Заседание НОУ Поиск . Тема Декоративно-прикладное искусство Белгородчины

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»















Заседание научного общества «Поиск»


Учитель географии: Фурманова Валентина Ивановна




























2015

Заседание научного общества «Поиск»


Тема заседания: Декоративно-прикладное искусство Белгородчины

Цель: Выявить виды декоративно-прикладного искусства Белгородской области на примере Корочанского района

Задачи:1.Выявить умельцев декоративно-прикладного искусства Бехтеевской сельской территории;

2.Изучить технологии выявленных промыслов;

3.Разработать проект создания музея декоративно-прикладного искусства по сохранению и увековечиванию памяти земляков.

Оборудование: слайдовые презентации «Ткачество»; «Вышивка»; кинофрагмент «Лён»; образцы изделий декоративно-прикладного искусства.


Ход проведения заседания научного общества:

Организационный момент.

Вступительное слово руководителя научного общества «Поиск».

Белгородская область отличается от других субъектов РФ не только особенностями экономико-географического положения, богатством природных условий и ресурсов, но и населением, с его культурой, традициями и обычаями.

На нашем заседании мы подведём итоги работы по выявлению промыслов декоративно-прикладного искусства нашей местности.

Коптева Анна, учащаяся 10 «А» класса, расскажет нам о своих исследованиях.


Исследовательский проект «Тайны льна».

Цель: Изучение исторического опыта, связанного с крестьянским ремеслом - ткачеством на территории нашего села

Задачи:

- познакомиться с историей появления и выращивания прядильной культуры лён в мире, в России, на территории села, собрать материал для краеведческого музея о традициях и обычаях, связанных с данной культурой;

- познакомиться с технологией, раскрывающей основные процессы от выращивания растения до готового изделия.

В своей работе я использовала следующие методы исследования: исторический, метод опроса, теоретический.

Наше село Бехтеевка – одно из многих русских сёл, в котором сохранились старинные традиции, передаваемые из поколения в поколение, и мы должны передавать их следующим поколениям, чтобы не растерять, а сохранить наше культурное богатство.

С самого раннего детства мы наблюдали, как наши бабушки и прабабушки пряли, вязали, вышивали. В каждой семье есть вещи, сделанные руками наших бабушек, прабабушек.

Многие вещи сделаны из волокон древнейшего культурного растения, которое называется лён.

Вот что я узнала об истории выращивания льна на территории нашего села из рассказов старожилов.

Лён сеяли в нашей местности примерно в середине мая. Сев сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить хорошую всхожесть и хороший рост льна. О лунных календарях в то время люди даже и не ведали, но народными приметами пользовались. Особое внимание уделялось фазам Луны. Если хотели вырастить долгий, волокнистый лён, его сеяли «на молодой месяц, а если «полный в зерне» - то в полнолуние.

Лён всходил быстро и рос не по дням, а по часам, но быстро зарастал сорняками. После прополки молодой лён имел свойство выпрямляться после первого дождя или обильной росы.

После отцветения льна вместо цветков появлялись вызревшие семенные коробочки. Это говорило о том, что лён созрел. Лён созревал в нашей местности к концу сентября.

В сентябре производили уборку льна.

Уборка льна - одна из самых трудоёмких работ в сельском хозяйстве. Раньше лён сеяли в каждом колхозе. Около любой деревни простирались поля с этой культурой. Когда приходила пора убирать лён, каждому колхознику выделяли участок для уборки. Связывали срезанный лён в небольшие снопы и оставляли их в поле для просушки. Снопы ставили в «бабки»: корнями сноп упирался в землю, а верхушками снопы упирались друг в друга. Получались такие шалаши, их-то и называли «бабками». Высушенный лён теребили вручную.

После теребления производилась замочка стеблей льна в специально выкопанных «мочилках» или других водоемах со стоячей водой.

Прижимали замачиваемые растения каким- либо грузом и камнями. По народной примете желательно было производить замочку под Крещенье. Мочили от 7 дней до месяца. Затем расстилали по ровным покосным местам, а через 3-4 недели собирали, связывали в снопы и сушили. Мочка и расстил были очень важны, так как правильность операции влияла на конечный результат работы.

Сухой лён мяли ручными мялками, трепали ручными трепалками. И, наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лён чесали.

Сначала чесали крупной металлической щёткой, она называлась путка.
Затем чесали деревянными гребнями разных размеров. После каждого прочёсывания извлекались грубые волокна, а тонкие, высокого качества оставались. Из жёстких и грубых волокон изготовляли мешковину, а из тонкого и нежного делали одежду, скатерти, полотенца и другие изделия. Очесанный лён теребили (взбивали), опрыскивали водой, осторожно скатывали в кудель. Готовую кудель прикрепляли к прялке и пряли.

Готовые мотки пряжи отбеливали. У нас отбеливание производилось в прорубях с водой или в кадках. Вымоченную пряжу вывешивали на изгородь. Постепенно пряжа становилась все светлее и светлее. На ткацком станке затем пряли холст, то есть ткань. Мастерицы умели ткать не только холщовую ткань, но и узорную. Такая ткань называлась узорицей (показать образец).

Из льняных ниток вязали настоящие произведения искусства: шарфы, скатерти.

Лен – это удивительное создание природы.

Лён гораздо прочнее других натуральных волок, более стоек к разрушению на свету, изделия изо льна прекрасно хранятся, хорошо переносят температурные перепады и самые жёсткие стирки, после чего становятся мягче, белее, хорошо прилегают к телу…

Льняные ткани обладают антисептическими действиями. Лён хорошо впитывает влагу и одновременно быстро отдает её, высыхает. Он обеспечивает хорошую вентиляцию кожи и способен отдавать тепло с её поверхности как во влажной, так и в сухой среде. На льняных тканях не образуется зарядов статистического электричества. Лён хорошо отражает солнечные лучи, задерживает ультрафиолет. Использование льняной одежды предупреждает ряд заболеваний, так как лён обладает редкостными бактерицидными свойствами – ни бактерии, ни грибок на нём не уживаются…

Научно доказано, что для людей, страдающими кожными заболеваниями, лучший выбор – одежда изо льна.

Льняные полотенца и простыни меньше загрязняются, их требуется реже стирать, что повышает срок службы.

В процессе ношения и стирок, в отличие от хлопчатобумажного полотна, они не желтеют, сохраняют свежесть и белизну.

Широкое применение имеют и семена льна. Они обладают обусловленно обволакивающим, мягчительным действием слизи, содержащейся в них. Поэтому их употребляют в качестве нежного слабительного средства, обеспечивающего регулярный стул. Это свойство проявляется благодаря набуханию семян льна. Их разбухание способствует расширению кишок. При этом рефлекторно стимулируется перистальтика кишечника. Для того чтобы семена льна полностью отрегулировали бы стул, их необходимо регулярно употреблять.


Руководитель: Льняные изделия требовали декорирования. С помощью вышивки льняная ткань превращалась в произведения искусства.

Свои исследования в области декоративно-прикладного искусства «Вышивка» представит Фокина Вероника.

Тема моей исследовательской работы «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства».

Цель исследования: Выявить особенности декоративно-прикладного искусства «Вышивка» для отдельных населённых пунктов Белгородской области.

Задачи:

1.Изучить историю появления данного вида искусства на территории Белгородской области

2.Выявить особенности вышивки для отдельных населённых пунктов Белгородчины.

3.Разработать систему мер, направленную на сохранение культурного наследия Белгородчины.

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

1.Исторический метод исследования.

2.Метод наблюдения.

3.Метод опроса.

4.Сравнительный метод исследования.

Вышивание можно по праву назвать одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Украшенные вышивкой изделия славились ещё в эпоху существования таких древних государств, как Римская империя, Вавилон, Греция и Византия. Если верить историкам, первыми одежды, украшенные вышивкой, стали носить жители древних государств Ассирии и Вавилона.

В Средневековье вышивка стала настолько популярной, что почти при всех замках и монастырях работали мастерские, где рукодельницы выполняли заказы на изготовление вышитой одежды, домашней утвари и т.д.

Такие заказы могли поступать как от церковнослужителей, так и от зажиточных людей, желающих украсить жилище или покрасоваться в платье, отделанном вышивкой.

Этот вид рукоделия стал одним из занятий и высокородных дам. Но, в отличие от простых мастериц, знатным вышивальщицам требовались не обычные, а украшенные драгоценными камнями, резьбой и эмалью инструменты и приспособления. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас тексты средневековых поэм.

Увлекались вышивкой и представители королевской крови.

Что касается русской культуры, вышивка занимает в ней особое место. Издавна данный вид творчества был у русичей одним из самых популярных. Женщины, хранительницы домашнего очага, всегда стремились к тому, чтобы сделать свой дом уютным. А наряды – красивыми и неповторимыми. В этом им помогала вышивка.

Существует очень много разновидностей вышивок, среди них: крестом, гладью, филейная вышивка и др.

Наиболее распространённым видом вышивок является вышивка крестом.

Стоит заметить, что, помимо декоративной функции, вышивание крестом имеет особое значение. Дело в том, что с давних пор крест считался символом, который оберегает человека и его жилище от злых духов и различных неприятностей. Таким образом, одежда, полотенца, скатерти, салфетки и прочие вещи, украшенные разноцветными крестиками, - это своего рода обереги, предназначенные для того, чтобы отвести от дома и его обитателей всяческие напасти.

Как и любой вид декоративно-прикладного искусства, русская вышивка на протяжении столетий претерпевала изменения. Так, например, традиционные национальные мотивы и сюжеты в средние века были дополнены приёмами вышивания, которые сложились в искусстве Византии и Западной Европы. В результате русская вышивка стала более выразительной и содержательной.

Мастерицы изготавливали и украшали вышивкой не только одежду и предметы домашней утвари. Опытные рукодельницы, ведомые творческим поиском и желанием усовершенствовать своё мастерство, создавали картины, которые можно считать подлинными шедеврами сюжетной вышивки.

В наши дни такой жанр, как вышитая картина, не только не умер, но и усовершенствуется.

С помощью метода исследования были проанализированы материалы краеведческих музеев в следующих городах Белгородской области: г. Белгорода, г. Губкина, г. Короча, а также отдельных семей, в которых сохранились образцы вышивок 1910- 2000 годов.

Неоднократно видела образцы вышивок и у моей прабабушки.

Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков-символов, знаков-оберегов.

Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом.

Вторым по распространению элементом белгородского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом бытует и сегодня во многих регионах края, что свидетельствует о древних корнях её. Так, у языческих народов знак креста был символом мужчины, находящегося среди божества. Крест с отводами от всех его концов символизировал ритуал сжигания и погребения умерших князей и жрецов, ввиду чего стал именоваться «горящим крестом». Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.

Используются в вышивке и другие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг с небольшим крестом посередине, малый круг посередине большого и другие.

Как видим, древнерусский орнамент – это часть нашей истории, яркое и самобытное выражение духовной и материальной жизни русского народа.

В регионе сложились две основные композиции вышивки: трёхчастная с центральным прямоугольником и двухчастная – «рукава-полика» (полик – вставка ткани на плечах, между воротником и рукавами). Это речь идет о вышивке рубах.

При помощи цвета мастерицы выделяли главное в вышивке, достигая тем самым одновременно его цельности и завершенности.

Самыми любимыми и широко распространенными цветами на территории Белгородской области считался красный цвет с огромным множеством оттенков, каждый из которых имел определённый символический смысл.

Красный цвет был символом солнца, огня, крови и обозначал тепло, любовь и красоту, победу, а на женской и мужской одежде символизировал вечный союз с чёрной землёй.

Чёрный цвет – излюбленный на Белгородчине. Он символизировал вечный покой, чернозем. Землю (которую величали матушкой- кормилицей), ночь, данную природой для отдыха земли и людей.

Символ матушки-кормилицы перешел и на одежду наших предков: сарафаны, поневы, портки, обувь, мужские головные уборы, пояса для стариков.

Для того чтобы создать вышитую картину, мало владеть техникой вышивки крестом. Работа будет маловыразительной и незавершенной, если мастерица не учтет правила композиционного построения и колорита.

Среди образцов вышивки встретилась простая филейная вышивка, выполненная на сетках с более мелкими ячейками. Рисунок для вышивки подбирался так, чтобы он не заполнял всего фона сетки. На образце мы видим узор, который был предназначен для вышивки крестом.

Филейная вышивка произошла от такого древнего ремесла, как плетение обычных рыболовных сетей. Это очень древний вид декоративно-прикладного искусства, корни которого берут начало ещё в 14 веке. На Белгородчине филейной вышивкой украшали не только рушники, но и скатерти, салфетки, постельное бельё, предметы одежды.

Филейная вышивка с её невесомым и удивительно прозрачным плетением выглядит изящно и изысканно и буквально завораживает хитросплетением своих узоров, необычной легкостью и красотой.

На основе имеющегося собранного краеведческого материала по декоративно-прикладному искусству «Вышивка Белгородчины» я провела сравнение, благодаря которому я получила следующие данные.

Это сравнительно древний вид искусства, на территории Белгородской области существующий где-то с 14 века.

Имеющиеся образцы вышивок показали не только историю развития данного вида искусства, но и особенности развития её для отдельных территорий области.

Надо отметить, что в начале 20 века вышивали почти в каждой семье. Для вышивок использовали домотканое холщовое полотно, где использовали в основном красные и черные нити. Такие образцы вышивок были характерны для Губкинского, Прохоровского и Чернянского районов. Хотя образцы и отличаются по технике исполнения, но в работе их много общего.

Интересны работы умельцев таких сёл, как Ольховатка, Скородное Губкинского района. Орнамент отличается яркостью исполнения, присутствием в нём растительных и животных символов.

В 40-50 годах 20 века на смену двухцветовой вышивки приходят более пёстрые сюжеты, в которых присутствует множество цветов и оттенков.

Такое исполнение характерно для такого района, как Корочанский.

Разнообразие в вышивку внесли умельцы, которые применили филейное оживление.


Жданова Екатерина: Каждая девочка с детства мечтает быть невестой. Удачно выйти замуж и жить счастливо. И редко кто знает, что наши прабабушки умели свое будущее счастье кодировать с помощью вышивки. Иголка, сама по себе, – это прекрасный оберег, энергетический проводник, который зашивает все мысли и мечты в полотно. А полотно – не что иное, как священный свёрток, который несёт в себе огромный поток положительной энергии. Объедините вместе два мощнейших энергетических проводника, что получится? А если ещё приложить к этому немного старания, умения, хороших положительных мыслей? Результат не заставит себя долго ждать.

Обычно хватает 3-5 рушников: под хлеб-соль, молодым под ноги, связывать руки невестке и жениху, чтобы всегда шли рука об руку. А дальше – на усмотрение родителей: сватам, под икону, под каравай.


Рушник под ноги – самый главный на свадьбе, именно он решает, как сложится дальнейшая жизнь жениха и невесты. На этом рушнике нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует молодых, пожелание «На счастье!», цветы, кольца – когда молодожёны стоят на таком рушнике, затопчут всё, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки - геометрический узор или гроздья винограда – это символы семьи, достатка, благополучия.

Желательно, чтобы этот рушник вышивала сама невеста и при этом сделала 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской, она вышивается с большим желанием, поэтому и заряд у неё будет положительный ( всё идёт от основ жизни – в этом вековая мудрость).

Если девушка начала вышивать рушник сама, нельзя, чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют (отвадят).

Рушник под каравай, хлеб-соль – самый неограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювами. Пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь новобрачных была усыпана счастьем, радостью и цветами.

Рушник связывать руки. Раньше использовали чисто белый (можно вышить белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый красными нитками - на радость.

Рушник под икону. Обычно его украшали вышивкой с переплетением калины и дуба.


Руководитель НОУ: У нас сегодня в гостях Заозёрская Людмила Ивановна, которая раскрыла секреты своего мастерства- вышивка бисером икон, картин и многое другое. Она представила нам свои уникальные работы.

Руководитель: Существуют у нас и такие направления декоративно-прикладного искусства, как лозоплетение, резьба по дереву, ковроткачество, бисероплетение.

Руководитель: Совершенно новое направление в декоративно-прикладном искусстве –работа с волокнистыми материалами. Лукавская Наталья Петровна вместе со своими воспитанниками продемонстрировала образцы изделий, изготовленные своими руками.

Логическим завершением наших исследований явился проект, который предложила учащаяся 6 «А» класса Смычкова Алина.

Смычкова Алина: А я бы хотела увековечить память земляков путём создания на базе Дома народного творчества, где можно сохранить собранный нами материал в следующих экспозициях: ткачество, вышивка, бисероплетение, лозоплетение, резьба по дереву, работа с волокнистыми материалами: тканью, кожей, бумагой и другими материалами.

Результатом работы над данным проектом является сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды.

 Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании здоровой личности ребёнка.

Предполагаю, что создание музея Народного творчества активизирует участие воспитанников в творческих конкурсах и акциях патриотического направления.

Произойдёт позитивное изменение в отношениях поколений, проявление сострадания, отзывчивости.

 В перспективе развития музея – общение с другими музеями декоративно -прикладного творчества, посещение художественных выставок, ярмарок, пополнение коллекции новыми экспонатами