Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Проект
Химия и косметика
Выполнили учащиеся 9 класса:
Белик Алена
Брагичева Ксения
Руководитель проекта:
учитель химии
Беломестных М. А.
г. Тихвин
- 2 –
План работы.
1. Введение. Стр. 3.
2. Немного истории. Стр. 4-6
3. Средства декоративной косметики. Стр. 7-11
3.1 Пудра.
3.2 Губная помада.
3.3 Тушь.
3.4 Лак для ногтей.
3.5 Румяна.
4. Вредные ингредиенты в косметике. Стр. 12-17
5. Растения и косметика. Стр 18
6. Основные типы волос. Уход за волосами. Стр. 19-30
6.1Структура волос.
6.2 Основные типы волос и уход за ними.
6.3 Правила ухода за волосами.
6.4 Как правильно подобрать шампунь.
6.5 Приготовление шампуня в домашних условиях.
6.6 Кондиционеры для волос.
6.7 Маски для волос.
7. Заключение. Стр. 31.
8. Список использованной литературы. Стр 32.
9. Приложение 1. Стр. 33-35.
- 3 -
«Никакая внешняя красота не может быть полной,
если она не оживлена красотой внутренней».
В. Гюго
1. Введение.
Что такое женская красота?
Почему все женщины мечтают быть красивыми?
На эти вопросы невозможно ответить однозначно. Но, пожалуй, никто не будет оспаривать знаменитую фразу: «Нет некрасивых женщин, есть только женщины, которые не хотят или не умеют сделать себя таковыми».
Матушка – природа лишь очень немногих своих дочерей наградила густыми и пышными ресницами, гладкой и бархатистой кожей, шелковистыми волосами……Большинству же, чтобы быть красивыми, приходится прибегать к различным косметическим средствам: туши для ресниц, кремам для лица, помадам, пудрам и т.д.
В мире косметическая отрасль промышленности стоит на одном из первых мест по прибыльности, но, несмотря на это большинство людей, использующих косметику, недостаточно информированы о составе, свойствах и способах применения косметических средств. Все это и побудило нас к тому, чтобы изучить данную проблему глубже и посмотреть на нее с химической точки зрения.
Целью нашего исследования является изучение химического состава средств декоративной косметики и выявления вредных ингредиентов, использующихся в косметической промышленности.
В задачу исследования входило:
Провести обзор новейших сведений из Интернета о веществах, используемых в косметике растительного, синтетического происхождения и о вредных для человека веществах.
-4-
2. Немного истории…..
Слово косметология состоит из двух греческих слов: kosmetike – искусство украшать и loqos – наука. В целом оно переводится, как искусство себя украшать или наука о сохранении своей красоты. Эта наука тесно связана с другими науками, особенно с медициной, физиологией, химией. Современная косметология опирается на огромный багаж знаний, накопленный на протяжении истории.
Искусство косметологии уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще первобытные люди стремились к чистоте тела, искали пути к смягчению кожи, к защите ее от солнечных лучей, пытались украсить свою внешность.
Опыт первого применения растений для красоты остался скрытым в глубине веков. Вероятно, первый опыт использования растений для придания коже красивого оттенка был связан с использованием женщиной отвара, либо части растения, прикладывая его к лицу. Готовя отвар, из приятно пахнущих трав, или проводя другой эксперимент, некоторые женщины обнаружили, что их кожа становится лучше, они становятся более привлекательными для мужчин. В дальнейшем в течение тысячелетий этот опыт накапливался, совершенствовались методы, расширялся арсенал используемых средств.
Получить достоверную информацию можно только начиная с периода изобретения иероглифической письменности в XI веке до н.э. вначале у шумеров, затем египтян, позднее у китайцев, племени мая и других народов. С возникновением системы передачи знаний, появилась возможность накапливать, совершенствовать представления о мире и, конечно, средствах, влияющих на красоту.
При раскопках была найдена египетская мумия, ногти которой были раскрашены.
В усыпальницах египетских пирамид обнаружены натуральные краски и косметические инструменты, различные плитки для приготовления смеси красок и румян, сосуды для хранения мазей и масел. Древние рукописи свидетельствуют, что уже тысячи лет назад женщины Востока подкрашивали веки в голубой цвет тончайшей пыльцой из толченой бирюзы. Бирюза – это природный минерал, имеющий состав CuAl6(PO4)4(OH)8*4H2O.
Особое место в истории косметологии занимает косметика Древней Индии и Китая. В этих странах существовал настоящий культ женской красоты.
Индия, богатая ароматическими растениями, с древних времён имела богатую культуру применения косметических средств и благовоний. Поэма «Анвар и Суайли» содержит множество упоминаний. «Девушка вошла в покой царя, её лик подобен свежему цветку розы, розовеющему под лёгким утренним ветерком, её кудри подобны лепесткам гиацинта, укрытым покровом из чистого мускуса…» Более всех ценилась роза и производимая из неё розовая вода. Обычай омовения рук перед едой, распространённые в Средней Азии, получил здесь повсеместное распространение. Помимо розы, для создания рецептов красоты были популярны жасмин, ветивер, сезам, паданг, чампак, курна, букол, хна. Обязательной частью свадебного подарка жениху невесте был «синдаган», мешочек с туалетными принадлежностями. В него обязательно входили флакон с розовым маслом, сосуд для опрыскивания гостей розовой водой, коробочка для хранения пряностей. Среди индийских мусульман были популярны ароматические порошки. «Амир», состав которого включал сандал, алоэ, розу, камфару, цибетин. Другой порошок «чикса» состоял из горчичных семян, муки, кипариса, сандала, пачули, кус-куса, аниса, бензоя и других пряностей. Для натирания тела применялся «ургуджа» - ароматическая мазь из сандала, алоэ, розового масла и жасминовой эссенции. Ухаживая за волосами, индийские женщины смазывали их ароматическим маслом с кус-кусом (ветивером).
-5-
Китайские красавицы, пренебрегающие мылом, не испытывали предубеждения к косметике, которую обильно наносили на кожу. Чтобы улучшить цвет лица они на ночь наносили смесь чайного масла и рисовой муки.
Культура древнего Египта развила применение ароматических растений: благовоний, притираний, водных процедур. Система ухода за телом, включающая тщательное омовение и умащение всего тела ароматическими и жирными маслами, была средством защиты от палящих лучей солнца и придавала коже эластичность.
Большое влияние на косметическую культуру оказала знаменитейшая из женщин древности – египетская царица Клеопатра, последняя из династии Птоломеев. Легендарная красавица античности была великим мастером косметики. Придание утверждает: неотразимой ее делала не только природная красота, но и знаменитая косметическая мазь по рецепту самой Клеопатры из медвежьего жира, способствовавшая тому, что её кожа была «блестящей и сияющей».
Римляне широко пользовались обычаями и знаниями завоёванных народов. Постепенно благовония повсеместно вошли в жизнь граждан Римской империи, при этом рабам не позволялось пользоваться ароматическими эссенциями. Поэт Овидий, посветил косметике целую книгу, в которой описывает рецепты, включающие множество компонентов, среди которых были луковицы нарцисса, ячмень, ароматная смола, мёд. В качестве лучшего косметического средства Овидий рекомендовал олибанум (ладан), полагая, что если это вещество приятно богам, то уж для смертных тем более полезно. Олибанум по его рецепту, смешанный с фенхелем, миррой розовыми лепестками и нашатырём, превращался в отличное снадобье. Во времена расцвета империи помимо римских бань (терм), ванны служили средством гигиены и ухода за кожей для знати. В основном в ванну добавляли лаванду, латинское название которой происходит от lavare – мыть.
В Судане «купание» заменялось окуриванием ароматическими веществами. Накрывшись с головой шерстяным одеялом, суданцы склонялись над пахучим дымом из дерева туллох. Проводя так около 10 минут, добивались хорошего очищения, тонизации кожи.
В Бирме женщины до сих пор с помощью специальной пудры, смешанной с водой (местное название этого снадобья – танакха), наносят на лицо и руки светло-желтые полосы и узоры. Этой моде многие сотни лет, но ей не изменяют и сейчас. Танакха готовится из особого рода древесины, содержит ценные питательные вещества и, будучи наложенной, на кожу, защищает её от палящего солнца тропиков.
Достоверно известно, что в России косметические краски применялись в конце XVI и особенно широко в XVII веках. Естественно, что в далеком прошлом в качестве косметических средств использовались лишь минеральные и органические вещества. С развитием химии для этой цели все чаще стали применять синтетические подукты.
Исследования современного времени подтвердили проверенную веками истину, и доказали эффективность ароматических растений для косметических целей. Наряду с известными давно ароматическими растениями розой, лавандой, жасмином, розмарином, ладаном, мятой, сосной, сандалом были вновь открыты свойства популярных сегодня растений и производимых из них эфирных масел: чайное дерево, иланг-иланг, пихта, ромашка, календула и многих других.
Ассортимент средств XXI века индустрии красоты очень широк и постоянно обновляется. Нужно помнить, что не всякое совершенное открытие сейчас действительно новое. Как говорил Сократ: «Нет ничего нового, под солнцем». Бережно
- 6-
используя древние знания в современном мире, добавляя новые открытия, мы сможем помочь раскрыть женщине то, что есть в ней, её Красоту. Этот, подчас не лёгкий труд достоин вознаграждения вниманием, заботой и любовью, которые дарят мужчины.
Примечание:
Сведения о некоторых упомянутых в этой части растениях смотри в приложении 1.
- 7-
3. Средства декоративной косметики.
Итак, слово «косметика» произошло от греческого слова kosmetike, т. е. «искусство украшать себя».
Письменные источники, раскопки древних поселений свидетельствуют о том, что на ранней стадии развития общества и женщины, и мужчины были неравнодушны к раскрашиванию своего тела. У мужчин это проявлялось в склонности к татуировкам, а женщины подкрашивали веки, брови, губы, щеки. Естественно, что в далеком прошлом в качестве косметических средств использовались только природные вещества. Например, веки подкрашивали в голубой цвет тончайшей пыльцой из толченой бирюзы – минерала, имеющего состав CuO * 3Al2O3 * 2P2O5 * 9H2O, а брови красили мягкими природными минералами – сурьмяным блеском Sb2S3.
С развитием химии, помимо природных веществ, стали использовать и синтетические. Например, в качестве пигмента для губных помад используют органическое синтетическое соединение никеля.
2.1 Пудра.
Одним из главнейших косметических средств для лица являются пудры. Косметические пудры - многокомпонентные смеси. В них входят тальк Mq3Si4O10OH2, каолин Al4Si4O10OH8, стеараты цинка и магния ZnC17H35COO2 , MqC17H35COO2, высшего сорта рисовый крахмал, оксиды цинка и титана, а так же органические и неорганические пигменты, в частности Fe2O3.
Пудра – великолепный адсорбент влаги (в основном за счет каолина). Тонкого слоя ее вполне хватает на поглощение выделений потовых желез, работающих в обычном режиме. В жаркий день пудра закупоривает все поры и причиняет вред.
Тальк придает пудре сыпучесть и скользящий эффект. Каолин и оксиды маскируют дефекты кожи. Кроме того, оксид цинка обладает антисептическими свойствами. Крахмал придает коже бархатистость, а благодаря стеаратам цинка и магния пудра хорошо удерживается на коже и делает ее гладкой.
Пудра защищает и от атмосферных загрязнений, вот почему без излишеств нанесенная на лицо она не только улучшает цвет и маскирует мелкие дефекты кожи, но и защищает ее.
Компактная пудра в отличии от рассыпной содержит связующие добавки: производные целлюлозы, высшие жирные кислоты, воски, многоатомные спирты и их эфиры, минеральные и растительные масла.
2.2 Губная помада.
Состав губных помад:
Главными компонентами помады являются твёрдые воски (пчелиный, карнаубский, канделлильский, воск розы), жиры (ланолин, норковый), масла (парфюмерное, касторовое), жидкие жироподобные продукты (бутилстеарат, изопропилмиристат), структурообразующие вещества (парафин, церезин), и ряд других продуктов. К этой воскообразной жировой массе добавляют красители, наполнители, перламутровые добавки, консерванты и ароматизаторы.
-8-
Натуральные воски. Воски представляют собой эфиры высших жирных кислот с одноатомными, реже двухатомными, высшими спиртами. Также воски содержат свободные жирные кислоты, свободные спирты, стеарины и др.
Пчелиный воск. Является важнейшим из перечисленных натуральных восков. Это твердое желтое или, в случае отбеливания, белое вязкое вещество, которое придает губной помаде прочность и вместе с тем пластичность.
Карнаубский воск самый твердый из натуральных восков. Он прекрасно смешивается со многими жирами, маслами, восками, повышая их температуру плавления и увеличивая твердость композиции.
Ланолин — натуральный жир из овечьей шерсти, который в исходном состоянии сильно перегружен вредными веществами. Это один из самых эффективных питающих жиров.
Вазелин. Является смесью твердых и жидких углеводородов, получаемой при фракционной дистилляции земляного масла, и представляет собой белое, вязкое, липкое маслообразное вещество, не имеющее запаха. Вазелин, даже очищенный, в некоторых случаях вызывает аллергическую воспалительную реакцию. Еще одна особенность вазелина — он забивает поры кожи и задерживает кожную экскрецию и дыхание, плотно прилипает и долго остается на поверхности кожи, сохраняя и тепло, и влагу.
Витамин Е. Способствует регенерации и обновлению клеток.
Витамин А. Ускоряет процесс обновления клеток кожи ,благодаря чему быстрее заживают мелкие трещинки. Витамин оказывает на губы смягчающее воздействие. Алоэ экстракт или сок алоэ, введенные в косметику, оказывают благотворное воздействие на кожу, усиливают процессы регенерации клеток.
Касторовое масло — отличный растворитель эозина, употребляемого для окраски губных помад. Касторовое масло не смешивается с минеральными маслами, и в этом случае его заменяют животными жирами и воском.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОРОШАЯ ГУБНАЯ ПОМАДА?
• Она не должна стягивать губы и вызывать чувство тяжести.
• Не должна оставлять следы и отпечатки.
• Помада должна мягко и легко наноситься на губы и ровно ложиться.
• Должна вызывать приятное ощущение на губах.
• Ее поверхность должна быть гладкой.
• Стержень помады должен быть прочным.
• Под воздействием солнца хорошая помада не должна таять, как мороженое.
• При низкой температуре помада не должна скатываться в комочки и превращаться в «пластилин».
• Должна защищать губы от ультрафиолетового изучения.
-9-
Вредными являются такие ингредиенты, содержащиеся в помадах: кармин – употребляется при производстве помады красно-розовых тонов, может инициировать аллергические реакции, ланолин – используется для увлажняющего эффекта, нехорошо влияет на пищеварительный процесс и вазелин, который сушит губы, вынуждая наносить добавочный слой помады, а также вызывает аллергические реакции. Помимо этого, оказывается, губная помада еще разрушает зубы – такое нерадостное открытие недавно сделали ученые из Университета Сан-Паулу в Бразилии.
2.3 Тушь.
Даже если вы придерживаетесь минимализма в ежедневном макияже, вы вряд ли исключите из своего косметического арсенала тушь для ресниц - эту волшебную палочку, один взмах которой делает глаза больше, а взгляд – более выразительным, открытым, томным.
Основные компоненты любого вида туши - мыло, сажа, измельченные красители, вода, различные уплотняющие смолы и питательные вещества. Еще большинство компаний-производителей добавляют в свою продукцию препараты, способствующие улучшению структуры ресниц, их роста, защищающих глаза от неблагоприятного воздействия окружающей среды (к примеру, от пересыхания, ветра или мороза).
Наиболее распространенная питательная, содержащая добавки: кератин (входящий в естественный химический состав ресниц), ланолин (увлажняющий компонент делающий ресницы менее ломкими), меланин (защищающий ресницы от воздействия внешних факторов), касторовое масло (питающее и укрепляющее ресницы от корней) и вещества, защищающие от воздействия солнечных лучей.
Многие туши содержат витамины A, E и В5, которые питают, придают шелковистость и стимулируют рост ресниц. Чтобы предотвратить размножение болезнетворных микробов, в косметику добавляют консерванты.
Хорошая тушь не склеивает ресницы, не сыпется и держится на ресницах до 8 часов. Качественная тушь имеет кремообразную структуру (иногда удлиняющая более жидкая), прокрашивает ресницы за один раз. Тушь не должна быть слишком жидкой (склеивает ресницы), но и не должна крошиться (тушь просрочена).
Виды туши.
Удлиняющая тушь.
Увеличение длины ресниц происходит за счет кусочков волокна синтетического или органического происхождения (нейлон или шелк).
Объемная тушь.
Объем ресницам придают микрогранулы воска, а щеточка такой туши имеет форму ершика с равномерно расположенной щетиной или щеточка специально загнута.
Подкручивающая тушь.
Эффект достигается либо механическим либо химическим способом. В первом случае ресницы загибаются подкручивающими движениями специальной щеточкой с короткой щетиной. Во втором случае в состав туши входят кератин и смолы, образующие на поверхности ресниц слой, который высыхает и стягивает ресницы, подкручивая их.
Тушь для чувствительных глаз.
В ее составе минимум консервантов, она не раздражает глаза, рекомендована тем, кто носит контактные линзы.
-10-
2.4 Лак для ногтей. Виды лаков для ногтей.
Обычный лак. Самый распространенный и популярный. Ноготь покрывается в два слоя, исключая черный (очень темные) в один, а белый (очень светлые) - в три.
Перламутровый. Перламутровый отлив, хорошая стойкость. Имеет видимую структуру, поэтому при нанесении необходимо кисть проводить ровно от основания к краю.
Прозрачный лак. Используется как основа и как лак для покрытия. Защищает ногти и придает им блеск, делает цвет более ярким. В состав входит анилиновые красители.
Лак основа. Служит для выравнивания поверхности ногтя. Бывает розовый, прозрачный.
Быстросохнущие. Высыхают за одну минуту.
С блёстками. Прозрачный (цветной) лак с добавлением блестящей мишуры разной формы, размеров, цветов.
Матовые. "Матовый иней". Не имеет привычного лакового отблеска. Поверхность гладкая, бархатная. Мгновенно высыхает и почему-то пахнет камфорным маслом. Плотный лак.
Однослойный лак. Покрывает поверхность при однослойном покрытии.
Укрепляющие. Наносятся после маникюра. Содержат жидкие шелковые волокна и кератин. Защищают от воздействия окружающей среды. Ногти становятся более твердыми.
Горькие. Имеет горький вкус и служит защитой от привычки обкусывать ногти. Обычно зелено-прозрачного цвета.
Гипоаллергенные. Не вызывают контактную аллергию, т.к. не содержат толуол-сульфонамид-формальдегидную смолу, а микс-шарики не содержат никеля. Такой лак можно приобрести в аптеке.
Хамелеон. Меняет цвет (оттенок) в зависимости от угла наклона ногтя.
Температурные. Постепенно меняет цвет в зависимости от температуры поверхности ногтя.
Эффект "старого фарфора". Поверхность как будто потрескалась от времени, видны трещины. После нанесения через 3 секунды начинает съеживаться верхний слой.
Акварель. Прозрачный лак с различными оттенками. Имеет более блестящую поверхность, чем обычный лак, как будто еще не до конца высох. Дает нежные, приятные цвета.
Лаки Dance Legend. Лак меняет цвет в ночном клубе, боулинге, казино, на дискотеке. Проявляются при УФ-освещении в виде яркого свечения: розовый, синий, красный, бирюзовый, зеленый.
Крем-лак. Имеет нерастворимые, густые пигменты. При нанесении могут образоваться полоски.
Слюдяной. Содержит особо крупные пигменты. Имеет шероховатую поверхность.
Пиль-офф-лак. Снимается с ногтя единой плёнкой. Содержит специальные полимеры. Водная основа. Такой лак не подходит для педикюра.
Состав лаков.
В отличие от других косметических средств, рецептура лака для ногтей практически неизменна. В его состав, как правило, входят:
• нитроцеллюлоза (нитрат целлюлозы) – способствует образованию равномерной пленки;
• толуол-сульфонамид (формальдегидная смола) – способствует образованию красивого глянца;
-11-
• смола – улучшает блеск, клейкость лака, используется как наполнитель;
• растворители (ацетон, бутил и этилацетат) – разбавляют лак, отвечают за время высыхания;
• красители (оксиды титана и железа, органические пигменты);
• слюда – иногда содержится в перламутровых лаках.
2.5 Тени для век.
Основные вещества в составе теней - пудра (тальк, каолин), воск, масла, вяжущие средства, консерванты, вода и цветные пигменты. Постоянно совершенствуется химическая формула теней, заменяя тяжелые металлы, вызывающие аллергию, на синтетические пигменты, обволакивающиеся тонкой пленкой жира и не соприкасающиеся непосредственно с кожей. В состав современных теней для век входят парфюмерное масло, церезин, парафин, воск, цинковые и титановые белила, тальк и красители: охра, мумия, пигмент желтый, милори, сажа ламповая, ультрамарин, лак алый и др.
2.6 Румяна.
Румяна - средство декоративной косметики, основное назначение которого придать коже приятный оттенок и восстановить поблёкшие с возрастом краски лица.
Людям, имеющим здоровый цвет лица, не следует применять румяна.
Виды румян.
Выпускаются румяна жидкие, жирные, эмульсионные и сухие разных тонов.
Жидкие румяна - очень стойкие, рекомендуются для жирной кожи, наносятся на лицо с помощью ватного тампона.
Жирные румяна рекомендуются для сухой кожи. Небольшое количество румян в виде отдельных точек наносится на щёки, затем слегка втирается пальцами и растирается по всей поверхности тонким кусочком марли, после чего лицо припудривается.
Эмульсионные румяна рекомендуются для сухой кожи, наносятся с помощью ватного тампона.
Сухие румяна выпускаются в продажу в виде порошка и в прессованном виде (компактные). Наносятся они так же, как пудра, ватой и слегка втираются.
Румяна обычно состоят из цветного порошка на основе талька, который наносится кистью на щёки.
В качестве красителя обычно используют [link]
[pic]