Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общобразовательная школа д. Рыбная Ватага
Кильмезского района Кировской области
Утверждено приказом директора школы от «__» __________2015
Рабочая программа
внеурочной деятельности по информатике и ИКТ
«Компьютерная азбука»
(1-4 классы)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель информатики
Сальникова Л.В.
д. Рыбная Ватага
2015 год
Пояснительная записка
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несёт в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Наши сегодняшние ученики должны быть готовы успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в школе.
Дети, начавшие изучение курса с 1 класса, с большим удовольствием воспринимают внеурочные занятия по информатике, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса в дальнейшем. Так как по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет.
В дополнительной образовательной программе по информатике для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое и на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера, как инструмента информационной деятельности, подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Актуальность. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, необходимо в первую очередь развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Педагогическая целесообразность. В связи с переходом современного общества к информатизации и массовой коммуникации одним из важнейших аспектов деятельности учащегося становится умение оперативно и качественно работать с информацией и информационными технологиями в системе непрерывного образования, привлекая для этого современные средства и методы.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ - компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно - деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Условия реализации образовательной программы.
Возраст детей – от 6 до 11лет
Срок реализации программы – 4 года
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы организации занятий - программа предусматривает использование следующих форм работы:
Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Количество детей в группе не должно превышать не более 14 человек в связи с малым количеством посадочных мест.
Формы проведения занятий - викторины, игры, заочные путешествия, конкурсы.
Формы подведения итогов: защита проектов, выставка работ учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ- компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ - квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Требования к результатам освоения содержания курса
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные:
владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
одномерная и двумерная таблицы;
круговая и столбчатая диаграммы;
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
ИКТ-квалификация
сканирование изображения;
запись аудиовизуальной информации об объекте;
подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
заполнение учебной базы данных;
создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п
тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Раскрась, как хочешь
0,5
0,5
1
2
Правило раскрашивания
0,5
0,5
1
3
Цвет
0,5
0,5
1
4
Области
0,5
0,5
1
5
Соединяем линией
0,5
0,5
1
6
Одинаковые (такая же) Разные
0,5
0,5
1
7
Обводим
0,5
0,5
1
8
Бусины. Правила техники безопасности.
0,5
0,5
1
9
Одинаковые и разные бусины.
0,5
0,5
1
10
Вырезаем и наклеиваем в окно.
0,5
0,5
1
11
Сравниваем фигурки наложением.
0,5
0,5
1
12
Рисуем в окне.
0,5
0,5
1
13
Все, каждый.
0,5
0,5
1
14
Помечаем галочкой.
0,5
0,5
1
15
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач
0,5
0,5
1
16
Русские буквы и цифры. Правила техники безопасности.
0,5
0,5
1
17-19
Проект «Фантастический зверь».
2
1
3
20
Цепочка: бусины в цепочке.
0,5
0,5
1
21-22
Цепочка: следующий и предыдущий.
1
1
2
23
Раньше, позже.
0,5
0,5
1
24
Числовой ряд. Числовая линейка.
0,5
0,5
1
25
Одинаковые и разные цепочки.
0,5
0,5
1
26
Проект «Записная книжка».
0,5
0,5
1
27
Мешок. Пустой мешок. Есть, нет.
0,5
0,5
1
28
Одинаковые и разные мешки. Правила техники безопасности.
0,5
0,5
1
29-30
Таблица для мешка (одномерная).
1
1
2
31-32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
1
2
33
Решение проектных задач.
0,5
0,5
1
всего
17
16
33
Содержание занятий 1 год обучения
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Раскрась, как хочешь
Знакомство с кабинетом. Правила техники безопасности. Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах
2
Правило раскрашивания
Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах
3
Цвет
Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора.
4
Области
Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора.
5
Соединяем линией
Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «соедини» в соответствии с правилами игры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «соедини» в компьютерных задачах
6
Одинаковые (такая же) Разные
Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «соедини» в компьютерных задачах. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.
7
Обводим
Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «обведи» в соответствии с правилами игры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи» в компьютерных задачах
8
Бусины. Правила техники безопасности.
Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из набора по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: раскрашивать (достраивать) бусину по описанию.
9
Одинаковые и разные бусины.
Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин.
Работать в компьютерной адаптированной среде: раскрашивать (достраивать) две или несколько одинаковых бусин
10
Вырезаем и наклеиваем в окно.
Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно» в соответствии с правилами игры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.
11
Сравниваем фигурки наложением.
Работать по правилам игры. Сравнивать фигурки наложением.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.
12
Рисуем в окне.
Работать по правилам игры. Выполнять действия «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.
13
Все, каждый.
Работать по правилам. Применять общие информационные методы для решения задачи .
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах.
14
Помечаем галочкой.
Работать по правилам. Выполнять действие «пометь галочкой» в соответствии с правилами игры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах.
15
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач
Работать по правилам. Применять общие информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов).
16
Русские буквы и цифры. Правила техники безопасности.
Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах.
17-19
Проект «Фантастический зверь».
Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).
Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.
20
Цепочка: бусины в цепочке.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек.
21-22
Цепочка: следующий и предыдущий.
Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/предыдущий».
Работать в компьютерной адаптированной среде: достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/предыдущий».
23
Раньше, позже.
Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «раньше/позже».
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «раньше/позже».
24
Числовой ряд. Числовая линейка.
Строить и достраивать числовую линейку.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить и достраивать числовую линейку.
25
Одинаковые и разные цепочки.
Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными).
Работать в компьютерной адаптированной среде: Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными
26
Проект «Записная книжка».
Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса.
Работать в компьютерной адаптированной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки.
27
Мешок. Пустой мешок. Есть, нет.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков .Выделять, достраивать и строить мешок по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка»
28
Одинаковые и разные мешки. Правила техники безопасности.
Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки.
Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента, достраивать и строить одинаковые и разные мешки.
29-30
Таблица для мешка (одномерная).
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде таблиц.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде таблиц.
31-32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи.
33
Решение проектных задач.
Обрабатывать и анализировать информацию. Сопоставлять описание объекта и его изображение.
Работать в компьютерной адаптированной среде: сопоставлять описание объекта и его изображение.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п/п
тема
Количество часов
всего
теория
практика
1-2
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Истинные и ложные утверждения
1
1
2
3
Сколько всего областей.
0,5
0,5
1
4
Слово.
0,5
0,5
1
5
Имена.
0,5
0,5
1
6
Все разные.
0,5
0,5
1
7
Отсчитываем бусины от конца цепочки. Правила техники безопасности.
0,5
0,5
1
8
Если бусины нет. Если бусина не одна.
0,5
0,5
1
9
Алфавитная цепочка.
0,5
0,5
1
10-12
Раньше, позже.
1
2
3
13-14
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
1
2
15-16
Словарь. Правила техники безопасности.
1
1
2
17-18
Проект «Буквы и знаки в русском тексте»
1
1
2
19-20
Латинский алфавит.
1
1
2
21
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
0,5
0,5
1
22
Сложение мешков. Мощность мешков
0,5
0,5
1
23
Мешок бусин цепочки.
0,5
0,5
1
24-25
Разбиение мешка на части
1
1
2
26
После и перед
0,5
0,5
1
27-28
Таблица для мешка (двумерная). Правила техники безопасности.
1
1
2
29-30
Круговая цепочка. Календарь.
1
1
2
31-32
Вместимость. Переливание
1
1
2
33
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
0,5
0,5
1
34
Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».
0,5
0,5
1
всего
16,5
17,5
34
Содержание занятий 2 год обучения
теория
практика
1-2
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Истинные и ложные утверждения
Знакомство с кабинетом. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений
3
Сколько всего областей.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму.
Работать в компьютерной адаптированной среде: считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.
4
Слово.
Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять, строить и достраивать слово по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, строить и достраивать слово по описанию.
5
Имена.
Осваивать знаковую систему языка . Именовать объекты, использовать имена для указания объектов.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, строить и достраивать слово по описанию, именовать объекты, использовать имена для указания объектов.
6
Все разные.
Осваивать знаковую систему языка . Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена объектов.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, строить и достраивать слово по описанию, именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена объектов.
7
Отсчитываем бусины от конца цепочки. Правила техники безопасности.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, достраивать и строить цепочку по описанию.
8
Если бусины нет. Если бусина не одна.
Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
9
Алфавитная цепочка.
Осваивать знаково-символическую систему русского языка.
Работать в компьютерной адаптированной среде: работать в стандартном текстовом редакторе
10-12
Раньше, позже.
Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
13- 14
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
15-16
Словарь. Правила техники безопасности.
Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму.
Работать в компьютерной адаптированной среде: работать в стандартном текстовом редакторе, работать по алгоритму.
17-18
Проект «Буквы и знаки в русском тексте»
Осваивать знаково-символическую систему русского языка, анализировать систему букв и знаков русского языка .Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма.
Работать в компьютерной адаптированной среде: работать в стандартном текстовом редакторе
19-20
Латинский алфавит.
Знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать латинские буквы по алфавиту.
Работать в компьютерной адаптированной среде: работать в стандартном текстовом редакторе
21
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Работать по алгоритму в решении необязательных и трудных задач.
Работать в компьютерной адаптированной среде: работать в стандартном текстовом редакторе
22
Сложение мешков. Мощность мешка.
Строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков. Проводить классификацию объектов с использованием мешка.
Работать в компьютерной адаптированной среде: складывать мешки. Строить мешки по его двумерной признакам.
23
Мешок бусин цепочки.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков. Строить мешок бусин цепочки..
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков. Строить мешок бусин цепочки..
24-25
Разбиение мешка на части.
Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка.
Работать в компьютерной адаптированной среде: Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка.
26
После и перед
Знакомимся с понятиями, относящимися к взаимному расположению бусин в цепочке. Учимся указывать следующую и предыдущую.
Работать в компьютерной адаптированной среде.
27-28
Таблица для мешка (двумерная). Правила техники безопасности.
Строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.
Работать в компьютерной адаптированной среде: заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.
29-30
Круговая цепочка. Календарь.
Строить календарь на текущий год.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить календарь на текущий год.
31-32
Вместимость. Переливание.
Знакомимся с понятиями, относящимися к теме. Учимся правильно переливать из одной ёмкости в другую.
Работать в компьютерной адаптированной среде: учимся правильно переливать из одной ёмкости в другую.
33
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.
Работать в компьютерной адаптированной среде: Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.
34
Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».
Строить текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце.
Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать программу подготовки презентации – подготовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст, с использованием макета слайда. Набирать текст с клавиатуры.
Учебно-тематический план 3 год обучения
№ п/п
тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Длина цепочки.
0,5
0,5
1
2
Цепочка цепочек.
0,5
0,5
1
3
Таблица для мешка (по двум признакам)
0,5
0,5
1
4
Словарный порядок. Дефис и апостроф.
0,5
0,5
1
5-6
Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.
1
1
2
7-8
Уровень вершины дерева.
1
1
2
9-11
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. Правила техники безопасности.
2
1
3
12-13
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
1
1
2
14-15
Склеивание цепочек.
1
1
2
16-17
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
1
1
2
18-19
Путь дерева.
1
1
2
20-21
Все пути дерева.
1
1
2
22
Деревья потомков. Правила техники безопасности.
0,5
0,5
1
23-25
Робик. Конструкция повторения.
2
1
3
26-28
Склеивание мешков цепочек.
2
1
3
29-30
Таблица для склеивания мешков.
1
1
2
31-32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
1
2
33-34
Проект «Живая картина».
1
1
2
всего
18,5
15,5
34
Содержание занятий 3 год обучения
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Длина цепочки.
Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки.
Работать в компьютерной адаптированной среде: достраивать и строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки.
2
Цепочка цепочек
Строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию. Раскрашивать картинки и фигурки по правилу раскрашивания.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах
3
Таблица для мешка (по двум признакам)
Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
Работать в компьютерной адаптированной среде: заполнять двумерную таблицу для данного мешка.
4.
Словарный порядок. Дефис и апостроф.
Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово.
Работать в компьютерной адаптированной среде: Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф.
5-6.
Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.
7-8
Уровень вершины дерева.
Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева
. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.
9-11
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика. Правила техники безопасности
Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.
12-13
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой».
Работать в компьютерной адаптированной среде: Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой».
14-15
Склеивание цепочек.
Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну.
16-17
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.
Строить цепочки включающие понятия «перед каждой/после каждой». Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Строить цепочки по описанию .
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Строить цепочки по описанию .
18-19
Путь дерева.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «путь дерева».
Работать в компьютерной адаптированной среде: работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма.
20-21
Все пути дерева.
Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «путь дерева. Строить дерево по мешку его путей.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить дерево по мешку его путей.
22
Деревья потомков. Правила техники безопасности
Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.
Работать в компьютерной адаптированной среде строить дерево по мешку его путей.:
23-25
Робик. Конструкция повторения.
Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе, включающей конструкцию повторения.
26-28
Склеивание мешков цепочек.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания..
Работать в компьютерной адаптированной среде: выполнять операцию склеивания мешков цепочек.
29-30
Таблица для склеивания мешков.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы.
Работать в компьютерной адаптированной среде: выполнять операцию склеивания мешков цепочек, представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы.
31-32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек..
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить мешки цепочек по результату их склеивания. Моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек..
33-34
Проект «Живая картина».
Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов)..
Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.
Учебно-тематический план 4 год обучения
№ п/п
тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир. Крестики-нолики.
1.5
0.5
2
2
Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.
0,5
0,5
1
3-4
Игра камешки.
1
1
2
5
Игра ползунок.
0,5
0,5
1
6
Игра сим.
0,5
0,5
1
7-8
Проект «Мой доклад»
1
1
2
9
Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.
0,5
0,5
1
10-11
Выигрышные стратегии в игре камешки.
1
1
2
12
Дерево игры.
0,5
0,5
1
13
Исследуем позиции на дереве игры.
0,5
0,5
1
14-15
Проект «Стратегия победы»
1
1
2
16
Решение задач.
1
1
17
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
0,5
0,5
1
18-29
Проект «Наша сказка»
1
1
2
20-21
Дерево вычислений.
1
1
2
22-23
Робик. Цепочка выполнения программы.
1
1
2
24-25
Дерево выполнения программ.
1
1
2
26-27
Дерево всех вариантов.
1
1
2
28
Лингвистические задачи.
0,5
0,5
1
29-30
Шифрование.
1
1
2
31
Решение задач.
1
1
32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
0,5
0,5
1
33
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).
0,5
0,5
1
34
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть).
0,5
0,5
1
всего
18
16
34
Содержание занятий 4 год обучения
теория
практика
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир. Крестики-нолики.
Знакомство с кабинетом. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях.
Работать в группе. Давать формальное описание правил игры крестики-нолики с полной информацией Играть в игру с полной информацией. Представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.
Работать в компьютерной адаптированной среде: играть в игру крестики-нолики
2
Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игры: крестики-нолики. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки.
Работать в компьютерной адаптированной среде: играть в игру с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки.
3-4
Игра камешки.
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики. Играть в игру с полной информацией..
Работать в компьютерной адаптированной среде: играть в игру с полной информацией.
5
Игра ползунок
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки. Играть в игру с полной информацией..
Работать в компьютерной адаптированной среде: играть в игру с полной информацией.
6
Игра сим.
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки. Играть в игру с полной информацией.
Работать в компьютерной адаптированной среде: играть в игру с полной информацией.
7-8
Проект «Мой доклад»
Искать в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме.
Работать в компьютерной среде: искать в Интернете информацию на заданную тему. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стандартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирования и оформления доклада.
9
Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные.
Работать в компьютерной среде: строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева.
10-11
Выигрышные стратегии в игре камешки.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры.
Работать в компьютерной среде: строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки.
12
Дерево игры.
Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Работать в компьютерной среде: строить дерево игры и ветку из дерева игры.
13
Исследуем позиции на дереве игры.
Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Работать в компьютерной среде: строить выигрышную стратегию по дереву игры.
14-15
Проект «Стратегия победы»
Строить знаково-символические модели информационных процессов. Понимать причины успеха учебной деятельности.. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Работать в группе.
Работать в компьютерной среде: строить выигрышную стратегию по дереву игры.
16
Решение задач.
Строить знаково-символические модели информационных процессов. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
17
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
Работать в компьютерной среде: строить дерево игры и ветку из дерева игры, строить выигрышную стратегию по дереву игры.
18-19
Проект «Наша сказка»
Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).
Работать в компьютерной адаптированной среде: Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя.
20-21
Дерево вычислений.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели информационных процессов.
22-23
Робик. Цепочка выполнения программы.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения .
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели информационных процессов.
24-25
Дерево выполнения программ.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели информационных процессов.
26-27
Дерево всех вариантов.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели информационных процессов.
28
Лингвистические задачи.
Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели языковых информационных процессов.
29-30
Шифрование.
Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму.
Работать в компьютерной адаптированной среде: шифровать и расшифровывать сообщения.
31
Решение задач.
Представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.
32
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
Представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения. Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов.
Работать в компьютерной адаптированной среде: строить знаково-символические модели языковых информационных процессов. Шифровать и расшифровывать сообщения.
33
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).
Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.
34
Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть).
.
Работать в компьютерной адаптированной среде: оформлять результаты наблюдений в виде итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графическим сопровождением.
Материально-техническое обеспечение
Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения курса – компьютерного или бескомпьютерного. При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:
Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и проч.
Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.
При выборе компьютерного варианта изучения курса, кроме перечисленных выше должны выполняться следующие требования:
Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.
В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).
Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.
В учебном классе должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.
Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.
Список литературы
Список литературы для учителя
1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
2.Занимательные задачи по информатике / сост. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г.
Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2007.
3.Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / сост. Т.А. Рудченко. А.Л. Семенов – М.: Просвещение, 2013.
4. Материалы для внеклассной работы по информатике / сост. Д.М.
Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2008 г. (Библиотечка «Первое
сентября», серия «Информатика», Вып. 19).
5.Методическое пособие для учителя к 1 части курса («Информатика 1») http://www.int-edu.ru/files/3905.pdf