Консультация для родителей
Подвижная игра – спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отображался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желанием обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость и волю к победе. Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении и образовании, воспитании широких масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры. Для того чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения, того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная и уважительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками и потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Именно в правилах игры заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов «не дам тебе своих цыплят ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве. А также проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи. В этой игре мы наблюдаем принцип - «один - за всех, все – за одного» - цыплята. Ответственности, смелости, находчивости – наседка.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например. Воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Мак», «Ястреб и утки» и т.д.). Затем перейти к распределению ролей, которое помимо считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действия которого, зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Итак, народные игры в комплексе с другими средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
«Обыкновенные жмурки».
Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- на квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого поймает, тот становится жмуркой.
Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув «огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
«Заря».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые.
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
«Платочек».
Дети встают в круг. Водящий держит платочек в руке и бежит за кругом. Затем останавливается и протягивает руку с платочком между двумя детьми. Они поворачиваются спиной друг к другу и считают «раз, два, три – беги!», после этих слов дети бегут в противоположные стороны, обегают круг. Выигрывает ребенок, который первый прибежал к платочку и взял его. Он становится водящим.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Начинать движение после слов «беги!». Водящий держит руку прямо, не отводит в сторону к бегущему ребенку.
Украина.
«Колдун» (Чаклун).
Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает вперед руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет, таким образом, трижды захвачен, тот, становится колдуном.
Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный ребенок замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его может любой другой игрок, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отважится выручить товарища.
Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к товарищам.
Белоруссия.
«Иванка».
На земле чертят круг диаметром 5-10 метров. Это лес, а в середине квадратик – дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные лебеди.
Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик – поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.
Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.
Казахстан.
«Платок с узелком».
Водящий дает одному из участников завязанный в узелок платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передавать его товарищу, тот – следующему и т.д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т.д. после этого он становится водящим.
Правила игры. Игра начинается по сигналу водящего. Отдавать и передавать платок надо быстро, в беге. Нельзя отказываться от исполнения желания.
Азербайджан.
«Изюминка».
На площадке чертится круг, (диаметр круга зависит от количества играющих). Дети делятся на две равные группы. По жребию одна команда входит в круг, вторая остается за кругом. Нескольким игрокам второй команды даются мячи, но так. Чтобы стоящие в кругу не знали у кого мяч. Дети с мячами условно номеруются так, чтобы номер каждого игрока знали только сам игрок и водящий. Все ходят по кругу. Водящий называет номер одного из игроков. Тот быстро бросает мяч, стараясь осалить игрока, находящегося в кругу. Осаленный игрок выбывает из игры. Если кидавший мяч не попадает в игрока, то он сам выбывает из игры, а мяч отдает другому. Игра продолжается до тех пор, пока в команде останется один человек.
Правила игры. Бросает мяч с места только тот, чей номер назвал ведущий.
Литва.
«Утро зайчика» (Кишкио ритас).
Все игроки – зайчики, а один из них – учитель зайцев. Зайчики чертят на земле кружочки – это их домики. У учителя такого домика нет. Заяц – учитель говорит: «Все встают! (зайчики имитирующими движениями выполняют его указания). Все умываются, делают зарядку, убирают постель, идут в школу, занимаются в школе, играют во дворе».
Всякий раз при уходе в школу дети меняются кружками в любом порядке. После слов: «играют во дворе » - зайчики выбегают из своих домиков и бегают.
Вдруг учитель говорит: «Ночь!» все должны быстро вернуться в свой домик. Кто не успевает, тот считается проигравшим.
Правила игры. Выполнять движения надо соответственно указаниям учителя. После слов» «Играют во дворе» - нельзя бегать вблизи своего домика – передвигаться следует по всей площадке.
Латвия.
«Волк и коза» (Вилкс ун каза)
по считалочке дети выбирают козу и волка, остальные – пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза – в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала.
Правила игры. Волк ловит козу только в кругу.
Франция.
«Хорек» (le furet).
Все играющие садятся или становятся в круг. Водящий – хорек – за кругом. Он начинает движение, обегая каждого из игроков со словами:
Бежит хорек молодой,
Хорек дамы лесной,
Хорек красивый, озорной,
Бежит, бежит, старается
От кошки он спасается.
Эта кошка (имя ребенка).
Со словами «Эта кошка (имя ребенка)» водящий отдает свой платок одному из ребят. Получивший платок должен «поймать» хорька, пока тот не занял его место. Проигравший ребенок становится в центр круга и выполняет желание других играющих: поет песню, читает стихотворение, танцует…
Правила игры. Водящий и ребенок, догоняющий его, не должны пересекать круг. Проигравший не должен отказываться от выполнения желания.
Гийом, Гийомет (Guillaume, Guillaumette).
Ребята становятся в круг. Водящий в центре. Он играет ослика. Ребята идут по кругу и поют песенку.
Ослик, ты мой, ослик,
Где ты был, что кушал?
Сытым ли остался?
Да, моя хозяйка,
Съел я булочки кусочек,
Да немного пирога.
Ой! Гийом, Гийом
С жаворонком обнимается,
А Гийомет останется.
Со словами «Гийом, Гийом с жаворонком обнимается» каждый участник игры должен найти себе пару. Тот кто остался один. Становится водящим.
Правила игры. Дети должны начинать искать свою пару только после слов «…обнимается».