Конспект урока информатики на тему Язык программирования Паскаль. Основные определения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: Язык программирования Паскаль. Основные определения.

Класс 10.

Цели:

  • Обучающая: формирование представления о структуре программы на языке программирования Паскаль, изучение среды программирования Pascal ABC.

  • Развивающая: совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.

  • Воспитательная: привитие студентам аккуратности при составлении алгоритмов и программ в тетради.

Задачи:

  • Повторить основные понятия темы «Алгоритмизация».

  • Разобрать пункты меню среды программирования Pascal ABC.

  • Изучить структуру программы.

  • Закрепить понятие структуры программы путем написания простейшей программы на языке программирования Паскаль.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ведущий метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Основные средства обучения: презентация  по теме урока, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Актуализация знаний, постановка цели урока

Сегодня на уроке мы изучим, основные операторы и ознакомимся с правилами программирования на языке Pascal.

4. Изучение нового материала

- История . Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах швейцарским профессором Николасом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г), который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа. Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами.

Позднее фирма Borland International (США) разработала систему программирования Турбо Паскаль для персональных компьютеров, которая вышла за рамки учебных целей и стала использоваться для научных и производственных целей. В Турбо Паскаль были внесены некоторые изменения к базовому стандарту Паскаля. Со временем язык развивался. Начиная с версии 5.5 в Турбо Паскаль вводятся средства поддержки объектно - ориентированного программирования. В дальнейшем это привело к созданию Object Pascal. В начале 1990-х годов объединение элементов языка с визуальной технологией программирования привело к созданию языка программирования Delphi. Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Эта система призвана осуществить плавный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.

- Элементы экрана и назначение пунктов меню

Рабочее окно Pascal ABC содержит уже  знакомые нам элементы: [pic]

это Строка заголовка окна, кнопки: Свернуть, Развернуть на весь экран, Закрыть. Ниже находится Строка меню, затем Панель инструментов.
Под панелью инструментов находится  
Вкладка, т.е. та программа, которая сейчас открыта и Рабочее окно программы, т.е. окно в котором непосредственно будем набирать текст программы. По обе стороны от окна находятся Полосы прокрутки, которыми пользуются, если текст программы не вмешается в рабочее окно. Внизу экрана находится Строка состояния, показывающая на какой позиции стоит курсор: Строка 3, Столбец 4


Для того чтобы лучше ориентироваться в среде программирования Pascal ABC, разберем основные пункты меню.
Первый пункт меню 
Файл. Как и других приложениях Windows мы видим пункт меню 

Новый (создаем новую программу),

Открыть (открываем ранее сохраненную программу), 

Сохранить (можем сохранить программу с расширением pas),

Сохранить все (используется, если нужно сохранить несколько открытых программ), 

Печать, Настройка страницыВыход (выйти из программы).


Следующий пункт меню 
Правка. Здесь находятся команды для работы с текстом программы. Можно отменить действие, восстановить действие, вырезать, копировать, вставить, найти, заменить, найти далее (необходимо показать учащимся: выделить часть программы, скопировать, вставить). 
Следующий пункт меню 
Вид. В этом пункте можно включить/выключить окна выполнения программы, окна отладки и др. Для этого нажимаем на соответствующую команду и видим, что появилось окно выполнения программы. Эти понятия для Вас являются новыми, и в процессе дальнейшего изучения Паскаля Вы познакомитесь с ними более подробно.
В пункте меню 
Программа можно начать выполнение программы. Обратите внимание на комбинации горячих клавиш. Запишите в тетрадях: выполнение программы: Программа – Выполнить, или F9 или на Панели инструментов нажать [pic] . Завершение выполнения программы: Программа – Завершить, или Ctrl+F2 или на Панели инструментов нажать  [pic]
Выполнить программу по шагам. Если допущена ошибка в программе или необходимо проверить часть программы, вы выполняете её по шагам, т.е. нажимаете F7, и каждое нажатие этой клавиши соответствует выполнению одной конкретной команды. Следующий пункт 
Добавить выражение: нажимаем, вписываем выражение и оно появляется в окне отладки.
Следующий пункт 
Сервис. В программе Pascal ABC есть встроенные задачи, чтобы просмотреть их содержимое необходимо выбрать пункт Просмотреть задание. Выбираем тему, задание, нажимаем просмотр и по условию мы можем составить программу, а программа Pascal ABC проверит правильность выполнения задания. 
В пункте меню 
Помощь находится встроенный электронный учебник.
На Панели инструментов находятся кнопки, которые наиболее часто используются.

- Структура программы 

Структура программы в Паскале имеет вид:

Program Имя программы;

Uses Подключаемые библиотеки (модули);

Label Список меток основной программы;

Const Введение констант;

Type Описание новых типов;

Var Описание переменных;

Определение процедур;

Определение функций;

Begin

Тело основной программы;

End.

Подчеркнуты служебные слова, обозначающие начало блока.

Program – блок описания заголовка программы в Паскале имеет декоративное значение и может отсутствовать.

Uses – в Паскале вспомогательные готовые программы собранные в библиотеки (модули). Например, процедуры рисования точек, линий, окружностей на экране содержатся в модуле graph. Модули объявляются в этом блоке. Если подключать библиотеки не нужно, блок отсутствует.

Label – блок описания меток, содержит их имена перечисленные через запятую. Метки используются для организации переходов в программе. Если метки не нужны, блок отсутствует.

Const – блок описания простых и типизированных констант. Может отсутствовать.

Type - блок описания типов программиста. Может отсутствовать.

Var - блок описания переменных с указанием типа. Может встречаться в программе несколько раз для организации глобальных и локальных переменных (т.е. до описания процедур и функций, в них, и после них).

Определение процедур и функций – способ оформления вспомогательных алгоритмов, о которых будем говорить отдельно.

Begin-end. – служебные слова, обрамляющие тело основной программы, где находятся операторы, которые машина выполняет. Таким образом, Begin-начинает исполняемую часть программы, а end. –ее завершает.

Замечание: в любом месте программы могут находиться комментарии, заключенные в фигурные скобки {...} или (*...*).

- Константы и переменные 

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться.

Вводятся в блоке const:

const

a=5;

b=1E-3/a;

c=’значение неизвестно’;

В общем виде описание простой константы делается так: имя константы = выражение; Где в выражениях могут быть использованы: числа или набор символов в апострофах, математические операции, операции отношения и логические операции, функции abs(x), round(x),trunc(x), chr(x), ord(x), pred(x), succ(x) и другие.

Тип константы не указывается, но определяется автоматически при компиляции: значения выражений сразу же вычисляются, а в последующем только подставляются вместо имен.

 Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Имеют имя, тип и значение. Имя переменной – должно начинаться с буквы, может содержать: буквы латинского алфавита, цифры, знак подчеркивания. Длина имени – до 126 символов. Примеры: A, A1, A12, Fam_Imja. Тип переменной – должен быть обязательно определён в блоке описания переменных VAR. Значением переменной является константа того же типа.

5. Закрепление изученного материала

Задание. Запустить программу PascalABC. Набрать основные служебные слова.

На следующем уроке мы изучим другие служебные слова и операторы и уже сможем запускать работу программы.

6. Подведение итогов урока (выставление оценок).

7Домашнее задание