Архитектура Екатеринодара в 70-Х гг. XIX — начале XX вв..

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Архитектура Екатеринодара в 70-Х гг. XIX — начале XX вв.
Территориальный рост и увеличение темпов застройки города
В 1857 году было законодательно оформлено превращение воскового города Екатеринодара в гражданский город, с общими для всех городских поселений Российской империи принцами управления и сословным составом населения. Еще в 1860 году, с образованием Кубанской области и Кубанского казачьего войска, Екатеринодар стал административным центром более с обширной, чем бывшая Черногория, территории и более; многочленного, чем бывшее Черноморское, Кубанского казачьего войска. Кроме того, окончание, в мае 1864 года войны на Западном Кавказе означало для Екатеринодара долгожданную возможность мирного развития. Перечисленные обстоятельства и натолкнули правительство к снятию ограничений на право оседлого жительства и владения недвижимости лиц всех сословий империи, что и было закреплено изданием «Положение о заселении и управлении города Екатеринодара» 8 июня 1867 года.
Преобразование Екатеринодара в гражданский город повлекло за собой бурный рост численности его жителей. Если в 1868 году в Екатеринодаре проживало 8,3 тысяч человек, то к 1871 году это число увеличилось до 17,6 тысяч, в 1880 году Екатеринодарцев было уже 27,7 тысяч, в 1886 году – 37,8 тысяч, а в 1895 – 79,3 тысячи. К началу XX столетия темпы роста численности населения спали, но постепенно к 1913 году, число горожан достигло 100 тысяч. На тот момент Екатеринодар был десятым по числу жителей городом Российской империи. В 1517 году в столице Кубанской области обитало 106 тысяч человек. Быстрый приток населения в 70-80-х гг. XIX века, возможность приобретать недвижимость и застраивать вновь отводимые территории обусловили проникновение и развитие в городе торгового и промышленного капитала, разрастание городской инфраструктуры.
Еще в конце 60-х годов XIX столетия в Екатеринодаре стоял вопрос об отводе мест для постройки жилых домов, но лишь в 1870 году Кавказским наместником были утверждены «Правила об отводе пустопорожних мест в городе Екатеринодаре для частных построек» — именно с этого времени началась интенсивная застройка новых городских территорий. Изначально отводились места в так называемой «северной прирезке?» и за Карасуном. «Северная прирезка» представляла собой участок между современными улицами им. Буденного с юга, Северной с севера, Красной с запада и состояла из 38 кварталов. Закарасунская часть, или Дубинка, отделялась от города дубовой рощей и Карасуном, что обусловило меньший, чем в «северной прирезке» спрос на места для частного строительства.
В начале 80-х годов городская управа отвела под застройку пространство между городом и Всесвятским кладбищем — «северо-западную прирезку», которая застраивалась довольно медленно: к 1885 году территориальное расширение города приостановилось и застройка велась внутри границ существующего поселения. С 1887 года, после проведения через Екатеринодар Новороссийской линии Владикавказской железной дороги, стали застраиваться пустыри между жилыми кварталами и полотном железной дороги. В 1890-х годах была засыпана часть Карасуна и на этом месте возникли постройки, одновременно с этим застроилась территория бывшей рощи Дубинки. С этого времени до середины 20-х годов XX столетия город практически не увеличивался в размерах.
Темпы роста занимаемой Екатеринодаром площади и числа кварталов можно обозначить следующими цифрами: в 1867 году: город занимал 530 га при 173 кварталах, в 1907 году – 1147 га при 369 кварталах, а в 1912 году — 1260 га при 370 кварталах. Очевидно, что если до 1907 года рост числа кварталов был пропорционален росту занимаемой городом площади, то в 1907 – 1912 гг. площадь увеличивалась за счет отдаленных от города небольших поселений, не входящих в улично-квартальную сеть, – Свиного хутора, поселков при кожевенных и кирпичных заводах.
Процесс застройки Екатеринодара в 80-х гг. XIX – начале XX вв. можно проследить по количеству выданных городской управой разрешений на возведение новых построек. В 1880 г. таковых было выдано –35, в 1890 – 43, с 1895 – 105, в 1903 – 311, в .1912 — 658. Возрастание темпов застройки в начале XX века объяснялось общим ростом экономического потенциала Екатеринодара, пуском электрического трамвая, постепенным расширением сети трамвайных линий, а с 1909 года – ажиотажем вокруг Майкопских нефтяных месторождений.
Так же изменился с начала XX столетия функциональный характер застройки – об этом говорит тот факт, что на 1900 г. в Екатеринодаре было 10,6 тысяч строений при 67,7 тысяч жителей, а в 1913 году — 28 тысяч построек при 100 тысячах жителей. Нет сомнения, что в это время город застраивался преимущественно сооружениями общественного, торгового и промышленного назначения.
С введением в 1874 году в Екатеринодаре «Городового положения» всё городское хозяйство перешло от Кубанского казачьего войска к Екатеринодарской городской управе. С этого времени благоустройство города приобрело план» мерный характер. Уже в 1875 году в главном городе Кубани появилось уличное освещение: керосиновые фонари на столбах располагались в центре перекрестков улиц. В 1894 году главная улица – Красная,– была освещена электрическим светом. С середины 70-х годов XIX века проводилось мощение улиц города, средства на которое шли с попудного сбора. К 1912 году в Екатеринодаре была замощена половина улиц (а их число тогда равнялось 95 при общей длине 118 км.). По булыжным мостовым и незамощенным улицам города тогда передвигалось 2,5 тысячи ломовых и 400 легковых извозчиков, 20 автомобилей.
До революции Екатеринодар не имел канализации. Тогда в городе действовала система водостоков, проходившая по сторонам улиц вдоль тротуаров и направлявших стоки в Кубань в Карасун. Общая длина водостоков к 19.17 году составляла почти 70 км. Для уборки нечистот из выгребных ям на средства города содержался ассенизационный обоз.
Водопровод начал функционировать в 1894 году. Поначалу вода подавалась в специальные водозаборные будки, а позже магистральные трубы подводили к жилым дворам и отдельным зданиям. К 1912 году общая длина магистральных труб Екатеринодарского водопровода составила 31 км.
Городской транспорт появился в Екатеринодаре в декабре 1900: тогда была запущена линия электрического трамвая от Хлебного рынка (р-н Новокузнечной улицы) по Красной до ворот Городского сада (ныне городской парк им. Горького). На пересечении с Екатерининской улицей (ныне ул. Мира) была пересадка на линию, ведущую к железнодорожному вокзалу. В 1909 году от Нового (ныне Кооперативного) рынка через Дубинку до Пашковской станицы была сооружена линия моторно-электрического (с двигателем внутреннего сгорания и с электрическим генератором) трамвая. К 1911 году была пущена линия электрического трамвая по ул. Дмитриевской, основная линия была продлена до Чистяковской рощи (Первомайский парк), а Екатерининская — до пароходной пристани, причем последняя линия по ночам использовалась для перевозки грузов с пристани на вокзал и наоборот. В 1913 году протяжённость линии составила 18 км.
Систему внешних коммуникаций Екатеринодара, помимо гужевых дорог, составляли Новороссийская ветка Владикавказской железной дороги и пароходное сообщение по Кубани с Темрюком. В 1913 году открылось движение по Черноморско-Кубанской железкой дороге, соединившей столицу Кубани с Тимашевской станицей. Год спустя через полотно этой линии в районе Чистяковской рощи был сооружён виадук, функционирующий (в модернизированном виде) и поныне (ул. Офицерская). Сооружение виадука в начале Ставропольской улицы и на улице Горской (ныне Вишняковой) относится у концу XIX в. Ещё в начале 1880-х. годов в черте Екатеринодара через Кубань было построено два моста (в районе нынешнего КРЭС), один – на средства города, другой – за счёт частных вложений. В 1888 г.в 2 верстах к югу города был построен железнодорожный мост (реконструирован, действует и сейчас).
Характеристика процесса застройка Екатеринодара в 70-х гг. XIX – начале XX вв.
Утрата Екатеринодаром статуса войскового города, стремительный рост численности населения, бурное развитие торговли и промышленности обусловили не только резкое увеличение темпов застройки города, но и качественное изменение характера этой застройки.
Нет сомнения в том, что целостный архитектурный облик главного города Кубанской области сформировался в начале XX века, когда сам Екатеринодар стал, сохраняя свои административные функции, одним из наиболее крупных экономических и культурных центров Юга России. Но начало формирования этого облика относится к концу 60-х и 70-м годам XIX столетия, когда новые, уже гражданские, городские власти озаботились «окультуриванием» внешнего вида Екатеринодара. Для этих целей в августе 1868 года была учреждена должность городского архитектора (первым эту должность занял выпускник Академии художеств Иван Ермолаев). Также вопросами застройки Екатеринодара ведал войсковой (позже областной) архитектор. О характере застройки города в первые годы его гражданского существования сохранилось немного сведений, но и они дают возможность утверждать, что пространственный облик бывшего военного поселения быстро менялся в лучшую сторону. Так, еще в сентябре 1868 года екатеринодарский городской голова К. II. Фролов отмечал, что «площади застраиваются хотя и не громадными, но правильными и красивыми зданиями…». В основном это были каменные (кирпичные) постройки — об этом можно судить по тому факту, что число каменных строений в Екатеринодаре с 1864 по 1875 год выросло с 49 до 410, то есть почти в восемь с половиной раз!
К числу наиболее значимых построек в Екатеринодаре 70-х гг. XIX столетия следует отнести здания Кубанского женского Мариинского училища, Кубанской войсковой гимназии и войсковой тюремный замок. Двухэтажное здание Мариинского училища, построенное в сентябре 1870 года по проекту архитектора Е.Д. Черника, протянулось почти на весь квартал по Посполитакинской (ныне – Октябрьской) улице на юг от пересечения ее с Почтовой (Постовой). В здании этом, состоявшем из 54-х внутренних помещений, располагались, помимо учебных комнат, дортуары для воспитанниц и квартиры для преподавателей. При здании был сооружен местный водопровод, на второй этаж вода подавалась насосом. Экстерьер постройки был предельно прост: этажи на всех фасадах разделены междуэтажным карнизом, три ризалита симметричного главного фасада завершены классическими треугольными фронтонами с заглубленными тимпанами.
К 1871 году относится построенное но проекту архитектора В.А. Филиппова на главной улице Екатеринодара – Красной, – двухэтажное (через несколько лет был надстроен третий этаж) здание общественного собрания. Известно, что здесь был огромный танцевальный зал. Здание сохранилось, но сильно пострадало от бомбежек и обстрелов во время Великой Отечественной войны, было основательно перестроено. О том, как выглядел уличный фасад этого сооружения в конце XIX – начале XX вв., можем судить по сохранившимся изображениям четной стороны улицы Красной возле ее пересечения с Екатерининской.
Монументальное, решенное в приемах классицизма двухэтажное здание Кубанской войсковой гимназии построено по проекту архитектора В.Л. Филиппова в 1876 году. Постройка, обращенная главным фасадом к улице Красной, занимала значительную часть отведенного гимназии квартала (сейчас на этом месте стоит здание администрации Краснодарского края — ул. Красная, 35). Судя по сохранившимся изображениям, постройка была симметричной, с круглым в плане центральным объемом, завершенным плоским сферическим куполом (после открытия домовой церкви был сооружен высокий купол, увенчанный луковичной главкой), акцентированным со стороны улицы выступающим плоским ризалитом. Симметрично примыкавший вытянутые по оси «север – юг» два объема были фланкированы ризалитами, выдвинутыми на линию центрального ризалита. Фланкирующие ризалиты венчалась плоскими вытянутыми по горизонтали аттиками, центральный – треугольным фронтоном с круглым окном в тимпане. По всему периметру здания проходили междуэтажный и венчающий карнизы. Плоскости фасадов на уровне первого этажа были рустованы. Здание погибло во время Великой Отечественной войны. Ныне на этом места находится здание администрации Краснодарского края (ул. Красная, 35).
Одновременно со зданием гимназии за юго-восточной границей Екатеринодара (ныне ул. Воронежская) был сооружен «войсковой тюремный замок». Как следует из книги В.П. Бардадыма «Зодчие Екатеринодара», в проекте этого комплекса построек были учтены все европейские новшества в области строительства тюрем, в первую очередь Моабитской тюрьмы в Берлине и Пенсильванской – в Лондоне. Рассчитанный на 450 заключенных, войсковой замок состоял из пяти корпусов, расположенных полукругом; и центре находился восьмигранный павильон, соединенный с корпусами коридорами. Здесь же были сооружены здания мастерских, оборудована домовая церковь. Пространственная композиция города. Особенности формирования его архитектурного облика

Планировочная основа Екатеринодара, сложившаяся и конце XVIII века, постепенно заполнялась архитектурным содержанием в 70-х годах XIX – начале XX вв. Застройка этого периода и сформировала к 1917 году целостный пространственный облик столицы Кубани.
Композиционной осью исторического ядра города была (и остается) улица Красная. Высотной доминантой ее начала служила Воскресенская церковь, а место, где Красная заканчивалась, переходя в Ростовскую улицу и бульвар (при пересечении с улицей Новой, ныне Буденного), было акцентировано обелиском, воздвигнутым в честь 200-летия Кубанского казачьего войска в 1897 г. по проекту архитектора В.А. Филиппова (в 1920-х годах разрушен, в 1999 году восстановлен). К главной улице примыкала с востока, в середине ее, Соборная площадь, на которой находился войсковой Александро-Невский собор, образовывавший, вкупе с окружавшей площадь застройкой (здания Первой женской и Первой мужской гимназий, «Гранд-отеля» Е.Ф. Губкиной, дом X. Богарсукова, здание отеля «Централь», Войсковой гимназии) архитектурный ансамбль площади. В начале Красной улицы находился Екатерининский сквер, в центре которого в 1907 году был сооружен грандиозный памятник императрице Екатерине Великой, по проекту академика М.О. Микешина (скульптор Б.В. Эдуарде). С восточной стороны к скверу примыкал Дворец наказного атамана и начальника области, за которым располагался уникальный по составу находившихся в нем растений дворцовый сад. Западная сторона сквера выходила на монументальное здание Окружного суда. Оси симметрии фасадов дворца и здания Окружного суда совпадали и делили площадь сквера пополам, проходя через скульптурное изображение императрицы. Но двум сторонам памятника располагались бассейны с фонтанами, дорожки сквера были обсажены кустарниками и деревьями, вдоль дорожек были расставлены средневековые каменные изваяния — «половецкие бабы». Центральная часть сквера в темное время суток освещалась светом электрических фонарей.
Красная улица была и основной транспортной магистралью Екатеринодара – по ней проходила линия трамвая и были расставлены остановочные павильоны. По сторонам трамвайной линии проходила мощеная булыжником проезжая часть – для гужевого транспорта и велосипедистов.
Помимо центральной оси, Екатеринодар имел еще несколько «узлов» пространственной композиции. Таковыми были площади вокруг церквей – Дмитриевской, Покровской, Успенской, Екатерининской. Эти культовые постройки, как и другие, вокруг которых не было площадей (Георгиевская, Николаевская, Троицкая), являлись доминантами в высотной композиции города, застроенного в основном одно-двухэтажными зданиями. Трехэтажных зданий было немного, четырехэтажных – единицы. Такая «низкорослость» застройки кубанской столицы объясняется климатическими условиями существования города, а именно – продолжительным жарким летом. Здания строились с таким расчетом, чтобы верхние этажи находились в тени росших на улицах и во дворах деревьев.
Особую роль в организации урбанизированного пространства Екатеринодара играли Городской сад и небольшие садики, находившиеся внутри городских кварталов — «Семейный», «Ренессанс», «Варьете», «Новая Бавария», «Сан-Суси» и др.,– места отдыха и развлечений горожан. Городской сад, находившийся на южной оконечности города и занимавший огромное пространство, имел свою планировку – его в разных направлениях пересекали несколько аллей, имевших свои названия – Пушкинская, Лермонтовская, Тургеневская, Воронцовская и т.д., вдоль которых стояли скамьи. В саду находились деревянные здания Летнего театра, здания клубов приказчиков, купеческого и дворянского собраний, деревянная эстрада. В центральной части сада находился насыпной холм с «Эоловой» беседкой, в нижней, юго-восточной части, был большой пруд (остаток Карасуна). Главный вход в городской сад, оформленный в виде арки в «русском национальном» стиле, располагалась на Почтовой (Постовой) улице. Основанная в 1900 году Чистяковская роща находилась за городом и в его планировочную композицию не была вписана.
Специфичность пространственного облика Екатеринодара проявилась с организации архитектурной среды перекрестков. Однообразность ортогональной планировки зрительно «оживлялась» различными способами решения уличных фасадов угловых зданий. Применялись «скашивание» угла фасада, его закругление большего или меньшего радиуса, сооружение внутреннего угла, угловых башен, эркеров, акцентуация углового решения зданий куполами различных форм. В последнем случае здания служили и высотными акцентами. Определенную специфику архитектурному облику Екатеринодара придавало обилие использованных в оформлении экстерьеров построек кованых элементов, в первую очередь парапетов, балконных ограждений и кронштейнов, подзоров надкрылечных зонтов. Также использовались Кованые дверные и оконные решетки, кронштейны балконов, кронштейны для флагов. Вообще описание, систематизация, формальный и стилистический анализ Екатеринодарской ковани – предмет отдельного научного труда.
Характеризуя архитектурный облик Екатеринодара начала XX века в целом, следует отметить его ярко выраженную эклектичность, выражавшуюся в том, что классическая ортогональная планировочная основа была наполнена архитектурным содержанием, относящимся, к различным художественным стилям – от «украинского барокко» до поздних форм модерна. Такое явление не уникально – процессы градообразования в бывших военных поселениях протекали по схожим сценариям.