ДОКЛАД
Учителя физической культуры
КГУ «Горьковской СШ»
Думанская Я.Д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность
приобретают особую роль и значимость.
Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи. Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения - слайды , плакаты , таблицы , схемы , кинограммы , - которые ученики не только просматривают , но и комментируют. После демонстрации упражнения учитель делает опрос :
какая цель этого упражнения ; как оно применяется в обыденной жизни ; почему упражнения выполняются так а не иначе ; какова в данном движении связь с тем , что было раньше ? Естественно , что каждый вопрос требует устного ответа.
Учитель не торопиться отвечать на вопросы детей: «А что это ? Для чего ? Зачем мы это делаем ?» Часто вместо чёткого ответа озадачивает спрашивающих ; «А как вы сами думаете ?» Вспыхивают обсуждения ,которые в ходе разговора приводят к выводам .Необходимо оперативно включить всех учащихся .в общение , при этом выявляются знания , взгляды , отношения , суждения .Диалоги , деловой спор проводятся по разным поводам.
Например, каковы ощущения , уточнить самочувствие : ноги , руки , мышцы туловища , напряженность , что мешает , есть ли резервы.
Не позволять детям небрежности в речи : нечеткого выражения мыслей , перехода на скороговорку ( Подобной той , что звучит по радио и по телевидению ), нарушение грамматических построений предложений!
Приучать учащихся продумывать формы выражения мыслей и общения надо постоянно. Даже обмен приветствиями в начале урока должен быть взаимно благожелательным , спокойным , вежливым дисциплинирующим , воспитывающим. Многое значит тон .Он придаёт окраску словам и фразам . Тон может быть торжественным , праздничным , задушевным , радостным , огорченным , грустным . сочувственным .
Приходится частенько одергивать учеников - крикунов и просить усилить голос тех , кто слишком тих , неуверен в себе.
Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией ( аут , висы , упоры ,сед , вбрасывание . шеренга .колонна „ метание и . д ).Но обязательно и искоренение жаргонных «спортивных слов и выражений , засоряющих речь ( классно , «обалденно», «Сделай его» «души противника» .)
Учитель не может смириться , если говорят, не соблюдая норм родного языка : «заберите» , а не возьмите , «Обождите » (Подождите )
, «Вежи ,»,( Беги ), «подымать» ( поднимать ), «Слазь» ( слезай ), «Ложи » (клади ).
Опрос детей по темам « Основы знаний » ( гигиенические правила занятий физической культурой ; вред алкоголя , никотина , и других наркотических веществ ; первая помощь при травмах ; правила безопасности на занятиях ; понятие разминки ; значение утренней гимнастики и др.) или рассказы- объяснения о содержании и правилах игр, о правилах и нормах поведения - все это поводы для развития речи , общения выступления перед слушателями.
Полезно вспомнить какую-то игру или физическую связку-упражнение: один ученик рассказывает её содержание , другой перечисляет правила. Дополнительно развиваются самостоятельность , активность , и постепенно дети подводятся к поиску вариантов без непосредственного руководства учителя .
Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия каждого ученика оттачивают умение конкретно формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности.
Подача команд вслед за учителем ( занимающиеся повторяют команды на выполнение передвижений , перестроений , общеразвивающих упражнений , стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения , правильно четко отдавать распоряжения ) групповой анализ поведения участников прошедших соревнований тоже должны использоваться учителем для активного включения учащихся в разговор- правильный , продуманный под контролем учителя , грамотный.
Уместно перечислить ещё некоторые моменты из ежедневной жизни учителя , когда он может активизировать участие каждого ученика в процессе обучения и воспитания. Например : разбор ошибок ,допускаемых учащимися в игровых упражнениях и двусторонней игре ; подсчет при выполнений упражнений ( сначала учителем , потом занимающимися ;можно хором , одновременно с выполнением упражнений или одним вызванным учеником ) ; поочередное выступление в роли направляющего с подачей строевых команд и их выполнением ; выполнение упражнений с последующим объяснением , какие группы мышц несут основную нагрузку, какие части тела в них участвуют.
Чтобы развивать речь , нужно научиться слушать и воспринимать .Дисциплина - это создание рабочей обстановки , наилучших условии, концентрация внимания. Периодически надо задавать вопросы («Что изменилось в положении рук ? » , «Куда смотреть ?»и т.д.) и обязательно выслушать краткий ответ ученика.
Уметь «вслушиваться» в свои движения и мысленно проговаривать их- очень денное умение ; 30-40 % людей не владеют этой способностью.
Речедвигательные упражнения - ритм стихотворной речи , объединенной с подражательными упражнениями и движениями ( подражание животным , птицам , природе, предметам , людям )- настоящая копилка для учителя. А речевки , скороговорки , считалки , маршировка с песней , подвижные игры со словесным оформлением- постоянные помощники.
Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово .С его помощью учитель объясняет , инструктирует , поправляет и усиливает результаты обучения. Значит , первое требование учителя - к себе . Всегда он обязан следить за своей речью , быть образцом для учащихся. Все его действия - предметные и осмысленные . Эффективностьи усвоения этих понятий в школе помогает устное изложение , живое слово , что в совокупности с другими качествами даёт неоспоримый положительный результат.
Процесс воспитания ребёнка должен обязательно включать в себя выполнение физических упражнений. Невозможно
отделить физическое воспитание от духовного , поскольку представленное в его природе эмоционально - духовное начало на определенной ступени развития проявляется с годами в физическом .Важную роль здесь играет ритмический характер организма.
Древние мыслители эллады выявили различный эмоциональный характер разных ритмов , в частности, применительно к стохотворной речи. Так , они считали , например , что ,тексты , написанные дактилем ( стихотворный размер , где в трехсложной стопе ударение падает на первый слог ), свойственны гимнам , а для насмешки для недругами лучше использовать анапест ( трехсложная стопа с ударением на третьем слоге )
На формирование личности школьников благотворное влияние оказывают движения , основанные на ритме стихотворных произведений , в которых удачно сочетаются свойства музыки определённым образом построенной речи.Ритм стихотворной речи объединяет важные формы деятельности - речь и движения- и служит связующей нитью в обеспечении гармонического развития человека»
Упражнения , выполняемые с сопровождением стихотворных ритмов ,
ритмов прозаической речи ( считалок , историй и т. П ), выступают как речедвигательные упражнения.
В школьной практике речедвигательные упражнения удобно использовать во вводной или заключительной частях урока физической культуры , при проведении физкультминуток , а также на других урочных и внеурочных занятиях с применением их различных развлекательных и оздоровительных форм. Использоваться они могут и на уроках литературы при изучении поэтических произведениях учителями , обладающими , помимо знаний своего предмета , навыками двигательного искусства ( гимнастического , танцевального , пластики )
Предлагаемые упражнения условно разделены на ритмические , подражательные и эвритмические. Через подражательные и ритмические упражнения младшие школьники познают окружающий мир , наполненный ритмической жизнью. Через эвритмию дети среднего и старшего возраста не только познают мир , но и выражают свое отношение к нему.
Степень успешности выполнения речедвигательных упражнений зависит профессионального мастерства и артистичности обучающегося , который должен обладать хорошей дикцией , выразительной речью , умением демонстрировать высокое искусство движений , обладать чувством юмора , зарядом бодрости и энергии . Такое занятие обязательно должно быть интересным!
Прежде чем приступать к разучиванию упражнений с детьми , учителю необходимо основательно поработать над собой , предварительно разучить комплекс упражнений ,исследовать структуру стихотворной ( поэтической ) речи.
Подражательные упражнения
Часто используют в работе с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Они играют важную роль в формировании и воспитании личности ребёнка .Подражая движениям животных , «оживляя» неодушевлённые предметы и явления природы , дети приобретают жизненно важные двигательные качества и в то же время развивают интеллект , творческую фантазию , познают мир и определяют своё место в нем.
Примерные упражнения со стихотворными текстами прилагаются.
Выполнение. 1.
«Петушок»-
Ходьба притопывая и прихлопывая руками по своим бедрам .Произнося слово «гребешком» , поднять руки над головой , изображая гребешок петушка.
2. «Оленнёнок» - ходьба и бег , подняв руки скрестно над головой , пальцы врозь.
3. «Мишка» - ходьба на внешней стороне стопы.
4. « Мышка» - стойке ноги врозь , повороты туловища влево и вправо .
5 . «Кошка» - стоя в упоре на коленях , выгибать и округлять спину. Прыжки в упоре лёжа .
6. «Орел» - Бег и прыжки , поднимая руки в стороны и опуская их вниз. В конце упражения расслабленно «упасть » на спину.
7 «Прогулка слонов» -ходьба в колонне по одному , руки на поясе впереди идущего .Наклоняясь влево- вправо, поднимать согнутые ноги в стороны .
8. «Верблюжонок» - ходьба в колонне по одному с наклоном вперёд ^прогнувшись , руки за спину , покачиваясь вперёд - назад.
9. «Черепашки»- медленное переползание на животе с преходом на быстрый бег и с выполнением кругов руками.
10. «Рыбки» - бег вперёд по прямой линии и «змейкой».
«Подражая предметам»
ПОСМОТРИТЕ, КАК ЮЛА ВЕСЕЛА,
ПОСМОТРИТЕ , КАК ОНА В ЛЯС ПОШЛА ,
КРУЖИТЬСЯ И КРУЖИТЬСЯ ПО КОМНАТЕ У НАС ,
ПРИСЯДЕТ И ПРИВСТАНЕТ В ДЕСЯТЫЙ ,
В СОТЫЙ РАЗ.
ПРЫГАЮ Я , СЛОВНО МЧЯ ,
ПРИПУСТИЛСЯ РЕЗВО ВСКАЧЬ :
ПРЫГ-СКОК , ПРЫГ- СКОК,
ПРИЗЕМЛЯЮСЬ НА НОСОК
Выполнение.
11. «Юла»- шаги польки с поворотом.
12. «Мяч»- прыжки на обеих ногах , не сгибая ноги в коленях.
«Подражая природе»
ЕСЛИ В СВЕТРОМ БЫЛ Я САМ ,
ТУЧИ ГНАЛ ПО НЕБЕСАМ,
ВОЛНЫ В МОРЕ ПОДНИМАЛ,
ИВУ НИЗКО Б НАКЛОНЯЛ,
ВЕТКИ ДЕРЕВА Б КАЧАЛ.
.В УРАГАН БЫ ПРЕВРАТИЛСЯ ,
ЗАВЕРТЕЛСЯ Б , ЗАКРУЖИЛСЯ ,
БУШЕВАЛ БЫ НА ПРОСТОРЕ ,
ПОКОРИЛ БЫ ЛЕС И ГОРЫ.
НУ А ЕСЛИ Б ИЗНЕМОГ-
У ПОДНОЖЯ я Б ПРИЛЕГ.
.ЕСЛИ Б МОЛНИЕЙ СВЕРКАЛ ,
МИР БЫ СВЕТОМ ОЗАРЯЛ ,
ВСПЫХНУВ ЯРКО ,
И ТЕПЛОМ
СОГРЕВАЛ БЫ КАЖДЫЙ ДОМ.
.ЕСЛИ Б СТАЛ МОРСКОЙ ВОЛНОЙ ,
Я БЫ ДОЛГО В ЛЕТНИЙ ЗНОЙ
БЕРЕГ ГЛАДИЛ И ЛАСКАЛ ,
НА ВОЛНЕ ДЕТЕЙ КАЧАЛ.
Выполнение .
13. «Ветер»- волнообразные движения руками в стороны.
14. «Ураган »- в стойке ноги врозь , отведение рук влево и вправо .Произнося слова «завертелся , закружился» , выполнять спиралеобразные круги руками наружу .
15. «Молния»- в широкой стойке ноги врозь , поднимая руки вверх , выполнять зигзагообразные движения .
16. «Волна»- волнообразные движения руками вперед.
Имитация упражнений «Птичий дом»
МЫ СТРОГАЛИ,
МЫ СТРОГАЛИ-
ДОСКИ ГЛАДЕНЬКИЕ СТАЛИ.
МЫ СЛОЖИЛИ ИХ РЯДКОМ,
ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ ,
ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ-
ПОЛУЧИЛСЯ ПТИЧИЙ ДОМ.
МЫ НА УЛИЦУ ПОЙДЁМ ,
ВЫСОКО ЕГО ПРИБЬЁМ ,
ЧТОБЫ ПТИЧКИ ПРИЛЕТАЛИ ,
И КОТЯТА НЕ ДОСТАЛИ.
Выполнение.
1.Полуприседы.имитируя строгание рубанком, правой ладонью скользить вдоль предплечья левой руки.
2. Продолжая полуприседы , правой ладонью скользить поперек предплечья левой руки.
3. Пружинящие наклоны вперед.
4.Наклоны вперед ударяя кулаком правой руки о кулак левой руки.
5. Ходьба на месте.
6. Подняться на носки , руки вверх .Имитировать прибивание скворечника к дереву.
У. Ходьба с мягким подниманием рук в стороны.
8.Погрозить пальцем.
Ритмическая игра с хлопками. «Мы- «Петрушки»
«Мы , Петрушки , топнем ножкой
И похлопаем в ладошки,
Раз - правой , хлоп -хлоп ,
Раз - левой , хлоп-хлоп ,
Раз - вверх, хлоп-хлоп,
Раз - вниз , хлоп-хлоп ,
И разочек , хлоп-хлоп ,хлоп- хлоп »
Выполнение
Два игрока становятся друг против друга и, приговаривая , выполняют ритмично хлопки : на нечётном слоге хлопают в ладоши , на четном по ладоням партнера . Произнося слова : «Правой»- хлопают правыми ладонями ; «левой» - левыми ладонями ; «хоп-хоп» -поднимают руки вверх ; вниз приседают.
В дальнейшем дети , разучив текст (или составив свой) и его пересказывая , показывают свои варианты упражнений.
Речедвигательные упражнения сопровождаются ритмичным подсчетом , математическими считалками «на умножение» , а также чтением стихотворений и чередуются с выполнением упражнений молча. Заканчивается данный комплекс упражнениями на восстановление дыхания или эвримией, снимающей эмоциональное напряжение.
Эти упражнения предназначены младшим школьникам и входят во вводную часть урока.
Аты - баты - как солдаты
Дружно в ногу мы идем
, Аты - баты - как солдаты
Мы командуем - кругом
«рядышком идем вдвоем,
Дружно песенку поём:
Рура-рура ,рура , ром ,
Спели пеню и - кругом !»
Стою ровно- руки вниз ,
Вдох - тянусь ч к солнцу ввысь .
Упражнение повторяю.
Раз , два ?три , четыре –
Поднимаю руки шире.
Бегаю я далеко,
Бегаю я близко,
Прыгаю я высоко,
Приседаю низко
Наклонюсь я вперед,
А потом- наоборот.
Наклонюсь я назад
Восемь, десять раз подряд.
Вправо наклоняюсь –
Очень удивляюсь я.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ СТИХОВ
1.ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПЕТУШКОМ
С БОЛЬШИМ КРАСНЫМ ГРЕБЕШКОМ
Я БЫ КУРОЧЕК СТЕРЁГ,
ОТ ХИТРЮЩИХ ЛИС БЕРЁГ.
УБЕГАЙ ЛИСА , ПОКА
НЕ НАМЯЛ ТЕБЕ БОКА.
2. ЕСЛИБ ОЛЕНЁНКОМ БЫЛ,
Я БЫ ПО ЛЕСУ БРОДИЛ
Я БЫ БЕГАЛ БЫСТРО-БЫСТРО
КИЛОМЕТРОВ ДВЕСТИ-ТРИСТА.
3. БЫЛ БЫ МИШКОЙ КОСОЛАПЫМ ,
ТОПАЛ БЫ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ ,
НА ДЕРЕВЬЯ ВМИГ ВЗБИРАЛСЯ ,
ЧЕРЕЗ ЧАЩУ ПРОбИРАЛСЯ
ЕСЛИБ В МЫШКУ ПРЕВРАТИЛСЯ
Я Б ВЕРТЕЛСЯ И КРУЖИЛСЯ
ЧТО ТО НЮХАЛ,ГРЫЗ , ЖЕВАЛ,
БЫСТРО Б В НОРКУ УБЕГАЛ.
ЕСЛИ Б ПРЕВРАТИЛСЯ В КОШКУ ,
СЛАДКО СПАЛ БЫ У ОКОШКА ,
ПРОГИБАЛ БЫ СПИНКУ
ПРЫГАЛ БЫ В КОРЗИНКУ.
ЕСЛИ Б ГОРНЫМ БЫЛ ОРЛОМ ,
Я Б ПАРИЛ НАД ТАБУНОМ ,
К СОЛНЦУ ПОДНИМАЛСЯ В ВЫСЬ ,
ПАДАЛ В БЕЗДНУ КАМНЕМ ВНИЗ.
А вот другие примеры, где также представлены двигательные действия персонажей
ПРОГУЛЯТЬСЯ ВЫШЕЛ СЛОН
ПО ДОРОЖКЕ ХОДИТ ОН
, ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН-
ЦЕЛЫЙ РЯД СЛОНОВ ЗА НИМ
ШАГАЕТ ПО ПУСТЫНЕ ГОРДЫЙ
ВЕРБЛЮЖЁНОЧЕК ДВУГОРБЫЙ ,
ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН-
КАРАВАН ИДЕТ ЗА НИМ.
МЕДЛЕННО ПОЛЗЕТ БЕДНЯЖКА –
ПО ТРОПИНКЕ ЧЕРЕПАШКА.
ТОЛЬКО К РЕЧКЕ ПОДПОЛЗЛА –
БЫСТРО-БЫСТРО ПОПЛЫЛА
В РУЧЕЙКЕ ПРОЗРАЧНО ПРЫТКО
ВЕСЕЛО РЕЗВЯТСЯ РЫБКИ.
ТО ОНИ ПРЯМЫЕ ТО ОНИ КРИВЫЕ
ТО ВОЛНООБРАЗНЫЕ
НО ВСЕГДА НЕМЫЕ.
Руки я сгибаю –
Мышцы напрягаю.
Руки разгибаю –
Мышцы укрепляю .
Стою ровно,
руки вниз,
Вдох-
тянусь я
к солнцу ввысь
Выдох - руки опускаю .
Мышцы тела расслабляю.