Методические рекомендации по ритмической гимнастики

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Управление образования Павлодарской области

ГККП

Региональный учебно-практический центр

физической культуры






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(для учителей физической культуры общеобразовательных школ)







[pic]










ПАВЛОДАР 2013 год.


Составитель: Ю.А. Шарапова учитель физической культуры школы – лицей № 16






Рецензент: Е.В. Шестакова главный специалист Регионального учебно – практического центра физической культуры управления образования




















Данные методические рекомендации представляют собой комплексы ритмической гимнастики применяемые на уроках физической культуры. Методические рекомендации адресованы преподавателям физической культуры, родителям.







СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности.

2. Календарно-тематическое планирование

3. Особенности использования ритмической гимнастики на занятиях в младшем школьном возрасте

3.1 Средства ритмической гимнастики

3.2 Музыка, сопровождающая занятия

3.3 Этапы разучивания комплексов ритмической гимнастики

4. Воспитание чувства ритма и ловкости на занятиях

ритмической гимнастикой.

5. Выводы

6. Литература

7. Приложения






















Введение



Дошкольный и младший школьный возраст – жизненно важные периоды в развитии ребёнка. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.

Установлено, что различные физические упражнения оказывают воздействие не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование органов ребёнка и его психические процессы.

Вот почему так тесно связаны между собой показатели физического и психического развития, функционального состояния, эмоциональные, социальные и культурные факторы поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В движении происходит познание ребёнка окружающего мира, приобретается опыт практической деятельности, закладываются основы нормальной жизнедеятельности организма во взрослом состоянии.

Процесс освоения двигательных действий в физической культуре младших школьников позволяет одновременно решать задачи обучения, воспитания и развития детей.

Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма.

Внедрение инновационных технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность детей обеспечивает не только необходимые условия для их полноценного естественного развития, но и способствует воспитанию у них осознанной потребности в здоровые, практическому освоению навыков укрепления и формирования здоровья.

В предлагаемом Вашему вниманию пособии рассматриваются методические особенности применения ритмической гимнастики в физкультурно – оздоровительной деятельности младших школьников. Представлены комплексы ритмической гимнастики апробированные в образовательном учреждении школы-лицей № 16 г. Павлодара.












Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности.


Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку, преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Занятия ритмической гимнастикой вносят новизну и разнообразие в двигательную деятельность человека на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Комплексы ритмической гимнастики оказывают благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуются для людей большого возрастного диапазона, в том числе для младших школьников.

Ритмическая гимнастика рассматривается как важный элемент двигательного режима, для поднятия эмоционального тонуса детей. Удачное сочетание физических упражнений с музыкально – ритмическими, мелодиями приобретает физкультурно – оздоровительную направленность, оказывает значительное влияние на развитие двигательных способностей младших школьников. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, стимулирует работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляет костно-мышечный аппарат, формирует правильную осанку.

Ритмическая гимнастика занимает особое место в ряде средств, связанных с оздоровлением, профилактикой отклонений в состояния здоровья. Она является активным стимулятором деятельности сердечно – сосудистой системы и приближается в этом качестве к таким физическим упражнениям, как бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание. В отличие от однообразных упражнений, занятие ритмической гимнастикой вызывают большой эмоциональный подъем, сопровождающийся нервно – эндокринными сдвигами, которые способствуют повышению функциональных возможностей организма. При этом занятия сопровождаются последовательным включением в работу всех мышц тела. Комплексное воздействие на опорно – двигательный аппарат, нервную систему, обмен веществ и эмоциональную сферу делает ритмическую гимнастику особенно привлекательной для применения с целью оздоровления.

Занятия ритмической гимнастикой способствуют быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливают организм к предстоящей активной деятельности. Ритмическая гимнастика способствует всестороннему развитию форм и функций организма ребенка, укреплению здоровья, формированию важных музыкально – ритмических умений и навыков. Занятие ритмической гимнастикой позволяют детям осознанно владеть своим телом, красиво и координационно правильно выполнять движение под музыку, соответственно её характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с особенностями музыки (бодрая, энергичная, плавная, спокойная) движение детей приобретает различный характер. Они могут быть четкими, энергичными, легкими, мягкими, плавными, спокойными. Правильное распределение упражнений и подбор музыкальных произведений оказывает положительное психологическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма занимающихся, к их хорошему самочувствию. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности.

Занятия ритмической гимнастикой помогают изменить внешний облик, придают легкость и красоту движением и походке, воспитывают художественный вкус, любовь к движениям, вызывают у детей положительный эмоциональный тонус. Использование ритмической гимнастики в работе с детьми способствует воспитанию у них организованности и дисциплины, формированию морально – волевых и этических качеств, эстетических чувств, развитию памяти, внимания, кругозора, общей культуры поведения.

Ритмическая гимнастика способствует не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, содействуя в полной мере проявлению детского творчества. Занятия под музыкальное сопровождение дают возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять упражнения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху детей.


Особенности использования ритмической гимнастики на занятиях в младшем школьном возрасте


Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства.

Само словосочетание «ритмическая гимнастика» указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Младший школьный возраст (6-11 лет) характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далек и от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике.

В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно-сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции. В 6-11-летнем возрасте сердце по своей структуре напоминает сердце взрослого человека, однако полное соответствие наступает лишь к 20 годам.

По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно-сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.

Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем.


Средства ритмической гимнастики


Основными средствами ритмической гимнастики являются упражнения без предметов, упражнения с традиционными для гимнастики предметов (обруч, мяч, булавы, набивной мяч, скакалка и.т.д.), упражнения с нетрадиционными предметами (с подушками, игрушками, резиновыми амортизаторами и др.), элементы классического танца, элементы народных танцев, историко-бытовых танцев, простейшие акробатические упражнения, элементы пантомимы, элементы основной гимнастики (строевые и прикладные упражнения, ОРУ), имитационные упражнения и упражнения из других видов спорта, игровые упражнения.

Занятия ритмической гимнастикой состоит из трех видов взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть способствует разогреванию мышц, подготовке к выполнению более сложных упражнений в основной части ритмической гимнастики. В ней выполняются быстрые и мелкие движения руками, шеей, туловищем и ногами. В конце выполняются прыжки и бег. Основная часть включает упражнения по развитию физических качеств (силы, гибкости, выносливости). Во время заключительной части ритмической гимнастики занимающиеся расслабляются, восстанавливают силы. В процессе разминки используются средства физического воспитания детей.

В работе с детьми начальных классов используются: специальные ритмические упражнения на согласование движений с музыкой, музыкально-ритмические игры, разновидности ходьбы и бега в сочетании с музыкой, ритмические упражнения танцевального характера, ритмические упражнения с попонами.




Рис.1 Классификация средств, используемых в процессе ритмической гимнастики с детьми 6-10 лет.























В комплексе ритмической гимнастики можно включать вспомогательные упражнения из различных видов двигательной активности, предусмотренных программой по физическому воспитанию с направленным развитием двигательных способностей, выполняемых под музыкальное сопровождение. Для развития координации движений с акцентированными хлопками, со сменой темпа, на внимание и быстроту реакции и форме эстафет и с элементами игры.

При составе комплекса ритмической гимнастики необходимо помнить, что упражнения должны соответствовать полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся; оказывать разностороннее воздействие; быть разнохарактерными; нагрузка в комплексе должна нарастать постепенно. (См. рис.1 Классификация средств, используемых в процессе ритмической гимнастики с детьми 6-10 лет).

Важно соблюдать в комплексе последовательность упражнений: упражнения для формирования правильной осанки; простые упражнения для большой группы мышц (приседание с наклонами и движениями рук, выпады с наклонами и.т.д.); упражнения для разных групп мышц – в работу последовательно включаются различные части тела: руки и плечевой пояс, спина, брюшной пресс, ноги; бег, прыжки, танцевальные шаги; наиболее сложные упражнения для всех мышц, в том числе упражнения на полу; бег, прыжки, танцевальные шаги; упражнения на расслабление, дыхательные, на осанку.

Количество серий упражнений может меняться в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся, однако последовательность упражнений в общих чертах остается неизменной. В комплексе ритмической гимнастики рекомендуется в зависимости от возраста детей включать 8 – 20 упражнений, каждое из которых выполняется от 6 до 12 раз.


Музыка, сопровождающая занятия


Составление и разучивание комплексов ритмической гимнастики проходит поэтапно: определение задач комплекса; подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их дозировки и темпа; определение подготовительной, основной и заключительной частей комплекса, распределение времени на выполнение упражнений; подбор соответствующей музыки; разучивание комплекса с детьми без музыки; выполнение комплекса ритмической гимнастики под музыку.

При выборе музыкальных произведений нужно учитывать количество акцентов в минуту. Упражнения для мышц шеи, на расслабление, на растягивание, статические позы – музыкальный темп должен составлять 40-60 акцентов в минуту; упражнение для брюшного пресса, спины, наклоны, ходьба – 70 акцентов в минуту; упражнение рук, плечевого пояса, таза, махи танцевальные движения–80–90 акцентов в минуту. Необходимо в ровной степени включать в занятия ритмической гимнастикой музыкальные произведения, моделируемые размерами 2/4, 3/4, и 4/4. Музыкальный темп должен определяться характером упражнений и изменяться на протяжении занятия или урока. Поскольку в содержание занятий по ритмической гимнастике входят беговые упражнения, прыжки, подскоки, то исключать из комплексов быстрые музыкальные произведения не предоставляется возможным.

Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы – четко дифференцированными, с хорошо различимым теплом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке. Возможно использование русских народных мелодий при проведении комплексов ритмической гимнастики в народном стиле.

Для успешного освоения комплекса ритмической гимнастики желательно каждое упражнение (или группу упражнений) выполнять под свой музыкальный отрывок – у ребенка будет возникать определенные моторные ассоциации на конкретную мелодию, и он будет быстрее запоминать порядок выполнения движений.

Подбирая музыкальное сопровождение для занятий ритмической гимнастикой с детьми, следует руководствоваться основными общепедагогическими принципами отбора музыкальных произведений. Соответствие возрастным (психофизиологическим) особенностям детей является одним из основных принципов. Это облегчает процесс обучения детей выполнять движения в соответствии с характером музыки и позволяет получить наибольший эффект от выполняемых упражнений.


Этапы разучивания комплексов ритмической гимнастики


Разучивание комплекса ритмической гимнастики проводится в 4 этапа: первичное ознакомление и начальное разучивание комплекса; углубленное разучивание (работа над точностью движений); совершенствование (работа над выразительностью движений); развитие творчества и самостоятельности детей, варьирование музыкально – ритмических движений.

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и комплексов упражнений, входящих в ритмическую гимнастику, возможность лишь при условии правильной методики обучения.

Первый этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение. Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для форматирования его образа. Показ упражнения или отельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В ритмической гимнастике показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения. Правильный показ движения формирует представление о нем и о способе его выполнения.

Объяснение упражнения должно быть образным и кратким с использованием гимнастической терминологии, что позволяет в дальнейшем легко воссоздать образ движения у занимающихся.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) педагог обращает внимание детей на целостное выполнение двигательных действий. Для обучения более сложным движениям (например, разнонаправленным движениям руками, ногами, головой в танцевальных упражнениях) следует выбирать наиболее рациональные методы дальнейшего формирования представления о технике упражнения. Целесообразно применять расчлененный и целостный методы обучения. При необходимости следует подбирать подводящие или подготовительные упражнения. Для начального обучения упражнения используются зрительные ориентиры и ограничители.

Важно использовать в работе разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям на фоне положительного эмоционального настроя занимающихся. Успех начального этапа обучения зависит от умелого и своевременного предупреждения и исправления ошибок (дополнительный движения, излишняя напряженность основных мышечных групп, значительное отклонение от направления и амплитуды движений и др.) при удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и усовершенствованием деталей техники его выполнения, усовершенствованием ритма, свободным и слитным выполнением упражнения.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в одном занятии ритмической гимнастикой увеличивается по сравнению с предыдущим этапом. Процесс разучивания существенно ускоряется, если занимающиеся получают срочную информацию о качестве его выполнения (например, выполнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров и др.)

Следует добиваться активности детей за счет изменения условий выполнения упражнений, применения соревновательного метода, запоминания упражнения с помощью представления. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий.

На третьем и четвертом этапах обучения для образования двигательного навыка применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом – соревновательный и игровой. Важно не только закреплять двигательный навык, но и создавать условия для формирования различных вариантов движений, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Большое внимание следует уделять работе над выразительностью движений, развитию творческого двигательного потенциала и самостоятельности детей при выполнении музыкально – ритмических упражнений.

На физкультурных занятиях музыкально – ритмические, упражнения можно включать во все части занятия. Содержание основной части занятия составляет комплекс упражнений ритмической гимнастики, которые объединены в «цепочки» по анатомическому признаку. Часть упражнений, направленная на укрепление мышц спины, живота, ног ягодиц проводится в положении сидя, лежа, стоя в упоре на коленях, т.е. в положениях максимальной разгрузки позвоночника. Большое внимание уделяется укреплению мышц плечевого пояса и мелких мышц кисти.

Дозировка упражнений зависит от степени подготовленности и индивидуальных возможностей детей. При разучивании комплексов во время 1-2 занятий она не превышает 6-8 повторений одного и того же упражнения. В дальнейшем дозировка упражнений постепенно увеличивается. Рекомендуется выполнять упражнения для плечевого пояса и тазобедренных суставов от 20 до 30 раз сериями по 8-10 раз, а упражнения для мышц спины, туловища и развития гибкости от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз.

После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличить нагрузку и моторную плотность занятий, повышает их тренирующий эффект.

Время продолжительности занятий ритмической гимнастикой в уроке физической культуры с младшими школьниками зависит от возраста: для детей 7-8 лет – 5-10 минут, 8-10 лет –10-15 минут. Упражнения ритмической гимнастики и целые комплексы могут применяться на уроках физической культуры любой направленности: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и др. Они включаются в любую часть урока в соответствии с ее задачами и назначением.

В подготовительной части урока, во время ходьбы и бега, применяются несложные упражнения различного характера. В основной части, с целью переключения внимания и эмоционального подъема занимающихся - ритмические танцы и танцевальные упражнения. Все упражнения ритмической гимнастики являются прекрасным средством развития координации движений. В заключительной части урока применяются упражнения для восстановления дыхания, упражнения на расслабление, корригирующие упражнения, цель которых снизить физическую нагрузку.

Для детей младшего школьного возраста подбираются простые эмоциональные упражнения. Наиболее эмоциональными являются танцевальные упражнения, бег с различными движениями рук, доступные прыжки, простейшие акробатические элементы, элементы народных танцев, имитационные упражнения. Количество упражнений в среднем составляет 10-15 раз, выполняется по 8-16 раз.

Основным способом проведения упражнений ритмической гимнастики является поточной. Наряду с ним могут быть использованы серийный, проходной, раздельный, игровой и комбинированный способы.

В начале комплекса ритмической гимнастики выполняются упражнения на развитие чувства ритма: ходьба с хлопками, различные движения руками с изменением темпа в соответствии с музыкальным ритмом. В середине комплекса упражнения на дыхание, на развитие силы, на осанку, на развитие координации движения, на развитие гибкости. В конце комплекса ритмической гимнастики рекомендуется проводить упражнения на дыхание и расслабление.

Предлагается применять три варианта комплексов ритмической гимнастики: первый вариант - ритмическая гимнастика в разминке: дети повторяют движения за педагогом, упражнения выполняются поточным способом в течение 15 минут; второй вариант – ритмическая гимнастика на протяжении всего урока: 15 минут – комплекс, выученный заранее, 15 минут – комплекс, выполняемый поточным способом с элементами акробатики, гимнастики, с упражнениями на силу и гибкость, 10 минут - подвижные игры, игры на внимание; третий вариант – ритмическая гимнастика в сочетании с подвижными играми. Через каждые 5-10 минут комплекс прерывается и проводится игра. Между играми (эстафетами), как организационный момент, выполняются движения на координацию рук. Наиболее благоприятным является применение ритмической гимнастики в сочетании с играми, т.е. третий вариант, который обеспечивает повышение двигательной активности учащихся, улучшение внимания и дисциплины на уроке физической культуры.

Выполнять один комплекс ритмической гимнастики можно в течение 1-2 месяцев в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста, добиваясь качественного выполнения упражнений всеми занимающимися, увеличивая темп и достигая тем самым тренирующий эффект. Модифицируя движения и заменяя по 1-2 упражнениям, можно постепенно перейти к другому, более сложному комплексу ритмической гимнастики (приложение).


Воспитание чувства ритма и ловкости на занятиях

ритмической гимнастикой


Уровень ловкости и координационных способностей (КС) определяется соответствием двигательных действий к возникающим ситуациям окружающей обстановки. Ловкость может проявляться в трех основных направлениях КС. В способности к овладению новыми движениями, умением дифференцировать и управлять различными характеристиками движений, в способности к импровизации и двигательному комбинированию в процессе двигательной деятельности.

Непрерывное освоение новых упражнений – основной путь для развития ловкости. Причем наиболее полезны специальные упражнения. Характерные особенности этих упражнений следующие:

точность движений, зависящая от согласованности мышечных усилий с заданным направлением, амплитудой и скоростью движений.

Согласованность движений, выполняемых различными частями тела, во времени, в пространстве и по силе.

Упражнения на координацию полезны лишь до наступления автоматизации. Поэтому необходимо их разнообразить и усложнять. При этом будет совершенствоваться суставно-мышечная чувствительность, способствующая формированию такой двигательной дифференцировки.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, лазаний, метаний.

Для развития ловкости применяются подвижные игры, разнообразные акробатические и гимнастические упражнения. Лучшим же средством для ее развития являются упражнения из художественной гимнастики, особенно с предметами.





















Выводы


Занятия ритмической гимнастикой вносят новизну и разнообразие в двигательную деятельность человека на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. В работе с детьми начальных классов используются: специальные ритмические упражнения на согласование движений с музыкой, музыкально-ритмические игры, разновидности ходьбы и бега в сочетании с музыкой, ритмические упражнения танцевального характера. Разучивание комплекса ритмической гимнастики проводится поэтапно. На физкультурных занятиях музыкально – ритмические, упражнения можно включать во все части занятия.






























Приложение № 1

Комплекс ритмической гимнастики для детей

младшего школьного возраста - 1


1. 1– шаг правой вперед, руки согнуть к плечам; 2 – приставляя левую, полуприсед, руки вниз; 3 – 4 – то же, счет 1, 2 с другой ноги; 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 12 раз.

2.1 – 2 – с повтором налево выпад правой назад; правая рука другой в сторону вперед; 3 – 4 – с поворотом направо выпад левой назад; левая рука другой в сторону вперед; 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 10 раз.

3. 1– полуприсед на левой, мах правой в сторону, руки в стороны; 2 – О. С.; 3 – полуприсед на правой, мах левой в сторону, руки в стороны; 4 – О. С.; 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 8 раз.

4. 1– полуприсед на левой, правая вперед – в сторону мах согнутой, руки согнуты к плечам; 2 – стойка ноги врозь, руки вниз; 3 – 4 – то же, счет 1, 2с другой ноги; 5 -8 – повторить, счет 1 – 4. Повторить 8 раз.

5. 1– шаг правой назад, руки согнуты к плечам; 2 – приставляя левую, полуприсед, руки вниз; 3 - 4 – тоже, счет 1, 2с другой ноги, 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 8 раз.

6. 1– 2 – выпад правой назад, руки на каждый счет вперед, в стороны, согнуть; 3 – 4 – выпад левой назад, руки на каждый счет вперед, в стороны согнуть, предплечья вверх; 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 8 раз.

7. 1– полуприсед на левой, правую согнуть назад, руки вверх; 2 – стойка ноги врозь, руки согнуты к плечам; 3 – 4 – то же, счет 1, 2 с другой ноги; 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 10 раз.

8. 1– полуприсед на левой, мах правой согнутой вперед, руки согнуты в стороны, предплечья вверх; 2 – стойка ноги вместе, руки согнуты в стороны, предплечья вверх; 3 -4 – то же, 1, 2 с другой ноги; 5 – 8 – повторить счет 1 – 4. Повторить 10 раз.


Комплекс ритмической гимнастики для детей

младшего школьного возраста – 2.


1. 1– 8 – 4 раза выставление ноги на пятку вперед; руки на каждый счет вперед, вверх, в стороны, вниз вперед, левую согнуть к плечу, левая прямая, вниз. Повторить 10 раз.

2. 1– 8 – 4 выпад назад; руки на каждый счет согнуты вперед скрестно перед грудью; согнуты вверх, предплечья друг на другом; согнуты в стороны, предплечья вверх; хлопок по бедрам; 2 хлопка по плечам скрестно; 2 хлопка по ягодицам. Повторить 8 раз.

3. 1– 4 – 2 маха согнутой вперед (левой и правой) на прыжках; 5 – 8 – прыжки на двух с поворотом на 360, правая рука в сторону. Повторить 10 раз.

4. 1– 2 – шаг правой в сторону, полуприсед, хлопок по плечам скрестно, хлопок по бедрам; 3 – 4 – О.С., 2 хлопка в ладоши; 5 – 8 – то же, счет 1 – 4 в другую сторону с другой ноги. Повторить 8 раз.

5. 1– 4 – 4 шага на месте с небольшим наклоном вперед; 5 – 8 – 4 прыжка на двух, руки вверх, хлопки в ладоши. Повторить 10 раз.

6. 1– 2 – приставной прыжок вправо (галоп в сторону), руки на каждый счет: 1 – вниз и согнуть; 2 – вниз; 3 – 4 – 2 шага на месте с правой, руки согнуты вперед, пружинящие движения руками вперед, назад на каждый счет; 5 – 8 – то же, счет 1 – 4 – в другую сторону с дрогой ноги. Повторить 8 раз.

7. 1 – 8 – 1 – шаг правой вперед – вправо; 2 – шаг левой вперед – влево, небольшой полуприсед; 3 – шаг правой назад в И. П.; 4 – шаг левой назад, приставляя к правой. Повторит 10 раз.

8. 1 – 4 – 2 приставных шага вправо с разворотом стопы и бедра левой (нога на носок), левая рука согнутая вперед, полукруг рукой влево – вверх; 5 – 8 – то же в другую сторону с другой ноги, полукруг правой рукой. Повторить 10 раз.


Приложение №2

Комплекс ритмической гимнастики с обручем.

1. И.п.: основная стойка, обруч в двух руках внизу за спиной. 1-2 подняться на носки; 3-4 опуститься. (4 раза). 1-8 переступания с одной ноги на другую.

2. И.п.: ноги на ширине плеч, обруч за спиной. 1-4 обруч вынести вправо - вверх; 5-8 то же влево.

3. И.п.: основная стойка, обруч в двух руках перед собой. 1-2 поворот обруча в вертикальной плоскости вправо, чуть согнув ноги в коленях; 3-4 то же влево.

4. И.п.: ноги на ширине плеч, обруч у груди. 1-4 наклон вперед, покачивая обручем; 7-8 вернуться в исходное положение.

5. И.п.: то же. 1-6 наклон вперед, покачивая обручем; 7-8 вернуться в исходное положение.

6. И.п.: то же. 1-4 поворот вправо, правая нога на носок и присогнута в колене, обручем коснуться колена; 5-8 то же влево.

7. И.п.: ноги вместе, руки с обручем вытянуты вверх. 1-8 прыжки через обруч; 9-16 равновесие на одной ноге.

8. И.п.: стоя на коленях в обруче. 1-2 сесть на пятки, руки в стороны; 3-4 то же, руки вперед.

9. И.п.: то же. 1-4 сесть на бедро вправо, руки вытянуты влево; 5-8 то же в другую сторону.

10. И.п.: сидя на полу, руки в упоре сзади, колени прижаты к груди. 1-2 положить колени вправо; 3-4 то же влево.

11. И.п.: сидя в обруче. 1-16 акробатическое упражнение "березка".

12. И.п.: то же. 1-2 группировка сидя, 3-4 ноги поднять вверх - в стороны, руки развести в разные стороны.

13. И.п.: сидя на полу, ноги врозь. 1-4 поворот вправо, прогнувшись с упором на правую руку; 5-8 то же влево.

14. И.п.: основная стойка, обруч перед грудью. 1-2 мах правой ногой вправо, руки с обручем поднять вверх; 3-4 то же левой ногой.

15. И.п.: то же. 1-2 поднять правую ногу, согнутую в колене вперед, обручем коснуться колена; 3-4 то же левой ногой.

16. И.п.: основная стойка. Вращение обруча на руке.

17. Одновременно с вращением обруча выполнить прыжки.

Приложение №3

Комплекс ритмической гимнастики "Танец с зонтиками".

Дети принимают положение упор присев, спрятавшись за зонтиками.

1. С началом музыки из-за зонтика показываются ладошки, дети вращают ими.

2. Дети встают в полный рост, выполняют переступания с пятки на носок, выполняя движения руками:

1-правая рука в сторону;

2-то же левой;

3-руки вместе перед грудью;

4-руки скрестно перед грудью;

5-руки в стороны;

6-руки вверх над головой скрестно.

3. Три приставных шага вправо, круговые движения ладонью перед грудью, Четыре приставных шага влево, левая ладонь вращается перед грудью.

4. Поднять правую ногу, согнутую в колене вперед, левая рука скрестно тянется к колену. То же другой рукой и ногой.

5. 1-левую ногу в сторону на носок, правая полусогнута, вращения руками перед грудью.

2-выпрямиться, руки вверх.

3-4-то же другой ногой.

6. 1-шаг скрестно влево, мах ногой в сторону, руки в стороны.

2-то же в другую сторону.

7. Мах левой ногой в сторону, руки в стороны.

1-и.п.

2-в другую сторону.

8. Выпад в левую сторону, вращения руками перед грудью (моторчик).

1-и.п.

2-то же в другую сторону.

9. Выпад на левую ногу, перенести тяжесть тела на правую ногу, круговые движения рукой.

10. И.п. - упор присев. Выпрыгнуть вверх, ноги врозь, руки вверх - в стороны.

11. Бег вокруг зонтика с захлестыванием.

12. И.п. - стоя на коленях. Мах ногой, прогнуться.

13. И.п. - то же. Боковые махи левой и правой ногой.

14. И.п. - лежа на животе. Выполняем "кольцо", "лодочку".

15. Стоя, зонтик в руках, бег на месте, выбрасывая прямые ноги вперед.

16. Ходьба приставными шагами в правую сторону 3 раза, то же в левую сторону.

17. И.п. - упор присев, зонт лежит на полу. Прыжки вверх, ноги врозь, руки вверх в стороны.

1-и.п.

18. Стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, рукой взяться за согнутую ногу, прогнуться, второй рукой помахать, спрятаться за зонтик.


Приложение №4

Комплекс ритмической гимнастики с гимнастическими палками (в парах).

1. И.п. - стоя лицом друг к другу, палки сбоку вниз, хват за концы. 1-палку вверх, 2-и.п.

2. И.п. - то же. 1-правую руку вперед, левую назад.

3. И.п. - то же. 1-руки в стороны, 2-руки вверх, 3-в стороны, 4-вниз.

4. И.п. - то же. 1-4 (поочередно) одну руку к плечам, другую к плечам, руку вверх, другую вверх, 5-8 в обратном направлении.

5. И.п. - то же. 1-4 отведение правых рук назад одним партнером, затем другим.

6. И.п. - спиной друг к другу, палки вниз сзади продольно, хват снизу. 1 выпад вперед поочередно одной ногой и другой.

7. И.п. - сесть лицом друг к другу, взяться за концы палки, руки прямые. 1 поднять ноги в сед. углом, 2-и.п.

8. Стойка на коленях, руки в стороны, хватом за концы. 1 поворот туловища влево, сед на пятки, 2-и.п., 3-4-то же вправо.

9. И.п. - ноги врозь, лицом друг к другу, хват за концы. 1 наклон вперед, 2-наклон вниз, палки вниз, 3-и.п.

10. И.п. - стоя лицом друг к другу, палки внизу. 1-4 поочередное приседание.

11. И.п. - стоя лицом друг к другу, палки внизу. 1 поочередное перемахивание правой и левой. Начинать в одну сторону.

12. Сидя спиной друг к другу, палки к плечам. 1-2 сед углом, 3-и.п.

13. И.п. - стоя рядом, палку держим за концы. 1 равновесие, палку вверх.

14. И.п. - то же. 1 мах ногой в сторону, палку вверх.

15. И.п. - ноги врозь, лицом друг к другу, хват за концы. 1 правую ногу на носок, наклон, палку вверх левой рукой.



Приложение №5

Комплекс ритмической гимнастики со скакалкой.

1. И.п. - о.с. скакалка в опущенных руках. 1 руки скрестно, 2-и.п.

2. И.п. - о.с. скакалка в левой руке. 1 круговые движения, перенести скакалку через верх в правую руку, 2-через низ в левую руку.

3. И.п. - то же. 1 мах рукой влево, переложить скакалку, 2-мах вправо, 3-и.п.

4. И.п. - руки отведены влево. 1 два круга вправо, поворот влево и прыжки с одной ноги на другую.

5. И.п. - руки вперед, скакалка хватом за концы в правой руке. 1 махи назад - вперед, перехват скакалки впереди. Усложнение: с пружинистыми движениями ног.

6. И.п. - то же. Два круга скакалкой над головой с последующими кругами под ногами, чередуя прыжки через скакалку толчком одной на другую.






































Литература:


  1. Куценко, И.П. Аэробика с элементами музыкально – ритмического воспитания учащихся 1-4 классов: программа (вариативная часть) и методические рекомендации/ И.П. Куценко.- Омск, 2002г.

  2. Миханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для работников дет. Дош. Учреждений.- 2-е изд., испр. и доп./М.Д. Миханёва. –М., 2000 г.

  3. Старковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет/В.Л. Старковская. – М., 1994 г.

  4. Фирилёва, Ж.Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально игровая гимнастика для детей: учебно –методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений/ Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина – СПБ., 2000 г.

  5. Шарманова, С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания / С.Б. Шарманова, А. И. Фёдоров.-Челябинск, 1999 г.

  6. Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 1997.

  7. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1991.

  8. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медицина, 1947.

  9. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 1959.

  10. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987.

  11. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1966.

  12. Иваницкий А.В. и др. Ритмическая гимнастика на ТВ. – М.: Советский спорт, 1989.

  13. Колодницкий Г.А., кузнецов В.С. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  14. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе. – Ставрополь: СГУ, 1998.

  15. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект//Теория и практика физической культуры.1991.№ 3