Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа» г. Сосногорска
«Жизнь взрослых - детские игры...»
(История одной картины)
*
(Исследовательская работа)
Автор работы:
Назимова Дарья Андреевна, обучающаяся 6 класса
Научный руководитель: учитель физической культуры Рубцова Татьяна Ивановна
г. Сосногорск, 2013
1. Введение.
Поверил я алгеброй гармонию.
А. С. Пушкин
Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекла моё внимание, когда я знакомилась с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Искусство». Среди необычных, странных картин художника это полотно явно занимало особое место: изображение такого количества детских забав нет ни на одной картине фламандских живописцев. Очень часто изображались зимние развлечения людей, но, во-первых, этих зимних забав на картинах было не так уж и много, а, во-вторых, в основном, ими увлеченно занимались большей частью взрослые.
Я показала «Игры детей» моему учителю физической культуры Татьяне Ивановне Рубцовой и мы решили определить, что это за игры, и, по возможности, восстановить их. Многие игры были нам знакомы, остальные мы решили найти в литературе и на страницах Интернета.
Но когда мы прочитали в энциклопедии и на некоторых сайтах Интернета противоречивые толкования смысла содержания картины Питера Брейгеля Старшего, и, мало того, утверждения, что это изображение детских забав не несет правдивую, реалистическую информацию о детях, а имеет аллегорический, замаскированный смысл, мы решили не только реконструировать игры детей XVI века, но дать своё понищние произведения великого художника, потому что у нас сложилось своё мнение о назначении картины и её главной идее.
Поэтому целью нашего исследования мы определили выдвижение гипотезы о соотношении аллегорического и реалистического содержания картины через ознакомление со структурой произведения и физической составляющей в изображенных играх детей.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
Ознакомиться с историей создания картины «Игры детей».
Изучить структуру произведения.
Классифицировать игры по возрастно-половому составу; по характеру игр (интеллектуальной или физической направленности; групповые или индивидуальные; сюжетно-ролевые, подвижные или развивающие).
Выяснить: какие качества (физические и психические) развивают игры, как это соотносится с эпохой, с характером нации.
Определить: какое место занимает аллегория в структуре картины и изображенных детских играх. •
Для исследования мы избрали гипотетико-дедуктивный метод с элементами реконструирования и упрощенный искусствоведческий анализ, схема которого представлена в приложение 1.
2. Обзор литературы.
При работе над темой мы решили обратиться прежде всего к работам С. JL Львова. Этого ученого - одного из самых глубоких знатоков творчества Брейгеля, отличает язык его книг, которые написаны доступно и эмоционально. Чтобы лучше понять время и ту атмосферу, в которой творил художник, мы обратились к «Истории искусства» Эрнста Гомбриха. Очень интересные комментарии позволили по-новому взглянуть на некоторые моменты творчества великого фламандца.
Изучая материалы о Брейгеле в Интернете, нас заинтересовали суждения
Вадима Клеваева (известного искусствоведа, специалиста по западноевропейскому »
искусству) и находки Дмитрия Калашникова., исследователя-дилетанта.
Так как Питер Брейгель Старший жил в переломную для его страны эпоху - время народных восстаний и религиозных войн мы консультировались с учителями истории и читали статьи в учебниках истории и энциклопедиях.
Знакомство с историческими источниками помогло раскрыть для нас то неоднозначное время, когда мыслящему художнику нужно было искать особый язык для выражения своих мыслей и чувств. Источники по изобразительному искусству показали насколько. индивидуально восприятие каждого исследователя и единый взгляд на творчество такого таинственного художника как Брейгель вряд ли возможен. Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно. Поэтому мы обратились к источникам по истории физической культуры, которые познакомили нас с историей и содержанием игр, их психологическим и физическим воздействием на человека. К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены.
Именно эти трудности, связанные с определением игр, раскрытием их содержания придавали нашей работе над картиной особый интерес.
3. Основная часть.
«Об этой картине высказывалось много различных суждений. Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство, или возраст игр», «Юность, или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла. Предположение любопытное, но подтвердить его решительно нечем, не осталось никаких следов последующих работ и никаких косвенных упоминаний о них» [5]. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. Наверное, следует добавить, что другие ученые определяют написанное в 1560 г. полотно, как развлекательное, лубочное произведение. Поэтому в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин». Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть.
Прежде чем приступить к описанию поиска решений задач, которые мы определили для себя, нам необходимо представить несколько точек зрения искусствоведов.
«Картина «Детские игры» кажется очень простой. От зрителя и до самого горизонта тянется прямая широкая улица, по обе стороны застроенная невысокими каменными домами. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими. Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. Он напоминает торжественное.итальянское палаццо, к которому неожиданно пристроены дощатые навес и крыльцо и аркада со стрельчатыми арками. Уж не посмеялся ли Брейгель над архитекторами и их заказчиками, которые, вдохновившись итальянскими образцами, прилепляли к своим традиционным постройкам лоджии и аркады? И все-таки и этот дом, и другие с навесами и открытыми лавками воспринимаются как изображение некоего действительно существующего городка, точнее, его окраины. Короткая поперечная улица выводит на зеленый берег реки, а за узкой голубой полоской воды до горизонта тянутся покрытые полями и лугами заречные дали. Фантазия художника создает новую убедительную реальность. Но при всем впечатлении жизненности, которое производит вид города и окружающего пейзажа, это один из самых фантастических городов, которые когда-либо изображались в мировом искусстве.
Среди бесчисленных жителей городка, заполнивших обе улицы и луг на берегу реки, нет ни одного взрослого. Здесь живут только дети! В одиночку, группками в два-три человека, шумными стаями они увлеченно, упоенно, самозабвенно играют.
Специалисты установили: на этой картине представлены почти все игры, которые в течение долгих веков существовали, а отчасти существуют до сих пор в Европе, а кто-то из искусствоведов высказал предположение, что Брейгель, вероятно, прежде чем приступить к этой картине, составил исчерпывающий список детских игр своего времени. Впоследствии сопоставляли эту картину со справочниками, составленными этнографами, дивясь ее энциклопедической полноте.
Но что может дать художнику сухой перечень названий? Его занимает другое — как выглядят дети, с какими предметами играют, из каких движений состоят их игры, в каком ритме развиваются. Невозможно придумать из головы бумажную вертушку- пропеллер, она взлетит в воздух, когда мальчик дернет за накрученную на палочку нитку; невозможно сочинить кучку толченого кирпича рядом с игрушечными весами, которая означает для девочки, играющей в лавку, — товар.
«Детские игры» — удивительнейший пример неиссякаемого запаса живых наблюдений. Нужно было много дней, а может быть, недель, месяцев неустанно следить за детьми, чтобы заметить все подробности их игр. Кавалерист у Брейгеля не просто скачет верхом на палочке с конской головой, он еще подхлестывает своего коня прутиком! .
Вполне вероятно, что как-то во время дальней прогулки за городскими стенами Брейгель набрел на детей, которые вырвались из-под присмотра взрослых и заняты необычайно важным для них делом — играют!» [5].
«В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей». Довольно долгое время в науке о Брейгеле ее рассматривали как замечательный, даже уникальный каталог детских игр. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий, и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, - они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери». То есть какую бы игру мы не вспомнили, мы найдем ее здесь в современном или в несколько архаичном варианте. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Правда, Рабле зачастую фантазирует и придумывает какие-то несуществующие игры, а Брейгель опирается на визуальную практику и воспроизводит все очень точно.
Место действия - городская среда, как и в «Битве Поста и Карнавала», но пространство несколько более открыто. Перед нами часть города, площадь с разнородными строениями. Слева, в глубине - широкая улица, идущая до горизонта, несколько перекрестков, намекающих на развитие городских районов в других направлениях, по другим осям. И в то4же время слева вверху остается выход к реке, берег, излучина воды, островок...
.. .разумеется, просто таким умилительным описанием детских игр Брейгель не ограничивается. (Он не был бы Брейгелем, если бы просто каталогизировал занятия малышей)
...мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. Согласитесь, что если бы мы вдруг попали в город, в котором все жители были бы не старше 10-ти-12-ти лет, мы, наверное, поулыбались бы минут пять, а потом нам стало бы не по себе. Брейгель изображает город без взрослых, город еще несовершенного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть, и не состоятся) люди»
[4]
«На первый взгляд - картина умилительная: на большой площади перед красивым зданием резвятся дети - милые крошки в ярких, пестрых одеждах. Но присмотримся повнимательнее и увидим, что умиляться нечему - большинство их забав носит жестокий характер: здесь и пощечины, и выдирание волос, и растягивание на доске, и коллективное избиение... Да, не так уж все мило и трогательно в этом «перевернутом» мире, где дети стремятся не отставать от взрослых...» [8].
Итак, три точки зрения. В чем-то они схожи, в чем-то различаются. Подведем итоги. Общее: 1. В картине ощущается неоднозначность - не просто изображение (ка-
7
талогизация) детских игр, но нечто большее. 2. Место действия - город. 3. Полное отсутствие взрослых. 4. Дети забавляются слишком серьезно, без веселья, а порой даже слишком жестоко. Различия: 1. Изображены дети и их игры, а не пародия - намек на бессмысленные занятия взрослых. 2. Это не жестокий детский мир, а детский мир во всей своей полноте: жестокий и добрый, изобретательный и бездумный, веселый и серьезный, спокойный и азартный. 3. Это не изображение какого- либо конкретного города, но это и не фантастический город.
Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам. Брейгель изображает городскую окраину. И здесь располагаются не дома- декорации, а вполне обжитые здания, потому что перед нами своеобразная школа- интернат, и это не площадь, а, скорее всего, школьный двор. И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых. Внимательно посмотрите: процессию под условным названием «свадебная процессия», опекает женщина, направляющая детей. А на двух мальчиков, борющихся под стеной дома и борьба которых переросла в драку, выливает воду пожилая женщина. Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу. Но картина так построена, что внимательный зритель увидит три центра этой картины: школьный двор, где и происходят основные события, а слева - над городским и почти сельским пейзажем вдали возвышается башня замка, а справа от зрителя в далекой перспективе улицы возвышается башня католического храма. Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, потому что большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер, играют и полностью отдаются своим занятиям. Нет улыбок? Это не так. Вот немного смущенно, немного лукаво улыбается девочка, накрытая синим плащом, в процессии перед которой идет мальчик, накинувший на голову не плащ, а подол своего кафтана. И девочке смешно от того, что она видит. Мы не видим лица ребенка, который восторженно смотрит и тянет руки к вертушке. Но сама поза предполагает это. А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях. Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу. Мы не можем слышать визга и короткого смешка, играющих в жмурки, катающихся на качелях и т.д. Но нельзя утверждать, что атмосфера гнетущая. Жестоки ли эти игры? Да, детские игры несут в себе жестокость. Но это особая жестокость. Она воспитывает дисциплину, внимательность и, конечно, умение терпеть невзгоды и боль. Игры - это и развлечение и учеба. Поэтому дети не обижаются или обижаются ненадолго, когда им выпадает участь побежденных. В игре очень быстро меняются роли и результат. И вот уже недавний победитель терпит поражение и полностью повторяет участь недавнего побежденного.
Из исторической литературы мы узнали, как относились к физической культуре, к физическим упражнениям в средние века и эпоху Возрождения. Католическая церковь поощряла систему воспитания дворянства, физическую подготовку рыцарей, но запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам. Но несмотря на королевские и церковные запреты, народ продолжал развивать свою систему гим- *
настических упражнений. У простого народа было мало свободного времени для занятий физической культурой, физический труд не требовал силовых упражнений, но игры-развлечения: на ловкость, равновесие, меткость были очень распространены. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные состязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.
Несмотря на своеобразные черты и особенности, народная физическая культура средневековья не была замкнутой системой. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император - король - епископ - дворянин - горожанин - крестьянин - гусляр - нищий». Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т.п.. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» - об обычаях рыцарства.
Среди игр, изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате. Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями. Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых. Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры. Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. А сколько должно быть в воображении ребенка, для которого привязанный кирпич - живой щенок, а кирпичная пыль, очевидно, дорогая пряность - жгучий красный перец.
Нет, это не взрослый мир, это мир детской гармонии, мир детской фантазии, мир умственного и физического творчества.
И, как мы думаем, доказательством того, что Брейгель изображает мир детских увлечений, а не намек на взрослую жизнь, является отсутствие очень популярной игры, ставшей известной в Европе еще с 14 века и являвшейся излюбленной темой для флатйандских живописцев. Среди почти сотни игр, изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах. Это игра в карты. Вот эту азартную игру, наиболее ярко характеризующую бессмысленное и небезопасное времяпрепровождение взрослых и не включает почему-то художник в свою картину.
Но всё-таки аллегория присутствует в чистом виде в картине Брейгеля. Как упоминалось выше, Брейгель не был бы Брейгелем, если бы всё-таки не использовал язык иносказаний. Поэтому на стене дома сидит сова-древний символ мудрости, и в нее стреляет из водяного пистолетика мальчик. Мысль, высказываемая художником проста - там, где играют дети, не надо ждать потаенного смысла, не надо и мудрствовать над картиной, когда и так всё ясно - детские игры - всего лишь детские забавы. (Небольшой каталог игр в приложении)
4. Заключение.
«В «Детских играх» реальными были дети и их игры, но фантастична сама идея создать город, населенный одними только детьми и заполненный единственным занятием — игрой».
C.JI. Львов
«В «Детских играх» реальными были дети и их игры, но фантастична сама идея создать город, населенный одними только детьми и заполненный единственным занятием — игрой» [Львов]
Основными результатами нашего исследования стали: 1. Большая часть игр носит реалистический, практический характер с ярко выраженной физической составляющей, игры интеллектуально-развивающего характера составляют незначительную часть. 2. Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл. 3. Игры физической направленности легко реконструируются, что говорит об их реалистическом характере. 4. Утверждения некоторых исследователей о каком-либо фантастическом городе детей без взрослых не подтверждаются при внимательном изучении картины. 5. Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр.
Таким образом мы видим, что ни одной фантастической, нереальной игры нет. Все развлечения важны для них в будущем. Ребенок в неинтересные, ненужные для него игры не играет. В отличие от взрослого человека, который вынужден терпеть бессмысленную деятельность из-за выгоды, дети не будут этого делать
Проанализировав игры мы должны отметить, что дети 16 века неосознанно готовят себя к будущей жизни. Все, что понадобится будущему мужчине (корабелу, матросу, подмастерью или мастеру): ловкость, сила, выносливость, презрение к боли; все, что понадобиться будущей жене и матери: умение вести себя в особых обстоятельствах, уход за ребенком, расчетливость, а так же ловкость, подвижность, - все это есть в этих развлечениях.
Брейгель своей картиной как бы призывает обратить внимание на эту городскую окраину, которая на самом деле и является главным центром не только города, но и страны, и, даже мира, потому что всё будущее сосредоточено в этих детях. Й как мы предполагаем, художник не иронизирует, не разоблачает недостатки взрослых, но дивится этой кипучей энергичной деятельности, в которой не может быть бессмысленности. Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри, и крик в пустую бочку, и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой, и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом). И художник это понимает. Маленький человек познает мир.
Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т.е. и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т.д. В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа, историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине "Игры детей" Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении. Перечисление детских забав, осуществляемое с энциклопедической скрупулезностью, в итоге претворяется в образ бытия в целом, его диалектической энергии. Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии» [6].
Список использованных источников
Афрнькин С.Ю. Мировое искусство. СПб. ООО СКЗЭО. 2008.
ГомбрихЭ. История искусства. М. Искусство. 1998.
Жабцев В.М. Фламандская живопись. Минск. Харвест. 2008.
Клеваев В. Лекции по истории искусства. Киев. Факт, 2007.
Львов С.Л. История мирового искусства. М. Терра. 2002.
Новая школьная энциклопедия. Искусство. М. ООО РОСМЭН-ПРЕСС. 2010.
Художники эпохи Возрождения. М. Терра. 2005.
Шедевры мировой живописи. Нидерландская живопись 16 в.
Содержание 1.
Введение
2
2.
Обзор литературы
4
3.
Основная часть
5-10
4.
Заключение
11
5.
Список литературы
13
6.
Содержание
14
7.
Приложения
Приложения
Приложение
Глава XXII Игры Гаргантюа
...Слуги расстилали зеленое сукно и раскладывали видимо-невидимо карт, видимо- невидимо костей и пропасть шашечных досок. Гаргантюа играл:
в свои козыри,
в четыре карты,
в большой шлем,
в триумф,
в пикардийку,
в сто,
в несчастную, в плутни,
в кто больше дЬсяти, в тридцать одно, в триста, в несчастного, в перевернутую карту, в недовольного, в ландскнехта, в кукушку, в пий-над-жок-фор, в марьяж, в две карты, в тарок,
в кто взял, тот проиграл, в глик, в онеры, в мурр, в шахматы, в лису, в фишки, в коровы, в белую дамку, в шашки, в бабу,
в primus, secundus в ножик, в ключи, в чет и нечет, в решетку, в камушки, в шары, в башмак, в сову, в зайчонка, в тирлитантэн, в поросенок, вперед,
в сороку,
в р о жки, р о жки,
в бычка,
в совушку-сову,
в засмейся,
не хочу,
в курочка,
клюнь, клюнь,
в расковать осла,
в но, пошел,
в но, но,
в сажусь,
в жмурки,
в дичка,
в догонялки,
в куманечек,
дай мне твой мешочек,
в три кости,
в ник-нок,
в триктрак,
* в марсельские фиги,
в ищи вора,
в драть козла,
в продаем овес,
в раздувай уголек,
в прятки,
в судью живого и судью мертвого,
в таскай утюги из печки,
в перепелов,
в щипки,
в грушу,
в пимпомпэ,
в триори,
в круг,
в свинью,
в живот на живот,
в кубики,
в пщючки,
в кружок,
в я здесь,
в фук,
в кегли,
в вертуна,
в колачик,
в тронь навоз,
в Анженар,
в шарик,
в волан,
в разбей горшок,
в будь по-моему,
в палочку,
в булавку,
в хорька,
в бабки,
в замок,
в лунки,
в кожаный мяч,
в пятнашки,
в где ветка?
в сегодня пост,
в развилину дуба,
в чехарду,
в волчью стаю,
в пукни в нос,
в Гильмен, подай копье,
в качели,
в тринадцатого,
в березку,
в муху,
в му-му,
в мой бычок,
в мнения,
в девять рук,
в шапифу,
в мосты,
в Колен бриде,
в ворона, в кокантен,
в Колен майяр,
в мирлимофль,
в сыщика,
в жабу,
в костыль,
в бильбоке,
в ремесла,
в булавочки,
в косточки,
в буку,
в щелчки,
в решето,
всеем овес,
в обжору,
в мельницу,
в чур меня,
в прыжки,
в под зад коленкой,
в храпуна,
в волчок,
в монаха,
в волка,
в челнок,
в величаем тебя,
святой Косма,
в соленый зад,
в голубка,
в прыг через вязанку,
в прыг через кустик,
в фигу,
в пахаря,
в филина,
в стук, стук лбами,
в мертвого зверя,
в выше, выше, лесенка,
в дохлого поросенка,
в растирай горчицу,
в пикандо,
в ворона,
в жаворонков,
в журавля.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]