Материальная культура казачьего населения Кубани в XX веке.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южнорусской культуры.

Особенно интенсивно это процесс проходил в конце XIX- начале XX веков. Мы располагаем интересным историческим материалом, который даёт возможность представить Материальную культуру казачьего населения края. Это, прежде всего, памятники материальной культуры, собранные экспедициями музея-заповедника и музеями края: одежда, предметы домашнего обихода, мебель, предметы народных ремёсел, старинные фотографии.

Характеристику казачьего хозяйства, традиционно-бытовой культуры дают труды дореволюционных исследований Ф.Щербины, М.Попко, С.Сошина, Е.Фелицына, Л.Македонова и др.

Из современных исследований необходимо отметить работы В. Голубуцкого, А. Фадеева, Л. Лаврова, В. Ратушняка, Н. Бондаря. Влияние экономического уровня казачьего хозяйства на размеры и число жилых и хозяйственных построек ярко прослеживается по купчим, которые публиковались в газете "Кубанские областные ведомости".

Поселения и жилища.

Большая часть современных казачьих поселений Кубани была основана в конце XVIII и в течение XIX века в процессе заселения края.

Северная и северо-западная часть края, получившая название черноморских станиц, первоначально заселялась в основном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы так называемые линейные - русским населением. Черноморские казаки при устройстве своих станиц придерживались старых запорожских традиций, создавая свои курени вблизи степных речек, на удобных для скотоводства и земледелия участках. По данным краеведа Е. Д. Фелицына с 1809 г. кубанские курени стали называться куренными селениями, с 1840-х гг.- станицами, как и в других казачьих регионах России. В начале XIX в. в каждом селении было в 'среднем до 100 дворов. По предписанию войскового начальства селения полагалось застраивать прямыми и широкими улицами с центральной площадью и собором посередине. В условиях военного времени в целях обороны селения окружались глубоким рвом и земляным валом, ворота охранялись караулом. Почти одновременно с поселениями черноморцев возникали станицы линейных казаков. На землях станичных юртов появились хутора и зимовники.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. кубанские станицы во много раз превышали размеры русских крестьянских селений. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. в кубанских степных станицах насчитывалось, В среднем 1 тыс. и более хозяйств; в предгорных станицах было до 400 дворов. В 1890-е гг. в состав Кубанской области входило 212 станиц, 60 поселков, 29 ,крестьянских селений. Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями. Дом и хозяйственные постройки подворья располагались по усмотрению хозяина. Дома, интерьеры жилища обычно соответствовали специальному положению казачьей семьи.

В XIX и начале ХХ в. на значительной части, степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки

, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты, жилищ степных и лесостепных районов Украины. Терминология отдельных деталей жилища была и остается до настоящего времени различной: в западных районах она в основном украинская, в восточных - русская. В восточных районах Кубани сказалось также влияние домостроительства донского казачества и населения южнорусских районов.

Этнограф А. Сошин, побывавший в Кубанской области в конце XIX В., отмечал:

У казаков Кубанской области есть некоторое разнообразие в типах жилых построек. По форме жилые постройки почти везде одинаковы, с небольшими вариациями в деталях. Они представляют прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин - 71,1 см) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей, разделенной на две части или холодными нежилыми, сенями, или внутренней глухой стеной, как в первом, так и во втором случае жилье состоит из двух хат: "мала хата", или' кухня; и "велика хата", или чистая половина. Каждая усадьба огораживалась со стороны улицы и смежных владений. Со стороны улицы оградой служили: глиняная стенка, "лиска" (камышовая изгородь), деревянный забор; в юго-восточных районах часто делали 'плетеную изгородь. Интересные воспоминания дают старожилы черноморских станиц по устройству "лиски". Для изгороди рыли канаву шириной5-6 вершков (вершок - 4,4 см), в нее пучками ставились камыш, пучок посередине переламывали и несколько наискосок верхушками опускали в канаву. Для устойчивости концы камыша засыпались землей, получались легкие, красивые и дешевые изгороди.

Типичное казачье подворье среднего достатка состояло из общего плана с жилыми и хозяйственными постройками, приусадебного участка и запашной земли, которая находилась за станицей. Известный кубанский исследователь Л. Я. Апостолов писал: "Дом казака среднего достатка устраивался, обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой - он обязательно обмазывался глиной и белился".

В каждом подворье находились колодец и летняя печь ("кабица"), а из хозяйственных построек - сараи, "саж" для свиней, конюшня, "погребник". Состоятельный хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц, амбары. Для сельскохозяйственных работ использовались бороны, плуги, терки, катки, ручные веялки, жатки, серпы, косы, конные грабли и сеялки.

Украшением жилища служили деревянные карнизы, наличники с резьбой, чаще рельефной или сквозной. В некоторых черноморских станицах крышу крыли пучками соломы или камыша так искусно, что на ребрах скатов получались красивые гребни. Для украшения крыши на гребне устанавливались "коньки". В восточных районах края во второй половине XIX -начале ХХ в. широко распространяются и круглые дома. Их строили рублеными, турлучными, часто с железной крышей или черепичной. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

Внутреннее устройство убранство кубанского жилища.

В первой комнате - "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные деревянные лавки ("лавы"), небольшой круглый стол ("сырно"). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", деревянная кровать. Во второй комнате, "великой хате", в интерьере преобладала добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды - "горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами ("рушниками") семейные фотографии, цветные литографии с изображением православных святых мест; картины местных художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду l-й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьер. Они были традиционными семейными реликвиями. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-е годы. Первыми фотографами были и казаки и иногородние. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, народные праздники, похороны. Много фотографий запечатлели период l-й мировой войны, когда в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получали фотографии с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Но, как и многие памятники материальной, традиционно-бытовой культуры, казачьи фотографии уничтожались в 19ЗО-е гг. Их запрещали хранить, стирая народную память.

Центральным, святым местом в кубанском жилище был

"красный угол", где располагалась "божница" в форме большого киота; состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола "угольника". Часто иконы, рушники украшались и бумажными цветами.

В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи; пасхи, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства, которые изготовлялись в основном из конопли или фабричной ткани - "миткаля". Часто рушники богато орнаментировались, обшивались с двух поперечных концов кружевом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью. Преобладал растительный орнамент, мотивы вазона с цветами', геометрические фигуры, парное изображение птиц. Приведем описание внутреннего, устройства кубанской хаты, данное в рассказах П.Тарана - "Черноморская старина": "В переднем углу под образами стоял стол, накрытый белой полотняной скатертью с красными поперечными полосами по краям. На столе - "паляница". Образа помещаются на узкой полочке - "божнице". Перед образами три цветных лампадки, украшенных бумажными голубками. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лава. Налево от двери - большая печь, от печи до передней стенки - "пил". Возле печи, на углу стол с каганцом. Возле лавы - ступа".

. Домашняя утварь.

Многие предметы домашней утвари изготовлялись в каждом хозяйстве. Так, например, ткачество давало материал для одежды, украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению и до совершеннолетия успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, "настольники", рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служила в основном конопля - и овечья шерсть. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были: "станы" - ткацкие станки, "пряхи" - прялки, "донца" - гребни для изготовления конопляных нитей, "буки" - бочки для отбеливания холста. Многие предметы домашнего обихода изготовлялись из дерева. Особенно этот' промысел был развит в казачьих семьях линейных и закубанских предгорных станиц, богатых лесом. Домашняя утварь состояла из: "салотолок" - ступ с пестиком, блюд, ложек, различных корыт и бочонков, "шумовок" - плетеных круглых плоских ложек.

В некоторых казачьих семьях занимались гончарством,

Историческая литература, материалы экспедиций выделяют такие станицы, как Пашковская, Темижбекская, Надежная, Губская и другие. В каждой семье была необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов; большие макитры - горшки для хранения и приготовления хлеба; миски, ситечки, кувшины для вина. Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками. Некоторые бытовые традиции казаки переняли у адыгов. Так, например, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашних животных; ставили плетеные изгороди; использовали плетеные обмазанные глиной ульи для пчел; заимствовали элементы и формы керамической посуды.

Одежда.

Кубанское казачье войско начало формироваться в конце XVIII века его основу составили запорожцы и донцы. В начальный период заселения края черноморцы сохраняли одежду и вооружение, присущие запорожцам Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. была утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки косили одежду черкесского образца. В начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и де сформировавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из: черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладу для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески..

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра. "Термин "бешмет" заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин - "чекмень". Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов - красного, 'малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка; длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Описывая, одежду и быт станицы Николаевской в XIX В., современник писал: "...в летнее и весеннее время мужчины носят легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляется бурка и башлык. В праздничное время казаки носят атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны; перепоясан, он ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. Летом казаки редко одевают черкески, ходят в бешметах...". Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи, с глубоким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая "парочка". Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или "кохточки", были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой - "басочкой", рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с "пухлями", на высоких или узких манжетах, воротник "стойка" или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером. Носили и блузки свободного покроя - "матене ". Покрой у таких блузок был прямой и свободный. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.

Нижняя юбка - "спидница" - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: "...в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шелковые, на голове красивые шелковые платки,, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты; в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг".

Верхней зимней одеждой была стеганая "кохта" без воротника с широкими косыми полосами, образующими глубокий запах. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребенка на улицу, не завертывая в одеяло.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. К З5 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Одежда детская похожа на одежду взрослого населения. Дети получали минимум одежды, часто донашивая старую одежду.

К обрядовой одежде относятся головные уборы невесты, свадебные костюмы, крестильные рубашки и траурные одежды. Специальной формы свадебного платья не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму. На смерть женщины часто оставляли свадебный костюм или шили специальные юбки и кофточки. Казаков хоронили в казачьей форме или в бешмете, а дорогостоящую черкеску оставляли близкому родственнику.

Особый интерес с точки зрения художественной и исторической представляет традиционный вид женской одежды - рубаха. В ней, сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди. Рукав соединялся со станом квадратной ластовицей. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могла быть и свадебным костюмом. Шилась рубаха из домотканого конопляного холста. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

Особые исторические 11 социальные судьбы казачьего населения Кубани определили многие черты материальной культуры. В наши дни предметы казачьего быта, одежда, архитектурные постройки являются памятниками истории и

культуры.