-выполнение практических заданий («Пейзаж», «Космос», «Samba», «Пиратская карта», «Выпуклые кнопки для Интернет», «Создание рекламы», «Создание эффектной рамки», «Машина в движении», «Создание шаржей», «Ретуширование фотографий», «Медведь на пляже», практическая работы «Разработка обложки буклета», «Рекламная листовка».
-зачеты («Реклама часов»).
Образовательные форматы
-лекции
-беседы
-лабораторные работы
-практические работы
-видеоуроки
-конкурсы работ учащихся (выставка).
Техническая платформа
Реализация предмета требует наличия учебного кабинета «Информационные технологии». Кабинет должен включать следующее оборудование:
персональные компьютеры с программным обеспечением.
центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками, содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение.
принтер цветной;
сканер;
наборы съемных носителей информации;
мультимедийный проектор,
интерактивная доска.
Занятия по учебному предмету «Компьютерная графика и дизайн» предполагают наличие Инструкции по технике безопасности и разработанные Правила поведения в компьютерном классе для учащихся.
Обеспечение образовательного процесса программно-методической документацией.
операционная система;
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
браузер (в составе операционных систем);
мультимедия проигрыватель (в составе операционной системы или др);
антивирусная программа;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, звуковой редактор.
редактор Web-страниц;
редактор растровой графики Adobe Photoshop, редакторы векторной графики Inkscape, Corel Draw.
Содержание по тематическим модулям
Образовательная программа «Компьютерная графика и дизайн» состоит из 1 модуля «Компьютерная графика и дизайн».
Данный модуль не требуют начальных знаний работы с компьютером. Многие компьютерные понятия вводятся во время выполнения практических работ, по мере возникновения необходимости их использования. Основное внимание в модуле уделяется созданию рисунков, иллюстраций, редактированию изображений, построению презентаций.
Модуль 1: «Компьютерная графика и дизайн»
Образовательная задача модуля:
Сформировать у учащихся научное представление об особенностях и возможностях компьютерной графики. Научить грамотно и аккуратно применять полученные знания и навыки работы с информационными технологиями и компьютерной графикой.
Учебные задачи модуля:
дать понятия принципов построения и хранения изображений на компьютере;
изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
рассмотреть применение основ компьютерной графики в программе фотошоп;
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ; научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
Тематические рабочие группы и форматы:
При проведении занятия в группе излагается материал понятный и доступный всей группе. Затем демонстрируется порядок выполнения работы, выделяются этапы, в беседе устанавливается связь нового материала с изученным ранее, формируется системность излагаемой информации. Материал в печатном, электронном или сетевом варианте сопровождает лекции или беседы.
Соревновательный элемент обучения
Каждый участник студии формирует папку своих творческих работ, которые он выполняет во время изучения курса. Данные папки с разрешения автора доступны для просмотра другим участникам студии, что дает возможность ознакомиться с новыми элементами, которые применяют учащиеся, определить свой уровень, обсудить с товарищами и педагогом свои и чужие работы, применяемые в них методы и возможности.
Элемент взаимопомощи, взаимообучения
Если участник группы хорошо усвоил очередную тему модуля, а другой участник группу отстал в изучении этой темы, то организуется временная группа (пара) взаимопомощи. Такой подход положительно влияет на всех участников временной группы. «Педагог» при объяснении вынужден более глубоко и точно проработать излагаемый материал и ответить на вопросы «учащегося», а «учащийся» устраняет пробелы в изучаемой теме. При необходимости к временной группе присоединяется педагог или другие участники студии, чтобы разобрать все возникающие вопросы.
Конкурсы работ
По некоторым темам курса объявляются внутристудийные конкурсы. Например, участникам дается несколько графических элементов, фотографий, и предлагается используя возможности Photoshopa получить мини-проект по определенной теме. Проекты оцениваются участниками студии, педагогом, определяется победитель. Конкурс работ учащихся (коллажи) является итоговой работой модуля.
Программа модуля
Образовательная форма
Форма проведения
Тема
Кол-во часов
Раздел 1. Вводное занятие
Групповая работа
Беседа
Изучение инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.
2
Раздел 2. Основы изображения
Групповая работа
Лекция
Методы представления графических изображений.
Групповая работа
Лекция
Цвет в компьютерной графике.
Групповая работа
Лекция
Форматы графических файлов.
Раздел 3. Редактор векторной графики Corel Draw.
Групповая работа
Лекция
Введение в программу.
Групповая работа
Лекция
Рабочее окно программы Corel Draw.
Групповая работа.
Общая дискуссия.
Лекция, мультимедийная демонстрация на интерактивной доске
Основы работы с объектами.
Групповая работа
Лекция
Закраска рисунков.
Групповая работа
Лекция
Вспомогательные режимы работы.
Групповая работа
Практика
Создание рисунков из кривых.
Групповая работа
Практика
Методы упорядочения и объединения объектов.
Групповая работа
Практика
Эффект объема.
Групповая работа
Практика
Перетекание.
Групповая работа
Лекция
Работа с текстом.
Групповая работа
Лекция
Сохранение и загрузка изображений в Corel Draw.
Групповая работа
Общая дискуссия
Лекция, мультимедийная демонстрация на интерактивной доске
Монтаж и улучшение изображений.
Раздел 4. Редактор векторной графики Inkscape.
Групповая работа.
Общая дискуссия.
Лекция, мультимедийная демонстрация на интерактивной доске
Интерфейс Inkscape.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Рисование геометрических примитивов и контуров в редакторе Inkscape.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Применение заливки и штриха.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Работа с текстом и расположение объектов.
Раздел 5. Редактор растровой графики Adobe PhotoShop.
Групповая работа
Лекция
Рабочее окно программы Adobe PhotoShop.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Выделение областей.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Маски и каналы.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Коллаж. Основы работы со слоями.
Групповая работа.
Общая дискуссия.
Лекция, мультимедийная демонстрация на интерактивной доске
Рисование и раскрашивание.
Групповая работа.
Общая дискуссия.
Лекция.
Тоновая коррекция.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Цветовая коррекция.
Работа тематических групп
Лекция, практическая работа
Работа с контурами.
Раздел 6. Воспитательные мероприятия.
2
Раздел 7. Аттестация.
2
Раздел 8. Итоговое занятие.
2
Итого
Перечень информационно-методических материалов, необходимые учащимся для успешной работы над заданиями модуля:
1 Теоретический материал по курсу «Компьютерная графика и дизайн».
Методические рекомендации по компьютерной графике;
Презентационные образцы дидактических материалов Adobe Photoshop, Corel Draw, Inkscape.
Конспект занятий.
Сборник задач и упражнений.
Терминологический словарь.
Рабочая тетрадь.
Перечень специального оборудования, необходимого учащимся для успешной работы над заданиями модуля:
компьютерный класс с компьютерами, сканер, принтер А4, интерактивная доска, проектор.
Список литературы.
Литература и электронные ресурсы для учащихся:
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Разработанный лабораторный практикум составителем программы дополнительного образования детей «Компьютерная графика».
Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:
Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри, 1997.
Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.
Тайц А.М., Тайц А.А. Adobe PhotoShop . - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Кларк Т.М. Фильтры для PhotoShop. Спецэффекты и дизайн. - М.; СПб.; Киев: Диалектика, 1999.
Тайц А.М., Тапц А.А. Corel Draw 11.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Петров В.Л. CorelDRAW 9. Руководство пользователя с примерами. ЛБЗ - БИНОМ. 2000.
Приложение №1
Тестовые задания
Тест по теме: «Общие сведения о CorelDraw»
I. Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой:
-
1. Представление графической информации в виде набора точек называется
а) программа для создания и редактирования изображений, основывающая на принципах векторной графики
2. CorelDraw – это
б) построения фигуры от центральной точки в стороны
3. Open Graphic означает
в) просмотр
4. Инструмент [pic] означает
г) сектор, дугу
5. При рисовании прямоугольников клавиша Shift используется для
д) представления фигуры в виде правильного квадрата
6. Команда View из строки меню означает
е) многоугольник
7. С помощью инструмента
[pic] можно создать
ж) управление
з) открыть документ
и) растровым
к) спираль, диаграммную сетку
II. Найдите наиболее подходящий вариант:
Основными элементами окна CorelDraw являются: а) Строка заголовка, строка меню
б) Стандартная панель инструментов
в) Панель атрибутов, линейка
г) Палитра цветов
д) Все перечисленное
3. Инструмент [pic] означает
а) Форму
б) Выбор
в) Кривую
г) Контур
д) Заливку
Команда Edit из строки меню означает
а) Компоновка
б) Просмотр
в) Управление
г) Редактирование
д) Точечные изображения
4. Фрактальная графика основана
а) На математических вычислениях
б) Представлении информации в виде пикселей
в) Построении геометрических объектов
г) На преобразовании текста
д) Использовании коллекции Clipart
III. Дополнить:
Клавиша Ctrl используется для __________________________________
Содержание Контекстное меню находится в зависимости ____________________________
Панель графики содержит ________________________ для создания объектов, позволяющих составить графическое произведение.
Ответы для преподавателя:
I. Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой:
- 1
2
3
4
5
6
7
и
а
з
е
б
в
г
II. Найдите наиболее подходящий вариант:
- 1
2
3
4
д
г
в
а
III. Дополнить:
Клавиша Ctrl используется для автоматического выравнивания фигур (квадрата, круга)
Содержание Контекстное меню находится в зависимости от активного в данный момент инструмента
3. Панель графики содержит все инструменты для создания объектов, позволяющих составить графическое произведение
Приложение № 2
Тест на тему: «Общие сведения о Corel Draw»
Напишите основные элементы окна Corel Draw согласно номерам.
Их назначение.
[pic]
Рис.2
II. Напишите название и назначение основных инструментов на панели графики согласно номерам:
[pic]
1
3
5
7
9
11
13
2
4
6
8
10
12
Рис.3
III. Напишите назначение основных вкладок диалогового окна Format Text:
[pic]
Рис. 4
IV. Закончите предложение:
1. Клавиша Ctrl используется для __________________________________
2. Клавиша Shift при рисовании прямоугольника позволяет_____________
3. Для набора заголовочного текста нужно___________________________
4. Буфер обмена используется для __________________________________
V. Напишите назначение всех вариантов начала работы Corel Draw:
[pic]
Рис. 5
Ответы для преподавателя:
Напишите основные элементы окна Corel Draw согласно номерам.
Их назначение.
[pic]
Рис. 6
Напишите название и назначение основных инструментов на панели графики согласно номерам:
[pic]
1
3
5
7
9
11
13
2
4
6
8
10
12
Рис.7
1. Выбор 4. Кривая
7. Многоугольник
10. Настройка прозрачности
2. Форма
5. Прямоугольник
8. Текст
11. Настройка эффектов
3. Масштаб
6. Эллипс
9 Интерактивная заливка
12. Контур 13. Заливка
III. Напишите назначение основных вкладок диалогового окна Format Text:
[pic]
Рис. 8
Font – шрифт
Aling - выравнивание абзаца
Spase - установка интервалов
Tabs – табуляция
Frames and Columns – рамки и колонки
Effects – установка маркеров абзацев
IV. Закончите предложение:
1. Клавиша Ctrl используется для рисования правильных фигур. Клавиша Shift при рисовании прямоугольника позволяет строить его от центральной точки в стороны
3. Для набора заголовочного текста нужно включить инструмент TEXT (ТЕКСТ)
4. Буфер обмена используется для хранения перемещаемой информации
V. Напишите назначение всех вариантов начала работы Corel Draw
[pic]
Рис.9
New Graphic – новый документ
Open Last Edited – открыть документ, редактировавшийся последним
Open Graphic - открыть документ
Template – шаблон
Corel TUTOR – обучающая программа
What’s NEW? – Что нового
Приложение № 3
Question 1
Баллов: 1
Можно ли автоматически выровнять несколько объектов вдоль вертикальной или горизонтальной оси?
Выберите один ответ.
a. Нет, выровнять объекты можно только перетаскивая их мышью
b. Да, с помощью команды «Выровнять и расставить» в меню «Объект»
Question 2
Баллов: 1
Как можно быстро создать множество копий объектов?
Выберите один ответ.
a. Использовать команду «Размножить объект» в главном меню b. Перемещать объект мышью при нажатой клавише Ctrl
c. При перемещении объекта мышью нажимать клавишу Пробел
d. Использовать кнопку «Размножить объект» на панели инструментов
Question 3
Баллов: 1
Какой формат файлов используется программой Inkscape ?
Выберите один ответ.
a. SVG
b. DOC
c. JPEG
d. PSD
Question 4
Баллов: 4
Какие операции с фигурами можно выполнять в Inkscape?
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Изменять размер объекта
b. Перемещать объект
c. Поворачивать объект
d. Перекашивать объект
Question 5
Баллов: 1
Как преобразовать объект «звезда» в контур?
Выберите один ответ.
a. Создать новый контур, скопировать его в буфер обмена, затем выделить звезду и выполнить команду «Вставить стиль» в меню «Правка»
b. Вырезать объект, затем воспользоваться командой «Вставить как контур» в меню «Правка»
c. Выделить объект и воспользоваться командой «Оконтурить объект» в меню «Контур»
Question 6
Баллов: 1
Инструмент Пипетка позволяет:
Выберите один ответ.
a. Выбрать стиль обводки текущего объекта
b. Скопировать цвет произвольной части холста на выделенный объект
c. Скопировать цвет произвольной области в буфер обмена
d. Определить размер выбранного объекта
Question 7
Баллов: 1
Какой командой можно скопировать заливку, обводку и параметры шрифта одного объекта на другой?
Выберите один ответ.
a. Вставить стиль
b. Вставить вид
c. Вставить оформление
Question 8
Баллов: 1
Для заливки объектов можно использовать следующие типы градиентов:
Выберите один ответ.
a. Линейный и нелинейный
b. Линейный и радиальный
c. Сплошной и дискретный
d. Прямой и обратный
Question 9
Баллов: 1
Можно ли использовать колёсико мыши для перемещения по холсту в горизонтальном направлении?
Выберите один ответ.
a. Да, если удерживать при этом нажатой клавишу Shift
. Да, если не нажимать при этом никаких клавиш
c. Нет, колёсико мыши можно использовать только для прокрутки холста в вертикальном направлении
d. Нет, для перемещения по холсту можно использовать только полосы прокрутки
Question 10
Баллов: 1
Узлы контура могут быть:
Выберите один ответ.
a. Острыми, прямыми и тупыми
b. Острыми, тупыми и сглаженными
c. Острыми, сглаженными, прямыми и симметричными
d. Острыми, сглаженными и симметричными
Question 11
Баллов: 1
Что означает термин z-порядок?
Выберите один ответ.
a. Z-порядок определяет порядок создания объектов
b. Последовательность операций, выполнявшихся для данного объекта
c. Z-порядок определяет, какие объекты находятся выше, перекрывая собой те, которые находятся ниже
d. Порядок расположения объектов по горизонтали
Question 12
Баллов: 1
В какой части окна Inkscape отображаются параметры выбранного инструмента?
Выберите один ответ.
a. В строке состояния
b. На холсте
c. В панели настроек инструмента
d. На панели ин
Приложение №4
[pic]
Тест. Adobe Photoshop
[pic]
2
3
4
1. Графика, представляемая в памяти компьютера в виде совокупности точек, называется: 1) Растровой.
2) Векторной.
3) Трехмерной.
4) Фрактальной.
2
3
4
2. Качество растрового изображения оценивается: 1) Количество пикселей.
2) Количество пикселей на дюйм изображения.
3) Размером изображения.
4) Количеством бит в сохраненном изображении.
3. Элементарным объектов растровой графики является:
2
3
4
1) То, что рисуется одним инструментом. 2) Пиксель.
3) Символ.
4) Примитив.
4. Выберите из предложенного списка расширения графических файлов.
А) .doc
2
3
4
Б) .gif В) . jpg
Г) .exe
Д) .bmp
Е) .bak 1) А В Д 2) Б В Г 3) Б В Д 4) В Д Е
5. Для чего необходима палитра «История»?
2
3
4
1) Содержит наборы инструментов с различными предустановленными параметрами. 2) Позволяет отменять выполненные действия, включая и те, которые не отменяются посредством сочетания клавиш Ctrl+Z.
3) Дает широкий круг возможностей выбора формы и размеров кисти.
4) Дает общее представление об изображении, его цветовом решении, размерах и помогает при просмотре и редактировании.
2
3
4
6. Изображения представленные посредством пикселей, то есть разложенные на элементы, называется: 1) Растровым.
2) Фрактальным
3) Трехмерным
4) Векторным
7. Сетка которую на экране образуют пиксели, называют:
2
3
4
1) Видеопамять; 2) Видеоадаптер;
3) Растр;
4) Дисплейный процессор.
8 [pic] . Одной из основных функций графического редактора является:
2
3
4
1) Ввод изображений; 2) Хранение кода изображения;
3) Создание изображений;
4) Просмотр и вывод содержимого видеопамяти.
9. Кнопки панели инструментов, палитра, рабочее поле, меню образуют:
1) Полный набор графических примитивов графического редактора;
2
3
4
2) Среду графического редактора; 3) Перечень режимов работы графического редактора;
4) Набор команд, которыми можно воспользоваться при работе с графическим редактором.
10. Пиксель на экране монитора представляет собой:
1) Минимальный участок изображения, которому независимым образом можно
2
3
4
задать цвет; 2) Двоичный код графической информации;
3) Электронный луч;
4) Совокупность 16 зерен люминофора.
ОТВЕТЫ