Интеллектуальная игра Механика (10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Такая знакомая механика. Задорожная С.В., Никулкина Н.Р.

Интеллектуальная игра «Такая знакомая механика»

Задорожная С.В., Никулкина Н.Р., учителя физики высшей категории,

МОУ СОШ № 125с углубленным

изучением математики г.Снежинска


Цель игры: развитие познавательной активности учащихся.

Задачи: обобщить и систематизировать знания по разделу физики «Механика» в 10 классе, развивать умения видеть и объяснять физические явления, формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Временные рамки: два урока.

Участники игры: три команды учеников 10х классов, ведущий игры, консультант по работе с видеороликами, жюри - учащиеся 11х классов, консультанты в лабораториях - учителя физики.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютеры с локальной сетью, «L-Микро» лаборатория, лаборатория «Архимед», комплект приборов по механике для определения коэффициента трения, ЦОР «Программы Физикона. Физика 7-11 класс», презентация учителя с кратким вступлением, описанием правил игры, ребусами, «странными» вопросами по физике и анализом вариантов нахождения коэффициента трения, лист заданий для команд с критериями оценки конкурсов (прилагается), карта жюри.

Домашнее задание для команд:

  • Приветствие команды;

  • Газета с рисунками, в которых допущены физические ошибки;

  • Творческое задание «Механика в искусстве».

Ход игры:

Вступительное слово учителя физики (презентация прилагается)

Учитель ставит цели занятия, коротко поясняет ход игры, задачи каждого этапа игры и критерии оценки деятельности команд, выдает командам листы заданий, представляет жюри, передает полномочия ведущему игры и занимает место консультанта. Основная задача ведущего - организация и ведение всего хода игры, контроль времени выполнения заданий на каждом ее этапе. Контроль времени осуществляется при помощи функции электронных часов интерактивной доски.

Этапы игры.

  1. Приветствие команд (около 2 минут).

Оцениваются приветствие и название команды в соответствии с заявленной темой игры, юмор и культура исполнения.

  1. Теоретическая механика (около 7 минут).

На данном этапе игры учащимся предлагается решить две задачи из раздела «Кинематика».

Задача №1

Чтобы проплыть на моторной лодке от пристани А к пристани В, требуется время 1 час, а обратная дорога занимает 3 часа. Скорость лодки относительно воды остается постоянной. Во сколько раз эта скорость больше скорости течения?

(ответ: в 2 раза)

Задача №2

За 4с тело прошло путь 80 см, причем его скорость увеличилась в 3 раза. Считая движение равноускоренным с начальной скоростью не равной нулю, определите ускорение тела (ответ: 0,05м/с2).

Оцениваются правильность, рациональность, оригинальность решений задач. Приветствуется решение задач несколькими способами.

  1. Экспериментальная механика (около 21 минуты, примерно по 7 минут на лабораторию).

Лаборатория «L-Микро»

На этом этапе учащиеся должны определить ускорение свободного падения. Оценивается умение применять имеющееся оборудование для постановки и проведения эксперимента, определять погрешность измерения, объяснять расхождение с табличными данными и делать выводы.

Лаборатория «Архимед»

Задача этого этапа: определить коэффициент трения между бруском и плоскостью из комплекта оборудования по механике. Оцениваются количество предложенных и количество использованных способов определения коэффициентов трения. Правильность и оригинальность выполнения заданий. Умение проводить эксперимент, знать необходимые формулы и уметь рассчитывать физические величины, оценивать погрешность измерения и делать выводы.

Мультивидео-лаборатория

Для команд приготовлены три фильма из «Программ Физикона. Физика, 7-11 классы».

1 фильм – движение по окружности;

2 фильм – выстрел из пушки на закон сохранения импульса;

3 фильм – падение тела на закон сохранения механической энергии.

Задание для учащихся заключается в том, чтобы написать текст фильму. Оценивается синхронность голоса за кадром и изображения на экране, умение объяснять явления, наблюдаемые в фильме и выражать свои мысли, пользоваться физической терминологией, обобщать материал и делать выводы, отсутствие речевых ошибок.

*Прежде чем перейти к блоку «Механика вокруг нас», команды представляют и озвучивают свои фильмы.

  1. Механика вокруг нас (около 18 минут).

Блок состоит из четырех конкурсов.

Физические ребусы (3 минуты)

=====

Оценивается правильность и быстрота решения ребусов.

«Странные» физические вопросы (5 минут)

Командам предложены три вопроса, приведенные ниже. Оценивается правильность и аргументированность ответов.

  1. Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича

Почему перелетные птицы летят клином?
(ответ: когда птица совершает мах вниз, за крылом образуется восходящая струя, которая остается позади птицы. Птица, летящая следом, использует оставляемую первой восходящую струю)

2. Поделитесь сухариками со своим товарищем и начните вместе с ним грызть. Не кажется ли Вам, что Вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед? Почему?

(Ответ: звук, идущий к Вам от грызущего соседа по воздуху, рассеивается значительно сильнее, чем звук, распространяющийся к Вашему уху непосредственно по черепным костям)

  1. На Луне (Из книги Я. Перельмана)

На Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луне существует озеро с пресной водой. На озеро спущен пароход, который в земных пресноводных озёрах имеет осадку 3 метра.

Как глубоко будет сидеть наш пароход в воде лунного озера?
(ответ: на Луне пароход станет в 6 раз легче, но и вода тоже! Если вспомните закон Архимеда, то поймёте, что осадка парохода останется прежней - 3 метра)

  1. (Из книги Я.Перельмана "Весёлые задачи")

Где на Земле легче всего живется?

(ответ: на экваторе - там все предметы становятся легче из-за центробежной силы и приплюснутости Земли у полюсов)

Физические ошибки в рисунках (5 минут)

Оценивается оригинальность, красочность и количество зашифрованных ошибок в рисунках команды, общее количество найденных ошибок в рисунках других команд, правильность объяснения.

Физика и искусство (3 минуты).

Подготовка игроков к данному конкурсу была дана в качестве домашнего задания. Это самый эмоциональный и красивый конкурс. Команды должны были в своем творческом задании в виде сценки, оды, песни, рассказе отобразить какие-либо механические явления, законы или механику в целом.

Оценивается творчество, культура исполнения, юмор, соответствие заявленной теме игры.

5. Подведение итогов игры.

Пока жюри подводит итоги игры, учитель-консультант анализирует итоги работы команд по определению коэффициента трения. Приведем некоторые возможные способы определения коэффициента трения.

  1. При равномерном движении по горизонтальной опоре

[pic]









  1. При равномерном движении по наклонной плоскости по углу наклона.


[pic]










  1. При ускоренном движении по наклонной плоскости по времени движения.

[pic]












[pic] При ускоренном движении по наклонной плоскости по параметрам наклонной плоскости и тормозному пути.














Результаты игры передаются ведущему по локальной сети и отображаются на экране.

Карта жюри

Конкурсы

Приветствие

Решение

задач

Ускорение свободного падения (L-Микро)

Коэффициент трения (Архимед)

Озвучивание фильма

Решение ребусов

Ответы на вопросы

Ошибки в рисунках

Творческое задание

Итого баллов

Количество баллов

5 баллов максимум за конкурс

1 балл за ответ

5 баллов максимум за рисунок и по 1 баллу за ошибку

5 баллов максимум за конкурс

 

1 команда


 

 

 

 

 

 

 

 


2 команда


 

 

 

 

 

 

 

 


3 команда


 

 

 

 

 

 

 

 



Литература

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика. 10 класс.:учеб. для общеобразовательных учреждений.16-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 366с.

  2. Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.

  3. http://www.afportal.ru/ Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича

  4. Физика, 7-11 классы. Электронное издание. ООО Физикон. 2007г.




5