Зодчие Екатеринодара
Братья Иван и Елисей Черники.
Когда-то в центре Екатеринодара стоял великолепный божий Храм– Войсковой собор Святого Александра невского. Кирпичная изящная постройка в старорусском стиле, увенчанная золоченными крестами, привлекала и коренного жителя, и случайного путника. Как белый воздушный корабль, храм, взлетев своими пятью куполами в небеса, был виден издали, за много верст – с юга, из-за реки Кубань и с севера– с дороги, и рождал в душе радостное чувство, молитвенное настроение.
Екатеринодарцы помнят и этот храм, и его строителей –черноморских казаков братьеЧерников. Войско не поскупилось и послало учиться в Санкт-Петербург, в академию художеств одаренных братьев. Они, блестяще окончив академию, ярко проявили свой талант, создавая на берегах Невы, Москвы-реки и Кубани оригинальные здания, украсившие русскую землю.
Старший сын урядника Дионисия Черника Иван родился в 1811 году в Екатеринодаре. Мальчик рано обнаружил способности в рисовании. Он, будучи еще учеником Черноморской гимназии и обладая живым воображением, мечтал учиться в Петербурге, в Академии, на художника-архитектора и построить много домов.
Иван Черник сделал план фасада и профиля новой церкви для Екатеринодара имевшей три престола – большого во имя Воскрешения Христова и двух малых – во имя Покрова Богородицы и Николая Чудотворца. Этот проект каменного храма, рассчитанного на несколько столетий, Черник предлагал вместо деревянного построенного в крепости в 1802 году и уже сильно обветшавшего. Стоимость новой церкви (без иконостаса) была исчислена до 300 тысяч рублей ассигнациями. Выполняя просьбу наказного атамана и начальника Черномории Н.С. Заводского, он же составил любопытный проект Войсковой дарохранительницы и казначейства. Черник запланировал в нем, помимо помещения для войсковой казны, большой зал для войсковых трофеев и портретов государей, гетманов и атаманов, а также комнату для хранения царских даров.
Фасад этого великолепного дома архитектор оформил в виде греческого храма и украсил его двумя бронзовыми статуями. Одна из них представляла собою храброго запорожского казака, другие – нынешнего черноморца. На фронтоне, в барельефе, были помещены войсковые трофеи, прикрытие щитом герба Российской империи, что означало, по мысли Черника, «нынешнее состояние войска». В метопах (метоп – промежуток во фризе дорического ордера), заполненных плитами, он поместил символическую казачью арматуру – две сабли, связанные крест–накрест с гетманскою булавою и украшенные поперечно то гетманскою шапкою, то атаманским кивером – «настоящей формы».
Занимая должность старшего архитектора в Департаменте Военных поселений, майор Черник в конце 1842 года командируется в войско для составления проектов «по возведению в коле Соборной церкви и других военных зданий».
Младший брат Черника – Елисей – тоже избрал для себя путь в архитектуру, воодушевленный преуспевающим братом Иваном.
Елисей Черник, специализировавшийся по архитектуре под руководством брата, начал составлять смету Соборной церкви для родного града Екатеринодара.
Елисей Черник остался в российской столице, прикомандированный к Департаменту высших Поселений и занятый составлением проектов для войска и строительными работами в Петербурге. За усердную и отличную службу по постройке казарм Лейб-Гвардейского конного полка и Главного штаба он получил 7 апреля 1845 года монаршее благоволение, 12 ноября следующего года был назначен архитектором Черноморского войска с присвоением чина есаула. Только 5 августа 1847 года Елисей Черник прибыл в родное войско, где и началась его архитектурная деятельность. Работал во всю силу своего дарования. И в1849 году был награжден орденом святой Анны 3-й степени с короной.
Елисей Денисович составляет проект церкви Всех Святых для Екатеринодарского кладбища (построена в 1850-м, освящена 31 августа 1852 года). Принимает участие в возведении жилого корпуса (богадельни) в Марие - Магдалиновской женской общежительной пустыни и в перестройке церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Среди многочисленных построек, задуманных Е. Черником, была самая заветная и самая сложная – Войсковой Собор. Над проектом и сметой собора много проработал и старший брат его Иван, и лично он, Елисей.
И день настал. На Базарной площади, где еще недавно теснились друг возле друга торговые лавчонки, лотки и будки, 1 апреля 1853 года, в 10 часов утра, в присутствии исправляющего должность наказного атамана Черноморского казачьего войска полковника Я.Г. Кунаренко, военных и гражданских, духовенства и казаков, был заложен Войсковой храм! Сам Атман взял первый камень и положил в основание его: «Да благословит начатое строительство Господь Бог!»
Собор, по проекту братьев Черников, решено было строить из кирпича войскового завода из железняка, полужелезняка и лучшего красного.
Постройка собора, как это запланировал академик И.Д. Черник, должна была продолжаться пять с половиной лет – поэтапно устроить фундамент с цоколем и, по возможности, подвальные своды; выложить овальные своды подвалов, вывести все стены с карнизом; сделать церковные арки и своды, а также 4 колокольни с куполами и покрыть их железной крышей; затем последовательно устроить главный церковный трибун с куполом, стропила с должным скреплением над главным куполом, покрыть его толстым белым железом (знаменитых демидовских заводов) по рисунку, утвердить кресты на всех пяти главах, установить дверные и оконные рамы с переплетами, сделать внутреннюю штукатурку храма и сложить печи. И, наконец, в 6-е лето – произвести чистую окончательную отделку,– окраску куполов, роспись стен и сводов по рисункам, установку иконостаса с образами и жертвенниками.
Во главе строительной комиссии стоял сам атаман Я.Г. Кунаренко, зорко наблюдая за производственными работами и лично участвуя в приобретении и поставке необходимых строительных материалов.
Что же была за личность Елисей Черник? Одно строили, другое планировал, третье перестраивал. Немудрено, что Черник вынужден был отказаться от сооружения собора, требовавшего к себе исключительного внимания. Его ожидала масса других неотложных строительных дел. За усердие, с которым Черник относился к своим обязанностям, он 30 апреля 1858 года «был «признан» академиком, о чем отдал приказ по Черноморскому казачьему войску Наказной атаман генерал-майор Кусанов 1-й. В 1869 году Елисей Денисович за отличную службу был произведен в полковники.
Одной из сложнейших работ Е.Д. Черника этих лет была постройка 2-этажного здания для Мариинского женского училища. Строительство шло хозяйственным способом под наблюдением самого Черника.
26 апреля 1868 года училище было заложено и по внутренней своей важности и по вещественной стоимости – «первое здание в нашем обновленном городе»,– как отмечала местная газета.
А 1 сентября 1870 года состоялось его торжественное окропление стен святой водой. Было чем гордиться. Этот огромный дом, протянувшийся на весь квартал вдоль улицы Посполитанинской (Мариинский бульвар), имел десятки классных комнат, кабинетов и дортуаров, где жили 65 девушек, содержавшихся за счет войска. К числу удобств знатоки отнесли искусно устроенный под полом нижнего этажа резервуар с водой, настолько вместительный, что ее всегда будет вдоволь для всех нужд. Характерно, что вода на второй этаж поступает по трубе, проведенной в стене, путем насоса. Постепенно блага технического прогресса становились достоянием кубанцев.
И новый храм неудержно поднимался к небесам. В связи с нехваткой материалов работы временно приостановились.
Постройка войскового храма приближалась к концу. К сожалению Енисей Денисович Серник будучи всего 53 лет от роду преждевременно умер 31 мая 1871 года, не дожив до того торжественного дня, до 8 ноября 1871 года, когда величественный собор во имя Святого Александра Невского– покровителя казаков, строившийся коло двух десятилетий, был освящен и принял под свои своды первых прихожан. Не дожил до этого дня и Я.Г. Кунаренко, положивший собственной резной первый камень в фундамент казачьего храма.
В далеком Санкт-Петербурге жил Иван Денисович Черник. Он много и весьма плодотворно строил и в столичных, и в губернских городах Российской империи и получал за свои труды награды, чины и ордена, снискав себе повсюду славу и честь. 27 мая 1874 года академик архитектуры и профессор, тайный советник, генерал-майор Иван Денисович скончался.
Прошло более ста лет с того дня, как жили архитекторы братья Черники, преданно служившие Отечеству и родному казачьему краю. Главное их творение –Войсковой собор, украшавший наш город, был варварски разрушен в 1932 году. Погиб памятник зодчества талантливых кубанских мастеров.
Василий Филиппов.
На старом Всесвятском кладбище среди мраморных обломков, изуродованных крестов и буйных сорных трав стоит памятник из песчаника. На нем– эпитафия: «Здесь погребен известный архитектор Кубанской области Василий Андреевич Филиппов. Мир праху твоему, добрый друг. А. Богуславская».
Василий Филиппов родился в 1843 году в Петербурге, в семье мещанина. Очень рано проявил свои способности в рисовании, мечтал стать художником. 16-летний юноша после окончания городского училища проходит по конкурсу и поступает в Императорскую Академию художеств. Вскоре он окончательно определяет свою жизненную стезю – безраздельно посвящает себя зодчеству. В 1862 году совет Академии, по достоинству оценив его проект «Гостинный двор», удостаивает Филиппова малой серебряной медали».
В 26 лет от роду, приехал в Екатеринодар Филиппов, и занял должность Войскового архитектора Кубанского казачьего войска. А некоторое время спустя, 15 декабря 1870 года, приказом Наместника Кавказского назначается Кубанским областным архитектором. Казачья столица всего три года назад как стала гражданским городом. Были избраны городская дума и глава.
Впервые имя Филиппова упоминается в официальных бумагах в связи с постройкой общественного собрания (клуба) – двухэтажного дома (угол улиц Красная и Екатериненской). Филиппов составил проект, смету и взял на себя подряд. Буквально на глазах поднимались кирпичные стены, метр за метром. Постройка начатая в августе, уже в к к концу года была завершена. Это известие обрадовало и удивило: как можно было построить и отделать такую каменную громаду за несколько месяцев? Благодаря «дневным и ночным работам господина архитектора»,– писала газета «Кубанские областные ведомости».
За первой большой постройкой Филиппова последовали и другие. В частности, строительство «войскового тюремного замка».
Еще в 1867 году проект замка утвердил Главнокомандующий на Кавказе. Архитектором были учтены все новшества Европы: Моабитской тюрьмы в Берзине и Пенсильванской в Лондоне. Грандиозная постройка, рассчитанная на 450 человек, имела вид квадратов – по 60 саженей с каждой стороны. Огорожена высокой и толстой кирпичной стеной. Состояла из 5 отдельных корпусов, расположенных по радиусам полукруга, в центре которого находился восьмигранный павильон, соединяющийся коридорной системой с корпусами. Здесь же находились все возможные мастерские для трудовой деятельности заключенных. И вот 26 июня 1876 года войсковой тюремный замок из добротного жженого кирпича, строившийся почти 10 лет, был освещен.
В тот же месяц В.А. Филиппов столь же успешно окончил другую работу в Екатеринодаре – двухэтажную войсковую мужскую гимназию, протянувшуюся по улице Красной на весь квартал. Она строилась около 4 лет. Здание погибло во время Великой Отечественной войны, ныне на этом месте находится дом краевой администрации. Наряду с работой архитектора В.А. Филиппов служит штатным агентом Санкт-Петербургского Общества страхования. В газете он дал объявление «Считаю долгом своим довести до сведения публики, что правление СПБ страхового от огня общества уполномочило меня принять на свой страх в г. Екатеринодаре и его окрестностях движимое и недвижимое имущество, пожизненные доходы и денежные капиталы… С требованиями по сему предмету обращаться ко мне…». Он успешно работает в этом страховом обществе более 25 лет.
Василий Андреевич принимает участие в общественной жизни Екатеринодара. 13 апреля 1876 года он пишет деловое письмо городскому голове Л.Я. Вербицкому, в котором поднимает животрепещущий тогда вопрос о осушке улиц. Известно, что с давних времен войсковая, а затем городская администрация старалась осушить улицы от « стоящих на оных, зачастую круглый год, луж». Способ осушения их был в то время один – проведение открытых каналов, снабженных сотнями мостов, что конечно, требовало огромного труда и уйму денег. И Василий Андреевич предлагал придать определенный уклон этим сточным канавам (к р. Кубань или к Карасуну), нивелировать их и усыпать песком.
Новая работа Филиппова – церковь во имя святителя Николая Мир-Линийского. Он строил ее два с половиной года – с весны 1881 по ноябрь 1883-го. Новый кирпичный храм, сияя Купалами и крестами, украсил неприглядное городское предместье – Дубинку.
Дела Филиппова шли успешно. И жалованье, и гонорары солидные. Выгодно женился на тамбовской дворянке Гамбурцовой. Вошел в круг местной родовой знати. Завел семью – нужен дом! Ему отводят место под застройку в центре города в «аристократическом квартале» – на Крепостной площади. И вскоре на улице Почтовой (Постовой) вырос внешне изящный вместительный кирпичный дом с обширными и всевозможными службами во дворе – настоящая барская усадьба.
Подрастали дети: сын Николай и дочери Ольга и Софья. (старшая дочь Ольга Васильевна в 1892 году вышла замуж за казака Константина Константиновича Черного, генерал-лейтенанта Генеральского штаба. После революции они уехали в Италию, в Милан, где и теперь, видимо, живут дети и внуки этой известной кубанской семьи.
Помимо Екатеринодара Филиппов много строит в станицах. Например, в конце 70-х годов он возводит величавый соборный храм (проект архитектора Е.Д. Черника) в честь Вознесения Господня в Марие-Магдалиновской женской пустыне; в 1884 году в станице Фонталовской (на Тамани) наблюдает за постройкой кирпичной церкви во имя святого Благоверного князя Александра Невского (окончена в 1887 году). Ему же принадлежит заслуга в строительстве другого величественного Рождество-Богородицкого храма в Екатерино-Лебяжском Николаевском мужском монастыре. 15 мая 1985 года он, автор проекта, присутствует на торжественной закладке кирпичного трехэтажного храма во имя Покрова пресвятой Богородицы в Екатеринодаре. Газета сообщала, что «проект представляет величественное и чрезвычайно красивое сооружение, смело могущее соперничать с лучшими храмами обеих столиц»1. Более трех лет жизни ушло на возведение этой церкви. 21 декабря 1888 года состоялось освящение главного престола. В том же, 1888-м, В.А. Филиппов завершает еще две примечательные постройки – двухэтажную женскую гимназию (ныне школа № 36) и кирпичную арку – «Царские ворота», спешно созданные на средства купеческого общества по случаю приезда в Екатеринодар императора Александра III с августейшей семьей.
Вот как их описывает очевидец: «Главная арка опирается на боковые, весьма солидные устои, поднимающиеся вверх и оканчивающиеся четырьмя башенками со шпилями, на коих утверждены четыре вызолоченных орла. Как верхние части башен, так и пояс под аркой украшены висячими колоннами. В средней части карниза с обеих сторон арки помещаются в нишах два образа, каждый под особой золоченной сенью. Со стороны въезда в город – образ Алексея Невского, с другой стороны – Святой Екатерины. Под образами мавянским шрифтом имеются врезанные золоченные надписи: «Александру III. Да осенит Тебя, Великий государь, Божнею Благодатью Твой ангел Хранитель», с другой стороны: «В память посещения Екатеринодара г. Екатеринодара императором Александром III, Императрицей Мариею Федоровской». Как средняя часть арки, таки боковые ее части покрыты шатровой чешуйчатой крышей». В 1826 году некий член горсовета М.Н. предложил разобрать «Царские ворота» и полученным кирпичом замостить тротуар от конца Садовой до Новых планов. И действительно, в 1928 году арка была снесена.
В 1894 году Василий Андреевич строит два двухэтажных особняка, весьма оригинальных по распланировке: на углу Красной и Дмитриевской –дом госпожи Колосовой (погиб во время войны)и по Екатеринской –дом Акулова. В следующем году архитектор создает на Крепостной площади, над могилой Войскового атамана Черноморского казачьего войска Федора Яковлевича Бурсана, ажурную железную часовню (уничтожена).
В июле 1896 года – в честь предстоящего 200-летнего юбилея Кубанского казачьего войска – городское общество решило соорудить обелиск, спроектированного все тем же талантливым В.А. Филипповым. Так появился величественный 14-метровый памятник, увенчанный золоченным орлом, на пересечении улиц Красной и Новой (ныне Буденного), где некогда кончался горд. Этот оригинальный памятник – явная удача талантливого мастера. В 20-е годы с обелиска сбили двуглавого орла, а десятилетие спустя демонтировали и уничтожили. Очень крупной работой архитектора был проект трехэтажного здания Епархиального женского училища, составленный им еще в 1895 году. Но только через три года, 16 апреля, училище было заложено. Строилось оно долго инженером Многолептом, под надзором городского архитектора Мальгерба. «По величине своей и архитектурной красоте,– писала газета,– она занимает первое место в городе, и являясь таким образом ценным украшением этой части города». В 1913 году и главному зданию архитектор И.К. Мальгерб сделал симметричные постройки, придавшие еще более величественный вид училищу (сейчас в нем размещается медицинский институт). Уже на склоне жизни в 1906 году, они занимался отделкой дома Общества взаимного кредита, построенного в стиле «Модерн», ныне Государственный банк на улице Орджоникидзе. Это постройка – последняя работа В.А. Филиппова. Жизнь архитектора, который в своем призвании не знал устали, постепенно угасла. И 4 сентября 1907 года, 64 лет от роду, замечательного архитектора не стало. В церковной книге записано что он скончался «от истощения». Хоронили архитектора его дети и друзья.
Никита Сеняпкин.
Как и братья Черники, Никита Григорьевич Сеняпкин был коренным кубанцем. Родился он в 1844 году в потомственной обер-офицерской семье. После успешного окончания в 1856 году ставропольской губернской гимназии юноша ершил ехать в Санкт-Петербург и поступить в престижное тогда строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Этому способствовало счастливое обстоятельство: Кавказское линейное казачье войско брало на себя расходы по содержанию войскового воспитанника. Учеба была сложной и напряженной. И 19 июня 1864 года Никита Сеняпкин удостоился звания архитектурного помощника, что давало право заниматься строительством. В тот же благословенный день Никита Сеняпкин бы зачислен на должность помощника войскового архитектора. Вскоре он женился на юной и симпатичной Елене, дочери покойного сотника Филиппа Федоровича Петин. Ну а потом пошла обычная жизнь (каждодневная служба, семейные заботы, общественные труды). Поначалу он, войсковой архитектор (с 1877 года), довольствовался турлучной хатой, наскоро выстроенной в Екатеринодаре. Невзрачно, но зато какое теплое и сухое жилье! Пришло время и он поставил себе добротный кирпичный дом на улице Почтовой, возле бывшей Екатеринодарской крепости.
Никита Григорьевич Сеняпкин много строил различных казачьих казарм, арсеналов, складских помещений, небольших школьных зданий, занимался переделанной и ремонтом старых построек,– все это доставляло ему немало волнующих забот и радостных впечатлений. Но проходили годы, а настоящего дела все не выпадало на его долю. И тут поспел для него поистине миг удачи! Екатеринодарское городское самоуправление решило удивить мир постройкой огромного 2-этажного здания. К тому же построить его для Войска –где бы могло удобно и просторно разместить кубанское областное правление . Тогда же, 22 апреля 1881 года, дума ассигновала средства для оплаты трудов архитектура Сеняпкина, занятого постройкой нового здания. Полтора года Никита Григорьевича не знал отдыха. И вот его неустанные труды и заботы были окончены и увенчались полным триумфом. И перед взором Екатеринодарцев возник великолепный 2-этажный дом. 28 ноября 1882 года произошло торжественное освящение нового кубанского областного правления (спустя 20 лет в этом здании разместилась городская управа).
Архитектор был доволен своей работой, чувствуя, что это, быть может, его звездный час в быстролетящей жизни. Старинное здание, возведенное Н.Г Сеняпкиным, с надстроенным третьим этажом, до сегодня цело и непритязательной архитектурной красотой, как и другие долга позапрошлого века, делает привлекательной нашу центральную улицу. Ныне в нем размещается окружной военкомат (Красная, 23).
Три года назад столь же успешно было начато и завершено строительство еще более обширного дома на Котляровской улице (Седина, 28) для Духовного мужского училища. Это здание погибло во время Великой Отечественной войны. Много хлопот доставила пашковским казакам постройка церкви во имя Вознесения Господня. Долгое время станичники довольствовались небольшим деревянным храмом, возведенным еще в 1797 году. Но станица росла, и чтобы легче удовлетворять насущные духовные потребности и требы, пашковцы на свои трудовые, кровные деньги решили построить вторую церковь в восточной части станицы.
Сеняпкин предложил проект пятиглавой церкви о двух пределах с колокольней, сторожкой и оградой. Этот проект был одобрен строительным отделением Кубанского областного правления и владыкой Серафимом, епископ Ансайским управляющим, управляющим Ставропольской Епархией. Работы под постоянным наблюдением архитектора Н.Г. Сеняпкин были завершены в срок. И станица Пашковская обогатилась еще одним пятиглавым Божьим храмом с двумя престолами – святого Александра Невского и Вознесения Господня. Около сорока лет радовала души людские эта изящная церковь. В конце 20-х годов она погибла от «комсомольских пожаров». А улицу Церковную, где высился храм, назвали Ярославской– по имени воинствующего атеиста – фанатика Емельяна Ярославского (Губельмана).
Никита Григорьевич много своего времени отдавал общественным делам. Будучи гласным городской думы, он в 1896 году на очередном заседании прочитал доклад о водопроводных сооружениях в г. Екатеринодаре. Являясь, как и архитектор В.А. Филиппов, постоянным членом комиссии по постройке городской водоэлектрической станции, Сеняпкин старался свой город сделать и благоустроеннее, и краше. Без преувеличения можно сказать, что гражданский инженер Никита Григорьевич Сеняпкин, бывший воспитанник Кубанского казачьего войска, сполна отдал свою 40-летнюю трудовую жизнь расцветы Екатеринодара. Скончался строитель 30 декабря 106 года.
Николай Малама.
Талантливый архитектор происходил из потомственных дворян Полтавской губернии. Родился Николай Дмитриевич Малама 10 марта 1845 года. И после 6 классов Одесской гимназии юноша, имея материальный достаток и одержимый романтическим духом странствий, уехал в Бельгию. В Бельгии он учится в университете. Учится блестяще. И 29 октября 1869 года в 24 летнем возрасте оканчивает полный университетский курс со степенью гражданского инженера. В одном почтенном доме он встретился с девицей Виргинией, дочерью бельгийского подданного Иосифа Иоанна Савенса. Девушка произвела на него сильное впечатление. 2 ноября 1870 года Николай Малама обвенчался с Виргинией и возвратился на родину. Приказом по управлению путем сообщения по Кавказе молодой инженер зачисляется канцелярским служащим 1-го разряда с назначением в Управление чиновником XII класса на усиление средств.
В 1885 году городская Дума решила, как записано в протоколе, в бессрочное и безвозмездное пользование отвести пустопорожний квартал на Крепостной площади под постройку жилья начальнику области. Были составлены проект и смета здания. В июне 1892 года состоялись «торги без переторжки» на постройку этого дома со всеми службами и баней. Общая стоимость выразилась довольно круглой суммой – 78399 рублей 44 копейки. Подрядчиком стал местный житель, отставной прапорщик Ф.М. Акулов. Нужно было построить 3-этажное здание, считая подвальный этаж, имевшее по фасаду 18 саженей1 ширины, и оборудовать калориферное отопление. И вот состоялась торжественная закладка дома. В его фундамент заложена медная доска с надписью: «Повелением Императора Александра III заложен сей двор 1893 года, апреля 18 дня, при войсковом Наказном атамане, генерал-адъютанте Шереметеве, начальнике области и Наказном атамане Кубанском казачьего войска Якове Дмитриевиче Малама, старшем помощнике генерале Яцкевиче и младшем помощнике генерале Аверине. Освящение совершил протоирей И. Воскресенский. Постройка производилась под наблюдением областного инженера подполковника Александровского и областного архитектора Н. Малама, подрядчиком Филиппом Матвеевичем Акуловым.
Работы шли успешно и быстро. И 6 декабря 1894 года атаманский дом был освящен. Дом начальника области, который казаки справедливо называли дворцом, стал истинным управлением казачьего града. И автор проекта, он же и строитель – Николай Дмитриевич Малама, родной брат Атамана – мы гордиться своим произведением. Но, и сожалению, атаманский дворец был взорван во время войны, в августе 1942 года. В 1893 году он проектирует оригинальную 3-этажную торговую баню по закату купца М.М. Лихацкого. И ведет ее строительство, темпы которого буквально всех удивили: за полгода выросла колоссальная домика, построенная исключительно из кирпича и железа. Уже 9 декабря дом был окроплен святой водой. После чего хлебосольный хозяин М.М. Лихацкий пригласил присутствующих на торжестве гостей к обеденному столу с богатой закуской и разнообразными напитками. Обед завершился редким в провинции световым эффектом – сиянием многочисленных ярких огней – подумать только дом освещался 110 электрическими лампочками, впервые примененными в казачьем граде в таком количестве! Первый этаж постройки предназначался для простонародья, второй – для дворян, а весь третий был отведен для 14 семейных номеров. Здесь же размещались два огромных бака для горячей и холодной воды, которую подавали из вновь открытого артезианского колодца. Здание имело паровое отопление. И вообще, как отмечали специалисты, все гидротехническое оборудование бани поражало своей и сложностью, и новизной. В подвальном этаже помещалась прачечная со стиральными машинами. Эта старинная постройка на улице Длинной (К. Цеткин) цела и, несмотря величиной вполне может соперничать с соседствующим с ней зданием администрации.
В 1902 году попечительница община сестер милосердия Российского общества Красного Креста Е.И. Малама обратилась к деверю – областному архитектору Н.Д. Малаша за помощью. И тот охотно отозвался на ее просьбу – безвозмездно составили проект одноэтажной постройки и вызвался наблюдать за ходом строительства. И вскоре новый кирпичный дом с изящным фасадом украсил городской квартал, где 9 лет назад тот же архитектор построил баню М.М. Лихацкого. С уходом в октябре 1904 года Якова Дмитриевича Малама с атаманского поста и переездом его в Санкт-Петербург его брата Николая Дмитриевича пришлось серьезно подумать о своем дальнейшем пребывании на должности областного архитектора. Да, и сказались неумолимые года – стукнуло 60! 14 лет он прослужил областным архитектором, его место занял 40 –летний гражданский инженер. А.П. Косякин, сын старшего помощника Наказного Атамана.
В июле 1906 года Малама был утвержден гидротехником Кубанской области. И на новом посту он проявляет себя с самой лучшей стороны. В феврале он совершает свою последнюю служебную поездку, а 9 июля 1913 года его не стало. В некрологе, помещенном в газете, отмечалось, что Н.Д. Малама, статский советник, скончался после тяжкой и непродолжительной болезни. На Всесвятском Екатеринодарском кладбище с сохранившегося мраморного надгробия на нас задумчиво смотрит кубанский инженер-архитектор, который честно жил, трудился и оставил о себе долгую и светлую память.
Николай Петин.
Случается, годами ходишь по улицам мимо старинных домов и не замечаешь облика: взор скользит по привычным фасадом и не останавливается на деталях. А бывает иначе. Дом неожиданно, буквально в одночасье исчезает с лица земли. Ты только ахнешь, посокрушаешься, но потерю уже ничем не сможешь возместить. А действительно, почему был обречен тот или иной дом под сны, украшавший улицу? Кому он мешал? Что мы, например, знаем о трехэтажном величественном Дворце пионеров? Или в маленькой церквушке, сиротливо приютившейся на перекрестке улиц Пашковской и Октябрьской? Когда они построены? Кем? Что пережили на своем долгом, терпеливом веку? В 1903 году городской архитектор предложил программу конкурса на составление проекта постройки гимназии. Программа была послана в Общество гражданских инженеров. В марте следующего года поступило несколько чертежей. Два из них получили одобрение. Остановились на наиболее интересном и оригинальном проекте, предложенном 28 –летним гражданским инженером Н.Г. Петиным. Но оказалось, что для осуществления задуманной грандиозной постройки у города не хватает денег. Ведь требовалось не менее 250 тысяч рублей!
Автор одобренного проекта – Николай Георгиевич Петин – родился в Екатеринодаре в 1875 году в потомственной казачьей семье, выпускник Санкт-Петербургского института гражданский инженеров имени императора Николая Первого, после получения диплома вернулся в родной город и в 1898 года работал младшим инженером в кубанском областном правлении. Поначалу он в основном строил и перестраивал войсковые здания.
Умение, обязательность и сноровка Петина обратили на себя внимание городской общественности. В 1904 году Правление Екатеринодарского духовного мужского училища заказывает ему составить проект и смету нового училищного корпуса в два этажа Николай Георгиевич успешно справляется с поручением. Его работа была одобрена. В 1903 году И.К. Мальгерб покинул пост городского архитектора, огранивавший его неуемную творческую инициативу, и на вакантное место рекомендовал Н.Г. Петина. В мае 1904 года Н.Г. Петин занял должность городского архитектора. А тут вскоре проект новой гимназии, составленный им для конкурса, получил высшую оценку. Молодой человек мог гордиться своим успехом.
Для постройки гимназии городская управа выбрала удобное место с выходом фасада на площадь Войскового Александро - Невского собора – 1 июня 1904 года совершена закладка мужской гимназии. Строительство длилось полтора года. На глазах горожан – не по дням, а по часам– вырастали стены нового дома из прекрасного кирпича. 10 января 1906 года состоялось освящение гимназии. Светлые, просторные классы, вместительный рекреационный зал, кабинеты, прекрасно оборудованные учебными пособиями, широкие лестницы – все было сделано образцово и вызывало восхищение. Это замечательное здание, пережившее революцию, войны, и по сей день украшает краевой центр.
Будучи коренным Екатеринодарцем, Н.Г. Петин был свидетелем страшного поветрия холеры, налетевшего на город летом 1892 года и унесшего тысячи человеческих жизней. И когда городские доброхоты в память безвременно умерших решили построить Ильинскую Братскую церковь, он сердечно откликнулся на общественные нужды. В 1903 году безвозмездно составил проект будущего сооружения. Сам руководил работами. Чтобы построить эту небольшую, изящную церковь, потребовалось несколько лет собирать деньги. Характерно, что плановое место (стоимостью 4 тысячи рублей) пожертвовали сестры И.А. Рощина и Н.А. Минавева. 2 ноября совершена закладка церкви. В.А. и Н.В. шведов и другие екатеринодарцы бесплатно привезли 21 тысячу 580 штук кирпича. Г. Карпенко – 70 пудов извести, водовозу А.А. Корниенко и В. Дятлов доставили более 100 бочек воды для приготовления раствора. Каждый помогал в меру сил. Только в начале 1907 года завершилась отделка храма. Прибывшим из Москвы мастерами установлен иконостас чудесной работы. Так было осуществлено большое духовное дело, потребовавшее много народных сил и средств. Через пять лет, по проекту Н.Г. Петина, к церкви пристроена колокольня. Затем настали мрачные и тяжелые времена. Храм был опечатан, обращен в склад и постепенно пришел в полное запустение и разобран. И только совсем недавно, благодаря постоянным стараниям настоятеля Братской церкви отца Николая, историческая ценность была поднята из руин и ныне засияла перед нашими взорами в полной своей первоначальной красоте. В 1908 году Н.Г. Петин по болезни оставил должность городского архитектора. Жизнь его оборвалась 6 августа 1913 года, 38 лет от роду.
Вывод.
Город Екатеринодар был основан и длительное время существовал как военно-колонизационный центр присоединенных к России кубанских земель. Такой исторический смысл существования, а также статус «войскового» города предопределили специфический пространственный облик столицы черноморских казаков. Выбор места для будущего города в Карасунском куте был предопределен стратегическими выгодами урочища, без учета других природно-климатических условий местности. Первые постройки –срубы, «землянки» и турлучные хаты, – возводились в чаще дубового леса и на правом берегу Карасуна. В 1794–1795 гг. в процессе межевания кута город получил регулярную ортогональную планировку, традиционную для военных поселений. Тогда же в южной части города началось строительство земляной крепости.
Город, представлявший собой большое, покрытое лесом, пересеченное улицами-просеками, пространство, застраивался очень медленно, ввиду малочисленности населения и боевых условий жизни. Помимо жилищ, в Екатеринодаре возводились войсковые здания, специального назначения постройки в крепости и здания культа. Первые Екатеринодарские храмы были деревянные, столпные, выдержанные в стиле «украинского барокко». Общественные здания поначалу не отличались своими архитектурными формами от обычных жилищ, Но с 30–40-х годов XIX столетия на главной улице города и возле крепости возводились отдельные постройки, решенные в приемах классицизма.
Основной фон застройки Екатеринодара в конце XVIII – 70-х гг. XIX вв. составляли турлучные и саманные жилища, располагавшиеся внутри плановых мест. Улицы, кроме главной, не были замощены. Ландшафтные и климатические условия города обусловили обилие луж и грязи на улицах, о чем складывали легенды.
Характеризуя пространственный облик Екатеринодара в период его существования как «войскового» города, можно констатировать, что его пространственный облик имел не городской, а сельский характер, что объясняется ограниченностью военно-административных функций поселения и связанного с ними образом жизни обитателей войсковой столицы. С преобразованием Екатеринодара в гражданский город стал заметно меняться и пространственный облик поселения. Город увеличивался в территориальном отношении, интенсивно застраивался, изменился сам характер застройки. Такие изменения были обусловлены массовым притоком населения, появлением множества торговых и промышленных заведений.
Уже в начале 70-х годов XIX века в архитектуре зданий общественного назначения прослеживаются мотивы эклектического толкования классицистических форм. Позже в архитектуре Екатеринодара эклектика проявилась практически во всех своих вариантах, причем это относилось не только к общественным постройкам, но и к жилищам.
В русле одного из направлений эклектики – национального романтизма, – развивался «русский национальный» стиль, оставивший значительный след в истории Екатеринодарской архитектуры. Фасады многочисленных зданий столицы Кубани решались с применением декоративных элементов архитектуры Ренессанса, барокко, классицизма, однако декор этот не раскрывал ни конструктивного, ни композиционного, ни функционального содержания постройки: такова сущность эклектики. Иное дело модерн, который в декоре фасадов проявлял и тектонику сооружения, и материал, и назначение. К концу первого десятилетия XX века эклектика в Екатеринодаре почти полностью сдала позиции модерну. Именно постройки в стиле модерн, относящиеся к 1910-1916 гг., завершили формирование целостного архитектурного облика города. Единичные Екатеринодарские здания можно отнести к неоклассицизму.
Центральной осью пространственной композиции Екатеринодара была улица Красная. На ней возводились наиболее значимые в архитектурном смысле постройки, к ней примыкали ансамбли Соборной площади и Екатерининского сквера. Высотными доминантами в пространстве города являлись культовые постройки. Основной фон застройки составляли одно - двухэтажные здания, не выше деревьев на улице, что объясняется необходимостью обеспечить защиту фасадов от палящего солнца летом. Ортогональная планировка Екатеринодара разнообразилась различными приемами организации пространств перекрестков решением фасадов угловых зданий. В архитектуре большинства зданий Екатеринодара в качестве конструктивных и декоративных элементов широко использовались кованые детали.
Подводя итог характеристике пространственного развития и характера застройки Екатеринодара 70-х гг. XIX – начала XX вв., следует отметить, что сформировавшийся к началу 1910-х годов целостный пространственный облик Екатеринодара был эклектичным, сочетая в себе классическую ортогональную планировку и архитектурные формы, относящиеся к различным эпохам и стилевым направлениям. Пространственная среда города Екатеринодара, включая его архитектурный облик, в начале XX столетия полностью соответствовала его административному статусу и значению крупного экономического и культурного центра Северного Кавказа.