Урок планирование по информатике на тему Условный оператор (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по информатике 8 класс.

Тема: Условный оператор.

Цель: познакомиться с условным оператором; научиться составлять программы и блок-схемы с использованием условного оператора.

План урока:

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Теоретическая часть.

IV. Практическая часть

V. Д/з.

VI. Вопросы учеников.

VII. Итог урока.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Добрый день! Давайте улыбнемся друг другу и с положительными эмоциями начнем наш с вами урок. Для начала хочу Вас ознакомить с листами оценивания. За каждое задание Вы будете ставить баллы соответствующие Вашим правильным ответам. На листе оценивания подпишите свою фамилию и имя.

II. Проверка домашнего задания.

А сейчас давайте приступи к работе и выполним с Вами тест материал которого мы с Вами проходили на прошлом уроке. Тест состоит из 10 вопросов. Вам дается 7 минут в течении которого Вы должны будете ответить на него. Приступаем к работе.

ТЕСТ «Основы языка Pascal»

  1. Язык программирования Pascal создал:

    1. Н. Вирт

    2. Б. Паскаль

    3. М. Фортран

    4. Правильных ответов нет

  2. Оператор присваивания имеет вид:

    1. =

    2. :=

    3. =:

    4. Верного ответа нет

  3. раздел VAR служит

    1. Для описания используемых переменных

    2. Для описания величин

    3. Для описания выражений

    4. Верного ответа нет

  4. Переменные – это:

    1. величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы

    2. величины, которые не могут менять своего значения в процессе выполнения программы

    3. обозначают строки программы, на которые передается управление во время выполнение программы

    4. Верного ответа нет

5. Раздел операторов начинается служебным словом:

  1. VAR

  2. INTEGER

  3. BEGIN

  4. Верного ответа нет

6. Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора:

  1. WRITE, WRITELN

  2. READ, READLN

  3. PROGRAM

  4. Верного ответа нет

7. Вывод данных на экран осуществляется с помощью оператора:

  1. WRITE, WRITELN

  2. READ, READLN

  3. PROGRAM

  4. Верного ответа нет

8. Простейшая ("пустая") программа на Паскале будет выглядеть следующим образом:

  1. program p;

begin

end.

  1. Program: p;

Begin;

end.

  1. Program; p;

Begin.

end.

  1. Верного ответа нет.

9. Оператор End - это:

  1. оператор присваивания

  2. завершения программы

  3. описания типа данных

  4. верного ответа нет

10. Какая запись верна?

  1. Program zadacha

  2. Programm zadacha

  3. Program zadacha;

  4. Верного ответа нет

Время истекло, давайте проверим Ваши ответы теста.


III. Теоретическая часть.

Мы должны сегодня усвоить понятие условный оператор в паскале, научиться составлять программы и блок-схемы с использованием условного оператора. Этим вы разовьете логическое и аналитическое мышление.

Мы с Вами знаем что алгорит выполняется в строгой последовательности. А как же быть, если в задаче стоит какое-либо условие? Для этого в программировании и существует условный оператор IF. Итак, условный оператор IF используется, при существовании условия и в зависимости от его выполнения или невыполнения осуществляются те или иные команды.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите блок-схему, отображающую условный оператор.

[pic]

IF условие THEN <операторы1> ELSE <операторы 2>

Давайте рассмотрим его на примере

  1. Задача: Если температура воздуха больше 0, то в ответе появится сообщение: «вода не замерзла»; в противном случае ответ будет другим: «вода замерзла».



Да Нет











Как расписывается условие в блок- схеме понятно, давайте продолжим и теперь увидим как расписывается условие на языке программирования в Паскале.


Как обычно наш Паскаль начинается со служного слова Program, затем мы называем нашу программу zadacha после чего обязательным элементом является ;

На следующей строчке нам надо указать что типом в этой задаче является переменная и наша переменная имеет целое число. var t: integer; Следующим шагом у нас с вами является служебная команда которая показывает нам что мы начинаем приступаем к работе это begin. после знаки у нас не ставятся. Далее нам нужно с ввести температуру свою, но до этого нам нам надо, чтобы на экран нам вывел сообщение 'ВВедите температуру' . Для этого мы вводим оператор ввода writeln ('ВВедите температуру');, в конце чего ставится обязательный элемент ; После того как оператор с экрана, т.е. writeln ввел сообщение, нам осталось ввести число, т.е. саму переменную, которую будем вводить с помощью клавиатуры после внесения условия задачи.это оператор readln (t); Мы знаем, что в данном операторе в скобочках ковычи не ставятся. Теперь у нас осталось расписать условие if t > 0 then writeln ('вода не замерзла'). В противном случае else и запомните после ELSE ; не ставится, если if t < 0 then writeln ('вода замерзла');

Program zadacha;

var t: integer;

begin

writeln ('ВВедите температуру');

readln (t);

if t > 0 then writeln ('вода не замерзла')

else

if t < 0 then writeln ('вода замерзла');

end.



Давайте разберем еще одну задачку

  1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.




Да Нет











Program zadacha;

var N: integer;

begin

writeln ('Дано целое число');

readln (N);

if N > 0 then N:= N+1

else N:=N-2; writeln ('результат:',N);

end.



IV. Практическая часть. Решение задач.

  • Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.

  • Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 3; если отрицательным, то вычесть из него 2. Вывести полученное число.


V. Д/з. выучить конспект, решить задачу Составить программу, которая бы выводила сообщение «Вы – очень дружный класс!», если вводимое вами количество участников трудового десанта не меньше 25. В противном случае: «Вам необходима помощь!»


VI. Итог урока. Выставление оценок.