Из опыта работы по модулю «Основы светской этики»
Яненко Людмила Васильевна,
учитель МБОУ Приполярная СОШ
Берёзовский р-н, ХМАО-Югра, Тюменская обл.
«Использование притч Монаха Варнавы (Санина)
в ходе преподавания модуля
«Основы светской этики»
«Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в них воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Они легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь.
Притчи являются важным опорным материалом в ходе преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ, и в частности, модуля «Основы светской этики», ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.
Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др., показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
Известно, что современный ребёнок плохо знаком с притчей как жанром художественного произведения, его особенностями, не умеет рассказать притчу в той или иной ситуации, использовав те возможности, которыми обладает этот жанр. Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.
Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление.
Свойства притчи:
Краткость.
Не требует доказательств.
Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации.
Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.
Строится на сравнении.
Предполагает мыслительную деятельность.
Притчи можно разделить на 2 категории:
1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;
2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.
Персонаж притчи — это чистый субъект нравственного выбора. Это один из основных принципов построения текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору.
Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Притчи выполняют различные воспитательные функции:
Функция зеркала, когда ученик может сравнить свои мысли, переживания с тем, что рассказывается в притче и воспринять то, что соответствует его собственному опыту.
Функция модели, когда ученик видит конфликтную ситуацию, в которой предлагаются возможные способы её разрешения с указанием на последствия.
Функция опосредования, где через модель ситуации ученик переносит своё поведение в той или иной ситуации.
Функция хранения опыта, при которой притча выступает носителем традиций и является посредником в межкультурных отношениях.
Виды учебных заданий по работе с притчами:
постановка учебных вопросов;
ответы на поставленные вопросы;
озаглавливание притчи;
выделение основных ключевых понятий, образов;
иллюстрирование притчи (в основном её смысла, вывода через рисунки, репродукции, фотографии и т.д);
приём незаконченной притчи (предположить, чем заканчивается притча, или вставить пропущенные слова);
инсценирование притчи;
загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка);
подбор пословиц, поговорок;
сравнение с басней (определить жанр);
сравнение и сопоставление нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;
определение ценностей, которые отражает притча.
В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.
Воспитательные и дидактические цели уроков ОРКСЭ помогает решать использование притч российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Санина). Его «Маленькие притчи для детей и взрослых» сочетают в себе духовность с народной мудростью, а простой, увлекательный, доходчивый язык этих поучительных историй позволяет читать их не только взрослым, но и детям. Эти короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают найти ответы на разные вопросы нашего бытия.
Примеры использования притч монаха Варнавы (Санина)
Совесть без муки
(Тема урока «Совесть»)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Вопросы для беседы:
- Как поступит герой притчи?
- Почему он вернет кошелек хозяину?
- Что помогает человеку отличить добро от зла? (Конечно же, это совесть.)
- В чем смысл притчи?
- Чему она нас учит?
Гордый ветер
(Тема урока: «Что значит быть моральным»)
Загасил ветер свечу и возгордился:
- Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!
Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:
- Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!
И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо. [pic]
Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.
Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!
… (Каков конец притчи?)
А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!
Задания для работы:
- Придумайте заглавие притчи.
- Как заканчивается притча? Что дальше произошло с ветром?
- Нарисуйте иллюстрацию к притче.
Совесть
(Тема урока: «Совесть»)
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился он в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек: - Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Вопросы для беседы:
- О каком моральном понятии идёт речь в притче?
- Почему человек хотел избавиться от совести?
- Как он это сделал?
- Смог ли человек жить без совести?
- Где, согласно притче, живёт человеческая совесть?
- Почему, когда человека поздравляли с днём рождения, он не возражал?
- Зачем людям совесть?
Кто сильнее?
(Тема урока: «Добро и зло»)
Шли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.
- Давай, - говорит зло, - испытаем, кто из нас сильнее?
- Давай! - согласилось не умеющее возражать добро. – А как?
- А пусть за нас два этих мужика поборются, - говорит зло, - я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!
- Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!
Сказано – сделано.
Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…
- Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать.
Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.
- Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?
- Погоди, - говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда!
Стали они смотреть, что дальше будет.
А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…
Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.
Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.
- Я, - говорит, - тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!
Ушли два мужика. А зло и говорит:
- Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило!
А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать - даже злу.
Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!
Вопросы для беседы:
- Так кто же сильнее? Почему?
- Сравните эту притчу о добре и зле с другой притчей об этих же нравственных понятиях.
- Каков нравоучительный вывод помогает нам сделать другая притча?
Притча о добре и зле.
Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
- Чем отличается от прочитанных выше притч китайская притча о добре и зле?
Китайская притча о добре и зле
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики
- Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
-Конечно, нет!
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет…
- Так иди и познай все это, воскликнул мудрец, - а, познав, не делай!
Незабудка. Притча о милосердии и любви к ближнему.
(Можно использовать на уроках «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»)
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…, а еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что, все-таки, хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Вопросы для беседы:
- Какие чувства испытывал цветок, когда рос в поле?
- Что он почувствовал, когда его сорвали и выкинули?
- Что чувствовали вы, когда вас незаслуженно обижали или причиняли боль?
- Что хотелось сказать обидчику или сделать с ним?
- В притче цветок дважды обрадовался, что он не крапива? Почему?
- Сравните эту притчу с еще одной притчей, написанной тоже монахом Варнавой.
Уголок милосердия
Надело милосердие лохмотья, взяло дырявую суму со старым посохом и отправилось узнать – есть ли еще для него место в мире.
Увидело оно огромный дом, и даже не дом, а целый дворец и обрадовалось:
- Хорошо стали жить люди, богато. Тут много места, наверняка найдется и для меня уголок!
Но не тут-то было!
В этот дворец его и на порог не пустили:
- Много вас тут шляется всяких! Ступай прочь, пока собак на тебя не спустили. Самим места мало!
Подошло милосердие ко дворцу поменьше, то есть, дому побольше. Там ему подали корку хлеба. Правда, так, что лучше бы не подавали. И тоже не пустили даже переночевать.
Третьим был совсем маленький дом, и даже не дом, а жалкая хижина.
- Ну, тут мне вообще нечего делать! – хотело обойти его стороной милосердие. Но хозяева сами вышли к нему, пригласили в гости, накормили, напоили. И стало оно там жить.
Не бедно и не богато. Но все, кто там гостил, говорили, что лучшего места на земле они еще не встречали!
Вопросы для беседы:
- Назовите главных героев притч. Похож ли сюжет?
- Нарисуйте, как вы себе представляете дома, в которые заходило милосердие.
- Почему милосердие осталось жить в жалкой хижине?
- Одинаков ли нравоучительный вывод этих притч?
В сборнике «Маленькие притчи для детей и взрослых» есть очень короткие притчи, состоящие из 2-3 строчек. Интересен сам поиск глубокого смысла в таких маленьких высказываниях. Работая над их содержанием, можно пропустить ключевое слово и дать учащимся задание, догадаться, какое по смыслу слово там можно вставить.
Истинная правота
Не тот прав, кого переспорить нельзя.
А тот –
Кого невозможно оспорить!
Гневная страсть
Вышел гнев из себя.
И теперь в каждого рад вселиться!
Труд и грех
Победил на соревнованиях труд.
А все почести, как всегда – тщеславию!
Река жизни
Будущее – как река.
С истоком из прошлого.
Русло которой может изменить настоящее.
Хитрая хозяйка
Строила гордыня себе дом.
А получился дворец.
Но всё равно в нём лесть поселилась.
Труд и лень
Звал труд лень дрова в лесу рубить.
Да, слушая её отговорки, сам дома едва не остался…
От жадности…
Заблудилась жадность в трёх соснах.
А все потому, что искала четвёртую!
Плоды зла
Захотел гнев дерево вырастить.
Да только дров наломал.
Вкус лжи
У сладкой лжи –
Всегда горький привкус!
Кривое зеркало
Смотрела в зеркало красота.
А отражалась – гордыня!
Делёж до конца
Делили жадность со скупостью каравай хлеба.
Да так и умерли обе от голода!
Потерянные часы
Сломал неразумный человек часы.
Чтобы время не так быстро бежало.
И даже не заметил, как прошла вся его жизнь…
Низкая высота
Чем выше глупость.
Тем ниже ум!
[pic]
Цель
Шёл человек по кривой дороге…
Прямо!
Да или нет
«Да» и «нет». «Нет» и «да».
Два полюса нашей совести…
А значит, и всей жизни!
Смысл жизни
Нашла зависть клад.
И закопала его обратно.
Ведь, если у неё будет всё,- то чему же тогда завидовать?
Лучшее зрение
Любовь даже во тьме дорогу найдёт.
Она ведь сердцем всё видит!
Два слова
Ранили человека словом.
И исцелили – словом!
Ложное обещание
- Глупец, глупец, когда поумнеешь?
- А когда вы сами слегка поглупеете!
Самая короткая притча
Жил был заяц, который не верил в то, что существуют охотники.
И только когда повстречался с ними в лесу, понял, что они действительно есть.
Но было уже поздно…
Интересны для работы на уроках загадки, составленные монахом Варнавой (Саниным).
Загадки
Добро и зло в одном доме живут.
С разными входами.
Почему?..
***
Зашли чревоугодие со сребролюбием в ресторан друзьями.
А вышли – врагами!
Почему?..
***
Надоело орлу каждый раз за добычей на землю спускаться.
И повелел он, чтобы его подданные сами по очереди
к нему летели.
Да так и не дождавшись, умер от голода…
Почему?..
(Задание: подберите русскую народную пословицу, раскрывающую смысл притчи.)
***
Довело уныние человека до отчаяния.
Которое жило на самом краю бездонной пропасти.
И – скорее обратно!
Почему?..
***
Спрятался, совершив грех, человек в самую дальнюю, тёмную комнату.
Чтобы его никто не видел. Даже глаза со стыда закрыл. Да всё равно у него ничего не вышло из этого!
Почему ?..
Народная мудрость гласит: «Учитель лишь указывает путь, а посвящённый идёт по нему».
Притчи монаха Варнавы (Санина) можно использовать не только на уроках ОРКСЭ, но и во внеурочной деятельности (классные часы, внеклассные мероприятия, кружки общекультурного направления по ознакомлению с правилами этики и нормами морали, по формированию коммуникативной компетенции).
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Для справки
Евгений Георгиевич Санин
Монах Варнава (Санин)
Родился 10 июля 1954 года. Детство и юность прошли в г.Буденновск Ставропольского края. В 1975 г. окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. По профессии — военный журналист. С 1975 по 1981 год был военным корреспондентом и корреспондентом ТАСС на БАМе. По увольнении из армии работал в областных газетах Вологодской, Волгоградской, Тульской и Московской областей, в АПН, после чего полностью перешёл на писательскую работу. 10 октября 2009 года принял монашеский постриг в малую схиму с именем Варнава, в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского Чудотворца.
Автор более 100 книг и брошюр, в том числе: [pic]
- серии художественных книг «Тайна рубинового креста» (повестей: «Святая — святым!», «Динарий кесаря», «Белый гонец», «Мы — до нас!», «Чудо из чудес» в 2-х томах), ставшей лауреатом престижного VI открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая книга для молодежи»;
- семи томов «Маленьких притч для детей и взрослых»;
- пяти томов маленьких рассказов «Сегодня и вчера»;
- исторических повестей и романов о временах античности и Древней Руси («Приди и виждь», «Иду на вы!», «Божий суд», императоры — Август, Тиберий, Калигула, Клавдий), исторической драмы (романа в стихах) «Дань Мономаха»;
- документальных повестей и рассказов «Вера», «Исцеление Вечностью», «”Грешная” каша», «Живые свечи», «Дом Николая Чудотворца» и др.;
- написанной в соавторстве книги «Советы идущему в церковь», брошюр «Осторожно, витаМИНЫ», «Благословение на лечение ― советы православного врача» и др.;
- исторического романа-дилогии «Колесница Гелиоса» (1993 г., тираж 100 тысяч экземпляров), недавно переизданного в новой редакции двумя отдельными книгами под названием «Око за око» и «Завещание бессмертного»;
- многих поэтических сборников (среди них — «Душа России», «Встреча» — избранное в двух томах, «Наедине с душой моей», «Плач по России» в двух книгах, «Духовная поэзия», «Крестный путь», «Росский крест», «Два каравана», «Крещенский дождь», «Я на колени опускаюсь…», «Зимний соловей», «Лирические чётки») и др.;
- ряда книг стихов и рассказов для детей и взрослых: «Духовная азбука», «Православная энциклопедия для самых маленьких — в стихах», «БОГ и мир», «Необыкновенный букварь», «Папу с мамой я люблю», «Я люблю ходить в детсад», «Тучка-лейка» и др., - поэтической сказки «Душа-Царевна», ставшей лауреатом на VIII Международном театральном форуме «Золотой Витязь»;
- более 1500 публикаций в газетах и журналах, а также автор текстов около двухсот песен на духовные темы (в числе авторов музыки и исполнителей: игумен Иосиф (Дьяченко), Александр Барыкин, Юлия Берёзова, Мария Курганова и др.).
12