Урок информатики с использованием ТРИЗ-технологий 9-м классе Применение графических редакторов в проектной деятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок информатики с использованием ТРИЗ-технологий 9-м классе "Применение графических редакторов в проектной деятельности"

Колесникова Дарья Борисовна, учитель информатики

Тип урока: Урок комплексного использования знаний.

Цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление их переноса в новые условия. Провести анализ использования графического редактора Paint или графических возможностей текстового процессора Word, выяснить преимущества и недостатки, оценить целесообразность методов создания графических изображений

Задачи урока:

Систематизация и обобщение знаний по теме “Работа с графическими редакторами”, изучение методов построения паркетов.

Развитие логического и пространственного мышления, умения самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умения говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности

Форма работы: групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, компьютер, экран, раздаточный материал.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа. Содержание деятельности учителя. Условия получения положительного результата.

Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока. Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку.


Работа сегодня осуществляется без тетрадей. Материалы урока вы можете отправить на свою электронную почту.


Повторение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе

И как обычно наш урок начинается с повторения правил техники безопасности, которые всегда можно на ваших рабочих местах, но сегодня эти правила представим в творческой форме.

Закрепление полученных ранее знаний (устная работа)

1) Что такое графические редакторы?

это инструменты, с помощью которых художник создает и редактирует изображения на компьютере

2) Принципами представления изображения в компьютерной графике являются

растровый и векторный

3) В чем достоинства растровой графики?

Эффективно представляет изображения фотографического качества и легко распечатывает их на принтере

4) Назовите основные области применения компьютерной графики

Художественная, рекламная, научная, конструкторская и другие

5) Из каких объектов строятся изображения в векторной графике? Как они называются?

прямые линии, дуги, окружности, прямоугольники , эллипсы, области одного или нескольких цветов (примитивы)

6) Назовите программы, в которых вы умеете работать с графикой, необходимые для создания проекта?



II. Изучение нового материала.

А проектом нашей работы сегодня на уроке будет построение паркетов.

Паркетом называют заполнение плоскости одинаковыми фигурами (элементами паркета), которые не перекрывают друг друга и не оставляют на плоскости пустого пространства

Паркет называется правильным, если он состоит из правильных многоугольников, и вокруг каждой вершины правильные многоугольники расположены одним и тем же способом.

Паркетами покрывают полы в домах, украшают стены комнат и зданий. Каждому из нас хочется, чтобы было не только прочно, но оригинально и красиво, поэтому без многоугольников ни один дизайнер не обойдется, ни один человек, который собирается сделать ремонт.

С паркетами мы встречаемся в повседневной жизни. Тетрадный лист в клеточку представляет собой простейший паркет. Элементом паркета здесь является квадрат.

Простейшие паркеты были открыты пифагорейцами около 2500 лет тому назад

А на данном слайде отражено главное условие, необходимое для построения паркетов:

Сумма углов многоугольников в узле паркета должна равняться 360 º

Придуманы паркеты, у которых несколько элементов образуют фигуру, подобную элементу паркета.

При этом используются различные правила переноса фигур: поворот, осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос

Сегодня, вы не ученики а творческая мастерская дизайнеров. И перед нами ставится задача создать оригинальный паркет, значит будем использовать ТРИЗ – технологии, познакомимся, что это такое.

ТРИЗ теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.



ТРИЗ – технологии:

Постановка задачи

Поиск подобной задачи в базе стандартных задач

Разбиение поставленной задачи на стандартные

Решение данной задачи посредством решения стандартных задач, на которые она разбита

Внесение решенной задачи в базу стандартных задач



А в нашу дизайнерскую мастерскую уже поступили заказы, а значит пришло время проявить нашу фантазию. Работа сегодня делится на компьютерную и ручную, поэтому предлагаю занять места и приступить к выполнению заданий

Итак, задача поставлена. Встречалась ли нам до этого момента такая задача, можем ли мы ее назвать стандартной?

Нет.

Значит, приступаем ко второму этапу: разбиваем задачу на стандартные задачи и ищем их решение в банке стандартных задач.

1. В задании указаны элементы паркета

2. Заполните этим элементом всю плоскость по образцу

Алгоритмы построения паркета.

Алгоритм № 1.

1. Рисуем выбранный многоугольник.

2. Копируем.

3. Полученную копию передвигаем с помощью мышки так, чтобы исходный многоугольник и его копия соприкасались сторонами.

Если необходимо, то отражаем на определенный угол правильный многоугольник относительно стороны соприкосновения.

Алгоритм № 2.

1. Выделить многоугольник (с помощью инструмента выделения).

2. Выбрать на панели меню команду «Рисунок».

3. Отразить/повернуть.

4. Задать величину угла поворота.

Можно использовать различные цвета заливки, в результате получаются очень красивые разноцветные паркеты.

Физминутка

Давайте посмотрим какие паркеты у нас получились (вывести на экран работы учащихся)

Опрос в каких средах осуществлялось построение

А теперь приступим к выполнению упражнений представленных на экране

-Ребята, вам понравилась работать по данной теме?

-Да

Если вы желаете расширить свои знания по данной теме, можно также воспользоваться ресурсами сети интернет и возможно даже получить нобелевскую премию, как

Константин Новоселов и Андрей Гейм, В2010 г. им была присуждена Нобелевская премия по за открытие и исследование свойств графена, молекулы которого расположены в вершинах паркета из правильных шестиугольников.

Графен - это одна из форм углерода, кристаллическая решетка которого

имеет толщину всего в один атом

Паркетам посвящены несколько картин голландского художника Мариуса Эшера (1898-1972).

В этом году вы заканчиваете 9 класс и перед вами возникает вопрос куда поступить и какую профессию получить. А получить профессию дизайнера можно в

- Московском государственном университете технологий и управления им. Г. Разумовского

- Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Строганова

- Дальневосточном федеральномуниверситете

- Тихоокеанском государственном университете

- Хабаровской государственной академии экономики и права

Материалы урока вы можете отправить себе по электронной почте

Домашнее задание для вас размешено на сайте Дневник.ру и на слайде

  1. Подготовить проект применения полученных знаний на уроке в реальной жизни. Тему проекта выбрать самостоятельно. Презентация проекта на школьном этапе НПК.

  2. Повторить теорию по графическим редакторам. Придумать и изобразить собственный паркет



  1. Подведение итогов.

Дидактическая задача этапа. Содержание деятельности учителя. Условия получения положительного результата.

Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках. Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности.

И в конце урока вы должны оценить себя, поставьте их в листе оценок

И теперь у Вас есть несколько минут, чтобы обсудить как было легче работать: на ПК или вручную?



Список литературы:

1. Масленикова О.Н. Проектная деятельность с использованием информационных технологий. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие / О.Н. Масленикова.- М.: Дрофа, 2012

2. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов компьютер помогает геометрии, М.: Дрофа, 2010

3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2005г

4. [link]

5. www.trizway.com

. [pic]