Доклад Школьная научная конференция

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


36


МОУ СОШ №68

Школьная научно-практическая конференция













Компьютерные игры: вред или польза?


Исследовательская работа








Выполнил: Ряска Даниил,

ученик 7 б класса



Руководитель: Колдарова

Анна Сергеевна, учитель физкультуры, классный руководитель МОУ СОШ № 68






Тюмень 2015г.


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………....…...…2


Глава I. Теоретическое обоснование вопроса

1.1. Классификация компьютерных игр…………………………...…...….…....5

1.2. Положительное влияние компьютерных игр на детей……………….……7 1.3. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей………………...…...8

1.4. Мнения геймеров о компьютерных играх……………………………….12

Глава II. Практическое обоснование вопроса

    1. Результаты анкетирования……………………….…………….…………..13

    2. Мини-исследование в компьютерных магазинах………………….….….16

    3. Результаты интервью………………………………………………….……17

    4. Рекомендации по использованию компьютера и компьютерных игр…..19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………….………….…………………………22


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….………..................23

Приложение 1…………………………………….……………...……...…………..24

Приложение 2…………………………………………...…….…………………….26

Приложение 3………………………….………………...…….……………………29

Приложение 4………………………………………………........…………...……..30

Приложение 5…………………………………………...…………….……….……31

Приложение 6………………………………………………………….……......…..33


ВВЕДЕНИЕ

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что существование без этой умной машины сложно себе представить. Мы родились и растем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нашим родителям совсем недавно казалось чудом техники, для нас, детей, – просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Компьютером теперь никого не удивишь. Если предыдущее поколение было поколением книг, то сегодня «продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. Вместе с компьютерами появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников разных возрастов.

Уже много лет компьютерные игры продолжают своё триумфальное шествие. Всё больше и больше появляется продвинутых во всех отношениях игр: с ошеломительными спецэффектами, закрученными сюжетами, трёхмерной графикой. С каждым годом ряды геймеров увеличиваются в геометрической прогрессии. Всё больше людей часами засиживаются за ПК, играя в свою любимую компьютерную игру.

Мне самому нравиться играть в компьютерные игры! Они меня увлекают, и я могу просидеть за компьютером целый день. Я просто погружаюсь в другой мир. К тому же очень часто я слышу от родителей, что я не должен целыми днями сидеть за компьютером, что из-за компьютерных игр у меня падает зрение, портится осанка, они влияют на мою психику и т.п. Разговаривая с одноклассниками, я выяснил, что не только мои родители считают так. Поскольку это увлечение среди учащихся нашего класса очень распространено и за компьютерными играми ребята проводят достаточно много времени, мы решили изучить данный вопрос более подробно и выяснить о вреде и пользе компьютерных игр.

Цель исследования: Выяснить, положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на человека.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с классификацией компьютерных игр.

  2. Найти примеры положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на школьников.

3) Узнать, как относятся к проблеме взрослые (учителя-предметники, медицинский работник, школьный психолог).

4) Провести анкетирование среди одноклассников и родителей, с целью выяснить отношение ребят и взрослых к компьютерным играм.

5) Разработать рекомендаций для детей и родителей по использованию компьютера и компьютерных игр и оформить буклет.

  1. Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх.

У меня возникло два предположения:

Предположим: что компьютерные игры вредны, т.к. влияют на здоровье детей.

Возможно, что компьютерные игры – полезны, т.к. развивают детей.

Методы исследования:

    • поиск, сбор и анализ информации по данному вопросу;

  • беседа-опрос;

  • наблюдение;

  • анкетирование, интервьюирование;

  • обобщения и выводы.

Объектом исследования является процесс использования компьютера.

Предметом данного исследования являются компьютерные игры, и влияние их на школьников.

Продукт исследования: информационный буклет с рекомендациями.

Результат работы:

Оповещение одноклассников и родителей о результатах исследований.

Создание буклета с информацией о пользе и вреде компьютерных игр.

Этапы организации работы

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

  1. Подготовительный этап

Определение цели, задач.

октябрь

Выработка гипотезы

октябрь

Сбор информации по данному вопросу из различных источников (книги, журналы, Интернет):

- посещение библиотеки, с целью изучения литературы по теме;

- беседы с одноклассниками, родителями.


октябрь-декабрь



  1. Основной этап

Мини – исследование в компьютерном магазине

январь

Изучение информации

январь

Выводы из информации

январь

Анкетирование школьников и родителей:

- разработать анкету;

- распространить среди сверстников, родителей;

- изучить, проанализировать, сделать выводы.


январь


Консультации со специалистами:

-учителем информатики

- медицинским работником

- школьным психологом

март-апрель

  1. Этап обобщения накопленного материала

Разработать рекомендации для детей и родителей по использованию компьютера и компьютерных игр.

- обобщить результаты, составить рекомендации;

- оформить буклет;

- распространить информацию.


март

Представить презентацию перед учениками и учителями школы на школьной научно-практической конференции

апрель



ГЛАВА I. Теоретическое обоснование вопроса

    1. Классификация компьютерных игр


Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. Тот, кто играет в компьютерные игры, называется - геймером.

Все дети любят играть. Но обычные игры не интересны или бывает, что в них не с кем поиграть. А вот в компьютерные игры можно играть одному или с друзьями. Используя сеть Интернета можно заводить новых партнеров по играм. С каждым разом компьютерные игры становятся все интересней. Они создаются так, чтобы увлекать игроков. В них хорошие графические и звуковые оформления.

Из литературы и сети Интернет мы узнали, что мир компьютерных игр широк и разнообразен. Компьютерные игры могут быть классифицированы по нескольким признакам:

- Жанр: игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам;

- Количество игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской — рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской — рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; а также вестись на одном компьютере, через интернет, электронную почту, или массово.

Компьютерные игры классифицируют по жанрам:

  • Аркады - игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.

  • Стратегии - игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.

  • Квесты (англ. Quest - поиск) - игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.

  • Экшен - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок.

  • Приключения - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета.

  • Стрелялки - как видно из названия, игры привлекают тех, кто любит пострелять. Выбор оружия широк – от обычного пистолета до бластера. Игрок либо сам выступает в роли героя и видит виртуальный мир его глазами, либо смотрит на него со стороны.

  • Головоломки - электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги.

  • 3D игры - в них как такового сюжета нет, только иллюзия вида "из глаз" персонажа, основана на трехмерном движении.

  • Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков.

  • Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс.

  • Ролевая игра - жанр игр, где игрок обладает свободой действий - он сам выбирает куда идти, что делать и так далее. Отличительной особенностью которых, является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия.

  • Тренажеры - всевозможные гонки, в том числе и в космосе, военные. Перед глазами игрока, находящегося в кабине автомобиля или самолета, находятся различные индикаторы, кнопки, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления.

  • Логические - прекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры).

Таким образом, мы сделали вывод, что с каждым годом качество компьютерных игр улучшается и появляется их огромный выбор. Из всего разнообразия не трудно выбрать подходящие, главное не забывать, что в реальной жизни куда больше интересней.


    1. Положительное влияние компьютерных игр на школьников

Интересно, а какое влияние на школьников оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? Чтобы ответить на эти вопросы мы решили воспользоваться Интернетом и поискать там необходимую информацию.

Читая литературу по данному вопросу, мы узнали, что компьютерные игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.

Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей. Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам.

Многие стратегические игры позволяют получить навыки управления ресурсами в стрессовых ситуациях. Современные онлайновые игры, а это в основном "стрелялки", очень часто воспитывают командный дух, позволяя "притереться" друг к другу в условиях, "приближенных" к боевым. Участники одной такой команды, как правило, хорошо знают друг друга, общаясь не только в виртуальном пространстве. Выяснение отношений между командами происходит лишь внутри компьютерных сетей, а совсем не на темных улицах.

Сам характер игр – постоянное преодоление препятствий делает геймера более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство геймеров способны к быстрому восприятию новых идей и перемен.

Правильно подобранные компьютерные игры позволяют достаточно быстро научиться считать, читать, изучить иностранные языки, развить логическое мышление, улучшить память, внимание, реакцию, глазомер и координацию движений.

Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные, динамические. Родителям надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать.

Компьютерная игра может отвлечь ребенка от пагубного влияния улицы. Выпивка, курение и другие вредные увлечения могут отступить на десятый план. Ребенок находит друзей легче, тем более, если у него с этим проблемы


    1. Отрицательное влияние компьютерных игр на школьника


В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

- сидячее положение в течение длительного времени;

- воздействие электромагнитного излучения монитора;

- нагрузка на зрение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- психическая нагрузка и стресс при потере информации;

- компьютерная зависимость.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации

Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный" мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится, игра для него становится наркотиком. Иногда в медицинской практике встречаются случаи убийства или самоубийства под влиянием компьютерных игр. Игрок воображает себя героем своей любимой игры, и начинает входить в эту роль, путая миры, в которых находится. В результате, это приводит к непоправимым последствиям, как в жизни самого ребенка, так и людей, его окружающих.

В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest". Но это скорее крайние формы игровой зависимости, чем норма .

Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.

Результаты изучения положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на школьников были обобщены в следующей таблице:


Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это всего-навсего машина. Им вполне можно управлять. Но если делать это неграмотно – вот тогда он может оказаться вредным для здоровья.









    1. Мнения геймеров о компьютерных играх

Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «за просто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Гордость творения «игрушечных» программеров – стратегии. Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно нехило пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие. Таким образом, все игрушки можно классифицировать на вредные («бродилки» «стрелялки»), безвредные – «спортивные» и «гонки», и полезные – «стратежки», а также «головоломки», например, шахматы (.




ГЛАВА II. Практическое обоснование вопроса


    1. Результаты анкетирования


Чтобы выяснить отношение взрослых и моих одноклассников к компьютерным играм, были разработаны анкеты и проведен опрос среди одноклассников, а также родителей.

Всего в анкетировании приняли участие 53 человека: 27 – из числа учащихся и 26 человек из числа родителей учащихся.

Анкета для учеников состояла из 16 вопросов, а для родителей из 7 вопросов на каждый из которых нужно было выбрать один ответ (Приложение 1). Изучив результаты опроса, мы сделали следующие выводы:

Результаты опроса учащихся

После того как анкеты были обработаны, выяснилось, что из опрошенных мною школьников - 27 (100%) имеют дома компьютер. Если проведённые несколько лет назад исследования показали, что любимым занятием в свободное время было просмотр телевидения, то сейчас это компьютерные игры, которыми увлекаются 100% учащихся.

На вопрос: «С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?» мы получили следующие ответы:

- с 4 лет - 3 респондента (15%); - с 5- 6 лет - 6 респондентов (22%);

- с 7-8 лет - 10 респондентов (37%); - с 9-10 лет - 6 респондентов (22%);

- с 11-12 лет - 2 респондентов (7,5 %).

В день на игру ребята тратят от 30 минут до более 2-х часов. 15 % опрошенных посвящают этому занятию меньше 30 минут в день, 30 % опрошенных - играют 1-2 часа, 56% опрошенных - более 2 часов.

Если бы ребятам позволили все свободное время уделять компьютерным играм, то согласились - 7 опрошенных (26%), не согласились - 8 (30%) и затрудняются ответить 12 респондентов (45%).

Компьютерные игры для школьников в основном развлечение, так считают 18 респондентов (69%), отдых - 7 респондентов (26%), и только для 2–х респондентов (7,5%) – это смысл жизни. В свободное время 5 опрошенных (18,5%) - предпочитают погулять; 12 респондентов (45%) – поиграть в компьютер; 4 респондента (15%) – предпочитают почитать; 6 респондентов - другое. Ссоры с родителями из-за компьютера бывают у 12 опрошенных (45%), 10 опрошенных (37%) ответили, что таких ссор не бывает, у 4 опрошенных - иногда.

На вопрос: «Как, по твоему мнению, игры влияют на игрока?» - 9 респондентов (34%) считаю, что отрицательно, 8 респондентов (30%), что положительно, а 10 респондентов (37%) – затрудняются ответить. В тоже время, отмечают, что компьютерные игры полезны тем, что развивают логику, воображение, быстроту реакции и тренируют память. А отрицательно в компьютерных играх то, что они занимает много времени, воспитывают плохие качества, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья.

На вопрос: «Может ли компьютер заменить тебе друга?» - 22 респондента (82%) ответили, что нет, 5 респондентов – не знают.

Результаты опроса родителей

У всех опрошенных 26 респондентов (100%) мною родителей имеется дома компьютер, который используют для работы, общения и игры. 2 респондента (7,5%) отметили, что компьютер есть, но не пользуются им. Все родители считают, что ребенок должен уметь работать на компьютере, начиная с 7-10 лет, так ответило 18 опрошенных (69%), с 5-6 лет – 4 опрошенных (15%) и с 11-14 лет – 4 опрошенных (15%). Большинство родителей ответило, что компьютер дети используют в основном для игры - 12 респондентов (46%), слушает музыку – 6 респондента (23%), набор текста и составление презентаций – 16 респондентов (61,5%), поиск в Интернете – 11 респондентов (42%).

Одна половина родителей считает, что долгое времяпровождение у мониторов компьютеров вредит здоровью и мешает учебе, другая отмечает, что удобно, что ребенок проводит время за компьютером т.к. он всегда сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

На вопрос: «Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?» Ответы были следующие: ограничиваю время игры – 10 респондентов (38%); обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению – 6 респондентов (23%), разрешаю играть взамен на что-либо («поиграешь, когда уберешь в комнате (помоешь посуду, прочитаешь 10 страниц)» и т.д.) – 5 респондентов (19%) и стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим – 6 респондентов (23%), у 6 родителей – нет такой проблемы. Чтобы отвлечь ребёнка от чрезмерного увлечения компьютерными играми нельзя действовать запретами. Это понимают все взрослые и предлагают больше времени проводить с ребенком или увлечь другими занятиями. Для более наглядного представления результатов анкетирования предлагаю ознакомиться с диаграммами (Приложение 2).

Проведенный опрос показал, что большинство детей увлечено компьютерными играми. Они тратят на игру по 2-3 часа и более. Из-за этого у ребят и родителей часто случаются ссоры. Из анкет мы узнали, что большинство учащихся знают о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, но все равно продолжают очень много играть. А для некоторых это увлечение уже стало смыслом жизни. При этом большинство отмечают, что компьютерные игры отрицательно влияют на игрока. Чрезмерному увлечению компьютерными играми также способствует слабый контроль со стороны родителей. Именно родители должны помочь детям сделать правильный выбор игры, определить время, проведенное за игрой и проявить понимание.










2.2. Мини-исследование в компьютерных магазинах

Следующим этапом нашей работы стало мини-исследование компьютерных магазинов. Я посетил три магазина, где продаются диски с компьютерными играми: «М-видео», «Multi Zona» и «GameZona» (Приложение 3).

Полки магазинов были заставлены всевозможными играми: развивающими, обучающими, гонками, стрелялками, играми для всей семьи. Из разговора с продавцами компьютерных игр я узнал, что чаще всего покупают игры дети в возрасте от 7 до 14 лет, молодые люди в возрасте 16 – 18 лет, реже взрослые, дошкольникам игры покупают взрослые. Оказывается, ассортимент игр пополняется каждую неделю. Самым большим спросом у покупателей пользуются «стрелялки», «квесты», «экшен» и логические игры. Обучающие игры, чаще покупают родители для детей. Обычно школьники покупают компьютерные игры, которые предназначены для детей старшего возраста или для взрослых.

Мне было очень интересно узнать то, как сами продавцы игр ответят на вопросы: «А какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред?»

В большинстве случаев ответ был такой: «Компьютерные игры влияют на детей как положительно, так и отрицательно. Важно, покупать игры по возрасту, не развивающие агрессию и соблюдать гигиенические требования: играть определённое количество времени, делая перерыв во время игры, выполнять зарядку для глаз. Использование игр в разумных пределах никогда не даёт отрицательных результатов. Очевидно одно: все хорошо в меру».

А теперь проанализируем то, что по этому поводу думают специалисты нашей школы.





    1. Результаты интервью


Всем взрослым так же был задан один и тот же вопрос: ««Какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред?» (Приложение 4).

Гуранова Елена Александровна, школьная медсестра: «Одна из главных опасностей компьютерных игр - формирование зависимости от них. Эмоционально привлекательные сюжеты не дают возможность ребенку мало играть. Тогда как, по санитарным требованиям занятия в школьном возрасте (6-9 кл.) за компьютером не должно быть более 20 - 25 минут. Более длительное пребывание за компьютером оказывает негативное влияние на ребенка. Нарушается развитие зрительной, костно-мышечной и нервной систем. Ребенок получает недопустимую нагрузку на организм. В школьном возрасте компьютерный мир формирует уход от реальности, заторможенность социального развития, снижает адаптацию к реальным взаимоотношениям, умение планировать, предвидеть результаты своей деятельности.

Компьютерная игра должна находиться на одном уровне с прочтением книги, прогулкой, любимым спортом. Если все это соответствует действительности, то не стоит проявлять излишнее беспокойство. Ну а когда в жизни все приоритеты сводятся к игре, то нужно как можно скорее начать борьбу с игроманией».

Курманова Айсылу Хасановна, учитель информатики: «Компьютерные игры могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей. Отрицательное то, что на игры занимают много времени, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья, может возникнуть психологическая зависимость. На здоровье ребёнка влияют электромагнитные и прочие излучения исходящие от монитора, а также наблюдается общее и зрительное утомление при долгой работе за компьютером. Положительное в компьютерной игре то, что они развивают у ребенка память, внимание, логику, быстроту реакции. Но важно знать меру, учащиеся должны проводить за компьютером не более 40 минут в день. Очень важно, чтобы был постоянный контроль со стороны родителей».

Исайкина Татьяна Владимировна, школьный психолог: «Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к зависимости, что напрямую влияет на здоровье и психику ребенка. Многие дети так увлекаются играми, что живут, можно так сказать, виртуально. Реальная жизнь их начинает мало интересовать. Они всё реже общаются со сверстниками. Отсюда возникают проблемы в общении. У ребёнка пропадает интерес к учёбе. Со временем может развиться «игромания».

Несколько конкретных рекомендаций родителям как уберечь ребенка от компьютерной зависимости:

- Как можно раньше прививайте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

- Подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

- Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участвуйте в детском представлении, многочисленные кружки, походы и другое).

- Предоставьте возможность самовыражаться и удовлетворять потребность в эмоциях.

- Желательно предоставить ребенку возможность адекватного выплеска негативных эмоций, агрессии (спорт, состязательные игры, борьба)».

В результате опроса все взрослые сошлись в одном: само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Умеренное использование игр в повседневной жизни не губит детский организм. Если неукоснительно знать и соблюдать все рекомендации специалистов, компьютер не только не навредит нашему здоровью, а станет нашим другом.

    1. Рекомендации детям и родителям по использованию компьютера и компьютерных игр


Изучив литературу, учитывая советы продавцов, специалистов нашей школы, после анализа анкет были подготовлены рекомендации по использованию компьютера и компьютерных игр. Все наши предложения мы оформили в виде буклета, который может быть использован родителями и детьми.

Рекомендации для детей

  • Заканчивай занятия с компьютерными играми за 2,5-2 часа до сна.

  • Офтальмологи рекомендуют тем, кто вынужден много сидеть перед монитором делать небольшие перерывы в работе, меняя положение тела и выполнять гимнастику для глаз (Приложение 5).

  • Не проводи за компьютером более 1 часа в день.

  • Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног.

  • Кресло обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

  • Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально - 60 - 70 см.

  • В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы. Общая освещенность должна быть 300 - 500 люкс. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.

  • Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз.

  • Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисти рук располагались горизонтально.

  • Спинка кресла должна поддерживать спину пользователя.

  • Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.

  • Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60% при температуре 210С.

  • Каждые 10 минут отводите взгляд на 5-10 секунд в сторону от экрана.

Рекомендации для родителей

Запрещать ребенку играть в компьютерные игры не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:

- Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

- Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.

- Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов в день.

- Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

- Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи.

- В процессе игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

- Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

- Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

-Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.

- Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,

- Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд).

- Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль. Разговаривайте с Вашим ребёнком обо всём: о школе, погоде, друзьях, учителях.

- Нагружайте Вашего ребёнка: пусть он тратит своё время на помощь семье, на спорт, любые другие увлечения.

- Побуждайте вашего ребёнка творить, думать, ставить цели и достигать их.

Помните: профилактика всегда проще и безболезненнее, чем лечение.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая теоретическую и практическую части нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на моих сверстников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером.

Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.

Поэтому мои предположения, о том, что компьютерные игры вредны, т.к. влияют на здоровье детей, и то, что компьютерные игры – полезны, т.к. развивают детей, подтвердились частично.

Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред. Чего больше, вреда или пользы, принесут компьютерные игры человеку, зависит только от него самого. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди.

Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе и не навредили здоровью, мы советуем:

1. Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день.

2. Свободное время проводите не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гуляйте, играйте в подвижные игры и читайте.

3. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

А самое главное для родителей: не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребёнка важнее, чем реальный.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9.

  2. Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание, 1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Вычислительная техника и ее применение»); №3.

  3. А. Клименков Компьютерные дети // Компьютера. Компьютерный еженедельник. -2007.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

Ресурсы сети Интернет:

    1. Компьютерные игры: вред или польза, [link]

       















      Приложение 6

      [pic]













































      [pic]