АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (VIII вид) по предмету «Музыка» для обучающегося 4 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка

Музыка 4 класс

Дремов

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является од­ним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию техничес­ких средств, музыка стала одним из самых распространен­ных и доступных видов искусства, сопровождающих челове­ка на протяжении всей его жизни.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

формировать музыкально-эстетический словарь;

формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;

совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.


Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся

воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо

активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса проис­ходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Формирование вокально-хоровых навыков является ос­новным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя ис­пользование музыки в быту (самостоятельное музицирова­ние детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Выбор музыкальных сочинений для использования в по­вседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он дол­жен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произ­ведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информа­цию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Бла­готворное воздействие классической и детской музыки про­является в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имею­щая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по вне­шним и внутренним проявлениям сходные с аффективны­ми реакциями депрессии, немотивированной агрессии со­вместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкаль­ным произведениям, являются: художественность, доступ­ность и коррекционно-развивающая направленность. Обяза­тельным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступ­ны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние оп­ределенные ограничения, возникающие при работе с деть­ми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного воз­раста должен удовлетворять следующим требованиям до­ступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее вос­произведения детьми, несложный ритм, понятный и про­стой для произношения текст. Однако дети часто легче усва­ивают трудные для воспроизведения песни, если они отли­чаются яркими образами, художественной привлекательно­стью, эмоциональностью, чем более доступные, но с мало­выразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отста­лых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие

на познавательные способности, является естественной фор­мой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, лично­стных особенностей учащихся, может быть изменен в зави­симости от местных условий.

Содержание предмета 4 класс (0,5 часов в неделю, 17 часов в год) ч)


Пение

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восхо­дящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произнесения текста в бы­стром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о вырази­тельном значении динамических оттенков (форте - громко, пuано - тихо).


Слушание музыки

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности.

Идейное и художественное содержание. Музыкальные сред­ства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортив­ный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о многофун­кциональности музыки (развлекательная, спортивная, му­зыка для отдыха, релаксации).

Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Народные музыкальные ин­струменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гар­монь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкаль­ных инструментах.

Обучение детей игре на фортепиано.

Тематическое планирование

Планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.


Пение

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляц­ковского

1

2

Слушание музыки

Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко»

1

3

Слушание музыки

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР»

1

4

Пение

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляц­ковского

1

5

Пение

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Му­зыка Е. Крылатова, слова ю. Яковлева

1

6

Пение

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключе­ние». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина

1

7

Пение

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбов­ского

1

8

Слушание музыки

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш

1

9

Слушание музыки

К. Брейбург - В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны по­коя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад»

1

10

Пение

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Об­работка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова

1

11

Пение

Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л.Ошанина

1

12

Пение

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахру­шевой

1

13

Слушание музыки

В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331

1

14

Слушание музыки

Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане»

1

15

Слушание музыки

М .. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан И Людмила»

1

16

Слушание музыки

Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева

1

17

Пение

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды угром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1


Итого:

17















Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

  • современные детские песни для самостоятельного испол­нения;

  • значение динамических оттенков (форте - громко, пuа­Itо- тихо);

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (дом­pa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

  • особенности мелодического голосоведения (плавно, от­рывисто, скачкообразно);

  • особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

  • петь хором, выполняя требования художественного ис­полнения;

  • ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

  • различать разнообразные по характеру и звучанию мар­ши, танцы.