Урок по истории Горного Алтая на темуСемейно-брачные отношения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока № 23

Мамаева А.А. МБОУ «Балыктуюльская СОШ»

Предмет, класс

История Горного Алтая 7 класс

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Тема урока

Семейно-брачные отношения алтайцев.

Цель урока

Изучение семейно-брачных отношений у алтайцев с использованием групповой формы работы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: формировать представление о деятельности человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Основные понятия

Камус, голицы, чегедек, кысы(сапоги), шалаш- чадыр.


Ресурсы

Образовательные: учебник История Горного Алтая,Л.Н.Аксенова,год издания 2006, издательство «Юч- Сумер-Белуха» Республика Алтай, презентация, тексты

Материальные: компьютерный класс, столы, стулья, проектор, компьютер

Организация пространства

Групповая, индивидуальная



Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

I. Мотивация

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность.

Индивид.

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы

на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Беседа «Ладная семья» по китайской притче

Приложение №1

Актуализировать норму пробного учебного действия «надо», «хочу», могу».

Организация чтения китайской притчи «Ладная семья»

Организует беседу по вопросам:


- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

-В чем заключаются ценности этой семьи?

Аргументировано отвечают на вопросы,

высказывают собственные выводы

Фронтальная работа

Познавательные:

осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Выявление

места и причины затруднения.

Беседа «Почему возникли затруднения?»

«Чего мы ещё не знаем?»

Организовать анализ уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание то в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения). Какого знания или умения недостает для решения данной проблемы

Индивидуально.

Коммуникативные.

высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания


IV Построение

проекта выхода из затруднения

Беседа.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе- выбор способа и средств их реализации.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Сформулировать цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения. ИЛИ

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронт.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения формулируют тему.

V Реализация построенного проекта .

1. Презентация «Роль мужчины и женщины в семье».



2. Работа
с учебником

Стр 156.




3. Работа с текстом

«Воспитание детей» (Приложение №2).



4.Работа с текстом

«Особенности родственных отношений алтайцев»

Приложение №3






1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.





2. Организует чтение и обсуждение :

Чем занимались мужчины и женщины в алтайской семье?






3. Знакомит с текстом
– Как воспитывали детей в алтайских семьях?

Какие давались имена и что они означают?




4. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:

-Родство по линии матери какими терминами обозначают?

-Родство по линии отца какими терминами обозначают?



1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.

2. Отвечают
на вопрос, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

3. Высказывают собственное мнение по прочитанному тексту, делают выводы.



4. Знакомятся
с дополнительной информацией, анализируют ее; принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку
зрения одноклассников, приходят к единому выводу.


1. Индивидуальная работа.



2. Фронтальная работа.




3. Фронтальная работа.






4. Фронтальная работа.







Личностные: оценивают жизненные ситуации.


Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели
урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника и текстов дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно

предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты отделяют новое
от известного; выделяют главное.






VI. Первичное осмысление с проговариванием во внешней речи.

Задание
в рабочей тетради, № ,
с.


Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся.


Выполняют задание в рабочих тетрадях.


Парная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебном материале

VII .Самост. работа с само-проверкой по эталону.

Словарная работа

Приложение №4

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет как выполнить словарную работу.

Каждому ребенку создать ситуацию успеха.

Задание на соответствие.


Выполнение
словарной работы.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проверке работы каждый должен себя проверить- все ли он понял, запомнил.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебном материале

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Игра

«Жокей и лошадь»

Приложение №5

Научить учащихся использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

Нацеливает уч-ся на повторение и закрепление ранее изученного и включение новых знаний.

Класс делится на 2 группы: жокеи и лошади. Жокеям даются вопросы, «лошадям»-ответы. Надо найти правильный ответ


Повторить учебный материал

Фронталь

ная работа

Коммуникативные:

I Х. Итоги урока. Рефлексия

Рефлексия

«Дерево чувств»

Если я чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоко красного цвета, если нет, зеленого.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

индивид

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее за-дание

§ 31-31.

с. 156

Конкретизирует домашнее задание

1.Напиши пословицы о семье.

2. Составить родословную своей семьи.

3. Подготовить проекты, сообщения, связанные с обрядами охоты, переезды через перевал, аржан- суу.

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа














Приложение № 1

Ладная семья.

(китайская притча)

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл он к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпенье.

И в конце листа : сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

2. Определение идеи притчи.

Вопросы для обсуждения:

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Приложение №2 Воспитание детей в алтайской семье.
Ребенок является высшей ценностью семьи, рода, он всегда был и остается желанным. Рождение ребенка превращается в культ семьи и сопровождается комплексом ритуалов и обрядов, а также словами-благопожеланиями. С особым ликованием встречается рождение мальчика, который является продолжателем рода, хранителем семейных традиций. Его нарекают именем, созвучным с именами богатырей, сказочных персонажей: Темир - крепкий, как железо, Болот -гибкий, как сталь, Батыр, Кезер - величественный, как богатырь, воин. 
Кроме того, мальчиков нарекали именами реально живущих людей из числа родственников и знакомых, например, Санаа - ум, Сюмелю - ловкий, Бушулдай -быстрый, проворный, Эпчил - искусный, Балбан - силач, Дьалтанбас - храбрый, Ийделю - выносливый, Дьарлу -известный, Улужай - великий. 
Не менее продуманно в алтайских именах реализуется образ-эталон мужчины, отражающий высокие нравственные качества человека: 
• заботливость, доброта, дружелюбие (Нёкёр - друг, Надьылык - дружба, Дьёпту - согласие); 
• скромность, выдержанность (Айас - спокойный); 
• чуткость (Дьалакай - чуткий); 
• справедливость и честность (Ак-Санаа - честный, Чындык - справедливый); 
• доброта и щедрость (Дьымжай - добрый, Арбын -щедрый); 
• человеколюбие и гуманность (Дьалакай - гуманный, Нёкёр - друг); 
• совершенность и чистоплотность (Арунат, Чекчил - чистоплотный); 
• уважение и почтенность (Кюдюлей - уважаемый, Быйанду - благодетельный); 
• знание, ум, мудрость (Тюжюмет - разумный, Сагыш - ум); 
• достойность по отношению к своему народу, родине (Алтай, Эрдьине - драгоценный, Баркы - наследие) . 
Таким образом, имена являются воплощением 
образа умственно, физически и нравственно развитого и воспитанного мужчины (мужчина-эталон). 
В именах по-особому представлен образ женщины-эталона - личности духовно богатого, умного, красивого. Образ идеальной женщины сравним с красотой природы, предметов быта, небесных светил, цветов, зверей, птиц, драгоценных металлов; с умом и жизнестойкостью животных и деревьев и с мудростью народа. Поэтому при выборе имен девочек родители обращались к названиям: 
• небесных светил (.Тылдыс - звезда), Алтынай -золотая луна); 
• зверей и птиц (Тоорчык - соловей), Карлагаш -ласточка); 
• растений (Кызылгат - красная смородина, Кузук -орех, Чейне - пион); 
• драгоценных металлов (Алтын - золото, Монун -серебро); 
• предметов быта и женского труда (Торко - шелк, Чачак - кисточка, Кумуш - бархат, Чиме - резьба, украшение, насечка, Кумаш - кумач, Инекчи - коровница, Ёлёнчи - собирательница трав, Талканчы - делающая толокно - талкан) . 
В значительной степени собственные имена способствуют эстетическому воспитанию детей: быть красивым и привлекательным (Алтын - золото, Мёнун - серебро). Это, главным образом, имена девочек. Таким образом, имена являются словесными средствами воспитания. 

По достижению 5-6 лет детей учат практическим навыкам: садиться на лошадь, пасти домашний скот, растапливать очаг, присматривать за младшими братьями и сестрами. Таким образом, детям прививают первые трудовые навыки. Подростков обучают труду взрослых, родителей, например, мальчика - всему, что знал и умел делать отец: верховой езде, охоте и другим мужским занятиям. Девочки привлекаются лишь к легкой работе, помогают маме по дому, занимаются рукоделием. 



Приложение №3 Особенности родственных отношений в семье.

Исторически родовой строй алтайцев предусматривал безусловное господство мужчины.
Хранительницей семьи всегда была женщина. Культ матери был безграничен, ее сравнивают с образом Матери-Земли - Умай-Эне. 
В особый культ возводится отношение к старшим в семье - родителям, братьям и сестрам, а также предкам. Это выражается, прежде всего в обязательном знании имен своих предков до девятого колена, а также истории семьи и рода. Все это способствует формированию в сознании ребенка образа родового древа, представления своей роли в цепи истории рода и семьи, формирует ценностные отношения к семье, родителям, родному дому.

С раннего детства ценилось почтительное отношение и послушание старших (геронтотимия). В алтайской семье сохранился обычай, связанный с общим запретом на произношение имени старшего человека, и в настоящее время сохранилась как этическая норма в общении и поведении алтайцев. В свое время 
В. И. Вербицкий писал следующее о народностях Алтая: «...к старшим очень почтительны и уважительны. Дети не произносят имени своих родителей, как бы считая себя недостойными этой чести...» . 
Как пишет Е. М. Тощакова, «с малых лет воспитание детей сводилось к уяснению и строгому выполнению существовавших древних обычаев... По имени они не называли... всех своих старших братьев и сестер. При обращении к старшим обязательно в вежливой форме, на вы, дети должны были говорить «акам» - старший брат, «э]ем» - старшая сестра. Когда в юрте находились гости, посторонние люди, малышам следовало тихо сидеть в стороне, не мешая старшим вести разговор» . 
Вместо имени человека употребляются следующие термины, обозначающие родство по матери: таай э]е -старшая сестра матери, тетушка; таай - дядя по матери; таада, тайбаш, тайдак - дедушка по матери; ]аана, наана 
- бабушка по матери и др. 
Родство по линии отца обозначается терминами: ]аан 
э|е - сестра отца; аба, акы - старший брат отца, дядя по отцу; ака, аакы, эже, улда - дедушка по отцу. 
Вместо собственных имен пожилых людей употреблялись следующие термины почтительного обращения: акабыс, букв. «наш старший брат по роду деда», адайым - мой старший предок по отцу, а_|ый -старшая тетушка по отцу и др. . 
Культ старших и предков в народном воспитании направлен на сохранение в памяти поколений исторического быта, культуры и связан с традицией единства человека с семьей, родом, народом и всем миром. 


Приложение №4 Словарная работа

Задание на соответствие терминов и его значение

Соединить стрелками.

Тон Сапоги

Кысы Шуба

Чегедек Конский камус

Лыжи Женская одежда \



Приложение №5 «Жокей и лошади»


Алтайские зайсаны, написавшие письмо императрице Елизавете Петровне

Чугучакский договор

1864 год чем закончился?

Разграничение территории между Россией и Китаем


Ласточка -Карлагаш, (Кызылгат - красная смородина, Кузук -орех, Чейне - пион); 
• драгоценных металлов (Алтын - золото, Монун -серебро); 
• предметов быта и женского труда (Торко - шелк, Чачак – кисточка)- что означают эти слова?


Женские имена