Рабочая программа по ОПК 10-11 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Краснодарский край, г.Сочи______

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от _29.08___ 2016года протокол № 1

Председатель ___________ Г.А.Мухина

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По __ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ____________________________________

(указать учебный предмет, курс)



Уровень образования (класс) основное общее образование 10-11 класс_______

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)



Количество часов _68_ч._(2 года)______



Учитель Шевченко Наталья Владимировна



Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Бородиной А.В. «Основы православной культуры. История религиозной культуры». Издание седьмое, исправленное. М.: из-во «Основы православной культуры» 2009


Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» предназначена для учащихся 10-11-х классов и составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

- Федеральный базисный учебный план

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;

-программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Бородиной А.В. «Основы православной культуры. История религиозной культуры» издание седьмое, исправленное. М.: изд-во «Основы православной культуры» 2009.

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;

Программа к учебному пособию Бородиной А.В. «Основы православной культуры» предназначена для изучения данного курса в старших классах на базовом уровне и составлена из расчёта 1 час в неделю (10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа).


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

изучение православной религиозной традиции;

изучение истории христианства;

изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

изучение православной этики;

ознакомление с православным календарём;

знакомство с агиографией;

ознакомление с особенностями церковного искусства;

изучение устроения православного храма;

ознакомление с особенностями православного богослужения;

изучение церковнославянского языка;

ознакомление с мировыми религиями и сектами;

ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

ознакомление с основными видами православного богослужения;

формирование целостного восприятия мира;

воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

формирование культуры общения;

предупреждение возможных тупиков личностного развития;

воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

воспитание патриотизма;

формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

возрождение православных основ семьи;

пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


2.Содержание учебного предмета


10 класс.

Раздел 1. «ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?» — 1 ч.

Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии.

Раздел 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ» — 3 ч.

Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований.

Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Раздел 3. «КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ» — 2 ч.

Многообразие принципов классификации религий. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека.

Раздел 4. «МИФОЛОГИЯ» — 3 ч.

Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа.

Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии.

Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологические мифы о названиях племен, народов и стран.

Раздел 5. «АНИМИЗМ» — 4 ч.

Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии.

Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке.

Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм.

Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны.

Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма.

Раздел 6. «ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ» — 3 ч.

Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: части вместо целого, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях.

Очищение огнем и водой.

Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.

Раздел 7. «ВЕДИЙСКАЯ И БРАХМАНСКАЯ РЕЛИГИИ» — 5 ч.

Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед.

Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения.

Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения Веды — Упанишады.

Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты.

Раздел 8. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» — 5 ч.

Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея — демон-покровитель Эллады и пр.

Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология.

Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны.

Культовые обряды, архитектура, искусство.

Раздел 9. «РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА» — 3 ч.

Божества древних римлян.

Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии.

Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи.

Раздел 10. «РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН» — 5 ч.

Славянское язычество. Значение слова «язычество». Культ природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов.

Обряды погребения умерших.

Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни.


Тематическое планирование часов в 10 классе.

ИТОГО:


34 ЧАСА


11 класс

Раздел 1. «ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ» — 2 ч.

Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России.

Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в декларации о правах в 1789 г., поправка к Конституции США.

Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в советской России.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.

Раздел 2. «МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 1 ч.

Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности.

Раздел 3. «ХРИСТИАНСТВО» — 10 ч.

История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации.

Вселенские соборы. Основы христианского вероучения. Богослужение. Символ веры.

Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви.

Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь.

Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году.

Церковные реформы Петра I. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке.

Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. Особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации.

Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом.

Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма.

Раздел 4. «БУДДИЗМ» — 4 ч.

Происхождение названия. Возникновение учения. Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма.

Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», о сансарическом бытии. Культовая система буддизма.

История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии.

Раздел 5. «ИСЛАМ» — 4 ч.

Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен.

Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман — Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты культа. Система запретов и предписаний.

Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства.

Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.).

Раздел 6. «НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» — 10 ч

Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах.

Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения.

Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII–XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов.

Китайские религии. Древняя государственная религия — синизм.

Возникновение конфуцианстваДаосизм. Китайская философия.

Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова.

Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии.

Последующие пророки.

Отношение к учению Христа. Современный иудаизм.

Раздел 7. «СЕКТАНТСТВО» — 3 ч

История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.


Тематическое планирование часов в 11 классе.


ИТОГО:


34 ЧАСА



  1. Тематическое планирование (прилагается).

  2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  3. Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).


ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры:Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Справочная литература

3. Азбука христианства: словарь-справочник. / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997.

4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

  1. Демонстрационные пособия для работы в классе

5. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1011 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

1.​ Библейская энциклопедия. Пер. с англ. – Российское Библейское общество. – 1995.

2.​ Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

3.​ Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

4.​ Библейская энциклопедия. / Сост. Архимандрит Никифор. — М., 1990.

5.​ Василиадис Н. Библия и археология. – Афины – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

6.​ Варжанский Н. Оружие правды. — М., 1991.

7.​ Дудко Д. Выявление искусных. — М., 1995.

8.​ Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. – М.: АРТ-БМБ, 2002.

9.​ Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. — М., 1997.

10.​ Зеньковский С. Русское старообрядчество. — М., 1995.

11.​ Иллюстрированная история религии: В 2-х томах / Под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.

12.​ Коран. Пер. Крючковского И. Ю. — М., 1990.

13.​ Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. — М., 1999.

14.​ Лжеучения нашего времени / Сборник материалов из серии «Троицкий благовестник». — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

15.​ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000 г.

16.​ Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М., 2002.

17.​ Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. — М.: Белый город, 2003.

18.​ Православие для всех. / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

19.​ Православная традиция в художественном творчестве и общественной мысли(XIX–XX вв.): Вып. 1. Русская литература и религиозная живопись. Хрестоматия. / Сост. Мелехова Г. Н. — М., 2002.

20.​ Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и сектантство. — М.,1991.

21.​ Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря). — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.

22.​ Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда». — М., 1996.

23.​ Толковая Библия. — Стокгольм, 1988.

24.​ Тальберг Н. История христианской церкви. — М., 1991.

25.​ Флавий И. Иудейские древности: В 2 т. — М., 1994.

26.​ Христианство: энциклопедический словарь. — М., 1993.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания № ___ заместитель директора по УВР

Методического объединения учителей _______________ И.В.Экгардт

« » ______ 2016 г. « » _______ 2016 г.