Конспект урока по информатике Думаем и исследуем на ЛОГО (6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»














Урок информатики


«Думаем и исследуем на ЛОГО»

(программирование в среде ЛОГО)


методическая разработка













Автор:

Коровина Наталия Валерьевна,

учитель информатики и ИКТ,

МАОУ «СОШ № 45»

I квалификационная категория










Новоуральский городской округ

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Методическая разработка урока информатики по теме «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО) для учащихся 6 класса.

Цель урока: создать условия для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Знания и умения учащихся на момент урока: понятие исполнитель; назначение программы Game Logo; основные команды исполнителя Черепашка.

Характеристика класса

В классе 24 учащихся (6 девочек, 18 мальчиков). Психологические особенности младшего подросткового возраста проявляются в данном классе в полной мере. Дети активны, подвижны, любознательны, но в силу возрастных особенностей чаще отвлекаются, их настроение изменчиво. Происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности. Теоретическое мышление учащихся в этом возрасте находится лишь на начальном этапе своего развития, поэтому новые научные термины вводятся постепенно, материал вводится через практические занятия, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Стремление экспериментировать, склонность к фантазированию и чувство взрослости присутствуют у учащихся, эти особенности класса были учтены при подготовке урока.

Педагогические методы и приемы

Урок подготовлен в рамках системно-деятельностного подхода к обучению, который концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Для достижения результатов используются элементы следующих методов:

- проблемно-диалогический метод (учитель сначала посредством диалога и выполнения несложного задания помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками);

- деятельностный метод (ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, активно участвует в работе, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений).

Формы работы

Порядок организации учебной деятельности представлен на уроке в виде фронтальной и групповой форм.

Средства обучения

  • наглядные пособия (презентация, задания для работы учащихся);

  • компьютеры учащихся и учителя;

  • проектор;

  • программа Game Logo, Net Control 2 Classroom.

При проведении урока соблюдались основные принципы обучения:

- принцип деятельности (учащиеся в группах выполняют задания);

- принцип непрерывности (материал и деятельность учащихся подобраны с учетом возрастных психологических особенностей развития детей);

- принцип целостности (в процессе выполнения работы у учащихся формируется обобщенное системное представление о возможностях программы; кроме этого, материал, демонстрируемый учащимся с использование современных информационных технологий, подобран так, чтобы вызывал интерес, прослеживалась связь с учебными предметами, социализировал учащихся);

- принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера на уроке, работа в группах, возможность участвовать в общем обсуждении дают ученикам возможность самореализоваться и раскрыться, провести саморефлексию);

- принцип творчества (учащиеся, самостоятельно открывая новые возможности программы, приобретают собственный опыт творческой деятельности).

Технологическая карта урока


Тема урока: «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО).


Цель урока: создание условий для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».


Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).


Задачи

1. Сформировать понятие алгоритм.

2. Выработать навыки записывать и редактировать текст алгоритма.

3. Выработать навыки оформления алгоритма в виде программы.

4. Развивать творческие способности.

5. Развивать коммуникативные умения учеников в совместной деятельности.

6. Приблизить к самостоятельному решению творческих задач.

7. Воспитать и развить социальные и личностные качества.


Оборудование:

- план работы на уроке;

- задания для каждой группы;

- ПК с программой Game Logo;

- презентация;

- мультимедиа – проектор;

- доска StarBoard;

- программа Net Control 2 Classroom


Планируемы результаты

Личностные: внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику; осознание ответственности за общее дело, трудолюбие.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: анализ, классификация, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, определение основной и второстепенной информации, синтез, сравнение, обобщение. Аналогия, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в группе, формулирование собственного мнения и позиции.












Ход урока


Цель

Предполагаемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Номер слайда

Организационный этап

Ц - Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу

Р - Доброжелательный настрой учителя и обучающихся

- Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на урок, мотивирует их к уроку через загадку.


- Прежде чем мы продолжим нашу работу оцените, пожалуйста свое настроение по шкале, которая находится у вас на рабочем столе.


Приветствуют, настраиваются на урок, отгадывают загадку.



- Оценивают свое настроение

Самоопределение (Л)


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)



Слайд 1

Актуализация опорных

знаний












Ц - На основе знаний учащихся подвести к раскрытию темы урока


Р - Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности

- Подскажите, пожалуйста, с чем мы познакомились на предыдущем занятии


- Правильно мы с вами начали знакомство с Черепашкой и ее основными командами


- Напомните мне их, пожалуйста




Отвечают на вопросы учителя

предполагаемые ответы детей

- Познакомились с Черепашкой

- Писали программы

- Рисовали в ЛОГО



предполагаемые ответы детей

- вперед

- налево

- направо

- назад




Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)


Подведение под понятие (П)


Выполнение пробного учебного действия (Р)


Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)



Слайд 2









Слайд 3

Постановка

цели и задач

урока.

Мотивация

к учебной

деятельности

Ц - На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить тему урока


Р - Активныедействия обучающихся с объёмом изучения

- Молодцы! А тему сегодняшнего занятия я зашифровала в основных командах Черепашки. Чтобы ее разгадать вам необходимо разделиться на группы по три человека и получить задания.


- Напомните правила работы в группах:








- Представитель от каждой группы получите задание (приложение 1)

(Время работы в группах 5 минут)

Результат работы в группах вывешивается на доску и получается слово «Алгоритм»


- Какая тема сегодняшнего на урока?


- А что такое алгоритм вы мне скажите в конце сегодняшнего занятия



- Делятся на группы и выполняют задания в группах







1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.

2. Вы уважаете мнение каждого участника.

3. Шум может быть только рабочим.










- Формулируют тему урока

«Алгоритм»

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)


Постановка и формулирование проблемы (П)


Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)









Слайд 4


















Слайд 5

Первичное

закрепление

Ц - Научить, самостоятельно выделять необходимую информацию


Р - Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации

- Давайте заглянем немного в историю

- Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени арабского математика IX в. Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действия над многозначными числами.

Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль-Хорезми привел такие методы счета, которые усваивает даже ребенок. С развитием науки и техники человечество осознало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбить на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, не относящийся к арифметике.



Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)


Извлечение необходимой информации (П)


Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)



Слайд 6





Применение

знаний

и умений

Ц - Закрепить навыки работы с программой

Game Logo

Р - Совместное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

- Хорошо. Давайте продолжим нашу работу


- Предлагаю подойти по одному представителю от группы и взять конверт с заданием (на работу в группе отводится 15 минут)


- После выполнения задания возьмите эталон и сравните со своей работой




Физкультминутка

Работа в группах.









Сравнивают с эталоном

Выполнение действий (П)



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


Доказательство (П)


Контроль (Р)


Волеваясаморегуляция в ситуации затруднений (Р)

Слайд 7














Слайд 8

Обобщение

и систематизация знаний

Ц – Сформулировать понятие «алгоритм»


Р - Классификация и систематизация, внутрипредметных связей

- Давайте посмотрим на результаты вашей практической работы.


- Где у вас возникли затруднения?

- Знания каких учебных предметов вам сегодня пригодились?



- Скажите пожалуйста можете ли вы сказать что такое «Алгоритм»



- Молодцы. Давайте запишем это понятие в тетрадь


- На доску проецируются результаты работы групп.



- Ответы детей


предполагаемые ответы детей

- математика

- история

- русский язык


предполагаемые ответы детей

- определенная последовательность действий

- четкие шаги


Записывают определение

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)


Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


Контроль (Р)



















Слайд 9

Домашнее

задание


- Я предлагаю вам два домашних задания.

Для всех

1. Написать алгоритм рисования забора для исполнителя Черепашка

[pic]


По выбору

1. Подготовить презентацию на тему «Алгоритм и исполнители» (5 слайдов)

2. Написать алгоритм рисования круга для исполнителя Черепашка


Записывают домашнее задание


Слайд 10



















Рефлексия

Ц - Проверка способности самооценки, как личностный результат.


Р - Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

- Мне интересно мнение каждого из вас о нашем уроке. Сформулируйте его, используя начало фраз

- Я узнал…

- Я понял…

- Мне было интересно….

- Я научился…


- Оцените свое настроение в конце урока


- Спасибо всем за урок.

Ответы детей









Ставят отметки на шкале

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


Самооценка на основе критерия успешности (Л)


Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Слайд 11












Слайд 12


Приложение 1


Задание для групп

1. Распределите роли в группе

2. Определить какую фигуру нарисует Черепашка, выполнив этот набор команд

Результат перенести на листок – 1 клетка 10 шагов Черепашки

3. Правильность выполнения проверить в программе Game Logo


Задания для самостоятельной работы

1. Составьте алгоритмы рисования фигур, приведенных на рисунке. Для выполнения этого задания подготовьте в тетради рисунки, с учетом начального положения Черепашки и промежуточные цели. Числа на рисунках указывают размер отмеченных углов в градусах. Размеры других углов рассчитайте или подберите сами. Размеры отрезков произвольны.

2. Рисунки сохраните под номером группы (например, группа 0_треугольник, группа 0_дом, группа 0_парусник).


[pic] [pic] [pic]


1 1

1

[pic] [pic]


[pic]






Оценка своего настроения

Оцените свое настроение по данной шкале

от -5 до +5

начало урока конец урока [pic] [pic]