ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СВИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РЕФЕРАТ
Колокола России
Выполнил: Афонина Анастасия
группа 1-43
Руководитель: Тычкова Г.В.
Свирск
2015
Исследовательский проект "Колокола России"
Автор проекта:
Афонина Анастасия
Руководитель: Г.В.Тычкова
Характеристика проекта:
Цель работы – использовать физическую информацию, информацию о традициях литья колоколов и колокольного звона в России для побуждения у учащихся патриотических и гражданских чувств.
Задачи, которые мы поставили, следующие:
Расширить познания о колоколах.
Рассмотреть физику колокольного звона.
Влияние колокольного звона на организм человека.
Познакомиться с культурным наследием России
Расширить кругозор знаний.
Методы исследования:
Экскурсии.
Изучение литературы по данной теме.
Поиск информации в сети Интернет.
Этапы работы:
Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.
Содержание
Введение.
Некоторые исторические сведения
Легенда об изобретении колокола
Физика колокольного звона
Влияние колокольного звона на организм человека.
Летопись колокольного искусства в России
Как в церковь колокол попал?
Заключение
Список использованной литературы
Колокола России
О, Русь, благословенная моя
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещный звон
колоколов отчизны
Тот чудный гул,
идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу
Призывом к дальней жизни без
мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый звон-
Руси наследие святое
Моё причастие к тебе
да будет вечным,
Как и всё живое…
Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.
Введение
Издавна на Руси раздавался колокольный звон — призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную дорогу. Колокола на церковных башнях размеряли течение дней в городах и селах, церковный звон сопровождал будничную жизнь, радовал благовестом в праздники... Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее. Колокольный звон мало кого и сейчас оставляет равнодушным. Веселый перезвон маленьких колокольчиков будоражит и радует, низкое звучание больших – умиротворяет. Колокола сообщают нам о церковных праздниках, призывают людей очиститься и покаяться. Как и откуда возникло на Руси это чудо, колокол? На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь людей. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании.
[pic]
Некоторые исторические сведения
О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988г.
Колокола помешали в звонницах храма, но очень часто – на специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с XIXв.)
В Москве до революции 1917г. насчитывалось примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по 5 – 10 колоколов, иногда и больше; для разных случаев – праздник, будни, беда – использовались разные колокола.
На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505 – 1508гг. и имеющей высоту 81м, было 52 колокола (впоследствии – 37).
Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др.
Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550г.) – 2200пудов (36,08 м); Большого Успенского (1654г.) – 8000пудов (1312м).
Огромнейший и по своей величине во всем мире считается московский Царь - колокол (1735г.) его масса, свыше 200т., высота 6,14м., диаметр
6,6м.
С 1917года происходят массовые уничтожения колоколов и храмов.
1941г. уничтожен Звенигородский колокол.
1996-1997гг. В Москве отлиты колокола 16 т. и 32т. для Храма Христа Спасителя.
2002-2003гг. отлиты колокола для Троице – Сергиевой Лавры 27т. и 35,5т., и колокол «Царь» 72т.
Колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства - литературе, поэзии, живописи, музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения: вспомним М. Мусорского и его оперу « Хованщина», «Борис Годунов», а также оперу М Глинки «Жизнь за царя», А. Бородина – с «Князем Игорем», Н.А. Римского-Корсакова – «Сказка о царе Салтане» и «Псковитянка» (для последней большой театр в начале XX в. приобрел колокол массой 170 пудов)
Легенда об изобретении колокола
[pic]
Колокола появились на Руси еще в древние времена. По преданию, в 15 веке один монах, живший в Италии, заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. По-итальянски цветок – «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов.
Что такое колокол?
Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент».
Такое научное определение дает Энциклопедический словарь.
«Опрокинутая чаша с малиновым звоном» - определение второе, один
из древнейших символов православной Руси, а ныне еще и примета ее
возрождения – определение третье. Металлическая чаша, перевернутая
вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык»;
при их взаимном перемещении (например, движение «языка» при помощи веревки) происходит удар о стенку чаши, и та издает звук. Это – четвертое [pic]
определение – описание.
Физика колокольного звона
Попробуем разобраться, каким образом создается колокольный звон, как мелодия звона связана с размерами, формой колокола, а также остановимся на том, из какого материала изготавливают колокола, т. е. рассмотрим два вопроса:
1) акустика колоколов
2) из чего льют колокола
У каждого колокола есть основной тон, соответствующей высоте его звучания, и богатый, характерный только для него набор добавочных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона.
Рассмотрим физический механизм звучания. При ударе языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее упругое дрожание, которое представляет собой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. Эти колебания можно сделать видимыми, если перевернуть чашу, залить ее водой, насыпать на поверхность воды ровный слой легкого мелкого порошка, например ликоподия, и возбудить колебания. Колеблющийся участок борта звучащий чаши отгонит от себя легкие частицы. В результате на поверхности воды получаются своеобразные «звезды». Они вырисовываются при любом уровне воды. Это означает, что стена колеблющегося колокола разделена «меридианами покоя», число которых может быть 4 или 6, или 8, или 10. В те моменты, когда в данном из секторов стенка «вспучивается», в соседних – она в покое.
Но есть и другие виды колебаний колокола. Чтобы представить их, перейдем от объема к плоскости: мысленно превратим колокол в круглую плоскую металлическую пластину. Закрепим ее в центре, насыпем тонкий ровный слой песка и приведем в колебательное движение, проводя по краю пластины смычком. На поверхности пластины образуются песчаные узоры – фигуры Хладни (название дано по имени изучавшего их немецкого ученого Э.Ф. Хладни).
[pic]
Причины их образования – собственные колебания пластины: колеблющиеся секторы пластины, вспучиваясь, стряхивают с себя песок, и он собирается вдоль линий покоя. Хладниевые фигуры, таким образом, свидетельствуют о том, что пластина разделена, не только меридианами, но и параллелями покоя. Каждому сочетанию меридианов и параллелей покоя соответствует своя частота колебаний:
Более высоким частотам соответствует более дробная сетка линий покоя. Аналогичные эксперименты были проделаны и с колоколом.
Звучащие участки стенок колокола и линий покоя можно обнаружить экспериментально и с помощью резонаторов Гельмгольца.
Можно даже составить «карту» звучания колокола.
Звучащие участки можно найти даже на ощупь, если размеры колокола велики и велика амплитуда колебаний.
О колебаниях стенок колокола дают представление следующие иллюстрации
[pic]
На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сочетаниях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание, т.е. такое при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично сочетались с основным, создавая единое прекрасное целое. Все практические находки тщательно записывались, составлялись таблицы размеров, масс, состава металла. Эти сведения часто хранились в секрете. Основные таблицы были сделаны в XVI в. Но только XVIII в. удалось найти такую «правильную» форму колокола, при которой он звучал особенно гармонично: было значительно расширено основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заостренной массивной «губы». Выработался тип русского колокола. В нем диаметр нижней части равен высоте колокола, а диаметр верхней части – половине диаметра нижней. (отметим для сравнения: китайский колокол более сжат внизу и дает глухой звук.)
Несколько слов о «языке» колокола. «Язык» изготавливают из железа. Масса его обычно составляет 1/25 от массы колокола (для больших колоколов – это отношение меньше). Форма может быть различной: она зависит от способа возбуждения звука – раскачивают ли «язык» или раскачивают колокол; первый способ – русский, второй – западноевропейский.
Обратим теперь внимание на явление резонанса. Устройство колокола таково, что его звучание – дуэт металла и столба воздуха в нем, который приходит в колебательное движение с частотой, равной частоте колебаний стенок совершая вынужденные колебания. Чтобы собственная частота колебаний столба воздуха совпадала с частотой колебаний стенок колокола, колокол должен иметь определенные параметры и ударять по нему надо в определенные моменты.
Благодаря резонансу возрастает амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие, - громкость звука.
В звоне (звуке) колокола, т.е. в его звуковом спектре, присутствуют неслышные звуки – ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и поэтому, так или иначе, отзывается на их воздействие. Не потому ли, когда бьют колокола, в душе возникают ощущение торжественности, причастности к чему- то духовно высокому и светлому, ощущение неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями; или, наоборот, душой овладевают печальные, тревожные чувства?
[pic]
Из чего льют колокола.
Многовековой опыт русских мастеров показал, что из всех материалов наилучший для изготовления колоколов – бронза, состав которой: 4 части меди и 1 часть олова (80 и 20% соответственно). Этот сплав слабо рассеивает механическую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеяния наименьшая – 0,005, в то время как у меди – 0,03, латуни – 0,015, стали – 0,035.
Другие характеристики бронзы таковы:
Плотность д=8800кг/м3
Модуль Юнга Е=1,0 *1011 Н/м2
температура плавления tпл = 8800С
твердость по Бринеллю7,5 * 108Н/м2
Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твердыми. Цвет сплава – серовато-стальной, вид однородный. В сплаве присутствуют и примеси (этого просто не избежать): наибольшее количество свинца (около 2%), цинка (1,2%), железа (1,2%); но это вредные примеси: так, наличие свинца снижает звонкость и твердость. При литье колоколов важно соблюдать процентное соотношение олова и меди в материале, поскольку избыток олова придает колоколу звонкость, но делает бронзу более хрупкой.
Влияние колокольного звона на организм человека.
Отдельно хочется остановиться на особенностях эмоционального восприятия колокольных звонов верующими людьми (в первую очередь в России) . Недаром говориться: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал". Православный человек рождался, жил и умирал со звоном. Известны многочисленные случаи, когда внезапно раздавшийся удар колокола предотвращал преступление и самоубийство, приводил к раскаянию, призывал в храм отчаявшегося человека, который получал в нем успокоение и обретал жизненные силы и смысл существования.
В ударах церковных колоколов скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца людей. Поэтому колокольный звон является не только указанием времени Богослужения, но и служит для выражения радости, грусти, торжества, отсюда и появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение.
Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение.
Средние колокола не несут, специальной функции и служат только для украшения звона. С помощью малых колоколов совершается трезвон или перезвон, который выражает торжество Церкви, а так же указывает на совершение определенных частей или моментов Богослужения.
А еще в древности на Руси существовало поверье, что если ударить над тяжелобольным человеком в колокол, то он может выздороветь.
Оказывается, колокола играют колоссальную роль в созданий благоприятной ауры. Колокола, как и купола храмов, благодаря своей форме концентрируют тонкую космическую энергию, воздействующую на людей при колокольном звоне.
По данным известного физика Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных волн и тем самым очищают пространство. Явление резонанса возникает при совпадении частоты вынуждающей силы с собственной частотой колебательной системы. Шатунов доказал: полно активный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. За счет специфического распределения мощности звуковой волны, структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы. Кроме того, по словам ученого, если взять дореволюционное количество колоколов в России и посчитать потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне, то окажется, что по большим праздникам этот потенциал будет таким, что ракета средней дальности отклонила бы свою траекторию.
При колокольном звоне возникает несколько уровней звуков:
низкий спектр (40-100 герц) — он успокаивает психику;
средний спектр (100-20 тыс. герц) — увеличивает капиллярный крово - и лимфоток.
высокий ультразвуковой диапазон не слышим нашим ухом (выше 25 тыс. герц) — оказывает целительное воздействие особенно при инфекционных заболеваниях и усиливает иммунитет.
Колокольный звон распространяет свое целительное воздействие на всех, кто находится в зоне слышимости. И не зависит от отношения к религии, потому что имеет совершенно объективные физические параметры звука.
Во многом благодаря именно колокольному звону вокруг церквей и храмов создается целительный микроклимат. Колокольный звон даже может оказывать обезболивающее действие — так считает российский психолог А.Гнездилов, изучающий его влияние на человека.
В высоких частотах таится огромная мощь:
ультразвуковые частоты звонящих колокольных обертонов в буквальном смысле настраивают энергии тела и мозга на более высокий уровень;
вибрации проникают во внутренние структуры человека, очищая энергетические каналы;
Мы даже можем не осознавать, что воспринимаем такие высшие звуковые вибрации, но мозг все равно будет подзаряжаться от них, как аккумулятор от сети.
Доказано, что колокольный звон, оказывая необычайно благотворное воздействие на человека, способен:
избавить от стрессового состояния,
наладить регуляцию обмена веществ,
нормализовать сердечнососудистую деятельность,
различные вегетативные дисфункции, сопровождающиеся страхом, нарушением сна, депрессией.
Летопись колокольного искусства в России
В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что он пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие (в Византии колокола появились в IX веке, но большого распространения не получили), а из Западной Европы. Первые колокола на Руси были качающимися (их здесь называли "очепными"), а мастера - иностранными. В 1194 году летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло.
В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт "Пушечный двор", на котором лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 8-тонный колокол, а в 1533 - колокол весом уже более 16 тонн.
Царь-Колокол 1735 г., Москва, Россия |
XVII век стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. Стремительно растет вес отливаемых колоколов. Вот только один пример: в Москве трижды был перелит Царь-колокол, вес которого раз от разу увеличивался. В 1599 или 1600 году отлили колокол весом около 40 тонн (он разбился при пожаре до 1652 г.); в 1652 году - весом уже более 130 т (разбился через год); а в 1655 году - весом более 160 т! (Этот "Царь" погиб при пожаре в 1701г.) Колокола же в 3-5 тонн в XVII веке были обычным явлением. История сохранила около 500 имен русских литейщиков XV-XVII веков. Конечно, не все из них лили колокола, но многие. Самые известные из них: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных. Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 году в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году "Царь", находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. (Сейчас Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков.)
XIX век ознаменовался в России отливкой в 1817 году Большого Успенского колокола в честь победы над Наполеоном. В его бронзу был добавлен металл трофейных французских пушек. Этот колокол и сегодня является самым большим действующим колоколом Московского Кремля (более 65 т, точный вес не известен). Представление о размахе колокололитейного дела в России в конце XIX века могут дать статистические данные: общее производство колоколов приближалось тогда к 2 000 тонн в год (!) и велось более чем на двадцати предприятиях.
В 1917 году в России грянула революция, после которой начались гонения на церковь. Особенно от воинствующих атеистов пострадали колокола: в течение 20-30-х годов XX века было уничтожено почти все, что Православная Русь отливала несколько веков… Например, из 39 колоколов весом от 16 тонн осталось всего 5… Знаменитый набор колоколов Сретенского монастыря был продан в Англию (эти колокола до сих пор звонят в Оксфорде, лишь один колокол набора каким-то образом остался в России и находится сейчас на колокольне Троице-Сергиевой Лавры). Набор Даниловского монастыря был продан в Гарвардский университет, США (в настоящее время ведутся переговоры о его возвращении в Россию). Справедливости ради стоит заметить, что наши атеисты не были первыми в области уничтожения колоколов: во время Великой французской революции (1788-1804 гг.) были также уничтожены почти все колокола. Часть их была перелита на монеты, а часть - на пушки. Чудом уцелели колокола собора Парижской Богоматери, впрочем, как и сам собор. И в Испании старинных колоколов почти не осталось: в 1837-1851 гг. во время секуляризации (обращения церковной собственности в светскую) огромное количество колоколов было продано в Англию.
Вторая мировая война добавила в печальный список утраченных, новые колокольные жертвы. В 1941 году при приближении фашистских войск к Звенигороду был взорван на звоннице самый благозвучный колокол России - 35-тонный благовестник Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1667 году. А сколько колоколов из тех немногочисленных, оставшихся после разгула атеизма, погибло в разрушенных русских городах и селах, не знает никто
Однако самым впечатляющим стало, пожалуй, возрождение колоколо- литейного дела в России в 90-х годах XX века. Несмотря на прерванную на несколько десятков лет традицию и почти утраченные технологии, современные русские литейщики за короткое время добились поразительных успехов. В 1996-1997 гг. были отлиты первые новые колокола весом более 1000 пудов (т.е. 16 т): "Большой торжественный" или "Царский" (около 30 т) и "Праздничный" или "Святительский" (более 16 т) для возрожденного Храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 г. для Троице-Сергиевой Лавры отлили "Благовестник" и "Первенец" весом 35,5 т и 27 т, а в 2003 г. - 35-тонный колокол "Рождества Пресвятой Богородицы" для Саввино-Сторожевского монастыря. И, наконец, в том же 2003 году был отлит новый "Царь" для Троице-Сергиевой Лавры весом 72 тонны!
Такова, очень кратко, богатая событиями "колокольная летопись". Новое время, несомненно, впишет в нее свои незабываемые страницы. И удивительный феномен - колокол - не исчезнет с них, пока существует человеческая цивилизация.
Как в церковь колокол попал?
Можно сказать, что совершенно случайно. Но обо всем по порядку.
Кимвал звенящий
В древности многие народы во время общественных и религиозных церемоний использовали различные музыкальные инструменты. Египтянам, например, полюбился звенящий ударный инструмент систр, а евреям – кимвалы (это почти то же самое, что современные тарелки в оркестре) и тимпаны (разновидность барабанов). Римляне возвещали о начале публичных собраний звоном колокольчика.
[pic]
Било и клепало
Первые христиане (I–III веков), которые подвергались жестоким гонениям, избегали громких призывных звуков до и во время богослужения. В то время верующие созывались на богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников. Иногда сам епископ после богослужения объявлял о времени и месте очередного богослужения.
[pic]
Но и после гонений христианская Церковь не сразу стала использовать колокольный звон. В эпоху Константина Великого (IV век) в храм созывали ударами молотка в било (деревянная доска) и клепало (железная доска).
С немецким акцентом
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства. Но как ни странно, Россия заимствовала этот громкоголосый инструмент вовсе не из Греции, а из Западной Европы. На это указывает даже само слово «колокол», которое происходит от немецкого Glocke. Вероятнее всего, самые первые колокола, установленные на православных соборах Софии Киевской и Софии Новгородской (ХI век), были родом из Германии. [pic]
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства
Полюбив колокольный звон, русский народ соединил с ним свои самые важные события – иногда праздничные, иногда печальные. Звуки колокола собирали народ на вече (народное собрание), призывали на защиту Отечества, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, оповещали о пожаре и страшных болезнях. Торжественный перезвон колоколов оповещал людей о победе над врагом и приветствовал победное возвращение полков с поля брани.
Заключение
В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе?
На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей. Они придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.
С развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов колокольный звон стал одним из характерных элементов русского православного богослужения. Со времен княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Церковные колокола и церковный звон являются великой духовной святыней, колокольные традиции должны бережно сохраняться и впредь для потомков.
В звонах колоколов есть то, что невозможно анализировать с точки зрения логики, он воспринимается чувствами, ощущается на уровне подсознания… Это наше древнее прошлое и таинственный, уходящий в небеса сигнал… Возможно, это генетическая память пробуждает в нас особое чувство в те минуты, когда звонят колокола… Нас не было – они звучали, мы уйдем, они все так же протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном…
Многие десятилетия колокола России молчали. Сегодня колокольный звон возвращается в нашу жизнь. Ученым еще предстоит разбираться в природе воздействия на организм этих удивительных звуков. Но то, что они целебны для человека, кажется несомненным. И, может быть, именно с колокольного звона, плывущего в небе, и начнется для многих из нас музыкальная терапия, исцеляющая душу и тело?. .
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С.Есенин.
Список использованной литературы
1.В.В.Кавельмахер « Способы колокольного звона и древнерусские колокольни» // Колокола. История и современность. М., 1985г
Т.Б.Шашкина « Колокольная бронза» // Колокола: История и современность. М.: 1985г.
А.В.Бородина «Основы православной культуры» М.: Издательский дом «Покров» 2003г
4. «Православие» Полная энциклопедия Санкт-Петербург Издательская группа «Весь» 2008г
«Книга о церкви» Издательство «Православный паломник» 2004г
В.А.Волков « Универсальные поурочные разработки по физике»
10 класс.- М.: ВАКО, 2006.- 400с.
«Храмы Новокуйбышевского благочиния» Новокуйбышевск:
ООО «Евро-лайн плюс» 2008г
Н.И.Оловянишников «История колоколов и колокололитейное искусство». М.: 1982г.
9.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т.3.—СПб, 2003.
В.В.Мишин «Колокола России». Краткая иллюстрированная история.- М.: 1995.
11.Интернет—ресурсы:
http://nogti-doma.narod.ru «Православная страничка»
http://ru.wikipedia.org
[pic]