37
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук Юных Исследователей
Наименование секции: архитектура и дизайн
Исследовательская работа
тема: «Востребованность симметрии и стилей в архитектуре центра города Ростова-на-Дону»
Автор работы:
Кирсанова Вероника Вячеславовна 11«Б»
МБОУ лицей №51 им. Б.В. Капустина
Кировского района
города Ростова-на-Дону
Руководитель:
Овчар Людмила Леонидовна,
учитель математики.
г. Ростов-на-Дону
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Симметрия и стили в архитектуре центра города Ростова-на-Дону ……… 5
1.1. История развития архитектуры города …….…………………………………5
1.2. Симметрия и стили в архитектуре города….……………………..………… 6
1.2.1. Симметрия и стили в архитектурных памятниках…..……..………….……6
1.2.2. Симметрия и стили современных зданий ………………..…………… 8
2. Исследование востребованности симметрии в архитектуре
города Ростова-на-Дону……….……………………….……………….…………. 9
2.1. Организация исследовательской работы……..…………………………….. 9
2.2. Содержание и методика проведения тест-опроса…..………………..………9
2.3. Анализ результатов исследовательской работы…..………………………… 9
Заключение ..………………………………………………………………………..12
Список литературы….……………………………………………………………...13
Приложение 1 ……………………………………………………………………15
Приложение 2 ……………………………………………………………………19
Приложение 3 ……………………………………………………………………22
Приложение 4 ……………………………………………………………………27
Приложение 5 …………………………………………………………………… 30
Приложение 6 ……………………………………………………………………..36
Приложение 7………………………………………………………………………37
Введение
В последние годы центр города Ростова-на-Дону активно перестраивается и реконструируется. Вопросы: «Какой хотят видеть архитектуру города ростовчане? Будет ли она удовлетворять запросам и мнениям жителей города с точки зрения применения стилей, симметрии-асимметрии форм?», – послужили основой для определения цели нашей работы.
Актуальность нашей исследовательской работы определяется перспективой развития архитектуры центра города Ростова-на-Дону с учетом запросов и мнений жителей с точки зрения применения стилей, симметрии-асимметрии форм, в связи с износом старого жилого фонда, развитием современной инфраструктуры города, строительством новых жилых комплексов с одной стороны и необходимостью сохранения памятников архитектуры – с другой.
Объект исследования – архитектура центра города Ростова-на-Дону.
Предмет исследования – востребованность симметрии и стилей в архитектуре центра Ростова-на-Дону.
Цель исследования – определить перспективы развития архитектуры центра города с точки зрения использования симметрии, стилей, опираясь на мнения жителей города и специалистов в области архитектуры и строительства.
Гипотеза:
1) симметрия в архитектуре центра города будет востребована если:
используется при строительстве жилых зданий;
заказчиком или архитектором строительства будет человек среднего или старшего возраста;
жители города предпочтут традиционные стили: классицизм, модерн, эклектику;
2) сангвиники и меланхолики будут предпочитать, в основном, симметрию в архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках. Холерики и флегматики предпочтут в большей степени асимметрию.
Для достижения цели нами были определены следующие задачи:
- изучить архитектурный, исторический, математический аспекты развития архитектуры центра Ростова-на-Дону с точки зрения использования в ней симметрии и стилей; (см. Приложения 1,2,5)
- собрать фотоматериалы и проанализировать их с точки зрения использования в ней симметрии и стилей;
- провести и проанализировать тест-опрос предпочтений симметрии-асимметрии, стилей в архитектуре, ландшафтном дизайне, памятниках среди учащихся и студентов, изучающих архитектуру и строительство, специалистов в области архитектуры и строительства, а также других жителей города в зависимости от возраста, профессии, темперамента.
- взять интервью у специалистов в области архитектуры и мировой художественной культуры на выявление личных предпочтений в перспективе развития архитектуры центра города.
- создание авторского архитектурного образа на основе проведенной исследовательской работы.
Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение, опрос, статистический.
Симметрия и стили в архитектуре центра города Ростова-на-Дону
1.1. История развития архитектуры города
Возникновение города Ростова-на-Дону и начальный период его истории связаны со строительством Темерницкой таможни и крепости Святого Димитрия Ростовского – это явилось началом истории его архитектуры.
По данным, дошедшим до наших дней, есть основания утверждать, что этот период был временем использования простейших форм построек.
11 мая 1811 г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону – два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIX века крепостью Святого Димитрия Ростовского, получили первые генеральные планы, утвержденные царем Александром I, и начинают интенсивно развиваться. Именно тогда была заложена планировочная сетка кварталов, намечены площади, основные транспортные направления, отразившие стройную ясность классицизма.
Возрастает число построек, расширяется их типология. Благоустраиваются площади. На них сооружают торговые ряды, «каменные корпуса для розничной торговли…,множество деревянных лавок». В эти годы появляются гостиницы для приезжих, увеличивается число постоялых дворов.
Самым же массовым видом строительства остается строительство жилья. Планировочные решения центральной части Ростова-на-Дону определяются четкой сеткой улиц и проспектов, ориентирующих город вдоль реки Дон. Постепенно сформировавшаяся квартальная сетка уже предопределяет характер застройки.
В 1840 – 50-е гг. и до конца XIXв. преобладающей в российской архитектуре была эклектика.
Многообразие ее «стилей» (стилевых направлений) в российской архитектуре сводится к двум разновидностям. Первая восходит к господствовавшей в новое время ордерной традиции (неогрек, барокко, византийский, рококо). Вторая разновидность определяется возросшим интересом к неклассическому наследию, особенно средневековому (готический, романский, русский, византийский стили).
Конец XIX – начало XX в. Вносят в ростовскую архитектуру определенные, свойственные черты – некую эклектическую всеядность, столь близкую городским традициям разнообразия, многоликости. С окончанием гражданской войны в 1920-е годы в Ростове возобновляется строительная деятельность. Грандиозные перемены, происходившие в обществе, вызвали к жизни и новую архитектуру – конструктивизм ставший неотъемлемой частью самой эпохи. В 20 – 40-е годы формируются первые концепции градостроительного развития Ростова: застройка больших территорий домами-комплексами привела к трансформации сложившейся в городе квартальной формы застройки от фасадной с дворами-колодцами к периметральной и смешанной схемам застройки секционными типами жилых домов. В стилистике архитектуры получили отражение тенденции развития архитектуры советского авангарда.
В ростовской архитектуре в предреволюционные годы довольно большое влияние получила неоклассическая архитектура, в эклектике (и даже модерне) симметрия, соразмерность пропорций, ордерные элементы – достаточно частые явления. Пережив в 20 – 30-х годах конструктивизм, в 40-х годах XX века уступил место неоклассической эклектике.
В 50 – 70-х годах строительство жилых домов осуществлялось по типовым схемам строительной индустрии и художественные задачи не решались в достаточной мере. И только в строительстве крупных общественных зданий можно было придать разнообразие монотонной среде.
В 80 – 90-е годы ростовские архитекторы предпочитают: лаконичности – многообразие, универсальности – индивидуальность, индустриальной самодостаточности объектов – адаптацию их в городской среде. [8]
Многообразие стилей и архитектурных форм позволило нам увидеть полную картину исторически сложившихся предпочтений градостроителей.
Нами были сфотографированы и рассмотрены с точки зрения применения стилей, симметрии-асимметрии форм 21 архитектурное сооружение. Анализ наиболее ярких представителей архитектурных памятников и современных зданий приведен в следующем параграфе.
1.2. Симметрия и стили в архитектуре города
1.2.1. Симметрия и стили в архитектурных памятниках
Ростовская контора Госбанка и фонтан со львами.
В 1900-е годы первоначальное двухэтажное здание конторы Госбанка (см. рис.10 Приложения 3) на углу Большой Садовой улицы и Среднего проспекта по своим габаритам и оборудованию уже не удовлетворяло ее деятельности. Для составления проекта члены правления Ростовской конторы пригласили молодого, но уже известного в Петербурге зодчего Марияна Марияновича Перетятковича (1872-1916 г.).
Проект Ростовской конторы Госбанка М.М.Перетяткович разработал в 1910 году. Расчет купола выполнил профессор Института гражданских инженеров П.И.Дмитриев. Автором скульптурного декора фасадов и операционных залов стал петербурский архитектор Л.А.Дитрих. Оформление интерьеров разрабатывала выпускница женских политехнических курсов архитектор Л.Н.Флерина. Декор фасада, колонны, аттик со скульптурной группой Ростовской конторы Госбанка обладают осевой симметрией.
Здание банка, выполненное в архитектурных традициях неоклассицизма, замкнуло торец квартала, выходящего на площадь, и организовало ее восточную сторону. Между ним и храмом Александра Невского образовалось пространство, которое требовало архитектурного оформления. По замыслу зодчего в 1916 перед фасадом, на противоположной стороне проспекта, был сооружен архитектурно-скульптурный комплекс с фонтаном, включающий изваяния лежащих львов. Их исполнил скульптор Я.З.Вейде.
Основа комплекса – полукруглый в плане фонтан (см. рис. 9 Приложения 3), по углам которого установлены тумбы со львами, напротив них - шары на постаментах. Фонтан с трех сторон окружала просторная площадка на высоком цоколе, огражденная балюстрадами. Вдоль проспекта комплекс ограничивали протяженные парапеты-скамьи. Далее вдоль улицы и вверх по проспекту их продолжали низкие парапеты. Бетонные изваяния львов со скрещенными лапами, украшенные декором удачно сочетались с упрощенной трактовкой парапетов, постаментов и тумб. Фонтан обладает симметричностью композиции, относительно плоскости фронтально проходящей через ее центр.
Такой лаконичный садово-парковый комплекс органично объединил разные по стилю здания - Храм и контору Госбанка, которая стала одним из последних и лучших творений М.М.Перетятковича.
Площадь Советов.
В 1949 году творческая группа, включавшая профессора доктора архитектуры В.Н Семенова, архитекторов Я.А. Ребайна, М.И. Тараканова, разработала проект реконструкции центра города, который уточнил концепцию генплана. По проекту площадь Советов (см. рис.7, рис. 8 Приложения 3) становится главной административной площадью города. Она являлась важным планировочным узлом, стягивающим его главные транспортные магистрали. Тогда уже намечалось строительство Ворошиловского моста, которое должно было определить один из главных въездов в Ростов. Само пространство площади, сохранившее четкую систему улиц, формировалось масштабом строений и отдельных архитектурных элементов, дающих направление движению и взгляду. Облик всех восстанавливаемых и реконструируемых зданий отразил неоклассическое направление советской архитектуры тех лет, воплощающее тему победы в Великой Отечественно войне. Все строения объединялись в единый архитектурный ансамбль, отличающийся образной насыщенностью и торжественностью.
Реконструкция активно началась с 1949 года. В середине 1950-х завершилось строительство комплекса северной стороны площади, тоже по более лаконичному и реалистичному варианту.
Восстановление Дома Советов затянулось до начала 1960-х годов. Законченное здание своими художественными достоинствами значительно уступало соседним административным, возведенным в середине 1950-х.
Окончательно главным городским перекресток стал в 1965 году, когда был сооружен бетонный мост через Дон в створе Ворошиловского проспекта (инженер Н.И. Кузнецов). В середине 1960-х площадь представляла собой сложившийся комплекс общественных и жилых зданий, объединенных значительным стилевым единством. Композиционным центром его неожиданно стал сквер, по счастью избежавший триумфальных колонн и монументов. Зеленый партер был организован вокруг центральной клумбы, занимавший место былого храма. В начале 1970-х в центре сквера, заняв южную часть фундаментов былого храма Александра Невского был возведен монумент, посвященный героям гражданской войны. С точки зрения ландшафтного дизайна расположение клумб, посадка деревьев представляет собой симметричную композицию относительно плоскости, проходящей фронтально через ее центр.
Само здание Дома Советов, являясь ярким представителем неоклассического стиля, обладает присущей этому стилю симметрией форм. [8]
1.2.2. Симметрия и стили современных зданий
Ростовский ЦУМ (см. рис. 1 Приложения 3), расположенный на углу улицы Большой Садовой и Буденновского проспекта, реконструкция которого прошла недавно в своей архитектуре сочетает симметрию модулей фасада здания с асимметричностью эксколатора, расположенного по диагонали фасада с внешней стороны. Асимметрию в архитектурную композицию также вносят башенные часы, расположенные на углу строения. Здание, построенное в стиле модерн, после реконструкции приняло современный облик и тяготеет к эклектическому стилю.
В архитектуре здания торгового центра «Афродита» (см. рис.2, рис.3 Приложения 3), расположенного на углу улиц Чехова и Большой Садовой присутствует смешение стилей, сочетание симметричных и асимметричных форм. Вид с улицы Большая Садовая (правая сторона) и вход в центр со стороны улицы Чехова обладают осевой симметрией. Архитекторы органично вписали современное здание в исторический центр города.
Одним из современных строений архитектуры является ресторанный комплекс на Набережной Дона (см. рис.4 Приложения 3). В его архитектуре присутствует сочетание стилей и характерное для современных строений асимметрия и симметрия форм.
Ярким представителем современной архитектуры является также кинотеатр «Ростов» (см. рис.5, рис.6 Приложения 3), расположенный по улице Большой Садовой на переулке Университетском. Само здание со стороны улицы Большой Садовой симметрично относительно плоскости, проходящей через центр архитектурной композиции. После реконструкции стиль архитектуры здания кинотеатра можно определить как модерн с элементами хай-тека.
Изучив вопросы истории развития архитектуры города, симметрии и стилей в архитектурных памятниках и современных зданий, можно прийти к следующим выводам: современная архитектура сочетает стили (эклектика) и симметрию и асимметрию форм, тогда как стили классицизм, модерн, неоклассика тяготеют к симметрии образов.
2. Исследование востребованности симметрии и стилей в архитектуре центра города Ростова-на-Дону
2.1. Организация исследовательской работы
В соответствии с поставленными задачами, нами были изучены архитектурный, исторический, математический, психологический аспекты (изучена литература по всем аспектам) развития архитектуры центра Ростова-на-Дону и использования в ней симметрии и стилей.
На основании собранных фотоматериалов был проведен анализ архитектуры зданий с точки зрения симметрии образов и стилей.
Был составлен, проведен и проанализирован тест-опрос предпочтений симметрии-асимметрии, стилей в архитектуре, ландшафтном дизайне, памятниках среди учащихся и студентов, изучающих архитектуру и строительство, специалистов в области архитектуры и строительства, а также других жителей города в зависимости от возраста, профессии, темперамента (объем исследования 150 человек).
Проведены интервью с Марченко Антониной Павловной Доцентом Академии Архитектуры и искусств ЮФУ кандидатом философских наук, преподавателем мировой художественной культуры и Волошиновой Любовью Феоктистовной, архитектором-реставратором и писателем на выявление личных предпочтений в перспективе развития архитектуры центра города.
2.2. Содержание и методика проведения тест-опроса
Структура теста включала в себя вопросы на определение возраста (1), профессиональной принадлежности (2), предпочтений симметрии-асимметрии в зданиях различной целевой предназначенности (5,6). Указывая предпочитаемые стили (7), опрашиваемый мог указать не один, а несколько или дописать свои, которые не были указаны в тесте. Третий и четвертый вопросы были заданы с целью выяснить мнение жителей о необходимости сохранения памятников архитектуры и реконструкции центра города. (см. Приложение 6)
Опрошены были обучающиеся архитектурного 11-х классов МБОУ лицея №51 им. Б.В.Капустина, студенты 3 и 5 курсов ААИ ЮФУ, архитекторы, строители (руководители), жители города. Опрос проводился анонимно, на добровольной основе.
2.3. Анализ результатов исследовательской работы
Анализ результатов опросов состоял в сравнении предпочтений в архитектуре с точки зрения симметрии-асимметрии форм, стилей и направлений по возрастам (до 30 лет, от 30 до 50 лет, более 50 лет), по темпераментам (холерик, сангвиник, флегматик, сангвиник), специалистов в области архитектуры и строительства с предпочтениями других жителями города.
В опросе о предпочтениях в архитектуре были заданы также вопросы о необходимости реконструкции и сохранения памятников архитектуры центра города. 100% опрашиваемых ответили утвердительно на оба вопроса, что говорит о гражданской позиции жителей и заботе о родном городе.
Проанализировав опросы по возрастам, (результаты опроса приведены в табл.1 (см. Приложение 4), диаграммы № 1-4 (см. Приложение 5)) нами было установлено: в архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне и памятниках молодые люди предпочитают асимметрию – 62%, люди среднего и пожилого возраста – симметрию – 97% и 74%. Независимо от возраста, в архитектуре жилых зданий опрашиваемые предпочли симметрию – 70%, 93% и 74% соответственно.
В архитектуре торгово-развлекательных комплексов молодые люди и люди среднего возраста предпочли асимметрию (89%, 100%), пожилого возраста – мнения разделились практически поровну 51% симметрию, 49% ассиметрию .
При выборе стилей в архитектуре было установлено: предпочтение классицизма людьми среднего и пожилого возраста (25,5% от предложенных стилей); готики – молодого и среднего возраста (17,5%); эклектики – в равной степени, независимо от вораста (11%). Молодые люди, также, предпочли модерн другим стилям (18%).
В среднем, по всем возрастам определялись стили – лидеры: классицизм –22%, готика – 14%, модерн – 14%, эклектика – 11%.
Были также рассмотрены предпочтения в архитектуре с точки зрения симметрии – асимметрии форм, стилей и направлений в зависимости от темперамента (см.табл.2 Приложения 4), (см. Диаграммы №5-9,Приложение 5 ).
Сангвиники, меланхолики и флегматики предпочитают симметрию в архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках. Холерики практически поровну разделили свои предпочтения относительно симметрии (49%) и асимметрии (51%). Так как, среди опрошенных по темпераменту определилось 30% холериков и 52% сангвиников, то именно на основании их опросов можно сделать вывод о предпочтениях среднестатистического ростовчанина. Независимо от темперамента в архитектуре жилых домов, ростовчане предпочитают симметрию – 78%. Также единодушны жители города во мнении использования асимметрии в архитектуре торгово-развлекательных комплексов – 81%. В отношении использования симметрии в архитектуре культурно-досуговых центров мнения разделились: за – 40%, против – 60%, причем сангвиники и холерики предпочли асимметрию – 65,5%, флегматики – симметрию – 58%, меланхолики – мнения разделились поровну.
При выборе стиля архитектуры наибольшее предпочтение было отдано: классицизму – 18%, эклектике – 13%, модерну – 17%. Готику предпочли холерики и сангвиники – 14%. Бионику – меланхолики 20%. Барокко: 17% флегматики и 18% меланхолики, холерики: модерн – 20%, конструктивизм – 14%.
Также был проведен анализ предпочтений специалистов в области строительства и архитектуры и жителей города, не относящиеся к этой отрасли (см. табл.3 Приложения 4) ),(см. Диаграммы №10-13 Приложение 5 ). В общем, в архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках специалисты предпочли асимметрию – 60%, другие жители города – симметрию – 88%. И специалисты и жители города были единодушны в предпочтении симметрии в архитектуре жилых зданий (76,5%), асимметрии в торгово-развлекательных комплексах (88%) и в культурно-досуговых центрах (61%).
В стилях архитекторы и строители предпочли: модерн (19%), готику (14%), классицизм (14%), эклектику (13%), барокко (10%). Другие жители города: классицизм (32%), готика (14%), эклектика (11%), модерн (12%).
Подводя итоги, можно отметить, что гипотеза, которую мы выдвигали в начале нашей работы, в целом, нашла свое подтверждение: независимо от возраста, профессиональной принадлежности, темперамента жители города в архитектуре жилых домов предпочитают использование симметричных форм. В архитектуре культурно-досуговых центров, торгово-развлекательных комплексов большее число опрашиваемых предпочли асимметрию. Молодые люди в архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках предпочитают асимметрию – 62%, люди среднего и пожилого возраста – симметрию – 74%. Сангвиники и меланхолики предпочитают, в основном, симметрию в архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках. Холерики и флегматики практически поровну разделили свои предпочтения относительно симметрии(51,5%) и асимметрии(48,5%). Напомним, что в гипотезе мы предполагали предпочтение холериками асимметрии форм. Результаты опроса можно объяснить тем, что среди холериков большую часть опрашиваемых составляют люди среднего и старшего возраста, предпочитающие симметрию.
И специалисты в области архитектуры и строительства и другие жители города были единодушны в предпочтении симметрии в архитектуре жилых зданий (76,5%), асимметрии в торгово-развлекательных комплексах (88%) и в культурно-досуговых центрах (61%).
Популярны среди жителей города стили: классицизм, готика, модерн, эклектика.
Заключение
Цель нашего исследования была выявить перспективы развития архитектуры центра города с точки зрения использования симметрии, стилей, опираясь на мнения жителей города и специалистов в области архитектуры и строительства.
В результате изучения литературы по теме исследования было установлено, что пропорциональность является наиболее ярким, зримым, объективным и математически закономерным выражением архитектурной гармонии. Вот почему на языке пропорций говорили зодчие всех времен и всех архитектурных направлений: древние египтяне и древние греки, средневековые каменотесы и древнерусские плотники, представители барокко и классицизма, конструктивисты и рационалисты, апологеты эклектизма и функционализма, поклонники “модерна” и “хай-тека”. [3]
Современная архитектура сочетает стили (эклектика) и симметрию и асимметрию форм, тогда как стили традиционные: классицизм, модерн, неоклассика тяготеют к симметрии образов.
Цель исследования достигнута – мы выявили, что жители города в архитектуре жилых домов предпочитают использование симметричных форм; в архитектуре культурно-досуговых центров, торгово-развлекательных комплексов – асимметрию. Наиболее перспективными для применения в архитектуре ближайшего будущего определены стили: классицизм, готика, модерн, эклектика.
Создан авторский архитектурный образ центра города Ростова-на-Дону на основе проведенной исследовательской работы (проект Образовательного центра в Ростове-на-Дону)
Процесс поисков дальнейшего развития и реконструкции Ростова-на-Дону в самом разгаре и верные проводники в этом поиске профессиональное мастерство и талант зодчего.
Список литературы
«Энциклопедический словарь юного математика»/сост. А.П.Савин. – М.: «Педагогика», 1985
Атанасян Л.С. и др. «Геометрия. 10-11 класс»/ учебник М.: «Просвещение»,2006
Атанасян Л.С. и др. «Геометрия. 7-9 класс»/ учебник М.: «Просвещение»,2006
Волошинов А.В. «Математика и искусство»/ М.: «Просвещение»,1992
Г.В.Есаулов,В.А.Черницина «Архитектурная летопись Ростов-на-Дону»/ изд-во «Малыш», Ростов-на-Дону,1997
Л.Ф.Волошинова «Перекресток столетий», изд-во «Донской издательский дом», Ростов-на-Дону,1997
Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В. «Я – архитектор. Моделирование пространства. Макет.»/ экспер-ое учеб.пособие, НПО «Школа», изд-во «Открытый мир», 2001
Ф.Н.Шемякин «Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений»// Вопросы психологии №4, 1968
Флоренс Литтауер «Скрытые резервы вашей личности» перевод с венгерского: Наталии Тарасевич/Минск, «Капитал»,2003
Якиманская И.С. «Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся»/М.: «Педагогика», 1989
Приложение 1
Основы архитектуры. Стили.
Сотни веков человек жил на Земле, строил свои жилища на разных участках ее поверхности, приспосабливаясь к неудобствам, любуясь причудливыми очертаниями окрестностей и плодами своих рук. Такое приспособление и любование и объединились в профессии архитектора.
В первую очередь архитектор решает, как расположить будущую постройку, – он создает план. План помогает соединить устремления человека, его потребности и Землю с ее особенностями и возможностями. Когда архитектор говорит о поверхности Земли с профессиональной точки зрения, он называет ее ландшафтом. Какие же виды ландшафта существуют? В первую очередь стоит разделять естественный, природный, ландшафт и искусственный, распланированный человеком. Поверхность Земли очень разнообразна, поэтому, приспосабливаясь к ее особенностям, люди разработали множество специальных, для каждого случая, систем организации жилой среды. Стоит выделить две основные группы этих систем. Первая – стихийные поселения, вторая, распланированные.
Организация больших городов – это планирование улиц и проспектов, или как их называют архитекторы, коммуникаций. Чтобы планировать города можно разделить на три основные группы: концентрическая организация, застройка вдоль центральной оси и совмещение того и другого.
Параллельно с развитием мастерства зодчих в организации жилой среды развивалось мастерство планирования и создания садов и парков, искусственных ландшафтов и прогулочных зон.
Тектоника - это искусство возведения сооружений.
Древнейшие сооружения. I уровень
На заре истории, пробуя создавать себе жилище, человек сразу открыл несколько основных конструктивных приемов. Вертикальная опора, укрепленная наклонными балками, превратилась в шатер – основу кочевой архитектуры. А стоечно-балочная конструкция – две вертикальные опоры, скрепленные горизонтальной перекладиной, - получила самое широкое распространение в строительстве стационарных жилищ.
С точки зрения тектоники в качестве основного строительного элемента и единицей измерения для пирамиды Хеопса стал идеально отшлифованный каменный блок определенного размера. Такой элемент в архитектуре называется модулем.
Две вертикальные опоры с перекладиной между ними – на этом принципе основано подавляющее большинство строений на Земле, как деревянных, так и каменных. Четыре вертикальных столба, скрепленные между собой горизонтальными верхними балками, - самая устойчивая конструкция. Ярче всего образный смысл вертикальных столбов передают кариатиды – скульптуры, олицетворяющие опоры здания. Подобные образы были распространены во всех древних культурах – в Греции, Америке, Вавилоне, Индии, Египте…
Ордер. II уровень.
Строечно-балочная конструкция стала основой, послужившей созданию ордерной системы Древней Греции, которая предопределила целую эпоху в развитии европейской архитектуры и не утратила своего практического значения до сегодняшнего дня. Это произошло потому, что идеальная геометрия греческого храма воплощала представления о божественной гармонии мира как о математическом совершенстве. Было использовано золотое сечение - ряд числовых соотношений, с помощью которых стали устанавливать пропорции архитектурных сооружений. Пропорциональность и ясность решения конструктивных элементов выражали убедительную тектонику – устойчивость, прочность и согласованность частей здания.
Традиция классической архитектуры канонизировала четыре типа ордеров: дорический, ионический, коринфский и тосканский.
Различают греческие ордера по форме капителей и пропорциям колонн. Но есть у них одна общая деталь – цилиндрическое тело колонны разбито на вертикальные каннелюры. С их помощью образ колонны демонстрирует связь неба и земли – кровли и фундамента.
Колоннада – основной элемент в облике греческих храмов, а соразмерность всех частей – главное достоинство античной классики.
В теории архитектуры греческая и римская традиции объединяются в понятие «античная архитектура».
В ряду гениальных зодчих, возродивших традиции античности, стоят Брунеллески и Микеланджело. Но ярче других первозданная гармония ордера проявилась в творениях Андреа Палладио. Именно его творчество вдохновило мастеров классицизма, которые спустя еще двести лет, в XVII веке вновь устремились к пропорциональной ясности греческого храма. После классицизма зодчие неоднократно обращались к традициям античной ордерной архитектуры.
Арка, свод, Купол. III уровень.
Продолжая разговор о тектонике, мы должны вернуться к античности. Если посмотреть на схему полуциркульной арки, то увидим, как на опорные столбы опирается дуга, состоящая из клинчатых камней с замковым камнем в центре. Скрепляя цементом кладку полуциркульных арок, можно было значительно увеличить проемы – пространство между опорами. Это позволяло увеличить и размеры зданий.
Именно в Древнем Риме получила яркое воплощение еще одна тектоническая система - аркада. Она тесно связана в архитектурных сооружениях Рима с ордером, но это уже не стоечно-балочная конструкция. Римляне, понимая значение своего достижения, выделили его в самостоятельный архитектурно-декоративный объект - триумфальную арку.
Полуциркульная арка явилась основой для нескольких изобретений. Так арки, установленные друг за другом, образуют цилиндрический свод. А пересечение двух таких перекрытий под прямым углом создает крестовой свод. Если же арку вращать вокруг вертикальной оси, то она будет описывать сферическую поверхность – купол. На многие века такая форма перекрытий становится основной в архитектуре христианского мира. Но самые выдающиеся образцы куполов, венчающие кресцово-купольные храмы, были созданы тоже в Италии, но уже в эпоху Ренессанса. В XV веке главный собор Флоренции – Санта Мария Фьоре – был увенчан необыкновенно большим и удивительно изящным куполом. Его создатель – Филиппо Брунеллески – один из основоположников Ренессанса. Купола Брунеллески и Микеланджнло отмечают границы времени Высокого Возрождения – его начало и его завершение. А купол собора Святого Петра – это еще и начало необычайно возвышенного и драматично напряженного архитектурного стиля – барокко. Барокко – это желание охватить пространство. Барокко – это стремление прорваться в небесную высь. В период барокко были художественно переосмыслены ордерная и аркадная системы тектоники, которые получили мощное скульптурное и декоративное развитие.
Еще одна арка – стрельчатая, заимствованная на Востоке во времена крестовых походов, становится конструктивной основой высочайшего взлета зодчества – готики. Это был взлет в самом прямом смысле слова. В небо устремились ажурные шпили, похожие на языки пламени, венчающие леса арок. Позднюю готику так и называют – пламенеющей. Эти наружные арки как бы продолжают внутренние аркады собора. Создается впечатление, что стен нет – только бесконечное разнообразие острых контуров стрельчатых арок. Готические соборы благодаря искусству тектоники стали уникальными явлениями в истории архитектуры. Родиной готики была Франция.
Тектоника XX века. IV уровень
Греческий ордер, римская аркада и готическая стрельчатая арка не заканчивают наш разговор о тектонике. XX век подарил миру новые открытия, которые можно назвать революцией в архитектуре. Родиной этого этапа в истории тектоники явилась Россия. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже был построен павильон СССР архитектора Константина Мельникова. Этот павильон продемонстрировал миру рождение новой эпохи в архитектуре. В нем проявилась главная художественная особенность тектонических систем современности – открытая демонстрация конструктивных средств, которыми архитектор создает образ здания. Иными словами, сама конструкция здания и является основным художественным средством.
Еще одна характерная черта новой тектоники – диагональ. Если ордер и аркады – это пропорциональные отношения вертикальных и горизонтальных элементов, если для готики существовала безудержная вертикаль, то новая архитектура берет на вооружение стремительность диагонали.
Кроме Мельникова, новые тектонические системы разрабатывали очень разные архитекторы и художники. Среди них – Казимир Малевич и Владимир Татлин. Малевич сформулировал новый подход к художественной форме – супрематизм, а затем, основываясь на своей теории, разработал архитектон. Архитектон лег в основу проектирования зданий из простых геометрических форм – одного из центральных направлений в архитектуре XX века.
В. Татлин создает гениальную инженерную конструкцию – модель памятника III Интернационалу, в котором должны были объединиться монумент, и помещения для администрации, и телеграфное агентство. Эти внутренние объемы имели формы куба, призмы, полусферы и цилиндра, вращающиеся с разной скоростью. В модели Татлина проявился новый художественный язык, сформулированный с помощью необычной конструкции, нетрадиционных материалов и техники.
К середине XIX века зодчим стало казаться, что все лучшее в архитектуре уже сделано и им осталось только совмещать черты различных стилей. Многие мастера стали искать источник вдохновения в национальных, народных традициях. Эти направления в архитектурном творчестве получили название эклектика, историзм, в России – «неорусский стиль». Но в это же время постепенно зарождалось еще одно направление, которое оказалось основополагающим для архитектуры XX столетия. Это направление опиралось на простую, но неожиданную идею: оказывается, человек – не единственный строитель на нашей планете. Архитекторы открыли для себя возможность изучать и использовать необычный, огромный по своему разнообразию опыт строительства в мире природы. Появилось новое направление научно-художественного освоения мира, получившая в дальнейшем название «бионика».
Модерн ( новый, юный, современный) – стиль о котором сейчас пойдет речь. Рубеж XIX – XX веков. За короткий промежуток времени мир стремительно меняется. Улицы, витрины магазинов, квартиры осветили электрическими лампочками. От направленного света стали по-другому проявляться архитектурные детали фасадов. Вечерние улицы и скверы теперь напоминают эффектные театральные декорации. Так возникает образ города XX века. Развитию этого направления также способствовали неожиданные открытия в технологии строительства. Это железобетон и конструкции из стандартных элементов (чугунных, стальных, алюминиевых).
Если облик готических соборов возник благодаря превращению каркаса в самостоятельный архитектурно-художественный образ, то в модерне становится возможным и каркас, и организацию пространства, и декор - все до мельчайших деталей подчинить первоначальному замыслу. Главными чертами стиля становится естественность и непредсказуемость, фантазия и рукотворность. Объявляется война прямым линиями симметрии. Привычный кубический объем здания превращается в скульптурно-пластический ансамбль. Фасады демонстрируют ассиметричную композицию своих деталей. Архитектурные формы приобретают плавные очертания. Даже окна и двери теперь воспринимаются как-то иначе. Если раньше архитектор представлял их проемами в букве «П», то теперь он изысканно прорисовывает их силуэт, подобный греческой букве Ω – омега. Силуэт Ω становится своеобразным знаком модерна, как в свое время для готического стиля – образ витражной розы. Мастера модерна определили основные направления в освоении архитектурой опыта живой природы, что проявилось в стремлении научиться у окружающего мира свободно организовывать пространство.
Лучшие творения зодчих модерна сломали стереотипы в подходах к архитектурному проектированию. Им удалось сформулировать новое понимание архитектуры как естественной организации пространства. Идеал, к которому стремились художники стиля модерн,- дом как единое произведение искусства.
Приложение 2
Симметрия в многоугольниках и многогранниках. Архитектура и математика.
И многоугольники и многогранники классифицируются также по степени их симметричности. Среди пирамид выделяют правильные: в основании у них лежит правильные многоугольник, а высота-перпендикуляр, проведенный из вершины к плоскости основания,- попадает в центр основания пирамиды.
Аналогом параллелограмма является параллелепипед; так же как параллелограмм, параллелепипед имеет центр симметрии, в котором пересекаются и делятся пополам все четыре диагонали (отрезки, соединяющие вершины, не принадлежащие одной грани). Правильные призмы в основании имеют правильные многоугольники , расположенные так, что прямая, проходящая через их центры, перпендикулярна плоскостям основания. Все правильные многогранники имеют довольно много самосовмещений - поворотов и симметрий, переводящих многогранник в себя.
Аналогично правильным многоугольникам на плоскости можно определить и правильные многогранники “вообще”: это выпуклые многогранники, ограниченные равными правильными многоугольниками и имеющие равные правильные многогранные углы. Оказывается, кроме трёх названных выше видов правильных многоугольников- правильного тетраэдра, куба и октаэдра- существует ещё только два вида правильных многогранников: додекаэдр (двенадцатигранник) и икосаэдр (двадцатигранник), ограниченные соответственно 12 правильными и 20 правильными треугольниками,- рис. 8, а, б. Эти два многогранника связаны между собой так же, как куб и тетраэдр (см Куб) центр граней додекаэдра является вершинами икосаэдра- рис. 9,- и наоборот.
Сам факт существования всего пяти действительно правильных многогранников удивителен - ведь правильных многоугольников на плоскости бесконечно много. [2]
Архитектура и математика.
И. Жолтовский писал “Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории”
Пропорция – это математика архитектурной гармонии.
Французский зодчий Франсуа Блондель (1618-1686) в своем “Курсе архитектуры” восторженно писал о пропорциях: “Нам приятно смотреть на некоторые соотношения тех готических зданий, красота которых, очевидно, возникла из симметрии и пропорций между целыми и частями и внутри отдельных частей, и видна, невзирая на уродливые трещины и скрывающие их украшения ”.
В чем же заключается сила архитектурных пропорций? В том, что архитектурные пропорции – это математика зодчего. А математика – это универсальный язык науки, по этому мы можем сказать, что пропорции – это универсальный язык архитектуры.
Пропорции являются важным и надёжным средством зодчего для достижения хрупкого и тонкого сбалансированного равновесия между целым и его частями, имя которому – гармония.
Пропорциональность является наиболее ярким, зримым, объективным и математически закономерным выражением архитектурной гармонии. Пропорция – это математическая закономерность, прошедшая через душу зодчего, это поэзия числа и геометрии в его архитектурном языке. Вот почему на языке пропорций говорили зодчие всех времен и всех архитектурных направлений: древние египтяне и древние греки, средневековые каменотесы и древнерусские плотники, представители барокко и классицизма, конструктивисты и рационалисты, апологеты эклектизма и функционализма, поклонники “модерна” и “хай-тека”.
В теории архитектурных пропорции называли совершенными те сооружения, в которых достигнута “точная соразмерность” всех частей с основной меры. И вот с тех пор “точную соразмерность” стали понимать как кратность всех частей сооружения основному модулю.
Модуль в архитектуре (от латинского modulus – мера) – это единица измерения, принимаемая для согласования размеров частей сооружения между собой и со всем сооружением. В качестве модуля в зависимости от особенностей конструкции и композиции здания принимались различные величины, например диаметр колонны в античной архитектуре иди диаметр купола в византийском зодчестве.
“Точную соразмерность теоретики Возрождения поняли арифметически: модуль должен целое число раз (“точно”!)” откладываться к каждой из частей архитектурного сооружения. Таким образом, в теории архитектуры допускались только рациональные пропорции, отношение целых чисел, а об иррациональных пропорциях не могло быть и речи.
Но сами шедевры древней архитектуры безмолвно взывали к обратному: античные пропорции основаны на иррациональных отношениях! В самом деле, ведь “точную соразмерность” частей и целого можно достигнуть и другим путём – геометрически.
Помимо гипотез, построенных на изучении геометрических свойств античных памятников, были и “материальные” свидетельства того, что древние пользовались иррациональными пропорциями.
Существует и ещё одно удивительное свидетельство мудрости древних. В Неаполе, в Национальном музее, хранится пропорциональный циркуль, найденный при раскопках в Помпеях. Пропорциональный циркуль является необходимым атрибутом архитектора. Он состоит из двух равных по длине ножек, скреплённых винтом наподобие ножниц, и позволяет (минуя вычисления!) для любого отрезка получать отрезок, находящийся с ним в заданном соотношении. Действие пропорционального циркуля основано на подобие треугольников и не требует особых комментариев (г). Так вот, помпейский циркуль наглухо закреплен в отношении золотого сечения! Это легко проверить, зная размеры циркуля, которые на рисунке (г) указаны в миллиметрах.
[pic]
Кроме помпейского, особый интерес представляет циркуль из Музея терм в Риме. Он также имеет длину вполовину римского фута- 146мм, но настроен на другую иррациональную пропорцию (больший отрезок-92мм, меньший-52) Геометрически эта пропорция означат отношение отрезка AD ко всей диагонали AC (см. с. 199). Как считает архитектор П. Ш. Шевелёв, именно с помощью такого циркулю был построен чертёж Прафенона.
Конечно, законы пропорциональности определяют только “скелет” сооружения, который должен быть правильным и соразмерным, как скелет здорового человека. Но помимо математических законов меры в недрах архитектурного шедевра непременно заложены и непознанные законы красоты: “как мера и красота скажет…”! Именно диалектика взаимодействия законов меры и законов красоты, которая часто проявляется в отклонениях законов меры, создаёт неповторимый образ архитектурного шедевра. [3]
Приложение 3
[pic]
Рис.1 Ростовский ЦУМ
[pic]
Рис.2 Торговый центр «Афродита»
[pic]
Рис.3 Торговый центр «Афродита»
[pic]
Рис.4 Ресторанный центр на Набережной
[pic]
Рис.5 Кинотеатр «Ростов»
[pic]
Рис.6 Кинотеатр «Ростов»
[pic]
Рис.7 Площадь Советов.
[pic]
Рис.8 Площадь Советов.
[pic]
Рис.9 Фонтан.
[pic]
Рис.10 Государственный банк.
Приложение 4
Таблица 1
Предпочтения жителей города Ростова-на-Дону в архитектуре с точки зрения использования симметрии и стилей по возрастам.
До 30 лет (%)
От 30 до 50 лет (%)
Более 50 лет
(%)
Сред знач
(%)
Формы
Предпочтения
сим
асим
сим
асим
сим
асим
сим
асим
В архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках
38
62
97
3
74
26
70
30
2.1 В архитектуре жилых домов
70
30
93
7
74
26
79
21
2.2 В торгово-развлекательных комплексах
11
89
-
100
51
49
21
79
2.3 В культурно-досуговых центрах
40
60
50
50
65
35
52
48
3.1 классицизм
16
30
21
22
3.2 готика
16
19
8
14
3.3 эклектика
13
9
11
11
3.4 модерн
18
14
10
14
3.5 бионика
7
6
8
7
3.6 барокко
11
7
5
8
3.7 неоклассика
1
3
2
2
3.8 хай-тек
4
4
2
3
3.9 конструктивизм
3
3
15
7
3.10 минимализм
8
3
-
4
3.11 стиль, связанный с национальными особенностями
3
2
18
8
Таблица 2
Предпочтения жителей города Ростова-на-Дону в архитектуре с точки зрения использования симметрии и стилей по темпераменту.
Сред знач (%)
Формы
Предпочтения
сим
асим
сим
асим
сим
асим
сим
асим
сим
асим
1.В архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках
63
37
49
51
60
40
54
46
57
43
2.1 В архитектуре жилых домов
78
22
81
19
80
20
71
29
78
22
2.2 В торгово-развлекательных комплексах
7
93
14
86
40
60
15
85
19
81
2.3 В культурно-досуговых центрах
27
73
40
60
50
50
58
42
40
60
3.1 классицизм
20
12
22
21
18
3.2 готика
13
17
-
12
11
3.3 эклектика
12
12
20
8
13
3.4 модерн
8
20
20
20
17
3.5 бионика
7
8
20
-
9
3.6 барокко
5
7
18
17
12
3.7 неоклассика
1
2
-
8
3
3.8 хай-тек
9
4
-
2
4
3.9 конструктивизм
6
14
-
6
6
3.10 минимализм
9
4
-
6
5
3.11 стиль, связанный с национальными особенностями
10
-
-
-
5
Таблица 3
Предпочтения специалистов в области архитектуры и строительства и других жителей города Ростова-на-Дону с точки зрения использования симметрии и стилей.
Сред знач (%)
Формы
Предпочтения
сим
асим
сим
асим
сим
асим
1.В архитектуре офисных зданий, ландшафтном дизайне, памятниках
40
60
88
12
64
36
2.1 В архитектуре жилых домов
69
31
84
16
76.5
23.5
2.2 В торгово-развлекательных комплексах
10
90
14
86
12
88
2.3 В культурно-досуговых центрах
40
60
38
62
39
61
3.1 классицизм
14
32
23
3.2 готика
14
14
14
3.3 эклектика
13
11
12
3.4 модерн
19
12
15
3.5 бионика
8
8
8
3.6 барокко
10
6
8
3.7 неоклассика
4
3
3
3.8 хай-тек
4
5
6
3.9 конструктивизм
5
3
4
3.10 минимализм
8
-
4
3.11 стиль, связанный с национальными особенностями
1
4
3
Приложение 5
Диаграмма № 1,2,3,4.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Диаграммы № 5,6,7,8,9.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Диаграммы № 10, 11,12,13.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Приложение 6
Психология восприятия образов. Типы темпераментов.
Проблема восприятия и представления пространства имеет три стороны: первая из них относится к окружающему человека материальному пространству, вторая - к геометрическому, а третья к мировому пространству. Под материальным подразумевается пространство, существующее объективно, независимо от сознания человека. Человек воспринимает и способен воспринимать только материальное пространство, геометрическое пространство является воображаемым и не существует объективно. Это – идеальное пространство, основанное на системе геометрических аксиом. Материально пространство изучается физикой и геометрией.
Исследования восприятий и представлений об окружающем человека материальном пространстве имеют дело с чувственным отображением величин и фигур, расстояний и направлений, а также глубины.
Пространственные восприятия и представления не обусловлены каким-нибудь одним органом чувств, они базируются на совместной деятельности многих анализаторов, при обязательном участии двигательного. [1]
В исследованиях Якиманской И.С. было показано, что преобразования, приводящие к изменению пространственного положения фигуры, к которым относится осевая симметрия, симметрия относительно плоскости выполняются учащимися и студентами в 97 случаях из 100. Значит, задача определения симметричности-асимметричности форм выполняется практически со 100% вероятностью. [5]
Типы темпераментов.
Еще в четвертом веке до нашей эры Гиппократ различал четыре типа темперамента личности: сангвиник, меланхолик, флегматик и холерик.
Сангвиники умеют налаживать отношения, могут образно и ярко выражать свои мысли, умеют публично выступать. Меланхолики углубленно мыслят и детализируют подробности, идеально ведут записи, реестры, письменные указания, стоят графики, анализируют сложные проблемы, недоступные другим. Холерики быстро принимают решения, строгие и требовательные руководители. Флегматики хороши в ситуациях, требующих компромиссного и мирного решения, в бурных ситуациях, нуждающихся в рассудительном, степенном человеке, усидчивы и всем симпатичны. [6]
Приложение 7
[pic]