Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А. П. Гайдара»
п. Архара, Амурская область
Научное общество учащихся «Храм природы»
Научно – исследовательская работа:
«Староверы - их вера и обычаи»
Работу выполнил:
Маргелов Сергей Алексеевич
ученик 10 класса
МОБУ «СОШ № 1 им. А. П. Гайдара»
п. Архара, Амурская область
Руководитель:
Роева Любовь Николаевна
учитель географии
I квалификационной категории
МОБУ «СОШ №1 им. А.П. Гайдара»
676740
п. Архара, ул. Ленина 64 кв.12
Контактный телефон:89098172177
e-mail:lnroewa@yandex.ru
п. Архара, 2014
Содержание
I. Введение 3
II.Основная часть 6
2.1 Суть терминов «староверы», «старообрядцы», «раскольники» 6
2.2 История староверов в России 7
2. 3 Староверы на Дальнем Востоке 8
2.4 Религия как образ жизни 10
2.5 Образ современных староверов 14
III. Заключение 16
IV.Список использованных источников 18
Введение
Одним из главных вопросов современности является вопрос нравственности, духовности, возрождение народной традиционной культуры. Наша страна сейчас переживает тяжёлый кризис, который коснулся всех сфер жизни. Без сомнения, современная экономическая ситуация, а ещё больше связанное с ней изменение общественного сознания отразилось в отношении людей к религии и наследию прошлого. В изменении неизбежным стало и обновлении его духовной жизни. После долгого периода насильственного прививания атеизма, страна стремится к духовному возрождению: восстанавливаются храмы, вспоминаются духовные праздники, обряды, люди возвращаются к религии. И сегодня изучение вопросов, посвящённых церкви, религии переживают период второго рождения.
Интереснейшей и одной из наименее изученных проблем в истории русской православной церкви является старообрядчество. Актуальность этому вопросу придаёт то, что до сих пор по всей территории России и за её пределами имеется множество приверженцев старообрядческой веры.
Сейчас можно с большой определённостью констатировать, что положение старообрядцев в России, как церкви гонимой, привело к рождению мощного, наполненного христианским смирением и исповеднической твёрдостью «даже до смерти не имеющего аналога в мире религиозного движения в защиту старой веры, идеалов Святой Руси. Пожертвовав, отказавшись от многого, приняв на себя двойной петровский налог, подчинившись ужасу носить цветные лоскутки на кафтанах, (как внешние знаки своей глубинной верности старине), ревностные последователи древнего благочестия дали удивительные результаты своей работоспособностью, сплоченностью, организованной хозяйственной деятельностью, пронизанной верой в Бога и стремлением жить по совести. «Облик России, которую мы потеряли», в значительной мере сформирован старообрядцами староверами. Уходя от преследования, они осваивали окраины империи: Кавказ, Урал, Сибирь и Дальний Восток. В своё время Дальний Восток становится одним из центров миграции староверского населения. Весомое присутствие староверов на Дальнем Востоке обусловлено тем, что интенсивная колонизация, связанная с освоением края, началась после раскола русского православия. Особый интерес для этнографического изучения представляют районы со смешанным в этническом и, конфессиональном отношении населением. Именно такой "сплав" народов, их этнографических и религиозных групп сформировался в южной части Дальнего Востока России, в которую входят современные Еврейская автономная и Амурская области, Хабаровский и Приморский края. Это зона компактного и дисперсного расселения разных этнокультурных образований, среди которых выделяются группы аборигенного (тунгусо-маньчжурского и палеоазиатского), пришлого — восточнославянского (русские, украинцы, белорусы) и восточноазиатского (китайцы, корейцы) населения. Именно русские первыми "принесли" на эти земли традиционную культуру восточнославянской общности. Являясь, таким образом, по численности и хозяйственно-экономическому потенциалу доминирующей частью населения края, русские оказались не менее изученными в этнокультурном отношении по сравнению с другими народами. Для рассматриваемого региона особенно важно изучение русских старообрядцев, которые, наряду с казаками, первыми пришли на эти земли, начали их освоение, заложили основу русской оседлости, возродив традиции народного быта. Как показали исследования учёных, именно старообрядцы явились хранителями культурных традиций русских в Дальневосточном регионе.
В нашей работе мы хотим осветить тему староверов. Тема выбрана неслучайно. В процессе поиска я выяснил, что мои предки были староверами. Не каждый день человеку приходится сталкиваться с подобными фактами. Но Дальний Восток тем и славится, что богат своими загадками. Актуальность темы носит не только субъективный характер. Мы считаем, что работа может быть полезна в качестве дополнительного материала на уроках краеведения, истории, географии.
Цель работы – Рассмотреть историю, жизненный уклад, обычаи староверов.
Задачи:
1. Обобщить имеющийся исторический материал по данной теме для реализации цели исследования;
2. Рассмотреть жизненный уклад и обычаи староверов;
3. Изучить семейные и музейные документы, фотографии.
В работе использованы следующие методы:
Информационный.
- Работа с энциклопедией, сайтами, в библиотеках.
Анализ литературных источников, архивных и семейных документов, фотографий.
Поисковый.
- Сбор, систематизация и обобщение накопленной информации в виде поисковой работы.
Объект исследования: староверское и старообрядческое население южной части Дальнего Востока.
Предмет исследования: этнокультурные процессы, наблюдавшиеся в хозяйственной деятельности, семейном, материальном и духовном быту старообрядцев-дальневосточников.
Гипотеза: нами было предположено, что староверы нисколько не изменили свой традиционный уклад жизни.
Основная часть
2.1. Суть терминов «староверы», «старообрядцы», «раскольники».
Прежде, чем начать свою работу, я проанализировал энциклопедии, справочники, толковые словари с целью поиска нужных мне терминов, без названия которых невозможно приступить к исследованию. Среди них я выделил «старообрядчество», «староверы» и «раскольники», чтобы узнать, являються ли они синонимами или разными по смыслу. Из энциклопедии я выяснил, что старообря́дчество, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской [link] .org
7. http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/chapter1/text.html - Мангилев П.И. К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв.
V. Приложение
Приложение 1. Атрибуты.
Крещение у староверов.
А. Символизирует две природы Христа ( Бог и человек)
В. Символизирует Троицу ( Отец, Сын и Дух Святой)
Великий земной поклон
Мужской и женский нательный крест
Деревянные кресты Лестовка(чётки)
Подручник
Приложение 2.
Реликвии семьи
Икона – складень и крест из жёлтой меди
Приложение 3. Внешний вид
Староверы Евдокия и Нестор Лодейкины 1938 год
Современный образ староверов
Приложение 4.
Надмогильные памятники староверов
- 22 -