Исследовательская работа Коми пасъяс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


12

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН

АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНІН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ЩЕЛЬЯБОЖ

МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНӦЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНІН «ВЕЛӦДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА» ЩЕЛЬЯБÖЖ СИКТ







Название секции: Обществознание, краеведение,

история, психология.

Предмет: Краеведение.

Изучение особенностей «пасъяс» жителей с.Щельябож







Автор работы:

Напалкова Ярослава Георгиевна,

ученица 9 класса

МБОУ «СОШ» с.Щельябож

Руководитель: Брюханова В.Н.

учитель биологии и химии, географии

МБОУ «СОШ» с.Щельябож









2016 г







Содержание

3-4

2

Материал исследования

4-7

2.1.

Характеристика района исследования

4-5

2.2.

Материал исследования

5-7

3

Практическая работа по изучению особенностей семейных «пасъяс» коми народа на примере села Щельябож

7-10

3.1.

Особенности семейных «пасъяс» жителей села Щельябож

7-8

3.2.

Анкетирование местных жителей с.Щельябож по наличию семейных «пасъяс».

8-10

4

Выводы

10-11

5

Литература

12

6

Приложения

13-23


Приложение № 6.1. Коми алфавит Стефана Пермского.

13


Приложение № 6.2.Элементы геометрического орнамента Коми и их названия.

14


Приложение № 6.3.Копии фотографий пасъяс с.Щельябож

15-18


Приложение № 6.4. Диаграмма № 1 по итогам анкетирования местных жителей села Щельябож

19


Копия компьютерной презентации

20-23















1.Введение

Возрождение, сохранение и развитие народных традиций - одна из актуальных задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда человек начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в школе формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и декоративно-прикладного искусства народов коми. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство народов коми.

Проблема видится в том, что люди перестали быть носителями своей самобытной культуры. Во всех городах люди одеваются одинаково, а ведь могли бы проявлять самобытность своей республики и использовать в декорировании изделий, предметов быта, одежды орнаментальные мотивы, которые использовали наши предки много веков и которые отличали их от других народов. Орнамент – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути.

Слово "пас" в языке коми неоднозначно: оно означает метку; личную или семейную подпись; знаки собственности: клеймо, тавро, тамгу, печать, числовые и счетные знаки, знаки алфавита. Пасы носят названия различных животных или их частей, деревьев и т.д.

Цель работы: рассмотреть понятие «пас» народа коми на примере села Щельябож.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу, справочные материалы по использованию и применению «пасъяс» у коми народа;

2. Рассмотреть примеры семейных «пасъяс» в селе Щельябож;

3. Провести анкетирование местных жителей села Щельябож по сохранению национальных «пасъяс».

Предмет – средства, приёмы художественного оформления изделий знаковым декором (пасъяс).

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы.

  2. Диагностика (учащихся и педагогов).

  3. Беседа (со сверстниками, родственниками).

  4. Практическая работа.


Конечный результат работы предполагает выпуск информационного буклета для учащихся 1-2 классов школы с.Щельябож, проведение внеурочного мероприятия в рамках декады коми языка и литературы для учащихся 5-6 класса, организации тематической экскурсии в краеведческий музей Дома Культуры с.Щельябож для учащихся 1-2 класса.

2. Материал исследования

2.1. Характеристика района исследования

Появилось село Щельябож в 1858 году на левом берегу реки Печора. В настоящее время входит в состав муниципального образования городской округ «Усинск». Много археологических памятников собрал ученый – археолог Вячеслав Ильич Канивец, извлек из грунта много кремневых предметов, нашел остатки поселений древнего человека в окрестностях села. Все свидетельства пребывания древнего человека относятся к первому периоду железного века – VII- III века до нашей эры. Территория села расположена на левом высоком берегу реки Печора, окрестности села находятся в лесной зоне, прорезанной многочисленными ручьями, болотами. Все ручьи впадают в реку Печора, большая часть лесов заболочена. Основная транспортная «артерия» - река Печора.

Район исследования находится к северо-западу от города Усинск, бассейн Средней Печоры, в 55 километрах к югу от Северного Полярного круга. Растительность представлена лугами, пойменными лесами, в западной и южной части от села - еловые леса. Окрестности села входят в состав Печорского равнинного северотаежного природно – территориального комплекса. На данной территории неблагополучная экологическая ситуация: облесение, комплексное нарушение земель, разрушение берегов реки Печора, химическое загрязнение почвы, влияет нефтедобыча вокруг села и ближайших деревень.

( Географический атлас, 1997).

На водоразделе преобладают слегка заболоченные ельники с пихтой, ближе к ручьям и болотам сосновые, производные березовые и реже осиновые леса. Имеются крупные торфяные болота (Лодма – нюр) к юго – западу от села, много мелких болот, из них берут начало мелкие ручьи, впадающие в реку Печора. Территория села по происхождению относится к меловому периоду мезозойской эры (4435 млн. лет назад). Осадочный чехол образовался в период докайнозойской складчатости (плита молодой платформы). Отложения меловой системы представлены морскими обломочными образованиями: глинами, песками, песчаниками, глинистыми сланцами, аргиллитами, местами мергелями, довольно широко распространенными в пределах платформы в области Печорской, Московской и Мезенской синеклиз. Возраст нижних слоев осадочного чехла Печорской плиты достоверно неизвестен. [pic]

2.2. «Пасъяс» народа коми – символическое и знаковое использование в оформлении предметов и объектов быта.

Проблемой изучения происхождения орнаментальных мотивов (пасъяс) коми народа занимались Белицер В.И., Л. С. Грибова, Г.Н. Климова, Жеребцов И.Л..

В.И.Белицер пишет в своих очерках о происхождении паса: « Каждая семья у коми имела особую родовую мету – «пас» (тамгу). Однако это явно примитивная русская точка зрения. На самом деле значение коми пасов гораздо шире. Основное определение пасов в Коми языке Рöдвуж, основная цель противостоять мистическим силам. Понятия "Рöдвуж", "Ним" и "Пас" — центральные в традиционном мировоззрении и этнографии коми. Существует научная версия о том, что подобные знаки использовал Стефан Пермский, христианская деятельность которого проходила на территории края в XIV в. Создавая коми алфавит в основу начертания букв он вложил знаки собственности, которыми здесь издавна метили лесные угодья, орудия труда, утварь и т.п. [1].(Приложение № 1).

Л.С Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция.

По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. После всего вышесказанного возникла необходимость рассмотрения понятия «орнамент». ( Приложение № 2)

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой. Происхождение геометрического орнамента у коми В. Н. Белицер объясняет распространением ткачества, считая, что сама техника ткачества способствовала возникновению геометрических узоров. В монографии автор дает местную терминологию узоров . Названия узоров, например, «бараний рог», «оленьи рога», «куриный палец», как считает ученый, отражают реалистическую природу коми орнамента и поясняют изображения. Эта точка зрения В. Н. Белицер на природу орнамента, на наш взгляд, не учитывает его солярной символики, универсальной для орнамента многих народов Северной Евразии. Однако следует отметить, что по богатству фактического материала монография В. Н. Белицер является и сегодня тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь коми народной культуры.[1]

Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент коми" рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материала изготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.
В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта:

1. ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров;

2. вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры;

3. верхневычегодский - для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров. Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента, по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми. В древности, когда родовой знак являлся символом рода, вероятно, было очень большое стремление к воспроизведению своего паса в орнаментизации одежды, обуви и т.д. и таким образом пас-знак переходил из поколения в поколение неизменным, в роде доминировали пасы, близкие по начертанию.

Рассмотрим использование паса на разных предметах быта.

  1. Прялки, веретено, орудия труда, утварь, посуда, декорирование домов (ставни, наличники, ворота и т.п.) – в них использовали такой приём оформления, как резьба по дереву. В орнаментальной резьбе по дереву преобладают геометрические мотивы в виде косого и прямого угла, косого креста, ромба, треугольника, которые лежат в основе разнообразных орнаментальных композиций. [7]

  2. Конусовидные черпачки, люльки, туеса, дорожные солонки, лапти, коробки и корытца, сети, головные уборы - они готовились из бересты, на которой ставились личные знаки владельцев – пасы.[4]

  3. Зимняя одежда-малица, обувь - пимы и бурки, сумки украшались меховой мозаикой. Женщины-ижемки владеют приёмами художественного оформления изделий из оленьего меха. Изделие украшается рисунком, в котором в швы между меховыми полосами втачиваются по два-три узких канта из разноцветного сукна, а на передней центральной полосе помещаются вставки из поперечных полосок сукна и меха.[7]

  4. Одежда народов коми. Для изготовления использовали домотканые и фабричные материи, шерсть, мех, кожи, иногда лыко.

Основные приёмы оформления одежды орнаментами: ткачество, вышивка и вязание .

1.Ткачество бранное. Ткали на стане при помощи двух ниточек и нескольких досок из домашних льняных и покупных хлопчатобумажных ниток. Основная часть узоров относится к типу диагонально-геометрического орнамента, на изделии они образуют настилами красного утка по белому холсту, реже по красно-белой пестряди.[6] .

2.Вышивка. В конце XIX – начале XX вв. среди традиционных текстильных изделий коми вышитые занимали небольшое место, различные виды вышивки имели узкое распространение. Рубахи из белого холста украшались геометрическими узорами, которые выполнялись красными хлопчатобумажными нитками. В способах шитья преобладали косой стежок, прямая счетная гладь, скрещенный шов и крестик; узоры геометрические и стилизованные.[7] .

3.Вязание узорное. Вяжут вкруговую при помощи пяти металлических спиц из ручной овечьей шерсти. Разнообразными геометрическими узорами украшались чулки, рукавицы и перчатки. При орнаментировании мастерицы придерживались традиционных норм: пользовались определённым набором узоров и цветовых сочетаний, располагая их на вещи в устоявшемся порядке.[7] . Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Таким образом, можно сделать первый вывод: пас имел символическое значение, и в разных районах коми обозначал разное. Поэтому в дальнейшей работе будем использовать пас как знак.

3. Практическая работа по изучению особенностей семейных пасъяс коми народа на примере села Щельябож

3.1. Особенности семейных пасъяс жителей села Щельябож.

Определение слова «пас» у народа коми означает разные объекты, в зависимости от района:

«керйын пас» — метка на бревне; «пань воропын пас» — отметка на черенке ложки; «пес пас» — метка на дровах; «пуяс вылын пасъяс» — заметки на деревьях; «туй индан пас» — указатель дороги; «паса пурт» — приметный нож; «чышъяныс паса» — платок меченый; «чöс туй пасыс налöн утка кок кодь» — их пометка на ловушках, западнях напоминает утиную лапу".[13]

По итогам исследования (поквартирного обхода старожилов села Щельябож) определились основные тенденции семейных (родовых) пасов, особенно в семьях оленеводов (Артеевы, Ванюта, Хозяиновы, Чупровы):

1.Метки на деревьях (ориентирование на местности, указатели дороги и родовые охотничьи угодья).

2. Метки на рыболовных снастях (определение принадлежности хозяина собственности).

3. Метки на предметах быта (определение принадлежности хозяина собственности).

4. Национальный коми костюм ( ижемский) - летний вариант (передача народных традиции из поколения в поколения).

5. Национальный ижемский (ненецкий) костюм - зимний вариант (зимняя одежда-малица, обувь - пимы и бурки), в основном в семьях оленеводов.

6. Вязанные шерстяные вещи (рукавицы, носки, чулки, шапки, шарфы и т.д.) с различными геометрическими рисунками (передача народных традиции из поколения в поколения).

3.3. Анкетирование местных жителей с.Щельябож по наличию семейных пасъяс

Анкетирование проводилось в октябре-декабре 2015 года с жителями села Щельябож. Было опрошено 120 человек ( почти 25% жителей села Щельябож) , из них 20 педагогов школы, 20 пенсионеров, 20 мужчин возрасте от 30-50 лет, 40 женщин в возрасте от 20 до 50 лет, 20 старшеклассников школы с.Щельябож.

Результаты представлены в таблице № 1.

1.Подпись- 30%

2.Клеймо- 40%

3.Незнаю- 30%

2

В Вашей семье были «пасъяс»?

1.Были- 50%

2.Незнаю-50%

3

Назовите конкретные «пасъяс» Вашей семьи.

1.Начальные буквы фамилии-60%

2.Начальные буквы прозвища человека – 20%

3.Вид профессии- 20%

4

Назовите предметы быта с «пасъяс» в Вашей семье.

1.Рыбацкие снасти и вёсла- 40%

2.Деревянные емкости (бочки, кадушки, корыто) – 40%

5

Храните ли Вы старые изделия и предметы старины?

1.Только ценные (иконы, браслеты, книги) - 60%

2. Настоящие коми национальные костюмы- 30%

6

Наследуются ли семейные реликвии по наследству?

1.Да- 60%

2.Незнаю- 30%

3.Вышли из моды- 10%

7

Вас заинтересовал наш вопрос о «пасъяс» в Вашей семье?

1.Интересно – 70%

2.Зачем это надо – 10%

3.Надо подумать- 20%

Диаграмма № 1.Результаты анкетирования местных жителей с.Щельябож по определению слова « пас».

[pic]

Вывод: 40 % анкетируемых жителей определило слово «пас» как клеймо, 30% - вид подписи хозяина предмета.

Диаграмма № 2. Результаты анкетирования местных жителей с.Щельябож по наличию семейных пасъяс.

[pic]

Вывод: Основные семейные реликвии, на которых имеется семейный пас: 70% -иконы, 50%- рыболовные снасти, 40 % населения имеет семейный коми национальный костюм.

Наиболее точные и полные ответы давали пенсионеры, которые даже не задумывались по объяснению слова «пас», а вот школьники не знают толкование данного слова «пас». Особенно выделяли наличие пасъяс на деревянных изделиях, которые являлись семейными реликвиями или предметами первой необходимости (лодки, весла, кадушки, корыто) для сохранности и определения хозяина. Хатанзейская Евгения Дмитриевна (сестра Напалкова Георгия Дмитриевича) вспоминает, что на чердаке дома постоянно находились различные виды вёсел, но они были все проклеймены буквами «НД», что означало Напалков Дмитрий. Канева Татьяна Яковлевна, директор Дома Культуры с.Щельябож, предоставила краеведческий музей для ознакомления с предметами быта, имеющих свой пас.( Приложение № 4)



4.Выводы

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1.Практическая значимость «пасъяс» заключается в следующем:

1.1.Наличие самобытности декорирования пасами и орнаментальными мотивами народов Севера.

1.2. Передача знаний и умений, народных традиции из поколения в поколение.

1.3.Закрепление родственных связей народов коми.

1.4.В орнаменте вязаных изделий с.Щельябож выделяется основной вариант: ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров.

2.Трудно сказать, кто больше сегодня занимается изучением орнамента – искусствоведы или математики. В понимании структуры и технологии создания (восприятия) орнаментов математики, пожалуй, достигли большего. Ведь математическая правильность, чисто численные соотношения, входят в самую суть искусства орнамента, становятся выразительным средством. Вдумайтесь, это очень характерно для искусства XX века: "Число становится выразительным средством".[4]

3.Язык любого народа - уникальный памятник истории культуры, имеющий непереходящее значение и самоценность для всего человечества.   В двух видах письменности (алфавит и пасъяс) у коми народа отразились и дошли до наших дней факты жизни наших предков, условия их труда и отношений.

4. В современное время научно-технический прогресс дал нам электронную подпись, различные виды полиграфической печати, в т.ч. личные печати юридических и физических лиц. Ведь это , по сути, клеймо продавца или покупателя, собственника или хозяина. Здесь связывается история и математика.

Данная работа была представлена на внеурочном мероприятии, проводимых в рамках декады коми языка и литературы для учащихся 5-6 класса, на уроке географии для учащихся 9 класса по теме секции « Народные традиции народов Европейского Севера». По результатам работы был выпущен буклет « Коми орнамент – своеобразная знаковая система северного народа России» для учащихся 1-2 класса , под руководством учителя биологии и географии Брюхановой В.Н. и учителя начальных классов Напалковой С.И.



































5.Литература

1.Энциклопедия "Республика Коми", КНЦ УрО РАН, Сыктывкар, 1999г.

2.Интернет-ресурсы: [link]

13. http://www.koigorodok.ru/main/komi_russian_dictionary/p?id=18750.