Статья Развитие воображения младшего школьника с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности на уроках литературного чтения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: В статье описываются средства театрализованной деятельности, используемые на уроках литературного чтения для развития воображения младших школьников с задержкой психического развития. Также приведено примерное календарно - тематическое планирование уроков литератур�...


Развитие воображения у младшего школьника с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности.


«Театр - ничуть не безделица и вовсе

не пустая вещь... Это такая кафедра,

с которой можно много сказать миру

добра».

Н.В.Гоголь


Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. 

Характерные особенности детей ЗПР: снижение работоспособности, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, отставание в развитии мышления, дефекты звукопроизношения, своеобразное поведение, бедный словарный запас слов, низкий навык самоконтроля, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас общих сведений и представлений, слабая техника чтения. [1]

При задержке психического развития наблюдается дефицитарность «предпосылок» мышления (Г.Е.Сухарева, К.С.Лебединская, И.Ф.Марковская и др.),  к которым можно отнести и воображение. Недостаточная сформированность образов-представлений у школьников с ЗПР, показанная в работах С.К.Сиволапова [3], приводит к затруднениям возможности оперирования ими, что снижает уровень развития творческого воображения.[2].

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение играет исключительно важную роль в психической жизни младшего школьника. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [4].

Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному. Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [5].

Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции [6].

Для развития воображения младших школьников с ЗПР большое значение имеют их представления. Поэтому важна работа по накапливанию системы тематических представлений у детей.  А эффективным средством в этой работе служат средства театрализованной деятельности. [3]

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [7].

Значение театрализованной деятельности для развития воображения младших школьников с ЗПР заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

Значение театра в развитии личности младшего школьника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ролях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций школьника, является средством становления его личностного и социального опыта. Театрализованная деятельность позволяет учащимся становится более раскрепощенными, общительными, они учатся формулировать свои мысли и излагать их публично, ярче чувствовать и глубже познавать окружающий мир. [8]

Театрализовано - игровая деятельность младших школьников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых школьниками совместно с взрослым или самостоятельно.

Выделяют следующие виды театрализованных игр:

  • Режиссерские - в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику ( настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр»);

  • Образно-ролевые - в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол - «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо»).

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведений для детей только основа, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку и т.д. Творчество детей проявляется в реалистическом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, детям надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства.[9]

В своей работе по развитию воображения через театрализованную деятельность мы используем следующие занятия:

-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для развития воображения детей;

-упражнения по постановке дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания по развитию интонационной выразительности;

-игры-превращения (театральные этюды);

-упражнения на развитие детской пластики;

-ритмические минутки;

-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-подготовка к постановке сказки.

Этими средствами мы планируем добиться того, что будут созданы условия для развития творческой активности; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходит побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.

Также мы приобщаем детей к театральной культуре: знакомим с устройством театра, с разными видами театров.

В качестве примера, предлагаем календарно – тематическое планирование литературного чтения во 2-м классе с использованием театрализованной деятельности.

Календарно – тематическое планирование/ 2 класс

Литературное чтение

Всего 102 часа/ 3 часа в неделю

«В снежной стране»

(11 часов)


50

А. Сопыбеков ''Зима'', Г. Скребицкий "Зима", М. Пришвин "Деревья в лесу"

Стендовый театр(теневой театр)

4-7

1

10.01.

51

С. Иванов "Каким бывает снег"


7-11

1

12.01.

52

Н. Надеждина "Снежные слова"


11-13

1

15.01.

53

Н. Некрасов ''Мороз-воевода"

Игра-драматизация

13-16

1

17.01.

54

К. Ушинский "Проказы старухи-зимы"

Театр

би-ба-бо

16-19

1

19.01.

55

С. Есенин "Поёт зима - аукает", А. Дуйсенбиев "Зимняя забота", А. Ящин "Покормите птиц "


20-22

1

22.01.

56

Г. Скребицкий, В. Чаплина "Как белочка зимует",

И. Токмакова "Медведь", В. Берестов "Гололедица"

Кукольный театр

23-24

1

24.01.

57

И. Дик ''Красные яблоки"


25-30

1

26.01.

58

Н. Носов "На горке"

Инсценировка произведения

30-33

1

29.01.

59

"Снегурочка" (русская народная сказка)


34-37

1

31.01.

60

Обобщение по разделу


38-40

1

02.02.


«Хотите верьте, хотите не верьте»

(10 часов)


61

В. Драгунский "Надо иметь чувство юмора "


42-47

1

05.02.

62

Е. Писаревская "Весёлый торт", А. Фройденберг ''Великан и мышь", Г. Остер "Очень страшная история"

Стендовый театр

(фланелеграф)

48-50

1

07.02.

63

М. Зощенко "Глупая история'"


51-54

1

09.02.

64

А. Дуйсенбиев "Счастье Насреддина", И. Шевчук "Счастливая потеря", В. Орлов "Ворона"

Театр

би-ба-бо

54-56

1

12.02.

65

Л. Петрушевская "Все непонятливые"


56-60

1

14.02.

66

М. Алимбаев "Чтобы убедиться", Э. Мошковская "Хитрые старушки"


60-62

1

16.02.

67

Н. Носов "Бобик в гостях у Барбоса"

Конусный театр

63-68

1

19.02.

68

Г. Остер "Как Петька спас родную каплю"

Инсценировка произведения

69-70

1

21.02.

69

М. Алимбаев "Перелётные улитки", Т. Собакин "Прилетели бегемоты"

Пальчиковый театр

71-73

1

23.02.

70

Обобщение по разделу


74-76

1

26.02.


«Весна в окно стучится»

(9 часов)


71

Ф. Тютчев "Зима недаром злится", А. Пушкин "Гонимы вешними лучами"


78-79

1

28.02.

72

С. Козлов "Март", Ю. Яковлев "Мама"

Игра-драматизация

80-82

1

02.03.

73

В. Голявкин "Как я помогал маме мыть пол", В. Осеева "Сыновья"

Инсценировка произведения

82-85

1

05.03.

74

Е. Благинина "Загадка", С. Калиев "Бабушка"


86-88

1

07.03.

75

И. Антонов "Весна", И. Токмакова "Весна", А. Сопыбеков "Сосулька"

Стендовый театр

(фланелеграф)

88-90

1

09.03.

76

А. Чехов "Весной"


90-91

1

12.03.

77

Н. Сладков "Шапки долой!"


92-93

1

14.03.

78

Г. Скребицкий "Весна-художник"

Теневой театр

94-95

1

16.03.

79

Э. Шим "Чем пахнет весна"


96-97

1

19.03.



Подводя итог, хочется отметить, что уроки литературного чтения с применением средств театрализованной деятельности способствуют развитию воображения, творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию младшего школьника с ЗПР. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребёнка. Воображение обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. 

Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов. Театрализованная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. 

Мы считаем, что целесообразно использовать театрализованную деятельность на уроках литературного чтения для развития воображения обучающихся, для улучшения результативности обучения.

Таким образом, хотелось бы сказать, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М. 1982. 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – Москва-Воронеж., 2001.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., Просвещение, 1991. — 93 с.

3. Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР// Дефектология,1988.- №2 — с 3

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

7. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002ю – 69 с.

8. http://articlekz.com/article/6740

9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр;