Разработка Подвижные игры на уроках физической культуры

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Подвижные игры на уроках

(описание правил)

Не попадись

Рисуют круг, играющие располагаются на расстоянии одно­го шага от черты. Выбирается водящий (или двое), который встает в центр круга. Дети впрыгивают в круг двумя ногами и выпрыгивают обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь кос­нуться играющих, когда они находятся внутри круга.

При приближении водящего играющие прыжком на двух ногах возвращаются за линию. Тот, кого осалили, получает штраф­ное очко (но из игры не выбывает). Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается количество осаленных и вы­бирается новый водящий (или двое) из числа тех детей, которые ни разу не были осалены. Игра повторяется 2-3 раза.

Салки

Определяют площадку, на которой проводится игра и за которую выбегать нельзя. Играющие располагаются по всей площадке, один из них, водящий, поднимает руку и говорит: «Я — салка!» После этого он бежит за кем-нибудь из играющих, стараясь догнать и коснуться его рукой. Играющий, которого касается салка, становится новым салкой, а прежний включа­ется в игру вместе с другими. Каждый новый салка обязатель­но должен поднять руку и объявить: «Я — салка!»; ему нельзя сразу же салить прежнего водящего. Выбежавший за границы площадки считается пойманным. При подведении итогов игры, когда определяют, кто меньше был салкой (или не был вообще), первый салка в расчет не принимается.

Догони свою пару

Дети строятся в две шеренги на расстоянии 1,5-2 м одна от другой, растянувшись на вытянутые в стороны руки и опре­делив свою пару.

По сигналу учителя учащиеся из первой шеренги бегут на противоположную сторону, за обозначенную черту. Дети из второй шеренги догоняют своих партнеров, стараясь осалить их прежде, чем те пересекут линию. При повторении игры (3-4 раза) дети меняются ролями. После каждой пробежки опре­деляются наиболее ловкие, которым удалось осалить своих парт­неров.

Слушай сигнал (игра на внимание)

Играющие идут по залу колонной по одному. По сигналу учителя — один хлопок (свисток) — все ставят руки на пояс, продолжая ходьбу; два хлопка (свистка) — опускают руки вниз; три — руки за спину. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны, но из игры не выбывает. По окон­чании игры учитель отмечает тех, кто ни разу не ошибся.

Играющие выстраиваются в 3-4 колонны. У игроков, сто­ящих первыми, по одному мячу большого диаметра — 20-25 см (или набивному весом 1-2 кг). По сигналу учителя игроки, сто­ящие в колонне первыми, передают мяч стоящим сзади пря­мыми руками вверх — назад. Играющие принимают мяч и так­же передают его назад. Когда последний в колонне игрок полу­чит мяч, он подбегает к первому и отдает мяч ему, а тот поднимает его над головой.

Выигрывает команда, быстрее и правильнее выполнившая задание. Игра повторяется 2-3 раза.


Космонавты

На площадке (в зале) в разных местах обозначают ракеты. У каждой надпись сбоку — маршрут: «Земля-Луна-Земля», или «Земля-Венера-Земля», или «Земля-Марс-Земля» и т. д. Весь зал (или площадка) — ракетодром. В каждой ракете 8-10 мест, на 2-3 места меньше, чем играющих в каждой команде. Играю­щие образуют круг и, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим — на такую полетим! Кто в игре, один секрет — опоздав­шим места нет». После слова «нет» все разбегаются й старают­ся занять место в одной из ракет. Опоздавшие проходят в центр круга. Игра повторяется 2-3 раза. Отмечаются те играющие, кто «совершил больше полетов».

Класс, смирно! (игра малой подвижности — на внимание)

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, располагаясь лицом к играющим, подает команды. Команду нужно выпол­нять только в том случае, если учитель начал ее со слова «класс». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед, но продолжает иг­рать. В игре отмечаются две ошибки: первая — играющий выполнил команду без слова «класс», вторая — играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Если иг­рающий, совершивший ошибку и сделавший шаг вперед, вновь повторяет ее, то он делает еще один шаг вперед. В конце игры отмечаются те ученики, которые не совершили ошибок, и, есте­ственно, выявляются самые невнимательные.

Парашютисты

Играющие делятся на 2-4 команды парашютистов. По ко­личеству команд устанавливаются гимнастические скамейки-самолеты (на расстоянии 1,5-2 м одна от другой). У одного конца каждой скамейки обозначается круг диаметром 30-40 см — это место приземления. Возле каждого из мест при­земления встает судья (освобожденный в этот день ученик).

По первому сигналу учителя игроки команд по одному всхо­дят на скамейки — садятся в самолеты. По второму сигналу па­рашютисты начинают по одному «прыгать с самолетов», стараясь приземлиться точно в круг; судьи оценивают точность и правиль­ность приземления. Приземление считается точным и правиль­ным, если парашютист попал в обозначенный круг, сохранил ус­тойчивое равновесие, выпрямился в основную стойку и вышел из круга (не теряя равновесия). За каждое правильное приземление команде насчитывается одно очко. Выигравшей считается коман­да, набравшая больше очков. Игра повторяется от 2-х до 8-ми раз.

Узнай, чей голосок

Все играющие разбегаются по площадке. Водящий стоит в центре. По сигналу учителя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» — играющие, взявшись за руки, образуют круг и идут вправо (вле­во) по кругу со словами: «Ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай!» После этого все останавливаются, водящий закрывает глаза, а один из играющих по указанию учителя называет имя и фамилию водящего. Если водящий узнает того, кто произнес его имя, то этот игрок заменяет водящего и игра повторяется.

У ребят порядок строгий

По сигналу учителя все разбегаются по площадке (залу) и произносят: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее: «тра-та-та, тра-та-та!» По следующему сиг­налу учителя играющие быстро строятся по одному (всего три колонны или одна шеренга и т. д.), каждый должен поскорее найти свое место. Выигрывает колонна (шеренга), игроки кото­рой быстрее и правильнее построились. Игра может повторять­ся несколько раз с использованием разных вариантов построе­ний. Игра приучает детей внимательно и быстро строиться, перестраиваться.


Великаны и гномы (игра малой подвижности)

Играющие идут колонной по одному. По сигналу учителя «Великаны!» — ходьба на носках, руки вверх; по следующему сигналу — «Гномы!» — ходьба в полуприседе, руки на коле­нях. Команды подаются в любой последовательности несколь­ко раз. Игра воспитывает внимательность через слух.


Передал — садись

Играющие строятся в 2-3 колонны. Водящие располагают­ся на расстоянии 1 м от первого игрока (каждой колонны), в руках у каждого водящего по одному большому мячу. По сиг­налу учителя водящие перебрасывают мяч двумя руками пер­вым игрокам в колонне. Поймав мяч, игрок бросает его обрат­но водящему, а сам приседает или садится на пол. Водящий бросает мяч следующему и т. д.

Получив мяч от последнего игрока своей команды, водя­щий поднимает его вверх, а все члены команды быстро встают и выравнивают колонну. Выигрывает команда, быстрее и пра­вильнее выполнившая задание. Игра может повторяться не­сколько раз с разными вариантами приседаний.

Летает — не летает (игра малой подвижности)

Игра проводится во время ходьбы по кругу по одному. Учи­тель называет предмет. Если он летает (например, птица, само­лет и т. д.), то дети должны поднять руки в стороны и взмах­нуть ими, как крыльями; если не летает, то рук поднимать не следует, продолжается обычная ходьба. Игру так же можно проводить во время медленного бега, прыжковых упражнений, выполняющихся поточно, и т. п.

Охотники и утки

Ученики делятся на две равные команды — «охотников» и «уток». Утки становятся в середину большого круга, охотни­ки — снаружи. Охотники, перебрасывая мяч (обычно волей­больный или большой резиновый), стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали мячом, выбывают из игры. Когда оста­нется лишь треть уток, команды меняются местами. Выбивши­ми из игры считаются утки, которым мяч угодил выше пояса. Охотнику в момент броска нельзя переходить линию круга. Игра командная, можно играть на количество выбитых уток за условное время (по секундомеру). Если команды сыграли со счетом 1:1, то дается третий период. Игра может проводиться между классами на школьном спортивном празднике.


Метко в цель

Играющие делятся на 2-3 команды. Одна из команд (по жребию) выходит к обозначенной линии и выстраивается в одну шеренгу. Каждый участник получает по одному малому мячу. В 5-8 м (расстояние можно увеличивать от урока к уроку) от играющих в линию параллельно шеренге расставлено 10-12 предметов (городки, кегли и т. п.) на расстоянии 50 см один от другого. По сигналу учителя все игроки команды бросают по целям мяч, стараясь сбить как можно больше предметов. Сби­тые предметы подсчитывают и ставят на место. Команда, бро­савшая мячи, собирает их и передает другой команде, которая выходит на исходную позицию и по сигналу учителя тоже выполняет броски. Выигрывает команда, выбившая большее количество предметов. Игра повторяется несколько раз.


Фигуры (игра малой подвижности)


Один из играющих — водящий. По сигналу учителя все разбегаются по залу (площадке) или идут по кругу. По второму сигналу играющие останавливаются, принимают какую-либо позу (спортсмена, животного, работающего человека и т. п.) и в этой позе стоят не шевелясь. Водящий выбирает фигуру, кото­рая ему понравилась, и меняется с этим игроком местами. В конце игры учитель отмечает наиболее удачные позы, приня­тые учениками. Для этого учитель спрашивает учеников: кого они хотели изобразить? Игра повторяется несколько раз.

Мяч соседу

В зале (на площадке) обозначаются 3-4 равных круга. Иг­рающие встают в круги. По сигналу учителя (свистку) играю­щие передают мяч соседу то вправо, то влево. Водящий, бегая за кругом, старается догнать мяч и коснуться его рукой. Если во­дящий коснулся мяча, то игрок, у которого был мяч, занимает место водящего. Игра проходит в каждом круге отдельно.

Конники-спортсмены

На расстоянии 2 м от стены обозначены стойла (в метре друг от друга). Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Чтобы не обозначать стойла мелом, можно использовать малые обручи. Играющие стоят по кругу правым или левым боком к центру, изображая лошадок. Инсценируется выездка спортивных лоша­дей. По команде «Шаг коня» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими до ладоней рук (руки согнуты в локтях). Команда «Поворот» — и лошадки поворачивают кругом, продол­жая движение в противоположном направлении. Команда «Ры­сью» — лошадки бегут; «Шаг коня» — снова идут. Так повторяет­ся 2-3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают.

У медведя во бору

В одной стороне площадки — круг (берлога медведя), а на другой стороне — черта (дом для детей — играющих). По сиг­налу учителя дети идут из дома по направлению к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь сер­дит и на нас рычит». После этих слов медведь выскакивает из берлоги и начинает ловить (салить) играющих. Дети стараются поскорее убежать обратно в дом. Когда пойманы 4-5 играющих, назначается новый медведь (лучше из числа самых быстрых), а пойманные вновь вступают в игру.

Салки, ноги от земли

Все разбегаются по площадке (залу). Водящий (салка) ста­рается дотронуться до кого-либо из играющих. Игроков, кото­рые не касаются земли (успели встать на возвышение — пенек, скамейку, стопку матов и т. п.), салить нельзя. Тот, кого салка догоняет, становится водящим, поднимает руку вверх и гово­рит: «Я — салка». Игра повторяется несколько раз. Вариант: не становиться на какое-либо возвышение, а садиться на пол, подняв ноги вверх.

Волк во рву

Посередине зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70 см одна от другой — это ров. Один из водя­щих (или двое) — волк — находится во рву. Козы размещают­ся в одной стороне зала за линией дома. На противоположной стороне зала обозначается линия, отделяющая пастбище. По сигналу учителя козы перебегают на пастбище, перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят коз и оставляют их возле себя. После каждой перебежки осаленные козочки под-считываются. После 2-3 перебежек волки меняются.

Два Мороза

На противоположных сторонах зала (обычно за лицевой линией волейбольной разметки) отмечаются дом и школа од­ной команды. Между домом и школой — улица. На улице (по­середине) стоят два Мороза. Морозы обращаются к ребятам со следующими словами:

Мы два брата молодые, Два Мороза удалые!

Один из них, указывая на себя, говорит:

Я Мороз — красный нос! Другой говорит:

Я Мороз — синий нос!

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все ребята отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этих слов играющие бегут из дома в школу (через улицу), а Морозы ловят их и «замораживают». Игроки останав­ливаются и стоят неподвижно на том месте, где их «заморо­зил» Мороз. Затем Морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, прибегают обратно в дом, по доро­ге выручая замороженных. После 2-х пробежек выбираются новые Морозы из числа непойманных, а пойманных подсчиты­вают и отпускают к остальным игрокам. Игра продолжается до 3-4-х смен водящих.

В конце игры отмечаются лучшие ребята — ни разу не «за­мороженные», а также лучшие Морозы. Игра построена на не­продолжительных, но быстрых перебежках с кратковременны­ми передышками для отдыха. Преимущественный вид движе­ний — бег с увертыванием. Игра может проводиться между сборными командами классов на школьном празднике физ­культуры и спорта.

Гуси-лебеди

На одной стороне зала в 3-4 м от стены линией отмечает­ся птичий двор, на противоположной стороне кружком — вол­чье логово. Водящий - волк — находится в логове, гуси — на птичьем дворе. Учитель обращается к играющим: «Гуси, гуси!», они отвечают: «Га-га-га». Учитель спрашивает: «Есть хоти­те?» Играющие: «Да-да-да». Учитель: «Гуси, в поле!» Дети разбегаются по залу (площадке) и бегают несколько секунд.

Учитель: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой». Дети спрашивают: «Что он там делает?» Учитель отвечает: «Гусей щиплет». Дети спрашивают: «Каких?» После слов учителя: «Сереньких да беленьких», — дети бегут домой, а волк выхо­дит из логова и старается осалить как можно больше играю­щих. Учитель подсчитывает осаленных, и игра повторяется. Через некоторое время выбирается новый водящий — волк и игра повторяется.


Кот и мыши

Играющие, взявшись за руки, образуют круг с двумя-тремя воротами. Выбираются кот и 5-6 мышек. Мышки убегают от кота, а кот их ловит. Мыши могут пробегать в ворота и под руками стоящих в кругу, а кот — только в ворота. Дети помога­ют мышам спасаться от кота, опуская перед ним руки и присе­дая. Когда кот поймает 3-4-х мышей, выбираются другой кот и другие мышки. Игра повторяется несколько раз.


Кто быстрее?

Класс делится на 2-3 равные команды (равные по числу мальчиков и девочек). Команды стоят в колонну. Колонна от колонны на расстоянии 2-3 м. У стоящего впереди (капитана) в руках набивной мяч весом 1-2 кг. В 8-10 м от каждой ко­манды стоит стойка. Все команды стоят на одной линии — ли­нии старта. По сигналу учителя «Внимание!» капитаны ставят носок одной ноги на линию старта и наклоняются вперед. По команде «Марш!» они бегут до стойки, огибают ее и, добравшись до линии старта, передают мяч вторым игрокам своей коман­ды. Способ передачи мяча оговаривается учителем заранее. Прибегающий, отдав мяч, становится в конец своей колонны, а игра продолжается. В игре запрещается передавать мяч брос­ком — только из рук в руки, иначе могут быть травмы, ушибы. Игра повторяется несколько раз с подсчетом очков: за 1-е ме­сто — 3 очка, за 2-е место — 2 очка и за 3-е — 1 очко. Команда, набравшая наибольшее число очков — побеждает. Игра может проводиться на школьном спортивном празднике, днях здоро­вья и спорта между командами классов.

Мяч по кругу

Играющие выстраиваются в два полукруга, с равным чис­лом играющих в каждом. У первых игроков в каждой шеренге по одному мячу. Мяч используется волейбольный, баскетболь­ный или набивной весом 1-2 кг'. По сигналу учителя мяч пере­дают (не бросают!) из рук в руки по шеренге. Последний в ше­ренге, получив мяч, ударяет им об пол и передает его обратно. Выигрывает команда, которая первой закончит передачу. Игра повторяется несколько раз.

Лиса и куры

Все играющие — куры — находятся в курятнике, водящий или водящая (быстрая девочка) — лиса — за пределами курят­ника, за гимнастическими скамейками. По сигналу учителя лиса перепрыгивает через скамейку и пытается поймать (оса­лить) как можно больше кур. Спасаясь от лисы, куры прыгают на насест (скамейку), где лиса осалить их не может.

Находиться долгое время на скамейке не разрешается. По сигналу учителя игра останавливается, лиса уходит к себе в нору, подсчитываются пойманные куры (дети, которых осалила лиса, поднимают руки). Выбирается другая лиса, и игра повто­ряется. Игра может проводиться на время. В итоге можно бу­дет подсчитать, какая лиса поймала больше кур за условное время.

Успей выбежать

Дети образуют круг. В середину круга выходят 7-8 чело­век (это могут быть мальчики и девочки). Стоящие по кругу поворачиваются в правую или левую сторону и идут. Находя­щиеся в середине хлопают им в ладоши. По сигналу учителя «Стой!» дети быстро останавливаются и поднимают сцеплен­ные руки вверх. Учитель считает до трех. За это время дети, стоящие в центре, должны успеть выбежать из круга. После счета «три» игроки быстро опускают руки, не успевшие выбе­жать считаются пойманными (проигравшими). При повторе­нии игры в центр круга встают другие дети. Игра воспитывает быстроту реакции и скоростные качества.

Совушка

Из числа играющих выбирается совушка, остальные — пти­цы, жуки, бабочки (дети распределяют роли сами). Совушка сидит в дупле — в углу зала на стуле или скамейке, ученики «летают», жужжат, подражая птицам, жукам. По сигналу учи­теля «Ночь!» все прекращают движение, замирая на своих ме­стах. Совушка выбирается из дупла и медленно «летает» вок­руг, внимательно следя за теми, кто пошевелится.

Заметив такого, совушка уводит его в дупло. По сигналу «День!» совушка «улетает» в свое дупло, а дети продолжают бегать по залу (площадке). Так повторяется 2-3 раза, затем со­вушка подсчитывает осаленных в дупле. Совушка меняется, и игра продолжается. В конце определяют, какая совушка осали­ла больше играющих.

Удочка

Дети стоят по кругу. В центре — учитель. Он держит в ру­ках веревку (резиновую скакалку), на конце которой привязан мешочек с песком или теннисный мяч, накачанный через шприц водой (весом до 100 г). Учитель вращает веревку (скакалку) по кругу вправо или влево так, чтобы мешочек проходил под нога­ми играющих над самым полом. Дети прыгают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Перед началом игры целесообразно показать детям, как надо прыгать — энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги. Ребята учатся рассчитывать свой пры­жок, чтобы мешочек не коснулся их ног. Игра продолжается 3-5 мин. Осаленные продолжают игру. В конце игры педагог опра­шивает детей — кто ни разу не был осален мешочком.

Методическая рекомендация учителю. Веревку или ска­калку привязать к палке (рейке) длиной 120-150 см. Это при­способление дает учителю возможность не вращаться вместе с веревкой по кругу, а перекладывать палку за спиной.

Мы веселые ребята

Играющие располагаются на одной стороне зала. Двое во­дящих — в центре. Дети дружно произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!» После этих слов они перебегают на другую сторону площадки (зала), а водящие стараются их осалить. После того как все играющие окажутся за линией, игра останавливается, учитель подсчиты­вает количество пойманных. Игра повторяется, после 2-3 про­бежек назначаются другие водящие и выявляются ребята, ко­торые ни разу не были осалены.


Передача мяча в колонне Дети выстраиваются в 2-3 колонны. У первого игрока (ка­питана) в руках мяч (лучше набивной весом 1-2 кг).

По сигналу учителя начинается передача мяча назад над головой до последнего игрока, тот, получив мяч, бежит к началу своей колонны и передает его назад. Капитан, оказавшись послед­ним и получив мяч, бегом возвращается на свое место и подни­мает мяч вверх, обозначая финиширование. Игра повторяется несколько раз с подсчетом очков за победы и поражения.

Через кочки и пенечки

На одной стороне зала — лагерь (4-6 м от стены). За лини­ей лагеря начинается лес. На полу обозначены кочки и пенеч­ки. На противоположной обозначается высокое дерево, в дупле которого — дикие пчелы.

Все играющие находятся в лагере. Трое — пчелки (водя­щие) — стоят за деревом. По сигналу учителя играющие, высо­ко поднимая колени, идут по кочкам и пенечкам, произнося слова: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал? Глянь — дупло высокой елки, вылетают злые пчелки!»

Пчелки начинают кружиться вокруг елки и, подражая по­лету движениями рук, произносят: «Ж-ж-ж». Играющие гово­рят: «Быстроногих не догнать! Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!»

После слова «домой» играющие убегают по кочкам и пе­нечкам. Пчелки «жалят» (пятнают) убегающих. Ужаленных подсчитывают, выбирают новых водящих, и игра повторяется еще несколько раз. В конце отмечают ни разу не ужаленных.


Зайцы, сторож и Жучка

Из играющих выделяется сторож и Жучка. Остальные — зайцы. На площадке обозначаются с одной стороны — норы зай­цев, с другой — огород, а за огородом — дом сторожа. Посередине площадки на высоте 40-60 см натягивается веревка-забор.

Зайцы находятся в норах, а сторож и Жучка — дома. По сигналу учителя зайцы перепрыгивают через веревочку, оказы­ваются в огороде и начинают скакать с одного места на другое на двух ногах (есть капусту). По условному сигналу учителя сторож стреляет в зайцев (три хлопка в ладоши), а те убегают в норы, подлезая под веревкой, не касаясь ее. После третьего хлоп­ка Жучка догоняет зайцев и «кусает» их (касается рукой). Пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линию нор, догонять нельзя. Учитель предлагает поднять руки тем, кто был пойман, затем они вновь присоединяются к играющим. Игра повторяется. Сторож и Жучка меняются ро­лями, назначаются другие водящие.

Будь ловким \

Играющие располагаются по кругу. Перед каждым на полу мешочек с песком (брусок, кубик, тряпичный мяч и т. п.). Водя­щий или двое водящих — в центре круга. По сигналу учителя дети прыгают на двух ногах через мешочек в круг и обратно. Водящий старается осалить детей, которые не успели выпрыг­нуть из круга. Тот, до кого дотронулся водящий, получает штраф­ное очко, но из игры не выбывает. Через 1 мин игра останавли­вается и подсчитываются проигравшие. Выбирается другой водящий из числа тех, кого ни разу не осалили. Игра повторя­ется. Эта игра дает большую прыжковую нагрузку.




Пустое место

Играющие образуют круг. Водящий идет по кругу с внеш­ней стороны и неожиданно дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в любую сторону по кругу. Игрок, до которого дотронулись, бежит в противоположную сторону. Каждый из них старается первым прибежать к образовавшемуся пустому месту. Кто прибежит раньше, встает в круг, опоздавший стано­вится водящим. Учитель должен учитывать беговую подготов­ленность детей и в зависимости от этого устанавливать размер круга. Игра отрабатывает у детей реакцию.


Встречная эстафета 3x10 м с кубиками

Эстафета может проводиться как внутри одного класса, так и между командами параллельных классов на спортивном празднике, но только после того, как дети освоят технику чел­ночного бега 3x10 м.






Мальчики

шппппппш

10 человек

Девочки

1 [pic]
шшшшшп:

10человек




















Эстафету целесообразно проводить в зале. Инвентарь: две гимнастические скамейки и два кубика на одну команду. Рас­стояние между скамейками —11м. Перед каждой скамейкой

на расстоянии 0,5 м чертят линию старта (финиша). Команды сидят на скамейках верхом. Впереди каждой команды — ка­питан с лентой на левой руке. На одной скамейке, где лежат кубики, сидят мальчики, а на противоположной — девочки (см. рисунок). Состав команд: 10 мальчиков и 10 девочек (если со­ревнования проводятся между классами на празднике).

По сигналу судьи «На старт!» капитаны команд встают и ставят ногу (носком) на линию старта. По команде «Внима­ние!» — наклоняются вперед и правой рукой берут кубик. По команде «Марш!» — бегут к скамейке девочек, кладут кубик на линию, возвращаются назад, берут второй кубик и огибают ска­мейку, на которой сидят девочки. В это время первая девочка становится носком на линию старта и ждет передачи кубика от мальчика. Передача кубика проводится на линии старта. Маль­чик, передав кубик, садится последним на скамейку девочек, а девочка выполняет то же самое и садится на скамейку мальчи­ков. Таким образом, каждый участник эстафеты пробегает 3 от­резка по 10 м.

Эстафета может проводиться в двух вариантах: 1-й вари­ант — эстафета заканчивается, как только команда девочек поменяется местами с командой мальчиков; 2-й вариант — эс­тафета продолжается до тех пор, пока девочки и мальчики не займут свои первоначальные места.

Секундомер включается по команде «Марш!» и выключа­ется в момент касания кубиком пола последним участником. Кубики не бросать!

Запрещенное движение

Учитель предлагает играющим выполнять за ним все дви­жения за исключением запрещенного, заранее им установлен­ного. Например, запрещено ставить руки на пояс, учитель начи­нает делать разные движения, а все играющие внимательно выполняют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Тот из играющих, кто ошибается и выполняет его, делает шаг вперед и продолжает играть. Можно назначать штра­фы: проскакать на одной ноге какое-то расстояние, произнести скороговорку, отгадать загадку, сделать танцевальное движение, отжаться от пола и т. д. Игра повторяется несколько раз. Если игра проводится без штрафов, то самым невнимательным иг­роком считают того, кто сделал больше шагов вперед.

Закончив игру на воспитание внимания, учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание: бросать мяч от груди в стену на расстояние 2-3 м с последующей ловлей мяча.


Мяч над головой

Перед началом игры команды сидят на скамейках верхом. У первого игрока (капитана команды) в руках набивной мяч весом 1-2 кг. По сигналу учителя первый игрок каждой ко­манды передает мяч над головой второму, тот — третьему и т. д. Последний игрок на скамейке встает и обегает вокруг стой­ки. Прибежав к линии старта, он садится на скамейку и снова передает мяч назад. Перебрасывать мяч нельзя — только пере­давать из рук в руки. Игра-эстафета проводится 2-3 раза. Побе­дитель — команда, набравшая больше очков. Очки подсчитыва-ются так же: за 1-е место — 3 очка; за 2-е — 2 очка и за 3-е — 1 очко. Обе игры длятся по 5-7 минут. Затем класс строится в одну шеренгу по команде учителя, убрав скамейки и мячи. Учащиеся слушают замечания и итоги игр и урока в целом и организованно переходят в классную комнату.