Статья об Ш.Уалиханове Хождение в Кашгар

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Хождение в Кашгар

Кашгар - один из наиболее опасных и неизведанных районов региона, привлекавший к себе в то время пристальное внимание не только русского правительства, но и правительств ряда европейских стран. 28 июня 1858 года Чокан присоединился к семипалатинскому каравану, направляющемуся в Кашгар.

До Валиханова там побывало всего три европейца. В 13 веке знаменитый Марко Поло, в 17 веке монах-иезут Гаес и в 1857 году немецкий путешественник, ученик великого географа и путешественника Гумбольдта Адольф Шлагинтвейн, бесследно исчезнувший в Кашгаре за несколько месяцев до путешествия Валиханова. Кстати, именно Валиханову удалось раскрыть тайну его гибели. По его сведениям отважный путешественник был обезглавлен правителем Кашгара Якуб-беком по обвинению в шпионаже. Голова немецкого учёного несколько месяцев венчала вершину пирамиды, сооружённой из отрубленных голов на базарной площади.

Чокану Валиханову было предложено совершить путешествие в Кашгар под видом купца в составе торгового каравана. Ему удалось присоединиться к торговому каравану вышедшему из Семипалатинска в урочище Карамула в 30 верстах от Копала. Чтобы не выдать себя, он принял имя молодого купца из Андижана Алимбая.

В течение месяца караван из-за непогоды был вынужден пробыть в кочевьях кыргызов на Иссык-Куле. Очень трудно оказалось пройти хребты Тянь-Шаня в сентябре. Преодолев Заукинский перевал, путешественники попали в долину горной реки Нарын. Всё выше поднимались вокруг путешественников Тянь-Шаньские горы. Позади осталась грандиозная снежная пирамида Хан-Тенгри. Часто шёл снег, бушевали снежные метели. Путникам пришлось преодолеть много трудностей и невзгод и подвергать свою жизнь опасности, о чём Валиханов писал в своём дневнике.

При переходе через многочисленные перевалы и ледники погибла большая часть верблюдов и лошадей. Несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. Только за перевалом Теректы путники спустились в долину, лежащую на 2000метров выше уровня моря и вышли к границам Кашгара. Здесь они прошли очень строгую проверку, поскольку сюда дошли слухи о русском офицере, стремящемся проникнуть в неведомую страну.

Однако никто не смог узнать его в облике купца. Он носил на бритой по мусульманскому обычаю голове андижанскую тюбетейку, был одет в андижанский халат и ревностно соблюдал все полагающиеся для верующего купца мусульманские обряды. Кашгар состоял из шести городов- Яркенда, Хотана, Кашгара, Аксу, Янышара и Турфана и сами кашгарцы называли свою страну Алтышаар, что значит « страна шести городов». За время пребывания в ней, купец Алимбай проехал из Кашгара до Яркенда и сумел познакомиться с жизнью всех шести городов. Любознательный купец покупал на базаре старинные рукописи, свёл знакомство со многими купцами, чиновниками, бывал в домах местных жителей. Всё интересовало его - климат страны, откуда и куда текут реки, выращиваемые земледельцами культуры, торговля, история и этнография, легенды и предания местного населения.

Таким образом, проникнув в Кашгар и прожив там сравнительно долго, он совершил самое главное путешествие в своей короткой жизни. 12 апреля 1859 года, совершив не менее опасный и тяжёлый обратный путь, караван прибыл в город Верный. Путешествие Валиханова продолжалось почти год. На родине он был встречен как герой, разведавший неведомые до того земли, принят императором России, отметившим его особые заслуги перед Отечеством. Состоялась также его встреча с тогдашним министром иностранных дел России Горчаковым.

Чокан Валиханов стал первым из русских путешественников, кому удалось проникнуть в эту неизвестную европейской науке страну. За время пребывания в Кашгаре он собрал интереснейшие сведения по географии, истории и этнографии, социально-экономическим отношениям неведомого тогда просвещённому миру края. Ему удалось также вывезти из страны редчайшие рукописи, хранившиеся в буддийских монастырях.

Все, что он узнал во время этой поездки из экономики, политической жизни, истории, географии, этнографии Кашгара, - а собрал он там удивительный по полноте и глубине материал - далось ему напряженнейшим трудом. Он составлял цельную картину жизни Кашгара по кусочкам, по обрывкам разговоров, по воспоминаниям об исторических событиях, по семейным преданиям. Работа, которой он занимался в Кашгаре, напоминала Чокану, как ему доводилось в Омске сопоставлять и собирать воедино факты из трудов европейских и русских ученых с документами, хранящимися в Омском архиве, с ханскими ярлыками, с повествованиями восточных писателей, с казахскими преданиями и казахской литературой.

Не овладей он до поездки в Кашгар опытом исследования истории казахов и не имей он опыта постижения изустной истории и русского политического хабара, Валиханов никогда не смог бы написать свой всеобъемлющий труд о Кашгаре, который называют гениальным. А гениальность научного отчета Чокана Валиханова о поездке в Кашгар заключалась еще и в том, что собирая и, сопоставляя клочки сведений, он не везде и не всегда мог вести подробные записи. Сколько материалов, причем наиболее ценных, он хранил в памяти – в своей блистательной памяти сына кочевого, поэтического, памятливого народа! Географический обзор, исторический очерк, народонаселение, правительственная система и политическое состояние края, промышленность и торговля - и все это о крае, про который до поездки Валиханова европейской науке не было известно почти ничего. С подчеркнутой скрупулезностью описал он, как и кем управляется Кашгар, потому что знал, насколько мало изучены европейскими учеными формы восточного городского правления. Эти его сведения впоследствии использовались очень широко.

Труды Чокана Валиханова

Чокан Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: «Очерки Джунгарии» (1861), «Киргизы» (1861), «Аблай» (1861), « Записки о судебной реформе у киргизов Сибирского ведомства» (1904), «Западный край Китайской империи и г. Кульджа» (опубл.в 1958) и т.д. Впервые он записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса «Манас», записал народную эпическую пеоэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Идеи Ч.Валиханова получили развитие в работах И.Алтынсарина, Абая Кунанбаева и других казахских просветителей.

Ч.Валиханов стал первым исследователем, познакомившимся с внутренними частями Тянь-Шаньской горной системы, открывшим картину строения его горных цепей и природные условия, дал описание и нанёс на карту озеро Чатыр-куль, горные хребты Зауке и Теректы. Результатом его работы стали публикации материалов в 1861 году в « Записках русского Географического общества» под названиями «Очерки Джунгарии» и «Описание Кащгара или Алтышаар». Кроме того, он принимал самое активное участие в составлении карты Центральной Азии.

Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географического общества, котореое в феврале 1857 г. Избрало его действительным членом. Новым этапом научной деятельности Ч. Валиханова стала конфиденциальная поездка в Кашкарию в 1858 году когда в первые после Марка Поло и иезуита Геоса (1603) в этой малоизвестной стране и написал знаменитый труд: «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858- 1859)» Труд был высоко оценен востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке.

Литература

1. Валиханов Ч. Избранные произведения \ под ред. А. Х. Маргулана. – Алма-Ата: Каз. гос. изд-во худож.лит-ры, 1958. – 644 с.

  1. Марков С. Идущие к вершинам: Историко-биографическая повесть. – Алма-Ата: Жазушы, 1981. – 350 с.

  2. Путешествие вглубь науки \ Акад. А. А. Григорьев. – М: Мысль, 1976. – 76 с. – (Замечательные географы и путешественники).