Тема: Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодоро
Цель: познакомиться с особенностями быта, историей народов Византийской эпохи, рассмотреть большую часть пещерных монастырей, изучить историю последнего осколка Византии – княжество Феодоро
Оборудование: презентация
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний:
Слышали ли вы о Генуэзских крепостях? Посещали ли вы их?
Как вы думаете с чем связано название «Генуэзская»?
Какие пещерные города вы посещали?
Изучение нового материала:
[pic] Население княжества состояло в основном из крымских готов, греков и алан, исповедовавших православие и составляло к концу существования княжества не менее 150 тыс. человек. Постепенно усиливался тюркско-татарский и армянский компонент. После вхождения княжества в состав Османской империи, большая часть его населения (особенно греческого) подверглась разной степени исламизации и тюркизации.
Занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи (Балаклавы) до Алустона (Алушты). В административно-военном плане территория княжества делилась на «турмы» (μέρους), которых было не менее 11. Столицу княжества город Мангуп в ту эпоху также часто называли Феодоро. В XIV веке южный берег, который правители Феодоро именовали Параталассия (греч. Παραθαλασσια — дословно «приморье») был завоёван генуэзцами. Во время генуэзского владычества бывшие земли феодоритов на южном берегу именовались Капитанство Готия.
На изображении: Столица княжества Феодоро – Мангуп в середине XV века (реконструкция по материалам А.Г.Герцена. Автор Р.Атоян, 2010г.)
1. Цитадель
2. Главная линия обороны
3. Первая линия обороны
4. Главные городские ворота и усыпальницы над ними
5. Большая базилика
6. Княжеский дворец
7. Церковь Св. Константина
8. Синагога-кенаса
9. Монастырский пещерный комплекс в южном обрыве плато
10. Октагональный храм в цитадели
11. Пещерный комплекс «Барабан-коба»
12. Христианские некрополи
13. Монастырский пещерный комплекс
14. Караимский некрополь
15. Источники
Правящий дом Феодоро, именовал себя αυ9έντου πόλεως Θεοδώρους και παραtαλασσίας (владетели (ауфент) города Феодоро и Поморья). Происхождение до сих пор невыяснено и оспаривается: были боковой ветви Комнинов и Палеологов или происходили от греческого рода Гаврасов, который нигде не упоминается в официальных источниках. Мария Палеологиня, княжна Мангупская была третьей женой Стефана III Великого, её тётя Мария Готская была в браке с трапезундским наследником престола Давидом Великим Комнином.
В конце XIV века купеческая семья Ховриных из Феодоро переселилась в Москву. Их вероятный родоначальник Кузьма Коверя был в числе гостей-сурожан у Великого князя Дмитрия Донского. Ховрины — были наследственными казначеями Московского княжества, ими был основан Симонов монастырь. Cпустя более полутора столетий после выхода на Русь их родословие со ссылкой на некоего князя Стефана, который пришел к Дмитрию Донскому, было составлено одним из Ховриных и внесено в «Государев Родословец». В XVI веке они разделились на роды Головиных и Третьяковых.
Княжество образовалось из той части бывших византийских владений в Крыму (фемы Климаты), которая не перешла под власть Генуи. Правители Феодоро именовались «аутент» (αυθέντης). Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта были мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Каффе и нанесшего удар по экономике генуэзских колоний в Крыму. В 1475 году после пятимесячной осады Мангупа Феодоро (как и генуэзские владения) были завоёваны Османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши. Все население Мангупа — 15 тысяч человек — было либо убито, либо уведено в Константинополь. При этом, во время осады Мангупа феодоритами, в составе которых был военный отряд из трехсот сицилийских греков, присланных молдавским господарем Стефаном III Великим, был перебит весь янычарский корпус, существовавший в тот период в Османской империи. В последствии в 1482 году султан Баязид II, недовольный действиями Гедик Ахмед-пашы во время подавления восстания Джема, приказал казнить его в Эдирне.
После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык, который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кафе (Феодосии). Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов. Татарам даже было запрещено на них селиться. Считается, что языком местных христиан был германский диалект, источниом является письмо австрийского дипломата Ожье Гислена де Бусбека, датированное 1562 годом, и опубликованный впервые в 1589 году. Письмо содержит список из 96 слов и фраз, а также песню на готском языке, которую дипломат услышал от крымчан, которые находились в Константинополе.
«Пещерные» города и монастыри Крыма
В 8-ми километрах от Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, в Качинской долине недалеко от села Баштановка, на возвышенности под высоким обрывом скалы находится древнее поселение Качи-Кальон. На склоне горы, под Большим гротом в обломках скал высечены пещеры. Среди этих обломков находятся руины церкви св. Анастасии Узорешительницы.
В XIX в. этот древний храм находился на территории Анастасиевской киновии, которая была организована при участии и попечительстве Св. Иннокентия Херсонского.
Киновия, относившаяся к Свято-Успенскому монастырю, просуществовала до 30-х годов XX в.
Пещерный город Бакла расположен на обширном плато, которое с юга и востока ограничено 15-метровыми скальными обрывами, а с севера и запада окружено известняковыми грядами. Город, построенный на двух ярусах скал высотой до 15ти метров, состоял из наземных и подземных сооружений.
Находится в Бахчисарайском районе Крыма между реками Альмой и Бодраком почти на равном расстоянии от сел Малиновка и Скалистое.
Название пещерного города связано с хранилищами для зерна, фасоли. «Бакла» в переводе с крымскотатарского – фасоль.
Организованные туристические маршруты к пещерному городу редки, и Баклу справедливо можно назвать затерянным городом.
Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее особенной тишине. Здесь природа молчит. Деревня Лаки, была расположена между селами Высоким и Верхоречьем в Бахчисарайском районе . Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака.
Зажиточная небольшая деревня располагалась на живописных склонах крымских гор. Считается, что название "Лаки", или "Лака", в переводе с греческого и означает "бассейн".
Есть и другая версия происхождения этого топонима. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард полагал, что оно происходит от имени св. Луки. Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар-Ялта и Ай-Илья. Здесь всегда был свой собственный мир. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест.
В котловине Инкерманской долины расположены два небольших села — Верхнее и Нижнее Чернореченское (старые названия до 1945 года — Верхний и Нижний Чоргунь).
Перед самым въездом в Нижнее Чернореченское одиноко возвышается двенадцатигранная башня. Она называется Чоргуньской и объявлена памятником архитектуры государственного значения.
Памятник исследован слабо, до сих пор даже не выполнены его обмерные чертежи, не производились раскопки ни в башне, ни по соседству.
Вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан, в глубоком ущелье располагалась деревня Черкес-Кермен, давшая названия этому ущелью.
В южной части ущелья Черкес-Кермен, к югу от того места, на котором располагалась деревня, в скалистом мысе высечен пещерный храм «Донаторов», один из уникальнейших и труднодоступных исторических объектов Крыма. прославившийся своей уникальной фресковой росписью.
До сих пор доподлинно неизвестно кем и для каких целей был построен этот необычный храм. Храм расположен на скалистом плато в камне нависающем над ущельем. Храм скрыт в скалах, имеет вход с юга.
Средневековая крепость Фуна - памятник археологии и архитектуры - расположена в 2-х километрах к северу от села Лучистое на скальном холме у западного у подножия горы Южная Демерджи.
Наибольшая протяженность крепости с севера на юг 106 м; с запада на восток – 56 м.
Площадь укрепления – 0,52 га. Укрепление находится на возвышенности, с которой хорошо просматривается вся Алуштинская долина.
В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает «ущелье Марии». Тропинка вьется по его дну среди деревьев и кустарников, по бокам поднимаются отвесные скалы. Глядя на ущелье с вершины, понимаешь, что в давние времена люди были мудрее нас и ценили красоту природы, старались жить в гармонии с ней, поэтому для своих домов, а уж тем более для монастырей они выбирали красивейшие места.
Вот и здесь много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму.
Главная монастырская святыня — икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия (Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы.
Другие святыни монастыря — икона Успения Богородицы, списки икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.
В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. "Башенный Мыс") стоит Сюйреньская крепость. От нее сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведенные примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.
Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За ее толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь — один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя — Инкермане. Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV—XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.
Д/з: выучить конспект урока
Итоги урока
[link]