Интегрированный урок в 7 классе по теме «Национальные ремёсла Африки»
(география и изобразительное исскуство)
Цели урока: рассмотреть традиционные ремёсла народов, объяснить их возникновение на данном континенте, применить свои знания в практической части урока;
Оборудование: карта Африки, выставка изделий, информационное обеспечение ( компьютер, проектор, экран), оборудование для практической части;
1.Организационная часть урока.
2.Вводное слово учителя: синквейн со словом «Африка»
Растущая популярность изделий народных умельцев Африки способствует дальнейшему их развитию. Африканские народы создают красивые предметы своими руками из того материала, который даёт им природа. У них нет чёткой грани между классическим исскуством и кустарным ремеслом, так как для каждого народа это часть их жизни. Традиционно ремесленное исскуство закрепилось за резчиками по дереву и камню, гончарами.
( каждая группа готовит свой материал в виде презентации, демонстрируют изделия и отмечают на карте Африки народы, занимающиеся данным ремеслом)
Самым распространённым материалом считаются виды растений как древесных, так и травянистых форм. С применением этого природного ресурса развиты резьба по дереву, плетение, ткачество, изготовление сосудов из тыквы.
1.Растения: резьба по дереву: резчики используют древесину , которая легко и хорошо обрабатывается, предоставляет широкий выбор форм, цвета и фактуры, а в изделиях прекрасно смотрится. Основным материалом африканского резчика было дерево твёрдых и мягких пород. Некоторые твёрдые породы деревьев тяжелы, как железо, хорошо противостоят термитам и грызунам, зато очень трудоёмки в работе. Мягкие сорта дерева, напротив, быстрее поддаются обработке, но один неосторожный удар может погубить изделие, которое вырезается из целого блока. Искусство резьбы по дереву было известно не всем народам континента. Появление его определялось прежде всего наличием материалов и развивалось у народов, живущих либо в лесной зоне, либо в саваннах с галерейными лесами и рощами и в парковых саваннах. Как известно ислам запрещает изображение человека и животных, и именно поэтому народы Западной и Восточной Африки, принявшие ислам, не знали этого мастерства. Исключение составляют народы Танзании, где резьба по дереву сохранилась. Наиболее ценным считается эбеновое или чёрное дерево. Оно не требует дополнительной обработки лаком, шлифовки, мастер может сделать деревянную скульптуру прямо на ваших глазах. У народов Конго принято вырезать лодку из цельного дерева, вместимостью до 100 человек. В Марокко из лимонного дерева делают резную мебель. Широко применяется красное, палисандровое деревья. Из дерева изготавливают сосуды, части седел, древки копий, резные ложки, кубки. Все изделия орнаментированы резьбой в виде концентрических кругов или треугольников и часто окрашены в красный, жёлтый и чёрный цвета .После показа мультипликационного фильма «Король – лев» самым популярным персонажем, вырезанным из дерева стал бородавочник Пумба.
Если резьба по дереву – ремесло мужчин, то плетение почти у всех земледельческих народов – женское занятие. Мужчины плели лишь редкие циновки, которые устанавливались в заколах на реках, маленькие сети для рыбной ловли, верши. Их изготавливали из маленьких кусочков тростника, скреплённых сеткой из волокон различного цвета. Специальные циновки с чёрно – белым рисунком из водяных растений у народа бакубо служили для погребений. Все народы Африки именно техникой плетения изготавливали циновки, которые при отсутствии мебели играли универсальную роль: служили постелью, закрывали входные отверстия в хижинах, заменяли мешки и сумки. Некоторые виды плетений из листьев рафии отличаются особой тонкостью и эластичностью и употребляются даже для изготовления одежды. Исходный материал (ротанг или тростник) окрашивали и, искусно переплетая разноцветные волокна, получали интересные цветовые сочетания и геометрические узоры. Другое распространённое изделие – плетёная посуда. Многие народы Африки знают искусство такого плотного плетения, что оно позволяет использовать изделия для хранения и сыпучих (мука) и жидких веществ. Способ плетения корзин – спиральный. Для отделки пользуются соломой, окрашенной в разные цвета. Орнамент – шахматный ромбовидный или в виде концентрических кругов разной окраски. В большом ходу корзины продолговатые и плоскодонные; дно и отверстия их имеют овальную форму, крышки – конусообразную. Очень часто встречаются плетёные сосуды в виде графинчиков, в форме вазы. Представляют интерес стол – корзина, зонтики. Стол – корзина – круглое плетёное блюдо на высокой широкой подставке в форме усечённого конуса; в перевёрнутом виде стол этот может служить корзиной для хранения запасов.
Ткачество: используют луб разных деревьев, хлопчатник. Выделка луба фикусового дерева у народа карамоджонги (Уганда) – сложная работа. Из него делают тонкую и прочную ткань коричневого цвета, на ощупь шелковистую, на вид – замшевую- мбугу . Из этой ткани делают одежду для вождей, скатерти, салфетки, покрывала, драпировки для украшения жилища. Наиболее ценными считаются ткани шелковые, парчовые, а также батик. Ткачи ткут на самодельных горизонтальных и вертикальных станках. Каждая ткань имеет название и назначение. Изготовленная ткань красится в огромных ямах – чанах, дно и стены которых покрыты специальным составом. Для крашения используют растительные краски, чаще всего индиго. Ткань погружают в чан и выдерживают в нём по многу дней до получения тона краски. Чтобы получить рисунок, на ткань, прежде чем опустить её в чан, прикрепляют камешки или кусочки дерева. На закрытых ими местах вырисовывается рисунок.
Сосуды из тыквы: в сельских местностях одно из излюбленных занятий – изготовление сосудов из тыквы. Это различные по форме чаши, кубки, ковши, покрытые резьбой или выжженным орнаментом, изделия из тыквы представляют подлинные произведения искусства. А также музыкальные инструменты, кальяны и сосуды для воды, крови и молока (у масаев).
С помощью растений народы Африки строят себе жилища, хранилища для зерна и сена, ограждения. Маврикий – островное государство. Для многочисленных туристов здесь изготавливают макеты древних парусников. При этом используется дерево, ткани и современные пластические материалы.
2.Животные:
используются кожа, шкура и кости для изготовления разнообразных предметов.
Жилища: многие народы для строительства своего жилища применяют шкуры животных. Догоны (Мали) натягивают на деревянный каркас чехол из сшитых козьих, бараньих или воловьих шкур, окрашенных в красный цвет. Туареги для своего жилища используют так же шкуры коз. Мавры накрывают свои палатки войлочными покрывалами из верблюжьей шерсти.
Одежда: для изготовления используется шкуры и кожа животных. Королевские музыканты Лесото носят каросс – накидку из шкур леопарда. Но это повседневное применение народами данных изделий. Умельцы делают книжные переплёты из кожи, обтягивают ею музыкальные инструменты, выделывают коврики из шкур, гармоничных по цвету и композиции. Марокканские мастера делают шерстяные ковры - - зарбия, кожаные пуфы и чехлы, а также футляры, украшенные золотым орнаментом – марокенри. Искусно обработав кожу, ремесленники Нигерии выделывают знаменитый красный сафьян, который весь идёт на экспорт. Выращиваются козы пород - красная сокото и бурая кано Очень популярны изделия из слоновой кости. Это подвески, браслеты, ложки, но сейчас делают в основном рукоятки ножей и различные украшения. Причём, носят украшения не только женщины и не только для красоты. Ножные и ручные браслеты, диадемы служат защитой от злых духов у правителя и его народа. У некоторых народов Западной Африки каждый человек имел именной браслет, который дарили при рождении. Жжёная слоновая кость используется как чёрная краска для раскрашивания батика. Некоторые народы ( бакуба) занимались резьбой по рогу. Резные рога буйволов использовались ими как чаши. Рог идёт на изготовление утвари и табакерок. Дном для роговых кубков обычно служит деревянный или кожаный кружок.
3.Полезные ископаемые:
Глина: нет такой деревни, где бы не было искусных гончаров, этим делом чаще всего занимаются женщины. Из глины делают посуду, жилища, хранилища для продуктов, игрушки, маски. Африканские мудрецы заметили, что в знаковые моменты жизни человека появляются маски. Это происходит во время смены времён года, уборки урожая, в пик инициации, дней празднования Нового года и в других событиях. Маски выглядят причудливо, гротескно, как лица фантастических чудовищ или демонов. Маски – это реалистичное отражение африканского представления о духах природы и одновременно средство защиты от него: дух не может причинить вред человеку, который скрывает своё лицо. Изготавливать, носить и даже видеть обрядовую маску могут лишь избранные. Каждый узор имеет своё значение: зигзаг символизирует тропу предков, шахматные клетки обозначают контрастность мира, борьбу света и тьмы. Если маска украшалась раковинами каури, она, скорее всего принадлежит жрецу культа вуду. В отдельных племенах миниатюрные маски заменяют паспорт – владельцы всегда носят их с собой в качестве удостоверения личности. Гончарную посуду население выделывает двумя способами: путём спирального наращивания валиков и вытягивания Оба способа дают прекрасный результат, даже без применения гончарного круга. Обычно сосуды подвергаются длительному обжигу на огне. Иногда их покрывают снаружи глазурью. Формы глиняных сосудов разнообразны: для воды изготавливают большие кувшины из белой глины, круглодонные горшки служат для хранения масла или жидкого теста; в неглубоких широких мисках замешивают тесто, на глиняных сковородках плетут лепёшки, маленькие сосуды используются для варки и хранения приправ к кушаньям. Керамические (глиняные) изделия отличаются своим многообразием цветов и орнаментов. Для их изготовления используется сырьё минерального происхождения – каолин, глина, кварц, известняк, полевой шпат. Кроме посуды , мастера делают предметы декоративно – утилитарного назначения (вазы, подсвечники), бижутерию, фигурки животных, маски. Первоначально изделия лепились от руки путём наращивания отдельных жгутов глины. Чтобы она не трескалась при обжиге, добавляли толчёные раковины и измельчённый гранит. В орнаменте преобладали мотивы круга и спирали, которые обозначали солнце. Самая распространённая скульптура – женщина с распущенными волосами – символ матери – родоначальницы. Одно из самых развитых и древних ремёсел – металлургия и обработка металлов. В древности и средневековье африканское железо было одним из важных предметов вывоза. Оно было и в составе булатных сталей. Руду здесь разрабатывали открытым способом. Самыми примитивными плавильными печами были земляные ямы. Часто использовали в качестве печей термитники. Сейчас тоже сохранился этот способ выплавки. В качестве топлива используется древесный уголь. В отверстие в вершине печи засыпают руду, а у основания устраивают костёр, куда поступает спёкшаяся руда. Глиняная воронкообразная трубка соединяет плавильную печь с мехами. Чашечные кузнечные меха затягивают кожей козы или антилопы приводят в движение с помощью деревянных палочек, прикреплённых к середине мехов. Применяется для изготовления скульптур, орнаментов, фигурок животных, ограждений, сувениров предметов домашнего обихода , чеканки, граверных работ - медь, бронза, латунь( инкрустационные вставки), серебро, и золото для изготовления украшений.
4.Украшения: бисер, природные материалы, кости животных, полезные ископаемые.
Выводы по уроку.
( вторая часть урока - творческая работа по изготовлению масок народов Африки).
Интегрированный урок в 7 класс (География и изобразительное искусство).
Тема урока: «Национальное искусство Африки. Маски ».
Цели и задачи урока: познакомить с традициями и особенностями национального искусства Африки; совершенствовать навыки работы в технике декоративная стилизация; воспитывать интерес к культуре народов Африки; осуществлять межпредметные связи.
Оборудование: для учителя-фотографии масок, посуды, тотемов ; для учащихся- краски, кисти, ножницы, клей, цветная бумага.
Зрительный ряд: фотографии
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Вводная беседа по теме урока.
Африканское искусство оставалось малоизвестным до начала 20 века. Богато развитое в области скульптуры, и менее - в архитектуре и живописи, африканское искусство являет большое разнообразие изобразительных искусств.
В Африке с искусством сталкиваешься повсюду, ибо изумительно украшено всё вокруг: предметы обихода, пышные наряды, оружие, а стены жилищ покрыты иногда настоящими фресками.
Африканцы являются анималистами (анималисты- художники, которые изображают животных), они воспринимают мир как единое целое: мир вещей, мир животных, мир растений и мир людей объединены жизненной силой. Помимо Верховного Творца существует множество божеств. Чтобы добиться их благоволения, люди отправляют их культы , что сопровождается обрядами и жертвоприношениями, чаще всего виде пищи, в зависимости от этнической группы и рода. С целью почтить свои бесчисленные божества африканцы изготавливают множество ритуальных предметов: маски, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.
Маска для большинства африканцев – воплощение божества и одновременно средство защиты от него: дух не может причинить вред человеку, который скрывает своё лицо. Изготавливать, носить и даже видеть маску могут лишь избранные.
Каждый узор на маске имеет своё значение. Зигзаг символизирует тропу предков, шахматные клетки обозначают контрастность мира, борьбу света и тьмы. Если маска украшена раковинами каури, она, скорей всего, принадлежит жрецу культа вуду.
Африканцы используют некоторые маски как обереги.
В отдельных племенах миниатюрные маски заменяют … паспорт: владельцы всегда носят их с собою в качестве удостоверения личности.
Маска, ритуальный предмет из дерева, металла или причудливого сочетания растений, ткани, рогов, шкур, обычно носится мужчинами. Одни маски появляются в праздники, чтобы повеселить деревенских жителей, другие выступают, когда надо обнаружить и наказать колдунов и тех, кто пренебрег гражданским или религиозным долгом. Маска может символизировать мудрость, плодородие, социальную сатиру и шутовство. Умиротворенная или беспокойная, красивая или грубая - вид маски зависит от ее назначения.
Некоторые маски, созданные для ритуальных танцев, после завершения обряда выбрасываются или ломаются, так же, как смывается раскраска танцовщика. Характерная особенность искусства всех народов Африки – строгое соблюдение канонов: каждый скульптор принадлежит к своему племени и должен воспроизводить в точности все черты и детали статуй и масок, разработанные поколениями предков, допустимы лишь незначительные изменения. Например: маски – фанг в Габоне (Западная Африка) надевают во время ритуальных танцев, которыми встречают пришельцев. Маски батеке в Конго сопровождают крупные события в общественной жизни. Некоторые статуэтки связанные с похоронными ритуалами, как, например, ковчеги «кота» ( в Габоне); другие- с магией и предсказаниями (статуэтки « мумий» в Нигерии).
3. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: изобразить или сконструировать выразительную маску.
Варианты: 1)нарисовать яркую маску на листе (формат А3);
2)сконструировать маску из цветной бумаги (в размер лица).
Последовательность работы над пропорциями маски (разметка листа, аккуратность).
4. Итоги урока.
Экспресс-выставка (на доске). Оценка работ. Совместное подведение итога 2-ух уроков.
Требования к работам:
-соблюдение пропорций (симметрии) ;
-работа над мелкими деталями;
-общая завершённость, выразительность ;
-цветовое решение;
-аккуратное исполнение.
5.Домашнее задание.