Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Комаричская средняя общеобразовательная
школа №1
Конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Номинация: «Летопись родного края»
На тему:
«Ветер перемен»
Работу выполнила: Подгора Татьяна Юрьевна
ученица 9 класса,
МБОУ Комаричская СОШ №1
Руководитель: учитель географии Полунина Наталья Викторовна, МБОУ Комаричская СОШ №1
д. Апажа – 2015 год
1. Ветер перемен
Первым грамотным человеком был С. И. Уваров, грамоте он научился, работая в «отходе» у помещика. Вернувшись домой, Сергей Иванович стал обучать детей письму и чтению. Впрочем, учились тогда недолго – год, два, дальше надо было помогать семье, растить меньших сестёр и братьев. Девочек отдавали в няньки даже в соседние деревни. да и школы не было, учились на квартире учителя. Но в 1914 году была построена по инициативе священника начальная школа. Рассказывают, что учителем в ней был уже Морозов Иван Николаевич, человек новых взглядов и революционных веяний. Рассказывают также, что в начале 1917 года солдаты царской армии – крестьяне д. Апажа – Михаил и Егор Кондрахины, Мартын Ефремочкин выступили перед солдатами своего полка с требованием свержения самодержавия и раздела земли между теми, кто её обрабатывает. Но за свои смелые речи были арестованы и расстреляны..
Революцию 1917 года бедняцкая Апажа встретила радостно. Подлинным вожаком бедноты был Алексей Мосин. Он же и возглавил комитет крестьянских депутатов. Летом 1918 года в Апаже был создан комбед. Возглавил его Стефан Фильченков. Комитет сразу же приступил к перераспределению земли. Процесс этот не был мирным даже в «опаханной» Апаже. Крепкие, состоятельные мужики захватили, невзирая на решение комитета, лучшие земли и инвентарь. Дело доходило до рукопашных боёв. Но революция на то и была революцией, что всё делила по справедливости. В Апажу были присланы «чоповцы» . землёй наделять стали всех членов семьи, в том числе и женщин, всем безлошадным (или на несколько семей) были выделены лошади.
Время было трудным , одна гражданская война чего стоила! Кстати апажские мужики в ней приняли участие: 1919 году Трофим Бубнов на борьбу с Деникиным организовал отряд добровольцев. А ещё деревне достались продразвёрстка, продналоги. Но, несмотря на это, советская власть набирала силы и закрепилась. 19 марта 1927 года – дата создания в деревне Апажа комсомольской ячейки. Молодёжь апажская рванула в комсомол, 19 марта 1927 года 17 парней и 1 девушка стали комсомольцами. Среди них: Александра Гришина, Иван Хоров, Герасим Бакачёв, Антон Зайцев, Павел Бубнов. А ещё раньше в 1927 году в Апаже бала создана изба – читальня, в неграмотной – то Апаже! Был избран совет из 7 человек . Избачом избрали Антона Зайцева. На совете утвердили план работы. Большой вклад в развитие культуры в деревне внёс Иван Сергеевич Померанцев. В Апажу он приехал в начале 20 –х годов. Будучи сыном папа и даже имея семинарское образование, Иван Сергеевич был рьяным безбожником. Под его влиянием в Апаже создаётся группа молодёжи, которая в последствии составила ядро комсомольской ячейки. Состоявшийся в конце 1927 года 25 сьезд Коммунистической партии наметил политический курс на осуществление перехода единоличных хозяйств на рельсы крупного социалистического производства. Комсомольцы усилили агитационно – разьяснительную работу первоочередной задачей было укрепить сельские общественные организации. В сельский Совет были введены комсомольцы: Василий Уваров, Илья Мосин. На работу в кооперацию был направлен Иван Уваров. К 1929 году на территории Апажского сельского совета было охвачено 60 процентов крестьянских хозяйств. И пионерская организация была в Апаже. И комсомольцы , и пионеры вели антирелигиозную пропаганду( молодое поветрие того времени) , руководителем кружка безбожников был всё тот же Померанцев, это он устраивал « диспуты» с попом из Угревища, к приходу которого относилась Апажа. Союзная молодёжь проводила революционные праздники, организовывала выпуск газеты под названием «Великий почин», где помещались заметки на самые злободневные темы из жизни деревни, высмеивались нерадивые работники, неумелые руководители.
А при избе - читальне организовали кружки - драматический, хоровой, безбожников, политучёбы. Комсомольцы горячо принялись за ликвидацию безграмотности не только среди молодёжи, но и среди взрослых. В 1926 году по предложению Алексея Мосина апажская молодёжь написала письмо Н. К.
Крупской с просьбой прислать книги для избы – читальни : «Мы, молодёжь деревни Апажа, на общественных началах организовали избу – читальню, но литературы мало, а спрос большой. Убедительно просим Вас прислать книги». И представьте! Прислали! Две большие посылки с книгами Маяковского, Горького, Д. Бедного, которые читали коллективно. Комсомольцы выезжали в лагерёвский лес на заготовку дров для школы и сельсовета. Ездили целым обозом – с песнями , шутками. Комсомольцы распространяли «тракторные» акции, от продажи которых деньги шли на строительство молодой тракторной промышленности. Из Лопандино был прислан трактор на «показ». Смотреть этого железного коня вышла вся деревня! Трактор казался чудом.
Начались горячие дни коллективизации. Сама программа коллективизации, то есть укрепление крестьянских хозяйств с одновременным повышением их эффективности, появилась в СССР еще в 20 – х гг. Такая мера стране была , безусловно, нужна, она полностью укладывалась в программу социалистической модернизации экономики. Проходила коллективизация конечно болезненно. О колхозах распространяли страшные небылицы, кулаки их подогревали, как могли. Пришло решение об экспроприации кулаков. Не обошлось без перегибов. К кулакам были отнесены и просто крепкие семьи, и их, вместе с богатыми, выселяли из Апажи.