Межпредметные связи на уроках физической культуры в младших классах

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Межпредметные связи
на уроках физической культуры
в младших классах

Фирсов К.С.

учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 33, учитель

г. Севастополь, 2016















Характерная черта работы учителей начальных классов — многопредметность. Это вызывает определенные трудности в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Одно временно данная специфика открывает широкие возможности для осуществления межпредметных связей, в том числе между предметом «Физическая культура» и другими учебными дисциплинами общеобразовательного цикла. Так, на уроках физической культуры в начальных классах можно проводить подвижные игры и эстафеты с элементами изучаемого материала по математике, родному языку, природоведению и т. д. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, в свою очередь, создают условия для расширения межпредметных связей в педагогическом процессе. Предлагаю ряд подвижных игр и эстафет, которые на ряду с

развитием физических качеств и двигательных навыков закрепляют знания и умения, полученные младшими школьниками на уроках математики.

Закрепление умения считать от 1 до 10

«Эстафета с флажками» — развитие быстроты (I класс). Играющие, разделившись на несколько команд по 10 человек в каждой, строятся в колонну по одному. В руках у каждого играющего флажок. Перед командами на расстоянии 15—20 м ярким шнуром окаймляется дом. По сигналу учителя первые номера команд добегают до своего дома, кладут в него флажок, громко называют число флажков в доме и соответственно этому числу делают одно приседание с одновременным хлопком в ладоши над головой. После этого первые номера бегом возвращаются к своим командам, передают эстафету вторым номерам, коснувшись их рукой, и встают в конец колонны. Вторые номера повторяют те же действия, считая громко «один», «два», делая при этом два приседания и два хлопка, после чего возвращаются в свою колонну. И т. д. Когда все 10 флажков будут находиться в доме, первые номера, повторно добежав до дома, пересчитывают вслух все флажки и выполняют 10 приседаний, после чего берут один флажок и возвращаются назад. Эстафета продолжается до тех пор, пока в доме не останется ни одного флажка. Побеждает команда, первой выполнившая задание

«Мяч по кругу» — совершенствование умений в передаче большого мяча (I класс). Класс делится на равные команды по 8—10 человек в каждой. Игроки команд рассчитываются по порядку и запоминают свои номера до конца игры, после чего встают в круг. В центре круга каждой команды лежит мяч. По звуковому сигналу учителя, например три хлопка в ладоши, ученики под номером 3 каждой из команд должны взять из центра круга мяч, встать на свое место и начать передачу мяча по кругу в правую или в левую сторону. Игроки команды, завершившей передачу мяча, поднимают руки вверх. После этого мяч возвращают в центр круга и игра возобновляется. Ведется подсчет очков, которые набирают команды: за I место— 3 очка, II — 2, III — 1 очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

«Кто начнет первым» — совершенствование навыков

равновесия, прыжков через скакалку (I — II классы). Класс делится на команды по 8—10 человек. Каждая команда рассчитывается по порядку (ученики запоминают свои номера) и выстраивается у стартовой линии, за которой на определенном расстоянии находятся гимнастические скамейки, гимнастический мат, скакалка в обруче. Учитель подает негромкие, но достаточно звучные короткие свистки и в заключение один громкий и длинный. Ученики внимательно ведут подсчет свистков, определяя, какой порядковый номер будет вызван на старт. Игроки, на чей номер пришелся продолжительный громкий свисток, начинают эстафету. Они идут по гимнастическим скамейкам, спрыгивают с них на маты и, взяв из обручей скакалки, начинают прыгать через них, считая вслух до числа, обозначающего их порядковый номер. После этого игроки кладут скакалки в центр обруча, возвращаются бегом к своим командам и касанием руки передают эстафету первому игроку. Он выполняет то же задание, но прыгает через скакалку один раз. Второй игрок прыгает через скакалку два раза, третий — три раза и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

«Посадка картофеля» — развитие быстроты, ловкости (I класс). На площадке (на полу в зале) чертят несколько кругов или кладут обручи — лунки, которые нумеруют. Количество лунок вдвое меньше числа игроков. Играющие делятся на 2—4 команды, каждой в целлофановом пакете дается «картофель» — малые мячи (кубики, счетные палочки). По сигналу первые номера команд несут «картофель» к первой лунке, кладут в нее по одному мячу и, возвратившись назад, передают мешочек второму номеру своей команды. Второй номер во вторую лунку кладет два мяча, третий — в третью лунку три мяча и т. д. Когда весь «картофель» посажен, начинается его уборка. Теперь уже выращенный «урожай» игроки команд несут поочередно каждый из своей лунки в руках (нелегко пронести в руках сразу 4—5 мячей) и складывают в мешочек на линии старта (команда подсчитывает «урожай» вместе). Побеждает команда, выполнившая задание быстрее других.

Соотнесение числа с группой предметов

«Теремок» — развитие быстроты (I класс). На площадке размечают несколько теремков с 2—3 комнатами. У каждого теремка табличка, указывающая, сколько жильцов может в нем разместиться. Играющие выбирают водящего — волка. Остальные учащиеся — зайцы, лисы, белки. Они встают по внешней линии круга, а волк — в середину его. По сигналу в начале игры волк старается поймать зверьков, которые прячутся от него в теремках Однако в каждом теремке не может находиться зверьков больше, чем это указано в табличке Если в теремке окажется лишний жилец, волк может осалить его, и тот выбывает из игры Зверькам разрешено ходить в гости, перебегая из одного теремка в другой Волк в это время старается поймать их. Пойманные выбывают из игры Волков может быть 2—3. Игру продолжают до тех пор, пока останутся не пойманными2—3 зверька. При повторе игры их обычно назначают водящими

Игровые задания на внимание с элементами математических действий. Понятие «четное — нечетное»

«Четноенечетное» (I — IV классы) Игроки, строятся в шеренгу Учитель объясняет задание любое объявленное им упражнение учащиеся выполняют лишь в том случае, если эта команда сопровождается названным четным числом. Если учитель назовет нечетное число, упражнение не выполняется. Например, учитель объявляет упражнение «приседание» и тут же громко называет число «8» (четное) Ученики начинают выполнять приседания. Если кто-либо делает приседания и при названном числе «7» (нечетном), он должен сделать шаг вперед Игру проводят в течение 2—3 мин Упражнения и называемые числа варьируют. В конце игры отмечают самых внимательных — тех, кто остался стоять на месте, не сделав ни одного шага вперед

В дальнейшем задание усложняют. Учитель теперь уже называет не отдельные числа, а математические примеры 1+4=?; 2+5=?; 8—2=?; 22— 20=?; 84—15=1 и т. д. Учащиеся выполняют объявленное упражнение, если сумма или разность в названных примерах получается четной

«Быстро но местам» (I — IV классы) В центре площадки (зала) по кругу кладут карточки с примерами на сложение или вычитание Число карточек соответствует количеству игроков. По обе стороны площадки на расстоянии 10—15 м от центра проводят две линии, а на них размечают домики — четные и нечетные Ученики выполняют заданные педагогом упражнения.

По условному сигналу они берут лежащие перед ними карточки и решают предложенные примеры. Если в результате получилось четное число, ученик бежит в четный дом, нечетное — в нечетный дом. После этого ученики вместе с учителем проверяют правильность решения примеров, выявляют тех, кто ошибся. Одновременно отмечают игроков, которые правильно решили пример и первыми заняли четный или нечетный дом.

«Найди число» (III — IV классы). Для двух команд заготовлены две таблицы 50ХЮО см, разделенные линиями на 20(30) клеток, на которых вразброс записаны цифры от 1 до 20 (1-30).Таблицы крепят на стенах зала или стойках, находящихся в 10—15 м от стартовых линий. По сигналу учителя первые номера команд ведут баскетбольный мяч к своей таблице, кладут мяч возле нее, называют три нечетных числа, показывая их рукой на таблице, берут скакалку и, сделав определенное количество прыжков, составляющее сумму названных чисел, возвращаются назад. Вторые номера команд называют три четных числа, прыгают через скакалку определенное число раз, берут мяч и с ведением его возвращаются к своим командам.

Побеждает команда, выполнившая задание первой Сравнение чисел. Получение нового числа прибавлением еще одного к предыдущему

«Найди меньшее число» — совершенствование навыков ведения и передачи баскетбольного мяча (III — IV классы). Класс делится на две команды, каждая строится в колонну по одному на линии старта. У первых номеров — по мячу. Перед командами на расстоянии 10—12 м в обручах лежат картонные карточки с числами от 1 до 10. Количество карточек должно превышать число играющих на 5—6. Числа на карточках могут повторяться. С правой стороны от обруча обозначается линия финиша. По сигналу первые номера команд бегут с мячом к обручу, находят карточку с наименьшим числом и кладут ее на линию финиша. Затем, взяв мяч, производят им удары о пол, количество которых соответствует числу, указанному в карточке. Возвратившись к своей команде, первые номера передают мяч следующим игрокам и встают в конец колонны. После этого задание выполняют вторые номера. И т. д.

«Найди большее число» — совершенствование умения передачи мяча в колонне (I — III классы). Исходное положение команд такое же, как в предыдущей эстафете. По сигналу первые номера начинают передачу мяча назад над головой. Последний игрок, получивший мяч, бежит с ним к обручу, отыскивает карточку с большим числом и, положив ее на линию финиша, возвращается к своей команде. Заняв место 'направляющего, он в свою очередь начинает передачу мяча над головой. И т. д.

«Мишень» — совершенствование навыка передачи и ловли мяча (I класс). На площадке размечают несколько концентрических кругов радиусом 2, 3, 4 м. Играющие встают на линию самого большого круга. Водящий с мячом занимает место в центре. По сигналу водящий начинает поочередно бросать мяч стоящим на линии круга игрокам, называя при этом любое число от 1 до 10. Поймавший мяч должен к названному числу прибавить единицу, полученную сумму произнести вслух и послать мяч назад водящему. Тот, поймав мяч, бросает его следующему играющему с новым заданием. И т. д. Игрок, поймавший мяч, правильно выполнивший сложение и возвративший мяч водящему, делает шаг к центру, переходя на второй круг. Находясь на этом круге, он теперь должен прибавлять к числу, названному водящим, число 2, а на следующем, еще более близком к центру круге — число 3. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не дойдет до центра, после чего он становится водящим. Игрок, не поймавший мяч или неверно выполнивший сложение, остается на своем круге. Для учащихся II — III классов можно использовать задания с умножением на 2 и 3.

Закрепление навыков быстрого выполнения математических действий

«Вызов номеров» — развитие быстроты (I — III классы). Две равные по числу игроков команды располагаются в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 15—20 м. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку. На площадке на равном расстоянии от команд лежит мяч. Учитель предлагает играющим решить какой-либо пример на сложение или вычитание: 2+4=? Ученики решают пример, находят ответ — 6. Это значит, что игроки обеих команд под этими номерами должны быстро устремиться к центру площадки, овладеть мячом и доставить его своей команде. Игрок, выполнивший это задание, приносит команде 1 очко. После этого мяч возвращают в центр площадки, игра возобновляется, учитель предлагает для решения другой пример. Подбирают такие примеры, чтобы в результате арифметических действий число в ответе не превышало количество участников каждой команды. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Играя с учащимися III — IV классов, можно использовать примеры с двузначными числами, а также задания на умножение и деление.

«Шишки, желуди, орехи» — развитие быстроты (II — III классы). Игроки распределяются на тройки и образуют один общий круг. Первым игрокам в тройках присваивается число 6 («шишки»), вторым — 8 («желуди»), третьим — 10 («орехи»). Один игрок — водящий. Он становится в центр круга. Учитель предлагает решить пример: 5+3=7 Ученики решают его, находят ответ — 8. Это значит, что вторые игроки в тройках должны поменяться местами (перебежать в другую тройку). Водящий в это время старается занять чье-нибудь место. Оставшийся без места становится водящим. Учитель предлагает новый пример: 14—8=? Теперь смену мест выполняют игроки, которым присвоено число 6. И т. д. Если в результате решения примера в ответе окажется какое-либо другое число, кроме чисел 6, 8 и 10, все игроки остаются на своих местах. Ученик, неправильно выполнивший математическое действие, становится водящим. Через определенное время игрокам присваивают новые числа.

«Перекрестная эстафета» — развитие внимания и ловкости (II — IV классы). Класс делится на две команды, которые в колоннах занимают места у линии старта. В 15—20 м от нее на стульях помещены две доски 100x50 см, на которых можно писать мелом. По сигналу первые номера команд, прыгая через скакалку, подбегают к доске соперника, меломзаписывают на ней арифметический пример с использованием однозначных чисел на сложение или вычитание (с 111 класса примеры могут быть на умножение и деление) и возвращаются в свои команды. После этого вторые номера команд, прыгая через скакалку, устремляются

к своей доске, громко прочитав пример, решают его на доске и быстро возвращаются назад. Третьи номера бегут к доске соперника и записывают новое задание. И т. д. По завершении эстафеты учитель вместе с ребятами еще раз проверяет решение всех примеров, после чего объявляют победителя.

Закрепление умения делить циферблат часов на часы и минуты, а круг — на градусы и сектора

«Часы» — развитие координации движений и ориентировки в пространстве (I — IV классы). На площадке рисуют циферблат часов диаметром 1—1,5 м. Играющие по очереди входят в центр циферблата и встают лицом в сторону цифры 12. Учитель называет определенный час, например 6 часов. Игрок должен совершить прыжок вокруг своей оси по ходу часовой стрелки с таким расчетом, чтобы повернуться лицом в сторону 6-часовой отметки. Определяют точность приземления. Играющим дают по 3—4 попытки, каждый раз называют разное время. Отмечают игроков, которые совершили больше точных поворотов. Игру можно проводить и между командами на меньшую сумму ошибок всех участников.

«Поворот в круге» — развитие координации движений и

ориентировки в пространстве (I — IV классы). На площадке чертят круг диаметром 1—1,5 м и разбивают его на сектора по 30°. Каждый играющий входит в центр круга и в прыжке старается сделать наибольший поворот вокруг своей оси. Побеждает игрок, сделавший поворот на большее количество градусов.

Игру можно организовать и как командную, в двух вариантах. В первом варианте игроки 2—3 команд совершают прыжки с вращением вправо, второй — влево. Игрок второй команды выполняет прыжок из того сектора, в котором приземлился его соперник, но в другую сторону. Когда все игроки обеих команд сделают по одному прыжку, определяют команду-победительницу. Ею считается команда, склонившая стрелку циферблата в свою сторону. Можно проводить игру в два этапа. На втором этапе в этом случае команды совершают прыжки с вращением в другую сторону. Побеждает команда, показавшая лучший результат по сумме двух этапов.

Предлагаемые игры и эстафеты используют не только на уроках физической культуры, но и при проведении «часа здоровья», во время физкультурных занятий в группах продленного дня, при организации спортивных праздников и других внеклассных мероприятий





.





.

.