Внеклассное мероприятие
«Экскурсия в музей восковых фигур»
На сцене студенты находятся в застывших позах, иллюстрирующих важное открытие в области естественных наук. Все персонажи выступают в костюмах той эпохи, в которой жили и работали ученые.
Ведущие представляют каждого участника, рассказывают об ученых и их роли в истории физики. Затем фигуры персонажей оживают и они уже сами представляют ученых и их знаменитые открытия . Подготовка к мероприятию заключалась в подборке теоретического материала, изучении литературы, Интернет-ресурсов, отбора самой важной информации , затем совместно со студентами рождалась идея постановки того или иного фрагмента жизни ученого, сочинении сценария .
Сценарий сопровождается иллюстрацией портретов ученых.
Ведущий № 1
Мы сегодня хотим пригласить вас в необычный музей и рассказать несколько историй научных открытий, которые, были сделаны совершенно случайно или в результате титанического труда. В любом случае роль этих случайных и неслучайных открытий в науке велика, и окружающий нас мир выглядел бы намного беднее без химических источников тока, электрических ламп, генераторов переменного тока , рентгеновских аппаратов, автомобилей, компьютера.
Итак, мы начинаем экскурсию по музею важнейших открытий в области естественных наук.
Ведущий № 2
История науки всех времени и народов не знает другого примера, чтобы супружеская пара внесла столь большой вклад в науку, как супружеская пара Кюри. Они получили нобелевскую премию за открытие радиоактивности, которая сегодня нашла широкое применение в медицине. Мария пережила своего мужа Пьера на 28 лет. Он трагически погиб попав под лошадь почтовой кареты. Мария Кюри ,ее дочь Ирен и зять Фредерик Жолио Кюри, также занимавшиеся радиоактивностью умерли от лучевой болезни. Жизнь двух поколений Кюри была принесена в жертву науке.
Перед вами Пьер и Мария Кюри за работой по изучению свойств радия . Давайте прислушаемся к их беседе.
Сценарий о Марии и Пьере Кюри
Мария: Чудесный радий! Его соединения с хлором в чистом состоянии представляет собой белый, тусклый порошок, который легко принять за обычную поваренную соль. Но чем лучше познаешь его свойства, тем поразительнее они кажутся. Излучение его, в два миллиона раз сильнее, чем излучение урана.
Пьер: Да и на что он не способен? Он действует на фотографическую пластинку сквозь черную бумагу; он превращает воздух в проводник электричества и таким образом разряжает на расстоянии электроскоп.
Мария: Ты знаешь, я недавно обнаружила, излучение радия – «прилипчиво». Прилипчиво, как стойкий запах, как болезнь. Нельзя оставить какой-нибудь предмет, растение, животное или человека рядом с пробиркой, заключающий радий, чтобы на них тотчас же и заметно не повлияла его активность.
Пьер: Я также замечал не раз, что различные предметы, употребляемые в химической лаборатории, и те, которые необходимы для физических экспериментов, незамедлительно сами становятся радиоактивными и начинают действовать на фотографические пластинки сквозь черную бумагу. Пыль, воздух в комнате, сама одежда делается радиоактивной.
Ведущий 1.
Спустя тридцать – сорок лет после смерти обоих Кюри их рабочие записные книжки еще проявят живую, таинственную активность и будут действовать на измерительные приборы.
Мария: Дорогой мой, ты знаешь, радий, наверное, будет кое-что значить и для здоровья человека. Он станет его союзником в борьбе с жестокой болезнью – раком.
Пьер: Да, дорогая, и, ради науки, пренебрегая опасностью, я попробую тотчас свое предплечье действию радия.(Мари подносит к предплечью мужа пробирку с радием). Взгляни, участок кожи оказался поврежденным!
Мария: Да, кожа покраснела на поверхности в шесть квадратных сантиметров; имеет вид ожога. Как ты себя чувствуешь?
Пьер : Всего лишь небольшое жжение. Боли нет…
Мари: Дорогой мой! Когда я переносила в запаянной стеклянной трубочке несколько сантиграммов этого очень активного вещества, я получила ожоги такого же характера, хотя маленькая пробирка находилась в тонком металлическом футляре. Ты помнишь, как воспаление кончиков моих пальцев длилось две недели и кончилось тем, что сошла кожа, но болезненная чувствительность исчезла только через два месяца.
Пьер: Мари, я изучал действие радия на животных. Вскоре я пришел к такому заключению: радий, разрушая больные клетки, излечивает волчанку, злокачественные опухоли и некоторые формы рака.
Мари: Радий полезен, изумительно полезен!
Ведущий 2
Как-то воскресным утром в домике на бульваре Келлермана Пьер освещает своей жене создавшееся положение вещей. Только что почтальон принес ему письмо из Соединенных Штатов.(В зал входит почтальон, подает письмо Пьеру)
Почтальон: Вам письмо из Америки
Ведущий 1
Пьер внимательно прочел письмо его, сложил и бросил на письменный стол.
Пьер: Надо бы нам поговорить о нашем радии. Теперь совершенно ясно, что производство радия широко распространяется. Вот как раз послание из Буффало.
Мари: Что же интересного было в этом послании?
Пьер: Дальше у нас есть выбор между двумя решениями этого вопроса.
Мари: Каковы же эти решения?
Пьер: Мы можем рассматривать себя как собственников, как «изобретателей» радия. Надо запатентовать эту методику и закрепить свои права на промышленную добычу радия во всем мире.
Мари: Нельзя. Это противно духу науки.
Пьер: Я тоже так думаю… Но мы бы могли бы иметь отличную лабораторию для дальнейших исследований.
Мари: Физики публикуют результаты своих исследований всегда бескорыстно. Если наше открытие будет иметь коммерческое значение, то как раз этим не следовало бы пользоваться. Радий будет служить и для лечения больных людей. И мне кажется невозможным извлекать из этого выгоду.
Пьер: Да. Это было бы противно духу науки. Вечером я напишу американским инженерам и дам им всем указания, которые они просят.
Ведущий 2.
Через четверть часа после этого пятиминутного разговора воскресным утром Пьер и Мария на велосипедах направляются в кламарский лес. Раз и навсегда они предпочли богатству – бедность, подарив человечеству технологию изготовления радия, а вечером, усталые возвращаются домой с букетами цветов.
Ведущий 1
Перед вами- заведующий кафедрой анатомии итальянский ученый Луиджи Гальвани , который исследовал костное строение птиц и совсем не собирался стать известным ученым- физиком. Но именно он совершенно случайно открыл человечеству в сентябре 1796 года существование тока внутри живых существ и сегодня мы ежедневно пользуемся гальваническими элементами, источниками питания, которые существуют благодаря открытию Гальвани , а может надо поставить памятник обыкновенной лягушке? Давайте, посмотрим, как это было.
Сценарий о Луиджи Гальвани
Луиджи :
Дорогая! Что с тобой? Ты так плохо сегодня выглядишь!
Жена Луиджи:
Дорогой!. У меня так болит голова!
Луиджи :
Не пойти ли тебе к нашему доктору?
Жена Луиджи :
Я уже его посетила и он прописал мне бульон из лягушачьих лапок.
Луиджи:
Как замечательно. Я сегодня собирался сварить супчик из лягушачьих лапок. На рынке купил несколько лягушек. Ты отдыхай, дорогая, я все приготовлю сам.
Ведущий 1
Луиджи берет лягушку, кладет ее на металлический лист и касается ножом из другого металла.
Луиджи :
Что такое? Что происходит? При соприкосновении с металлическими предметами мышцы лягушки сокращаются, как будто от сильной судороги. Такое впечатление, что лягушка оживает.
Жена Луиджи :
Дорогой ,супчик готов?
Луиджи:
Дорогая, смотри, я открыл что- то уникально . Я подвесил лягушку на медных крючках к нашему железному балкону . Мышцы лапок сокращаются! А при разряде молнии усиливаются! Значит, существует электричество внутри живых существ. Назовем его животным электричеством.
Жена Луиджи:
А как же мой супчик? У меня очень болит голова, а у тебя только наука на уме!
Луиджи :
Дорогая, когда- нибудь наши потомки будут благодарны тебе и этой лягушке за это замечательное открытие.
Ведущий 2
Шел 1910 год . Английский физик Резерфорд провел знаменитые опыты по рассеиванию положительных α – частиц на металлических тонких пластинах . Результаты опыта не согласовывались с моделью атома Томсона, которой пользовались для объяснения физических явлений ученые в начале 20 века. Резерфорд долгое время не мог объяснить результаты опытов , все чертил какие – то схемы, рисунки, выдвигал самые невероятные и смелые предположения о строении атома и не подозревал, что всего через несколько месяцев он сделает настолько значительное открытие, что на основании которого произойдет революция в науке, в мышлении и даже в жизни людей, т. к. после открытия Резерфорда человечество получили возможность описывать любые физические явления и всего за сто лет достигло высочайшего научно- технического прогресса. А произошло это событие очень просто.
Сценарий об Э.Резерфорде
Бор:
Я думаю, что заряд ядра положительный и положительно заряженная α- частица в ваших опытах по их рассеиванию отбрасывалась назад именно ядром.
Резерфорд:
Жизненный опыт подтверждает, что мы должны быть более сдержанными. Ведь мою научную статью о планетарной модели атома как будто не заметили. Неужели ее никто не прочитал? Мария и Пьер Кюри, Альберт Эйнштейн на недавнем научном конгрессе постоянно говорили об излучении света атомами , но ни разу не упомянули о планетарной модели!
Бор:
Можно поразмыслить и дальше об электронах, мы знаем, что атомы соединяются, когда подходят ближе друг к другу. И какой частью Вы им прикажете соединиться?. Конечно, своими электронными оболочками!
Резерфорд:
Но почему же электроны не излучают энергию? Согласно Максвеллу, они должны излучать электромагнитную энергию и через некоторое время упасть на ядро! Но атом устойчив, Бор, устойчив!
Бор:
Уж если мы так далеко зашли в своих рассуждениях, почему бы не предположить, что в атоме электроны могут вращаться совсем иначе, например, без излучения энергии .
Резерфорд:
Простите, Бор, но ваши фантастические предположения явно противоречат законам физики.
Ведущий 1.
Нильс Бор, молодой датский ученый, приехавший на стажировку в лабораторию Э.Резерфорда и не подозревал, что именно в этом споре он окажет незаменимую услугу маститому ученому, сформулировав основные постулаты, позволившие планетарной модели атома получить новое рождение.
Ведущий 2.
Наша экскурсия подошла к концу. Мы желаем всем, кто присутствует в этом зале творческих успехов, замечательных открытий !
Все участники поднимаются на сцену, преподаватель представляет каждого участника и его персонажа.
Литература
1 "НиТ. Нобелевские лауреаты", 1998 (http://n-t.ru/nl/fz/curie.htm)
2 Е. Кюри Перевод с французского Е.Ф. Корша. М .Академия. 1988г.
3 Д.К. Самин «Сто великих ученых». М. Академия.2006г.