Урок по теме Древние коми календари

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Внеурочное мероприятие (занятие) культурологической направленности с применением ИКТ иЭОР по дисциплине Коми культура и искусство

Тема: «Древний коми календарь и праздники»

Преподаватель: Полецкая Марина Александровна

(ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»)

Развивающая цель: научить различать виды календарей, пользоваться ими и применять на практике, определять праздники по временам года и месяцам и применять эти знания на практике.

Учебная цель: Познакомить обучающихся с древними и современными календарями коми народа, с церковными и языческими праздниками закрепить эти понятия.

Воспитательная цель: пробудить интерес к изучению особенностей родного края, воспитать чувство патриотизма, любовь к малой родине.



1. Лекция с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся :

- современный календарь;

- церковный календарь;

- повседневный календарь;

- охотничий календарь;

- календарь природы;

- церковные и языческие праздники.


2. Закрепление материала. (тест)

3. Материальное оснащение: (на каждом столе)

- пасхалия

- повседневный и месячный календари

- календарь природы

- церковный календарь

- презентации «Языческие и церковные праздники»


4. Литература: Родники Пармы - С., 1989 г.

По следам легендарной чуди - С., 1990 г.

Коми народные приметы. Составлен В.М.Кудряшова. С-р: Коми книжное издательство, 1993.

Конаков Н.Д. Об святок до сочельника. Коми традиционные календарные обряды. С-р: Коми книжное издательство, 1995.

Тема: Древний коми календарь и праздники.

С древнейших времен люди по разным приметам узнавали о смене времен года, о смене месяцев. Так создавался народный календарь. С ним были связаны и работы в поле, и земледельческие праздники.

Наибольшее распространение у различных народов имели и имеют календарные системы, основанные на периодичности видимых движений небесных тел.

(Презентация «Древние и современные календари)

Вопрос: Кто знает, как назывался календарь, которым мы сейчас пользуется?

Современный календарь называемый григорианским (новый стиль), в основу которого положен солнечный (тропический) год, был введен папой Григорием ХIII в 1582 году и заменил в большинстве европейский стран юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 года н.э. Григорианский календарь более точен. Но у нас в стране он был введен лишь с 14 февраля 1918 года. К этому времени различие между старым и новым стилями достигло 13 суток.

Тем не менее вплоть до начала ХХ века коми народ пользовался церковно-православным календарем. Известный коми-ученый Лыткин отмечал: Еще в недалеком прошлом простой народ не расчленял на месяцы, а вел счет времени по праздникам.

Ориентироваться по времени по церковному календарю было достаточно просто лишь при наличии списка святых и праздников в календарном порядке, а также пасхами (таблицы для ежегодного определения пасхи).

1. Церковный календарь: ориентировались по списку святых и праздников в календарном порядке, и по пасхалии.

Пасхалия – таблица для ежегодного определения пасхи.

У дореволюционных коми в быту широко использовались так называемые «деревянные святцы» (пусвятсi). Они представляли собой шестигранный деревянный брусок, как бы составленные из двух соединенных большими основаниями пирамидок. Месте соединения на бруске имелся желоб, делящий каждую грань на две равные части. На получившихся в результате этого деления 12 полуребрах бруска (по числу месяцев) были нанесены насечки. Общее количество насечек соответствовало количеству дней в году. Специальными значками «пасами» (родовой знак) на гранях были обозначены церковные праздники (обычно таких значков было от 40 до 50, иногда больше).

Прошедшие дни отмечали, залептывая зарубки воском или лиственничной смолой.

Умели вести счет времени по такому календарю далеко не все коми крестьяне.

Людей, умеющих им пользоваться, особенно уважали в сельской среде. В больших семьях это, как правило, был сам глава семьи, в охотничьих артелях – ее вожак, «хозяин» артели.

2. Деревянные святцы.

Специальными насечками на бруске отмечалось количество дней в году, пасами обозначались церковные праздники.

Следующий календарь, которым пользовались коми-крестьяне – был повседневным месячным календарь. Названия месяцам были даны по временам года, природным явлениям.

3. (У вам на столах лежит повседневный календарь, который перевел и отредактировал Петр Иванович Савваитов, посмотрите внимательно).


Охотничий календарь.

Используя многолетние наблюдения за животными коми, охотники создали еще один календарь – Охотничий, который не имеет аналогов на севере Евразии. Внимательно посмотрите на него и тоже запишите в тетрадь.


Календарь природы.

Используя церковный календарь, крестьяне связывали с именем святого те или иные погодные явления, земледельческие работы. Так постепенно появился еще один календарь – календарь природы.

Назову несколько примеров:

7 января «На Рождество снег – хороший урожай орехов».

24 февраля «Пришел Влас, никак скоро весна у нас».

28 мая «Пришел Пахом – запахло теплом».

27 сентября «На Воздвижение – медведь в берлогу, змеи и норму, осень зиме навстречу движется.

Вывод: Итак, мы выяснили, что потребность и умение ориентироваться во времени были присущи издавна всем народам, в том числе и коми.

Церковные праздники и языческие. (Презентация «Языческий праздник»)

С древних времен работа и праздник были связаны, праздники, посвященные богу Солнца и другим богам, в которых раньше верили люди – назывались языческими, т.к. вера была языческой. Со временем некоторых православные праздники совпали с языческими, и поэтому стали праздноваться с использованием традиций языческих праздников.

Календарный обряд.

Календарный обряд – это взаимосвязанная система ритуалов и поверий, восходящей к трудовой практике приуроченных к церковному календарю.

Эти обряды делятся на зимние, весенние, летне-осенние праздники. При этом святочные и купальские гуляния приходятся на зимний и летний солнцеворот. Святочные обряды коми сопровождались гаданиями, шутовскими переодеваниями, играми в «коня», «журавля» и т.п., направленными на репродукцию идей вторичного рождения. Купальские гулянья сопровождались определенной свободой межполового общения, гаданиями, разжиганием костров, хороводами и т.п.

Распространенными у коми были обряды и гулянья, связанные и с другими календарными праздниками.

В январе самым торжественным праздником является Рождество (Христово), за ним следуют с 7 по 17 января, этот праздник соединил в себе языческие обряды и христианские.

Седьмого января дети ходят по домам со звездою, славят Рождество Христово. А на святки в домах устраивали переодевания, игры, гадания.

Самый веселый праздник февраля – масленица, также языческий праздник. Продолжается масленица неделю, и каждый год она приходится на разные дни. Ребятишки строили снежные горы и крепости – они олицетворяли приют Зимы. А в конце праздника снежные крепости разрушали. За околицу вывозили соломенное чучело – масленицу и сжигали ее – конец зиме.

В марте происходило «заклинание весны». Это языческий обряд, с которым народ встречал весну, прилет птиц. В разных концах села девушки пели, подражая птичьему гомону. На полянках расстилали белое полотно, клали не него хлеб и говорили: «Вот тебе, матушка весна!». В эти дни обычно вешают скворечники.

Один из самых значительных христианских праздников Пасха Светлое Христово Воскресенье. Но это праздник передвижной. Он бывает то в апреле, то в мае.

(Презентация «Светлый праздник Пасхи»)

На апрель всегда приходиться другой Христианский праздник «Вербное Воскресенье. На Юрьев день (6 мая) – происходил выгон скота в поле. Домашний скот кормили особым хлебом, произносят «наговоры».

В июне приходится большой Христианский праздник – День Святой Троицы. Неделя, предшествующая Троице, совпадает с языческим праздником – это русальная неделя. По повериям считалось, что в это время года русалки выходят из воды. И чтобы они не навредили человеку, их надо было задобрить. Девушки украшали березы лентами, водили вокруг нее хороводы, плели венки и пели обрядные песни.

Например: Также у коми крестьян было принято начинать сенокос с Прокопьева дня (8 июня). С Ильина дня (2 августа) можно было собирать ягоды. Березовые веники и лечебные травы заготавливали на Иванов день (Иван-лун) – 24 июня.

Многие века народ внимательно следил за состоянием биологических процессов живой природы, ее циклами, сезонными изменениями. По множеству признаков определял основные черты погоды не только ближайшего времени, но и будущих сезонов годового оборота. Используя огромный запас знаний, народ правильно подмечал причинно-следственные связи явлений окружающего мира и в сжатой, четкой форме старался передать традиционный опыт предсказкой погоды. Как уже упоминалось, практически идеальной основой для этого стал праздничный христианский календарь.

Тест «Древний коми календарь и праздники».


  1. Как ориентировались в церковном календаре?

  1. По списку святых

  2. По списку праздников

  3. По списку святых и праздников и пасхалии

  4. По пасхалии


  1. Как выглядел деревянный календарь?

  1. Прямоугольник

  2. Круг с изображением животных

  3. Шестигранный брусок с насечками и пасами

  4. Квадрат со специальными значками-пассами


  1. Дополните:

  1. Период медведя (22.03 – 27.04) – в этот период медведь _________.

  2. Период выдры (05.10 – 19.12) начало _________ охоты.

  3. Период лося (10.08 – 04.10) период года _________ животных.



  1. Сколько суток составила разница между старым и новыми стилем в календаре?

  1. 7 суток

  2. 5 суток

  3. 13 суток

  4. 14 суток

  5. 12 суток


  1. Как назывался календарь, где крестьянин связывали природные явления с именем святого?

  1. Деревянный календарь

  2. Церковный календарь

  3. Повседневный календарь

  4. Календарь природы

  5. Охотничий календарь


  1. Почему праздники делились на церковные и языческие?

1. Потому что это было связано с языком коми?

2. Потому что это было связано с идолами и богом?

3. Потому что это было связано с богом?

4. Потому что они были посвящены богу Солнца?


  1. Назовите самый торжественный праздник января?

  1. Новый год (Васильев день) (01.01)

  2. Рождество Христово (07.01)

  3. Святки (с 07.01 по 17.01)

  4. Петров день (29.01)

  5. Мученица Татьяна (25.01)


  1. Назовите самый веселый праздник февраля?

1. Сретение Господа нашего Иисуса Христа

2. Преподобная Ксения

3. Масленицы

4. Преподобный Николай – исповедник


  1. Кто в крестьянской семье мог пользоваться деревянным календарем?

1.Любой

2. Глава семьи

3. «Хозяин» артели

4. Церковнослужители


  1. Установите соответствие:

1. Григорий ХIII а) 45 г. н.э.

2. Юлианский б) 14.02.18 г.

3. Современный в) 1582 г.



Повседневный календарь по П.И.Савваитову


Январь – кӧдзыд тӧлысь (холодный месяц)

Февраль – чорыд тӧлысь (крепкий, суровый месяц)

Март – ком тӧлысь (сухой месяц)

Апрель – лым сылан тӧлысь (месяц таяния снега)

Май – эж петан тӧлысь (месяц произрастания травы)

Июнь – лӧддза-номья (много оводов и комаров)

Июль – нин пу тӧлысь (месяц липы)

Августа – чарла тӧлысь (месяц серпа)

Сентябрь – арса тӧлысь (осенний месяц)

Октябрь – кор усян тӧлысь (месяц листопада)

Ноябрь – лым усян тӧлысь (месяц снегопада)

Декабрь – кынӧд тӧлысь (месяц мерзлоты)



Охотничий календарь



Период медведя (33.03 – 27.04) - в этот период медведи выходят из берлоги

Период оленя (28.04 – 02.06) - происходит отел у оленей

Период горностая (03.06 – 04.07) - возрастает хищническая активность

горностая

Период росомахи (05.07 – 09.08) - выводковый период этих зверей

Период лося (10.08 – 04.10) - период гона диких копытных

Период выдры (05.10 – 19.12) - начало пушной охоты

Период лисицы (20.12 – 24.01) - продолжение пушной охоты

Период белки (25.01 – 21.02) - зимняя охота на белок

Период куницы (22.02 – 21.03) - годовой цикл завершается. Происходит

весеннее оживление у куницы. Охота на

куницу заканчивает пушной сезон