Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования ГО Богданович
Предмет:
Основы религиозных культур и светской этики
Тема:
Национальные и религиозные праздники наУрале
Исследовательский проект
Разработчики:
Фатеева Анастасия
Щербакова Полина
ученицы 5а класса МОУ СОШ №3
руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Зеличенко Алина Николаевна
Богданович
2016
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Пасха и Курбан – Байран………………………………………………….5
Глава 2. Рождество Христово и День рождения пророка Мухаммеда…………..8
Глава 3. Масленица и Навруз………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………………..18
Приложения
Введение.
У чукчей праздник свой народный - байдары,
У русских – пасха,
Казахи празднуют навруз,
Татар любимый праздник- сабантуй,
Евреи же шаббат отметят.
И что же этим я хочу сказать?
Да только то, кем все - таки ты не был
Объединит народы праздников обряд
В любой стране и в уголке земном
Любой прохожий праздник ждет любимый
Пускай семейным будет он,
Который мы большой страной отметим.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит историческое наследие всех наций и религиозных групп, проживающих на её необъятных просторах. Эти многочисленные традиции и обычаи – часто уникальные, запоминающиеся, весёлые и печальные, появившиеся в далеком прошлом и воскресшие сейчас в виде национальных праздников. Самое интересное, что насколько эти праздники и обряды не похожи между собой, настолько же они близки и сочетаемы.
Наша малая родина Урал – прекрасный и богатый край, земли которого протянулись «каменным поясом» на сотни километров от студёного Северного моря до бескрайних южных степей. Урал – естественная граница между Европой и Азией, коренной Русью и Сибирью, район, в котором с давних пор пересеклись пути многих морей и народов. Урал – сокровищница разнообразных полезных ископаемых и крупнейший промышленный район России. Урал – кладовая самобытной культуры, уходящей корнями в далёкое прошлое. (2) На Урале жили и живут люди разных национальностей, вероисповеданий, объединённые прошлым и настоящим. Только на территории нашей Свердловской области проживает множество различных малых и больших народов. Самыми многочисленными являются русские, татары, украинцы, башкиры, марийцы, немцы, азербайджанцы, удмурты и белорусы. Самыми распространёнными религиями являются православное христианство и ислам. К православным христианам относятся русские, украинцы, марийцы, удмурты, белорусы и другие менее многочисленные народы нашей области. Мусульмане – это представители татарского, башкирского, азербайджанского, таджикского, узбекского народов. (приложение 1)
Проживая в таком пёстром национальном разнообразии, мы заметили, что некоторые религиозные и народные праздники, отмечаемые на территории нашей области, в чём-то похожи. Поэтому мы решили посвятить свою работу изучению наиболее важных и значимых праздничных религиозных традиций православных христиан и мусульман, сравнить их, проследить историю возникновения, выявить возможные общие и отличительные черты и узнать традиции их празднования.
Актуальность нашей работы в том, что сегодня большим спросом и интересом пользуется всё, что связано с религиозными и духовными традициями различных народов, проживающих в нашей стране. Эту замечательную особенность можно противопоставить той межнациональной и межрелигиозной напряжённости, которая присутствует сегодня в различных странах мира.
Для изучения мы выбрали наиболее важные и любимые праздники двух религий. Это Пасха и Курбан-байрам, День рождения пророка Мухаммеда и Рождество Христово, Масленица и Навруз.
Глава 1. Пасха и Курбан-байрам.
Праздник Пасхи является самым главным христианским праздником. Он непосредственно связан с иудейским праздником Пасхи, который установлен в память об исходе иудеев из Египта и связан с ожиданием прихода освободителя избранного народа - Мессии. В соответствии с Евангелиями, Иисус Христос был распят, умер и погребен в канун празднования Пасхи (14 нисана по еврейскому календарю), а на третий день воскрес из мертвых.
Подобно пасхальному агнцу, закланному во имя того, чтобы ангел смерти не тронул первенцев иудеев, Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха. Таким образом, оба праздника прославляют свободу: иудеи возносят благодарность Богу за спасение их от смерти (когда ангел смерти "прошел мимо" их домов) и за освобождение от оков египетского рабства, а христиане радуются освобождению от рабства греха и смерти. Поэтому Пасху христиане называют "праздником праздников и торжеством из торжеств".
Как иудейская, так и христианская Пасха ведут начало от древних аграрных праздников: характерным элементом пасхальных торжеств в традиции иудаизма является выпекание пресного хлеба - мацы, откуда произошел и обычай выпекать на христианскую Пасху куличи, а традиция дарения яиц (являющихся также одним из обязательных блюд иудейской пасхальной трапезы) символизирует не только новую жизнь воскресшего Христа, но и приход весны (4).
Пасхальная неделя длится 7 дней. Каждый из дней несёт свои характерные особенности. Начинается это святая неделя празднованием Входа Господня в Иерусалим. Характерным элементом праздника является торжественная процессия с пальмовыми ветвями, которая совершается в храмах во время богослужения. С обычаем освящать в этот день пальмовые ветви связано и другое название праздника - "Неделя ваий" (ветвей) или "Неделя цветоносная". Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось и название "Вербное воскресенье". В этот день в каждой православной семье ставят веточки вербы, освящённые накануне в храме. Хранят их целый год, до следующего Вербного воскресенья. Выбрасывать веточки просто так нельзя, их надо аккуратно сложить в бумагу или газету и, помолившись, сжечь в печи или камине.
Все православные отмечают Пасху обязательно всей семьёй. Существует давняя традиция обмениваться с пришедшими в дом гостями красивыми крашеными яйцами (в народе их называют «крашенки»). Затем, сев за обильно заставленный стол, на котором обязательно стоят куличи и творожная пасха, наступает черёд «яичных поединков». Эту традицию очень любят все, особенно дети. У украинцев, например, также принято готовить на этот праздник вареники с различной начинкой – вишней, капустой, картофелем.
У всех православных принято дарить также в этот день друг другу небольшие приятные подарочки, которые связаны с символами Пасхи.
Пасха не имеет единого дня празднования, это так называемый «плавающий» праздник. В этом году она выпадает на 1мая.
В мусульманском мире Курбан-байрам или Праздник жертвоприношения является главным религиозным праздником. Он является завершающим и в то же время кульминационным пунктом обряда паломничества к главным мусульманским святыням, поэтому его называют "большим", в отличие от "малого" Праздника разговения.
Религиозную основу праздника составляет ветхозаветное предание, переработанное пророком Мухаммедом о том, как по повелению Бога, пророк Ибрахим должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Однако в последний момент Аллах позволил заменить эту жертву закланием агнца. Таким образом, основное содержание этого праздника - жертвенное заклание животного. Жертву должны приносить все, поскольку жертвоприношение в данном случае расценивается как религиозный долг (фарз), для зажиточных людей это еще и общественная обязанность по отношению к бедным (ваджибе).
Во время Курбан-байрама площади городов и деревень превращаются в ярмарки. Здесь торгуют вещами, украшениями, игрушками, едой. Накануне праздника сюда сгоняется мелкий рогатый скот. Торговля идет бойко, поскольку каждый мусульманин стремится выполнить свой религиозный долг. Скота забивают много - до миллиона голов. Обычно это овцы и бараны, реже козы (крупный рогатый скот и верблюдов не приносят в жертву) (5).
К выбору животного подходят особо тщательно - оно должно быть сильным и здоровым, ни в коем случае не увечным, - поскольку верят, что принесенные в жертву животные будут помощниками при переходе человека в загробный мир. Считается, что чем больше мусульманин принесет в жертву баранов, тем легче ему будет впоследствии попасть в рай. Поэтому зажиточные семьи приносят в жертву не одного, а двух-трех баранов. Готовят это мясо женщины. Обычно треть жертвенного мяса поедается в доме, треть раздается соседям и родственникам, треть - бедным. Готовят мясо женщины. Обычно треть жертвенного мяса поедается в доме, треть раздается соседям и родственникам, треть - бедным. Из этого мяса и готовят знаменитый плов. На праздник пекут обязательно бялеш - пирожки с начинкой. Также их готовят на все мусульманские праздники.
В целом праздник проходит в приподнятом настроении, в атмосфере молений, взаимных угощений и народных гуляний.(1)
Отмечается Курбан-байрам по мусульманскому лунному календарю. Это также «плавающий» праздник. В 2016году он выпадает на 12 сентября.
Интересной связующей особенностью этих двух праздников является образ искупительной жертвы, принесённой Богу во имя спасения человечества и обычай праздновать их в широком семейно-дружеском кругу.
Глава 2. Рождество Христово и День рождения пророка Мухаммеда.
Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Кроме евангельских повествований о Рождестве Христовом, это событие ярко описывается в многочисленных апокрифах, легендах и произведениях народной духовной поэзии.
Раньше Рождество Христово отмечалось в ночь с 24 на 25 декабря. 24 декабря характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь, а с 25 декабря, который является главным днем праздника и днем зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: "Я - свет миру".
Рождество по праву считается самым семейным христианским праздником. Дети, наравне со взрослыми, являются полноправными участниками всех происходящих событий. Конечно, это связано с образом новорождённого Иисуса Христа.
Дом накануне праздника приводится в полнейший порядок. Заранее пекутся пироги и специальные рождественские пряники. Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника. Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост – не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все.
Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», – кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название – «сочельник». Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. Обязательным украшением стола считается пучок свежего сена, как память про ясли, в которых произошло рождение младенца. Праздничный стол накрывают белой скатертью и расставляют на нем дюжину блюд (в соответствии с количеством апостолов). К обязательным блюдам в этот день относится печеная или отварная рыба, компот узвар (состоящий из спелых и сушеных фруктов) и варенье (клубничное, малиновое, земляничное, морошковое). Основные блюда на столе - это поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставится лишний прибор. Все должны попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью по обычаю полагалась запивать узваром. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши.
В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос.
Как и в старинные времена, и сегодня в Рождество принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне (19 января). Гадают прежде всего на жениха или на судьбу. Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозеленое растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы, украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается день Адама и Евы, как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа, - пришедшего в мир ради его спасения. На вершину водружается звезда - навершие – символ звезды Вифлеемской. В России этот обычай распространился в XVIII веке. До сих пор наряжать елку собирается вся семья – и дети, и взрослые, что является очень объединяющим фактором. В эти минуты идут душевные разговоры, смех, звучат трогательные воспоминания взрослых, связанные с их детством. Такие моменты остаются в детской памяти на долгие годы.
[link] (Муна) — 1 Всего — 663.
Приложение 2
Понедельник, Масленица: В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.
Вторник, Масленица: Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.
Среда, Масленица:Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг, Масленица:На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.
Пятница, Масленица:Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота, Масленица:Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье, Масленица: Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
20