Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарева»
Ржаксинского района Тамбовской области
Сценарий военно-спортивной игры
«Зарница»
Выполнила: Елена Ивановна Макарова,
учитель начальных классов
р.п.Ржакса,2016 г.
Цель: формирование патриотических чувств на основе ярких впечатлений, полученных от игры.
Актуальность:
Цели проведения этой игры весьма актуальны. В первую очередь, это гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, возрождение и повышение престижа военной службы, воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи.
Образовательные: знакомить с правилами поведения в игре.
Развивающие: совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ловкость, выносливость, быстроту, координацию движений.
Воспитательные: формировать гражданственность и патриотизм в подрастающем поколении; гражданскую ответственность, любовь и преданность своему Отечеству.
Предварительная работа:
Создание штаба по подготовке и проведению военно-спортивной игры "Зарница" с определением функций каждого члена штаба.
Оформление наглядной агитации (изготовление афиш, плакатов, информационного стенда, пригласительных билетов).
Формирование отрядов из детей подготовительных групп, с назначением командиров, снайперов, сапёров, связистов, разведчиков, медицинских сестёр.
Проведение конкурса военной песни.
Формы проведения соревнований Зарницы — эстафета, которая состоит из нескольких этапов. Виды соревнований отличаются на разных этапах. На туристической полосе препятствий старт дается с разницей в 10 минут. Старт каждого этапа даётся отдельно. Время прохождения каждого этапа (счет этапа) фиксируется отдельно.
Участники соревнований: учащиеся 9-11 классов
Атрибуты и оборудования:
2 тоннеля
Обручи деревянные двух цветов
3 конверта с разрезными картинками
2 веревки длиной 10 метров
Сетка волейбольная для выполнения задания “Проползи под колючей проволокой”
Корзина с боеприпасами, резиновые мячи для метания в цель.
Пластиковые бутылки, вкопанные в снег для выполнения задания “Разминируй поле”
Магнитофон, аудиокассеты с записью марша, военных песен
Флаг
Для каждой группы:
Элементы солдатской формы для мальчиков (камуфляжи, оружие)
Элементы одежды для медицинских сестёр (белые косынки с красным крестом)
Флаг группы
Рюкзаки или вещмешки с необходимым снаряжением
План маршрута
Награды и медали
Пакет с заданием
Медицинская аптечка
Награды
Ход игры:
Звучит маршевая музыка, учащиеся под руководством командира отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру.
Затем под торжественную музыку выходит генерал.
Генерал: Здравия желаю, товарищи, бойцы!
Учащиеся: Здравствуйте!
Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?
Учащиеся: Готовы!
Генерал: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!
Командир отряда «Снайперы»: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда ……. .. Рапорт сдан!
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда «Снайперы» становится в строй.
Генерал: Командиру отряда «Зенитчики» сдать рапорт!
Командир отряда «Зенитчики»: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд «Зенитчики» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда…….. . Рапорт сдан!
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда «Зенитчики» становится в строй.
Генерал: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться планом, где синим цветом, обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение, красным цветом обозначено место, где вы найдёте пакет с документами, стрелками показан путь, по которому вам нужно передвигаться. Когда вы найдёте документ, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута.
Командиры подходят к генералу и берут планы.
Генерал: Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.
Маршрут прохождения этапов
1 этап. Физическая подготовка
«Весенний марафон».
«Меткий стрелок».
«Супер прыжок».
2 этап «Туристическая полоса препятствий».
В преодолении полосы препятствий участвует вся команда.
Этапы полосы препятствий:
1.КПП (контрольно-пропускной пункт)- Шифровка
2.Полоса препятствий
Переход по бревну.
Кочки.
Висячая переправа.
Разведчики.
Топография.
Разжигание костра. Туристический узел.
Снайпер.
Конверт с заданием.
Медицина.
Установка палатки.
3 этап Конкурс «Наши краеведы
4 этап Конкурс «Историческая викторина»
5 этап Конкурс «Лучшие чтецы»
6 этап Исполнение военной песни
1 этап. Физическая подготовка. (По итогам первого этапа победившая команда получает 10 баллов, проигравшая – 7 баллов).
«Весенний марафон».
Каждая команда предлагает для участия по 7 человек от команды — они преодолевает дистанцию по кругу (длина дистанции 120 метров). Стартуют одновременно обе команды. Участники одной команды выпускаются на дистанцию по очереди. Тактику преодоления дистанции команда определяет самостоятельно. Передача эстафеты движения следующему участнику из команды совершается передачей эстафетной полочки. Передавать эстафетную палочку можно в любом месте дистанции. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.
«Меткий стрелок».
С линии старта по 6 участников от каждой команды (3 мальчика и три девочки ) совершают по 2 броска в горизонтальную мишень. Команда сама определяет очередность и участников игры в своей команде. Победитель определяется по наибольшему количеству попаданий гранатой в цель.
«Суперпрыжок».
Восемь участников из одной команды по очереди выполняют прыжок в длину с места. Первый участник выполняет прыжок с линии старта, второй участник выполняет прыжок с точки приземления (устанавливается по линии пяток прыгавшего участника) первого спортсмена, третий участник совершает прыжок с точки приземления второго участника и т.д. Победитель определяется по наибольшему расстоянию от линии старта до последней точки приземления (прыжок 8-го участника).
2 этап «Туристическая полоса препятствий».( В 1-8 конкурсах команда, выполнившая задания этапа за кратчайшее время получает 20 баллов, проигравшая 15 баллов).
В преодолении полосы препятствий участвует команда из 10 человек.
Этапы полосы препятствий:
1.КПП (контрольно-пропускной пункт) Шифровка:
Перед началом полосы препятствий команды получают пакет с зашифрованным паролем, после расшифровки команда получает маршрутный лист, где указаны название станций и последовательность их прохождения. Далее команды начинают движение по станциям маршрута.
Каждой команде раздается карточка с шифровкой.
2.Полоса препятствий
Переход по бревну
Кочки. Переправиться по кочкам с одного берега на другой, не наступая ногами на землю. При попадании на землю участник возвращается на начало этапа и проходит его повторно.
Висячая переправа. Необходимо перейти отрезок пути по двум параллельным веревкам (соскакивание является штрафом в – 20 секунд).
Разведчики
Участники конкурса должны проползти за капитаном под сеткой, натянутой на расстоянии 30-40 см от земли. Если кто-то задел сетку спиной – штраф 20 секунд.
3. Топография.
Каждый участник вытягивает карточку, на которой изображен топографический знак и называет этот знак. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко (1 очко – 20 секунд).
4. Разжигание костра — Туристический узел
Команда за максимальное время из окружающего топлива разжигает костер без использования горючих смесей и материалов, бумаги и бересты. Пламя костра должно пережечь нить над костром. Невыполнение условий этапа наказывается штрафом в 1 минуту.
Командам предлагают вытянуть одну карточку из трех с названиями туристических узлов.
Встречная Брам-шкотовый Травяной
восьмерка
Необходимо правильно завязать выбранный узел (штраф за неправильно завязанный — 30 секунд).
5. Снайпер.
Стрельба из пневматической винтовки.
По два участника от команды должны поразить цель с расстояния 15 метров, у каждого по 5 пуль). Один промах – штраф 20 секунд
6. Медицина.
Команда оказывает первую доврачебную помощь пострадавшему (одному из членов команды). Характер травмы – перелом голени и переноска пострадавшего. Оценивается последовательность выполнения мероприятий по оказанию помощи, правильность наложения повязки, транспортировки, а так же гуманное отношение к пострадавшему.
(Штраф 2 минуты)
8. Установка палатки.
Команда за определенное время устанавливает туристическую палатку. Правильность установки контролируется судьей, который за ошибки в установке начисляет штрафные баллы: складка на скате палатки – 30 секунд, общий перекос палатки – 30 секунд.
3 этап. Конкурс «Наши краеведы». (Количество правильных ответов – количество баллов)
В конкурсе принимает участие обе команды по очереди. Дети отвечают на вопросы в нескольких областях краеведения:
история родного края;
флора и фауна области;
знаменитые люди нашего города (области);
улицы родного села;
достопримечательности села (района, области) и т. д.
4 этап. Конкурс «Историческая викторина». (Количество правильных ответов – количество баллов)
5 этап. Конкурс «Лучшие чтецы». (Победители получают 5 баллов)
6 этап. Исполнение песни.
Каждой команде раздаются листочки со словами какой-либо военной песни. Затем им дают послушать фонограмму. Команда должна исполнить эту песню.
7этап. Подведение итогов, награждение победителей
Генерал: Молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями. А сейчас подведем итоги: победил отряд
«Снайперы». Всем отрядам выражаю свою благодарность за участие в сегодняшней игре «Зарница» и сейчас наступил момент награждения вас медалями за мужество, отвагу, смелость и решительность.
Награждение.
Право сфотографироваться у знамени предоставляется всем отрядам. Под маршевую музыку дети уходят.
Список используемой литературы.
Дмитриев В. Н. Игры на воздухе. М., 1998.
Жихарев А. М. Собираемся в поход. М., 2004.
Кувватов С. А., Дорогова Л. И., Ефремов А. А.
Игры для робинзонов. М., 2005.
Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. М., 2004
Маслов А. Г. Школа безопасности. М., 2000.
Миндель А. Я. Дорогу осилит идущий. Выпуск 1, М., 2001.
Миндель А. Я. Дорогу осилит идущий. Выпуск 2, М., 2005.
Приезжева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме. М., 2005.
Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. М., 2005.
Зарница, зарница - игра для ребят!
Сразиться в команде из нас каждый рад.
Мы встретимся смело в учебном бою,
Покажем мы удаль и доблесть свою!
Пусть мамы увидят и папы поймут -
В "Зарнице" солдаты Отчизны растут!
Ежегодно в МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарев» проходит спортивно-патриотическая игра «Зарница».
Цели проведения этой игры весьма актуальны. В первую очередь, это гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, возрождение и повышение престижа военной службы, воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки, пропаганда здорового образа жизни.
В «Зарнице» принимают участие дети, родители и педагоги. Тщательная подготовка к этому мероприятию помогает сплотить школьный коллектив. Воспитанники знакомятся с родами войск, воинскими званиями, изучают литературу военно-патриотической тематики, готовят необходимые атрибуты для игры, разучивают военные песни, учатся маршировать.
Открытие игры «Зарница» начинается с визитной карточки. Участники представляют свои команды, девизы. Юным участникам «Зарницы» предоставляется возможность показать свою силу и ловкость в различных конкурсных заданиях.
Перед юными бойцами ставится важная задача: необходимо разминировать территорию школы и др. Для выполнения задания «начальник штаба» вручает каждому отряду план, где было отмечено начало пути, а стрелочками был указан маршрут, по которому необходимо двигаться. Ребята принимают активное участие в конкурсах «Перестрелка», «Разминируй поле», «Преодолей полосу препятствий», юные сестры милосердия учатся оказывать первую медицинскую помощь. Преодолевая препятствия, участники спокойно сдают рапорт о выполненном боевом задании. Заканчивается игра «Зарница» торжественной линейкой.
Директор школы выражает благодарность за выполнение боевого задания и вручает детям заслуженные награды.
А в завершении соревнований всем участникам предоставляется возможность отведать настоящую солдатскую кашу.
«Зарница» — игра смелых, ловких и дружных.
«Зарница» — это отличная возможность весело провести время с друзьями, проявить свои способности и приобрести очень полезные навыки.