативность, правильность произношения, ударения.

  3. Логичность (последовательность, смысловая непротиворечивость).

  4. Точность (строгое соответствие слова и явления действительности, предмета).

  5. Чистота (отсутствие чуждых литературному языку элементов).

  6. Выразительность (владение выразительными средствами).

  7. Богатство языка (в словаре Пушкина 21 тыс. слов).

  8. Уместность.

Многочисленные наблюдения показали, что для речи учителя главными являются нормативность, логичность, уместность. Трудно воспринимать речь учителя, если в ней отсутствуют логические ударения. Но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово.

Немалую помощь как говорящим, так и слушающим может оказать знакомство с правилами устной речи. Вот некоторые из них:

  1. Если во фразе имеется противопоставление то выделяются оба противопоставляемых слова.

  2. При сочетании двух существительных выделяют то, которое стоит в родительном падеже.

  3. Всегда выделяются однородные члены предложения.

  4. Прилагательные обычно не принимают на себя ударение. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.

  5. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. Необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.

  6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся.

Речь неопытного педагога порой бывает перезагружена логическими ударениями, так как говорящему все в ней кажется важным. Необходимо учиться интонационно отделять главное от второстепенного.

Попытайтесь проанализировать собственную речь по следующим показателям:

  • нет ли у вас в речи словечек-паразитов («ну», «значит», «В общем» и т.д.);

  • способны ли вы точно строить высказывания, не отвлекаясь от главных мыслей.

Следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний.

Обратите особое внимание и на интонирование: помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат урока.

Исключите из своей речи крик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Речевой этикет – это как раз то, без чего человеку трудно обойтись. Речь не только отражает отношения – она их создает, окрашивает в теплые мягкие тона или, наоборот, делает их жестче, суше.

«Спасибо» при вставании из-за стола, и «будь добр, будь добра», предваряющее просьбу и «прости» при неловком движении – как важно, чтобы это всегда присутствовало при общении людей на работе, в транспорте, в магазине, никогда не уходило из семейного лексикона, звучало в детской речи.













Тема 2.10 Качества устной речи учителя


Устная речь учителя существует в двух разновидностях – в монологе и в диалоге.

Формы этой речи в общении с учениками разнообразные.

Наиболее распространенными формами монологическое речи учителя является – рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, терминов)- развернутые оценочные суждения и т.д.

Диалогическая речь учителя представлена в различного рода беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов. Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые обладать требуемыми коммуникативными качествами.

Требование правильной речи педагога обеспечивается её нормативностью, т.е. соответствием нормам речи совер – ого лит. яз. Требование выразительности речи – это образность, эмоциональность, яркость и т.д.

Правильность, точность, уместность, богатство, выразительность, чистота – все это и определяет культуру речи учителя.

Наиболее частые ошибки, связанные с употреблением диалектизмов, лишних слов (ну, это, значит, так сказать,

Двойка по рус. яз. поставлена благодаря твоей невнимательности” (из – за)

Выдающий ученый” (выдающийся)

Просклоняйте по падежам имя существительное” (просклоняйте по падежам)

Сотри с доски” (стереть с доски, но вытереть доску).

Один из важнейших показателей профессиональной культуры учителя - это знание научного содержания терминов, овладения навыками доступного объяснения нового материал).

Речь учителя – речь правильная, соответствующая нормам языка, точная понятная, не допускающая жаргонизмов, вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная. Это речь логическая, убедительная. С помощью такой речи можно в чем – либо убедить ученика. Её интонация мелодичная, ритм и темп для каждой конкретной ситуации общения.






















Глава 3 Артистизм учителя


Педагогическая техника является составной частью педагогического мастерства. Но учитель, владеющий ею, не сможет стать настоящим мастером, если все его умения не окрашены вдохновением, импровизацией, человеческим и педагогическим обаянием, то есть тем, что можно назвать артистизмом учителя.

Существует сходство деятельности артиста и педагога и по целям, и по задачам, которые они решают, и по характеру деятельности. Можно назвать следующие элементы, показывающие общее в деятельности актера и педагога:

  1. Реализация одной и той же социальной функции – функции воспитания.

  2. Наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации.

  3. Присутствие вдохновения, своеобразного чутья, такта и многих других субъективных качеств.

  4. наличие в деятельности интуиции, т.е. способности, основываясь на непосредственном чувстве, оценивать ситуации и поступки, принимать верные решения.

  5. Глубокое чувство аудитории, способность завоевывать ее внимание.

  6. Специфические, профессиональные эмоции, являющиеся важными как для актера, так и для учителя.

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера, поэтому каждому педагогу важно знать принципы театрального действия, его законы. В этом может помочь система К.С.Станиславского.

К.С.Станиславский в работе над ролью предлагал отталкивается не от самочувствия, не от психического состояния, мало подвластных воле и сознанию, а от логики физических действий, которая при верном ее осуществлении способна рефлекторно вызывать и соответствующую ей логику чувств, воздействовать на психику с ее подсознанием.

Понимание К.С.Станиславского действия как единства физического и психического исключает отдельное развитие внутренних или внешних, телесных или душевных элементов поведения педагога и требует телесной связи метода и педагогической техники.

К.С.Станиславский отмечал, что «талант – это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей».Творческими способностями он называл «... наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент, фантазию, воображение... вкус, ум, музыкальность, искренность, самообладание, находчивость, сценичность...».И добавлял: «Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создание таланта, т.е. нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр.».

Несомненно все эти данные нужны и педагогу.

Учительское обаяние, конечно, нельзя приравнивать к кинематографическому. Это специфически педагогическое обаяние. В глазах таких людей, в чертах лица, в движениях, во всем облике отражаются работа мысли, благородства, мудрость, духовная наполненность.

У талантливых педагогов счастливое равновесие разума и чувств. Их внутренняя жизнь ярка и интенсивна. Они без особых усилий координируют слово и действие, знают, чувствуют и понимают аудиторию, без особого труда управляют ею.

Понятно, что элементы театральной педагогики – не более, чем средство духовного развития будущих преподавателей, актерское мастерство – только способ выражения духовности. Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное.

Если учитель не обладает духовной культурой, любовью к собственному делу, его не спасет никакая техника.

В деятельности учителя и актера много общего, но есть и существенные различия. И прежде всего в том, что актер произносит чужие слова, подчиняясь воле режиссера, который «ставит» мизансцены, учитель же действует по собственному сценарию, произносит свои слова и выступает в роли режиссера-постановщика основного спектакля-урока.

Для урока-спектакля важно все:

  1. особая атмосфера, способствующая восприятию информации, усвоению ее;

  2. общий рисунок урока – внешний вид учителя, его мимика и пантомимика, оформление класса-кабинета;

  3. звучание урока – голос учителя, дополнительная музыка (записи, пластинки), голоса детей;

  4. темпоритм урока, который исключительно важен для осуществления влияния на конкретную личность.

Написать такую пьесу, поставить ее, продумав каждую мелочь, способен только талантливый человек, каковым должен быть по своей сути педагог.

В «артистизм» учителя мы вкладываем такие качества, как:

умение общаться, т.е. создавать доброжелательную атмосферу, настраивать на урок;

умение хорошо выглядеть;

умение красиво двигаться;

умение четко и выразительно говорить.

Все эти умения одухотворяют методические приемы учителя, которые он использует на уроке.

Учитель – открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнять лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением.

Учитель-артист самобытен. У него яркая определенность в своем «я». Он на многое смотрит со своей особенной точки зрения. У такого учителя всегда есть находки – психологические, общепедагогические и другие. Он включает их в содержание урока, непременно находя образный эквивалент для выражения найденного.

Учитель-артист всегда импровизатор, всегда раскован. Школьников властно, неудержимо влечет к себе чудо творческого поиска и творческого решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса.

педагогическая импровизация - важнейший компонент мастерства учителя. С ее помощью запас педагогических приемов, набор педагогической техники приобретают признаки новизны, становятся материалом творческого процесса.

Настоящий учитель никогда не отдален от собственного детства.

Учитель-артист не просто награжден вечным детством – он умеет сознательно возвращаться назад, в детство, сохраняет до преклонных лет молодость души, которая сочувственно отзывается на то, что близко молодости. Есть одаренные природой учителя, которые мало подвержены губительному влиянию времени. В учителе-артисте сочетаются прекрасные качества молодости – благородные порывы и устремление к высшему, романтизм, идеализм и столь же прекрасные достоинства зрелых лет.









Список литературы


Основная литература:


  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999, - 160с.

  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 176с.

  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995, -175с

  4. Исаев И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя.: Учеб. пособие для студ. / И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. - 207с.

5 Константинов Н.А. История педагогики. –М.: “Просвещение”, 1982.

6 Основы педагогического мастерства. Под ред. Зязун П.А. –М.: “ Просвещение”, 1989.

7 Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учеб. пособие/ Под ред.

Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – 3- е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое

общество России, 2001. - 256с.

  1. Савостьянов А.Н. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М.: Гуманит изд. центр “ВЛАДОС”, 1999, -144с.

  2. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно – методическое пособие для преподавателей и студентов. – М.: Московский психолого – социальный институт, 2000. – 180с., 49 – 54


Дополнительная литература:


1 Государственный образовательный стандарт СПО

2 Закон “Об образовании РФ”

3 Конвенция о правах ребенка

4 Педагогический словарь

5 Начальная школа № 1, 2004г. – с 15 – 17

6 Начальная школа № 3, 2004 г. – с 23 – 27