«Игра ребёнка – это жизненная лаборатория».
С.Т. Шацкий
Игра?!...
Как часто это слово обращено к играм дошкольного возраста. Много лет игру рассматривали как нечто второстепенное в жизни школьника, которому было предназначено «учиться, учиться и учиться» и, кроме этого, заниматься общественной работой в обязательных массовых политических детских организациях. С другой стороны, был весьма деформирован народный досуг, на котором якобы «церковь поставила тавро», да и жизнь в новом обществе была настолько политизирована, что было не до игры. Философский взгляд на детский досуг, в том числе и на игры, претерпел резкие изменения под влиянием революционной идеологии и требует в данное время нового видения и новых подходов. Сошлемся на позицию издательства «Академия», которое в 1933 г выпустило первый в послереволюционное время аннотированный сборник «Игры народов СССР». В предисловии к данному сборнику сказано: «Игры –и не только игры детей, но и игры взрослых – бытуют на всем протяжении нашего Союза; эти игры – наряду с элементами социально ценными порой сохраняют в себе элементы ненужные, даже прямо вредные, пережитки идеологии изжитых общественных формаций, связывающие игру с культами и суеверными обрядами, с уродствами старого быта»
Эта позиция не менялась 80 лет. С развитием нашего общества меняются и игры детей в школьных условиях и вне. Выбор данной темы был сделан не случайно. Это итог работы по данной теме за 10 лет.
Так что же такое игра?
Философию явления «игра» поэтически и провидчески точно выразил в «Пиковой даме» А.С. Пушкин устами главного героя : «Что наша жизнь? – Игра!». Детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишения ребенка игровой практики – это лишения его главного источника развития импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального погружения активизации процесса познания мира и т.д.
Прекрасный русский писатель Ю.Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети ,играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.»
Прекрасный исследователь игр дошкольников Д.Б.Эльконин так писал о значении игры в жизни личности: «Дело не только в том, что в игре развивается или заново формируются отдельные интеллектуальные операции. А в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения»
В 30-ые годы прошлого столетия издатели популярных в то время сборников детских игр, укрывшиеся за инициалами А.Б. и А,С. Писали, что игры – это азбука всякого знания, первая ступень великой лестницы наук и образованности. В книге Шмакова С.А. «Игры учащихся –феномен культуры» дано около сорока определений игры. Мне понравилось несколько позиций. Польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак считал, что игра- это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
Игра – это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное. А.Энштейн считает, в игровом мироощущении присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.
Американский психолог и психиатр Э.Берн дает такое определение игры: «Игрой мы называем следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией, кроме говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох»
В осмыслении стержневого, базисного явления детского досуга-игры мы склонны солидаризоваться с интересной позиции академика И.С. Кона, высказанной в открытом диалоге крупных ученых, обобщенном в книге «Как построить свое «Я» : «Что такое игра, мы не знаем. Вернее, так: я не знаю ни одного законченного определения, которое бы исчерпывало весь объем понятия, все мои интуитивные представления об игре. Почему бы, действительно, представить ее… механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной силы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не такой тонкий психолог, как Джордж Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «память», собирания ребенком своего «я»»
Психолого –педагогические условия организации детских игр.
Многие понимают игру как целенаправленное средство воспитания и обучения ребенка. Все что пишет Г.П. Щедровицкий: «Игра подобна учебной деятельности, она, как и учебная деятельность, сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающих поколений. Можно сказать, что игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особая педагогическая конструкция, особое педагогическое творение, хотя творцами ее были не отдельные люди, а общество в целом»
Отсюда, можно сделать вывод, что присутствие педагога в игре необходимо. Игра теряет свою специфику как форму детской самодеятельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и своеобразные, занятия если педагог, злоупотребляя дидактическими задачами, переносит методы дидактики в ткань игры, регламентируя детей на каждом этапе их игрового действия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, активно вмешивается в игровой процесс и т.д. Неслучайно К.Д.Ушинский заметил, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть. Чтобы хорошо прошла игра, необходимо создать условия:
1.Любая игра должна опираться на предшествующий опыт ребенка.
2.Конструктивная основа любой игры –это преодоление препятствий в достижении цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры. Очень часто при распределении ролей све рвутся получить самые «трудные» роли, дающие возможность активного действия.
3. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Необходимо, чтобы у играющих были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет.
4. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Там, где проводится игра, нежелательно, чтобы были сильные, отвлекающие от нее факторы.
5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью. Об этом есть верное замечание М.Эйнштейна, который считает, что игра в жизни учащихся и взрослых людей – явление принципиально переходное, промежуточное.
6.Наличие элементов юмора в игре – средство преодоления выпускного скептицизма детей, особенно старшего возраста. Юмор- сильнейшее педагогическое средство. Игре необходимо квипрокво-недоразумение, путаница, возникающие в результате того, что лица, вещи, понятия принимаются за что то другое.
7.Заключается в правильном оборудовании и оснащении игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами.
Игровая ситуация способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим, суггестивным воздействием, содержащую изучаемые знания умения и навыки. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие. Игровая ситуация порождает в детях разнообразные эмоционально-психические состояния переживания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стимулы влечения к учебной работе, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений; хозяйственные отношения на уроках математики, драматизированные отношения героев на уроках литературы и истории, пресс - конференции при изучении современных проблем политики. Элементы игры могут быть введены в любую форму обучения как часть в целое. Вместе с тем игра может быть основной и ведущей формой учебного процесса, которая используется, например, при изучении иностранных языков суггестивной педагогикой. Обучающее значение игры состоит в облегчении усвоения детьми сложного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной увлекательной формы его воспроизведения. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации естественного включения творческих сил школьников в процессе воспроизведения - усвоении учебного материала. В воспитательном отношении игра помогает учащимся преодолевать внутреннюю неуверенность, способствует самоутверждению, раскрепощенному, наиболее полному проявлению своих сил и возможностей. Можно считать педагогическим предрассудком, будто учебная игра - удел младших школьников. Успешное проникновение в учебный процесс деловых, ролевых и ситуативных игр требует расширения использования игры в обучении старших школьников. Диагностический смысл игры в том, что позволяет учителю увидеть ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении, получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и одновременно о степени его активности, готовности к деловому взаимодействию, о самочувствии в коллективе. Назначение дидактических игр - развитие мышления, внимания, сосредоточенности, памяти, наблюдательности, сообразительности и др. характерными для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие.
Игра должна быть естественной формой проявления деятельности учащихся, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для личного творчества, личной активности.
Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, на удовольствии. Игра должна вызывать веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Она должна быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление желательно красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра выполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умение. В играх обязательно элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы или выигрыша очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
К подбору игр предъявляется ряд требований:
Игра должна соответствовать определенным учебно-воспитательными целями, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, разнообразить методы преподавания и организации учащихся, вносить вклад в повышение их активности и самостоятельности.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строится с учётом подготовленности и психологических особенностей учащихся.
Игры требуют создания необходимого дидактического материала и определения методики его применения.
В дидактических играх по химии с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Это способствует лучшему усвоению и углублению знаний по обобщающей теме.
А.С.Макаренко писал: «Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дел. У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра. У нас завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты «Лейка» с точностью до одного микрона, и все таки это была игра.»
Не противопоставление игры труду, а их синтез! В этом и заключается сущность игрового метода. Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель – создание материальных и культурных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет отношение косвенное. Среди игр, которые особенно сильно влияют на духовное развитие личности, следует выделить ролевые игры. Наличие роли, двух планов самочувствия (игрового и реального), сюжета обеспечивает этой игре многообразные воспитательные возможности. Традиционно сложился стереотип: в лагерь дети едут отдыхать и получать удовольствие, школа же – учреждение серьезное, игра здесь приемлема лишь в небольших дозах, в паузах между серьезными занятиями учения и труде. Это конечно ошибочно!
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят и решают их. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Конечно, когда эта игра «правильная» и хорошая, как говорил А.С.Макаренко. Например: урок суд в 9 классе по теме «Железо. Свойства соединений железа.» Подобные ролевые игры способствуют развитию личности в процессе проигрывания конкретных ролей и следования правилам диктуемые сюжетом. Конечно, при условии, что лидер игры, ее автор, творческая и нравственно положительная личность, как в выше описанной ситуации.
Среди спонтанных игр школьников хочется выделить еще вид игр – фантазирование наедине, с товарищами или в одиночестве которые занимают особое место в жизни ребенка.
Игры – фантазирование школьников (игры наедине)
Бурное развитие воображения, стремление «посмотреть и примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию подростками игр- фантазирований, игр- грез. Эти игры А.Н.Леонтьев относит к рубежным играм, т.е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.
В играх- фантазированиях, в которые играют по двое или в одиночестве, школьники создают страны, города, биографии вымышленных героев и т.д.
« Мир был очень велик, как учила география, но места для в нем не было уделено. Всеми пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали верхом, , охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы», - вот как воспринимает окружающий мир герои книги Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
В этой особенности восприятия и заключается одна из причин, по которым дети обращаются к воображаемым игровым странам. Есть и вторая причина. В реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство играющих вынуждены удовлетворяться той ролью, которая достанется. В играх- фантазированиях автор игры не только обеспечивает себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями. Проанализировав более 50 игр- фантазирований на основе художественно – документальной литературы мемуарного характера и более 160 таких же игр на основе сочинений и интервью старших школьников и студентов, чьи воспоминания детства еще свежи, можно выделить наиболее характерные черты.
Увлечение этими играми охватывает период от 8 до 18 лет. «Пиковый» возраст, когда один и тот же сюжет разыгрывается ежедневно, а невозможность играть, необходимость отвлекаться от игры создает внутренний дискомфорт, приходится на 11-13 лет.
Игры в подавляющем большинстве проходят наедине, очень редко вдвоем
Игра может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Играющие в большинстве своем играют в тайне от взрослых, но и от сверстников, так как боятся, что сверстники подумают: «Вот дети, еще играют в страны и человечков». Однако в тех случаях, когда взрослые знают об этих играх и относятся спокойно и уважительно, у играющих – явно осознается чувство уверенности и удовлетворенности.
Самые распространенные сюжеты «страны», «государства», «города», «биографии», «учреждения», конкретные исторические события или ситуации современной жизни.
Игры обязательно обставляются предметным оформлением разного типа сложности. С возрастом подготовительный период игры (заготовка атрибутов и акссесуаров) увеличивается по сравнению с периодом самой игры. Некоторые авторы рассказывают именно о привлекательности подготовительного периода. Но есть игры, где подготовительная часть не выделяется. Само предметное оформление уже сопровождается фантазированием.
Примером хочу привести результаты игры-фантазирования после изучения первой темы: «Предмет химии. Вещества». Учащиеся получают домашнее задание. Представьте, на дворе XXI век. Химия –наука неизвестная. Ваши рассуждения. Одна из учениц написала:
«Приснился мне однажды сон, что я в какой-то странной деревушке. Домики стоят одноэтажные, деревянные, неокрашенные, с соломенной крышей, под которой даже от дождя толком не спрячешься. Окна без стекол, занавесок нет. Зашла я вовнутрь. Там всего три стула, стол с посудой, кровать. И все деревянное. Кровать покрыта грубой тканью, в углу лежат дрова, а рядом в углублении еще неостывшие угли. Будто кто-то разжигал костер. Заглянула я за дом, в небольшой огородик. Старичок какой-то в земле копается. Подхожу ближе. Как он меня рассматривал, как будто я с Луны свалилась. Странный старичок. Борода до пояса, одет как в простыню завернут. Я его расспрашиваю, как они тут живут. Говорит, что железа не знает, стекла не видел, бумаги нет, он даже не знает, что это такое. Некоторые люди ушли из деревни, других болезни свалили (оказывается лекарств у них также не имеется). Живут они почти как в каменном веке.
Задумалась я, почему же так… У нас все есть (почти), а у них ничего. Наконец, догадалась: наши плиты, холодильники, автомобили, дома, медикаменты, книги, краска и многое другое появилось с помощью химии. А в этой деревушке нет науки, изучающей химию, вот и живут они …так, без химии.»
Игра – норма для ребенка. Вернее, нормальная форма усвоения социальных взаимоотношений и ролей, независимо от того, перерабатываются они в процессе сложнейшей фантазии или при проигрывании более конкретных сюжетов. Многие авторы воспоминаний называют среди проигрываемых наедине игр – игру в «школу» (в различных вариантах).
Игры фантазирования – это часто сокровенного мира подростков, для них невыносима даже мысль о возможной иронии к этому миру со стороны взрослых и сверстников.
Даже в более позднем возрасте юноши и девушки далеко не всегда раскрывают свои игры- фантазирования. Однако, если они видят уважение и заинтересованность собеседника, то с удовольствием и даже с волнением рассказывают о подобных играх.
Результаты интервью учащихся. Вопрос: Какие игры своего детства Вы помните и как к ним относитесь?
О значимости для старшеклассников подобных воспоминаний можно судить по степени эмоциональности их рассказов, увлеченности, смущенности, по признакам внутреннего волнения: некоторые говорили с прерывистым дыханием, другие – иногда замолкали, явно волнуясь. Очевидно, игра детства начинает осознаваться старшеклассниками как проявление своего «Я» в детстве, а отсюда и начинаются размышления, что сохранилось сейчас от того «детского я».
Из 52 опрошенных девочек в 8-х классах МБУ «Школа №85» все рассказывали, что прошли через игру в «бумажные человечки», 18 девочек продолжали в нее играть и будучи в 8 классе. Варианты игры были разные.
Вопрос: Как сделать самый неинтересный учебный предмет самым увлекательным?
Ответ: Это использование игровой ситуации. Вот что пишет Вера Губина из поселка Октябрьского Свердловской области: «Если я учу химию или физику – я химик или физик, но никто не верит в мои открытия. И мне нужно доказать, убедить людей. А вдруг я ошибаюсь? Проверяю свою работу вновь и вновь. Если решено верно, я рада, что все хорошо.
Подростки, входя в определенную игровую роль, могут преодолевать неприязнь к трудным учебным предметам.
Интересную игру описала девочка 14 лет, которая сделала журнал, написала список всего класса и отвечала за всех, ставя отметки за ответы.
Академик В.Н.Образцов пишет о глубоком увлечении в подростковом возрасте с сооружением макетов городов и военных укреплений. Все началось с игры в солдатиков (оловянных, бумажных, деревянных), разыгрывались целые битвы народов. Таким образом, деятельность школьников в условиях игровых ситуаций может приобретать личностный смысл, тем самым становясь эффективным средством их развития.
В процессе одной и той же игры педагог может и решать вопросы самоуправления, и регулировать смену позиций отдельных школьников в коллективе, и будить фантазию детей, и менять их отношения к определенным видам деятельности и к себе самому.
Игры- драматизации.
Под играми – драматизации подразумевается исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном, в отличии от спектакля. В этом виде особо следует выделить игры-импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
Подобные игры, широко использованные в опыте С.Т.Шацкого, опираются на сказочные сюжеты или сюжеты, сочиненные самими воспитанниками с помощью воспитателя. Играют в один и тот же сюжет раза два или три. Когда монологи и диалоги более или менее определяются, игру показывают зрителям, в том числе и гостям, как бы в форме спектакля. Причем изменения реплик и даже концовки допускаются и во время самого заключительного спектакля. В этом, конечно, и состоит прелесть игры, ее творческий потенциал.
Примером таких игр можно привести пресс-конференцию по теме «Кислород. Оксиды, Горение.» в 8-х классах. Урок был на повторение и обобщение всех вопросов темы. Организован был в виде встречи с инопланетянами. Шацкий подошел к идее, которую позднее сформулировал Макаренко: «Игра – норма жизни ребенка». Кроме того, педагог – новатор четко обозначил психотерапевтические функции игры-импровизации (снятие в игре внутреннего напряжения).
Требования к игре.
Игра должна содействовать сплочению коллектива.
Иметь познавательное значение.
Активизировать общественную деятельность подростков.
Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
Создавать условия для детского творчества.
Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.»
Игры «На преодоление этапов»
Суть их такова. Определяются этапы (пункты, станции). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.д. характера.
Определяется число этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, собрать определенную модель из элементов конструктора, пришить пуговицу, сделать салат из приготовленных овощей и т.д, в зависимости от тематики и задач игры. Игра предусматривает ряд игровых ролей организаторов: «судья», «контролеры», «ассистенты», эти игры чаще всего проводятся в виде соревнований между командами.
Пример такой игры продемонстрирован в фильме «Точка, точка, запятая». Члены команд старших подростков: после выполнения ряда спортивных заданий на последнем этапе должны были найти неполадки в радиоприемнике.
Такие игры могут проходить по различным учебным предметам. Игра может посвящаться как одному предмету, так и многим.
Пример с урока химии. В начале урока учитель, обращаясь к ученикам, выясняет: нравятся ли им опыты? Так вот, чтобы посмотреть один из интересных опытов, который называется «Вулкан» нужно выполнить задание. По желанию ребят создается команда из трех человек и получает «Лист направлений»
1.Одну из частей, для выполнения опыта вы найдете через 15 шагов от кабинета, номер которого состоит из цифры двухзначной, одна из которой больше в 2 раза по сравнению с другой.
2.Следующая часть находится у людей, которые «главные» по школе.
3.Последнее для опыта найдется у человека, который считается «правой рукой» учителя.
Варианты этапов могут быть разные. Итогом является выполнение опыта.
Игровой тренинг (для старших подростков)
Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 20-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников может быть 7-20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даст результатов:
а) высокая доброжелательность и доверие друг к другу,
б)при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения,
в) впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя тотчас.
Игры могут быть таковыми.
«Интервью»
У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы различного характера: «Твой любимый цвет?», «Какое вещество тебе больше запомнилось?» и т.д. Каждому следует задавать не более 5-7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать п 3-4 человека. В первые занятия следует дать участникам такую установку – отвечать в любой степени откровенности. Можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно вообще «в маске»- отвечать, «будто не про себя, а про другого». Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер ряда подростков. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» отпадет само собой. Необходимо, чтобы все участники прошли «интервьюирование». Можно усложнить. Участники игры задают вопросы «в ролях»: от директора данной школы, от родителей, от Красной шапочки и т.д.
«Мимика и жесты»
Эти игры необходимы для развития паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а так же для выработки свободного, раскованного общения.
Каждый получает записку с простым заданием, например: «принесите соль», «покрасьте стену» и т. Д. Эти задания получивший записку должен передать жестом и мимикой.
4.Ролевые игры старших школьников.
Возраст 15-18 лет – возраст ранней юности. Для этого периода характерно устремление в будущее, поиск смысла жизни. Это тоже возраст противоречивый, но здесь иные противоречия по сравнению с подростковыми. В. Леви точно выразил противоречия старшего школьника в следующем воображаемом монологе: « …я должен узнать мир и себя, я нуждаюсь в жизненных экспериментах. Я хочу примерить и ту роль, и эту, хочу испытать невероятное, хочу проверить известное. Мне нужны трудности и ошибки. Я хочу сам делать свою судьбу, я хочу жить как хочу, но сначала, я должен узнать – чего я хочу?»
Эта внутренняя напряженность определяется позицией выбора. Старшие школьники на пороге выбора: профессии, жизненного пути, а нередко и создаваемой семьи. Это сложное положение, так как надо ясно представлять выбираемые социальные роли и достаточно трезво оценивать свои возможности.
Поэтому для старших школьников характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в обществе. Их глубоко интересуют различные социальные явления за пределами семьи и школы. В это время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда – повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщенность.
В ранней юности идет раскрытие собственного «Я», утверждение своей индивидуальности, пристальное всматривание в свой внутренний мир.
«Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для юноши настоящей коперниковской революции» -пишет И.С. Кон.
Старших школьников продолжают привлекать игры фантазирования. Однако их характер меняется.
Во-первых, засекреченные игры привлекают реже, преобладают в основном игры-демонстрации перед окружающими, игры – розыгрыши, которые требуют зрителей –чем больше, тем лучше.
Во-вторых, доминирующими становятся групповые игры: наедине юноши и девушки предпочитают неигровую деятельность (чтение, размышления над личными дневниками).
В-третьих, в играх основное внимание уделяется ролям, предполагающим активную речевую деятельность.
Игры на публику, рассказывая небылицы на улице при посторонних. Игра только тогда становится игрой, когда в нее будут включены посторонние. Игра здесь как форма самоутверждения перед обществом.
Игру – розыгрыш описывает Игорь Минутко в повести «Старая мина в московском дворе».
Три друга – Костя, Эдуард и Кирилл, лучшие ученики 9 класса спецшколы №43 с английским уклоном всегда встречались утром на остановке транспорта и ехали вместе в школу (беседа, спор на английском на виду у посторонних)
Один и тот же сюжет игры –розыгрыши может проигрываться достаточно долго. Уважительное внимание окружающих – в игровой ситуации.
В юношеских играх также часто фигурируют роли, которые звучат с высокой общественной окраской, - «президент», «министр», «дипломат».
5.Деловые игры.
Деловые игры используют в высших учебных заведениях, при повышении квалификации управленческих кадров. В них разыгрываются ситуации, построенные на выявление функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации.
Можно привести пример профессиональной деловой игры «Пилот», разработанный и проводимой Н,Н,Михайловой. Игра предусматривает объединение старшеклассников в «Экипажи», каждый из которых состоит из трех человек: командира воздушного судна (КВС), штурмана и бортмеханика. Задача «Экипажа» состоит в том, чтобы провести безаварийно «полет», в установленное время прибыть в аэропорт посадки. Надо, чтобы действия «Экипажа» соответствовали бы действием реально пилотируемого состава при наличии имеющихся у школьников знаний, для подготовки полетной карты и дальнейших расчетов достаточно школьных знаний по физической географии и геометрии. Но треугольники, которые ребята чертят на уроке в тетрадях « в клеточку», не всеми узнаются на географических картах во время «полета», так игра приближает ситуации к реальности. Кроме того, в ней проявляются и познавательные особенности школьников. В процессе деловой игры по-иному предстают и деловые взаимоотношения членов «экипажа». Так, в процессе одной из игр возник конфликт: штурман не согласился с решением командира изменить курс, командир настаивая, правильность расчетов штурмана не признавал. Штурман обиделся и отказался играть дальше. Игра прекратилась, все были вовлечены в спор. Штурману был задан вопрос «А если бы это был настоящий полет?»
6. Игровой тренинг.
Игровой тренинг как совокупность игровых упражнений психотерапевтического характера. Цель его – обучение общению, т.е. эмпатии и рефлексии, изменение отношения к другим и к себе, коррекция самооценки. Это могут быть такие игровые упражнения.
«Ролевое обсуждение» Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях. Например: «Поэт», «Химик», «Эрудит» и т.д.
Дискуссия – соревнование. Все участники разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяющие критерии оценки выдвигаемых аргументов: доказательность, логику, четкость формулировок, корректность выступающих, способность строго придерживаться темы и т.д.
Примером этой игры можно привести игровую ситуацию «На ошибках учатся» и принцип работы «в две руки».
Самое трудное – преодолевать собственную внутреннюю скованность. Игровой тренинг большой отдачи по сравнению с организацией познавательных сюжетно-ролевых игр: там большую нагрузку берет на себя юмор, здесь только атмосфера доверительного взаимодействия.
7.Дидактические игры.
Внимательный химик.
Цель: развитие и активизация ведущих познавательных операций учащихся, своеобразный тренинг процессов, обеспечивающих внимание, запоминание учебного материала.
Участники (класс) образуют по рядам шесть команд. Первые три команды должны охарактеризовать физические свойства воды, команды 4-6 отразить химические понятия темы (например, тема «Вода, Основания, Растворы») Каждый ученик команды фиксирует в карточке одно свойство или понятие и передает карточку следующему – по рядам до конца (при этом не должно быть повторений). Игра длится 5-7 минут. Проверку может проводить как учитель, так и авторитетное жюри, избранное из числа членов всех команд.
Сюжетно – ролевая игра.
Цель: систематизировать и углублять на основе межпредметных связей знания учащихся по конкретной учебной теме, развивать творческую инициативу, воображения, умения и навыки самостоятельной работы школьников с научно-популярной литературой. (урок суд в 9 классе по теме «Железо» или «Оксиды углерода».
Игровая пауза.
Вы чувствуете, что учащиеся устали, им тяжело сосредоточить внимание для осмысления изучаемого материала, - предложите им поиграть, т.е. сменить вид деятельности и немного отдохнуть.
«Добавь буквы»
Записаны слова, к ним нужно прибавить одну или несколько букв впереди или в конце, чтобы получилось название химического элемента. Например:
Бар –барий
Ром – бром, хром
Род – водород, углерод, кислород
Желе – железо
Лото – золото
Крем – кремний
Маг – магний
Три – натрий, иттрий
Ребро – серебро
«На одну букву»
Подберите как можно названий химических элементов, которые начинаются на букву «К»: калий, кальций, кислород, кремний и т.д.
«Замени букву»
Водящий называет слова, а остальные участники игры заменяют в них буквы так, чтобы получились названия химических элементов:
Железа – железо
Йог – йод
Магнит – магний
Мера – сера
Цирк – цинк
Слово – олово
Калиф – калий
Вор – бор
«Химические знаки по алфавиту»
Ребята по очереди называют химические знаки, которые начинаются на каждую букву алфавита. Например: азот – барий –водород – галлий – железо – золото – йод – калий литий –магний – натрий и т.д.
«Дежурная буква»
Учитель называет любую букву. В течение определенного времени нужно написать как можно больше названий химических элементов, которые заканчиваются на букву «Р»: фосфор, фтор, хлор и т.д.
«Больше слов»
Используя буквы какого-нибудь длинного слова, например, кораблестроение, необходимо составить как можно больше названий химических элементов: сера, бор, серебро, селен и т.д.
«Самая длинная цепочка»
Один из учеников называет химический элемент, далее остальные должны соединить максимум химических элементов. Например: бор – радон –никель –лантан –неон и т.д Можно на время и на количество соединенных слов.
«Поле чудес»
Водящий загадывает слово на доске и ставит вопрос. На доске например записано - - - - - - - -. Вопрос: «Этот элемент относится к группе неметаллов». Тот, кто отгадал 5 ответов, получает оценку.
«На ошибках учатся»
На доске написаны формулы с ошибками. Нужно найти ошибку и обьяснить, почему эта ошибка допущена.
А.В. Луначарский писал, что игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Л.С.Выготский выявил и сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик в игре делает то, что ему, хочется (мнение наименьшего сопротивления), но тем не менее он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям ( мнение наибольшего сопротивления). В ходе игры личностно значимая для каждого школьника деятельность превращалась в общественно – значимую, что имеет не проходящую ценность для становления и развития активности, самодеятельности, инициативы.
Выполнение игрового сюжета в воображаемой ситуации давало возможность перевоплощаться, обогащая всю совокупность психических процессов, что чрезвычайно актуально для старших школьников. Все участники игры не только вносили в свою деятельность фантазию, но и ставили перед собой ряд сложных задач творческого характера, для решения которых им требовалось осознанные прочные знания.
При проведении игры особое внимание мы уделяли оценке эмоционального состояния учащихся, которое во многом обеспечивает успешность процессов обучения. Были проведены анкетирование учащихся и анализ их творческих работ и сочинений по впечатлениям от проведенных дидактических игр. Для оценки эмоционального состояния участников игры применялась методика «Цветопись», основанная на опыте известного советского психолога А.Н. Лутошкина. Суть ее заключается в том, что школьники с помощью карточек различных цветов характеризует свое состояние в ходе игры, системы впечатлений и ощущения, сложившихся в результате ее проведения. Красный цвет карточки осознает, что игра очень понравилась, во время игры не покидало радостное настроение.
Оранжевый цвет – игра прошла хорошо. Настроение в игре светлое, приятное. Желтый цвет – игра прошла спокойно, незаметно. Ничто в игре особенно не волновало, но мы удовлетворены игрой. Настроение ровное, спокойное. Зеленый цвет – игра не понравилась, чего то в ней не хватает. Настроение грустное. Синий цвет – чувство полной неудовлетворенности игрой: настроение уныния, горечи.
Полученные данные свидетельствует о том, что при использовании дидактических игр абсолютно большинство учащихся (свыше 98%) пытаются активно включиться в учебно-познавательную деятельность. Перестройка позиции школьников при включении их в игровые сюжеты не только вызывает ситуативный интерес к выполнению данной задачи, но и способствует формированию интересов к самому учебному предмету и совершенствованию знаний по предмету (об этом написали 83% опрошенных).
Литература.
Нагибин Ю «Азбука подвига». Неделя. 1969г №29 с.7
Эльконин Д.В. «Психология игры» -М., 1978г с. 282
Берн Э «Игры, в которые играют люди» -Л.,: Лениздат. 1992г
Кон И.С. Как построить свое «Я» под ред. В.П.. Зинченко –М.: Педагогика 1991г. стр. 42
Кузнецова Е.Н. О некоторых методических приемах обучения химическому языку. В кн. химия в школе –вып.2 –Л.: Изд-во ЛГПИ, 1977г. с 25-26
Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта – Соч. в 7-ми т. М., 1958, с 272
Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Пед. Соч. Т.1 .- М. АПН РСФСР 1962г
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 1965, с 494-495
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. 1994г., с 67
Соловейчик С. Увлечение с увлечением. М., 1976, с 113-114
Леви В. Нестандартный ребенок. М.1983г, с 90
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979г, с 60
Выготский Л.С. Игры детей. М., 1928г.