Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике на тему С информатикой на Ты (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Аннотация к программе

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) ;

- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Структура курса представляет собой взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.

Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.

Каждая тема включает в себя теорию и практику.

Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описа­ния, чертежей, таблиц, программ;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результа­тов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания лич­ных коллекций информационных объектов.

Учебный курс «С информатикой на «ты» позволяет постепенно от самых простых программных средств перейти к освоению профессиональных программных пакетов. Модульная структура курса дает возможность выбрать оптимальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраиваемость учебного курса в образовательный процесс.

Важным является то, что в процессе изучения данного курса учащиеся не просто знакомятся с отдельными программными приложениями, но и осваивают возможности использования объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах (в том числе технологию внедрения объектов OLE). По завершении курса учащимся предлагается выполнить проектные работы с использованием всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и навыков.

Освоение базовых средств информационных технологий имеет смысл начинать именно с изучения стандартных приложений Windows, далее переходя к изучению более сложных программных пакетов.

При этом умения и навыки учащихся, достигнутые в ходе работы, далее активно используются и развиваются при работе с другими практическими курсами.

Программа состоит из четырех модулей:

1. Знакомство с растровой и векторной графикой.

2. Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP.

3. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD.

4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)

Программы рассчитаны на применение программной платформы Windows.

Изучение первого модуля «Знакомство с растровой и векторной графикой» направлено на решение следующих задач: формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений.

Второй модуль «Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP» направлен на расширение приобретенных навыков работы в растровом графическом редакторе.

Третий модуль «Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD» позволяет формировать навыков обработки изображений в текстовом редакторе.

Четвертый модуль «Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)» формирует алгоритмическое мышление и готовит ребят к изучению высоких языков программирования.

Программа внеурочного курса клуба «С информатикой на «ты» для учащихся основной ступени 7 классов является расширением предмета «Информатика и ИКТ» предметной области «Математика и информатика».

Основополагающими принципами построения внеурочной деятельности являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.

Пояснительная записка
    1. В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

    2. Основная цель: реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир.  

Задачи:

  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле и применения умений моделирования в разных предметных областях;

  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;

  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

  2. Программа внеурочной деятельности «С информатикой на ты» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный год, что составляет 68 учебных часов в год.

  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений; создание графических объектов; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).

Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:

-лекционные занятия,

- практические работы,

- тренировочные упражнения,

- творческие работы(создание и защита проектов).

Требования к уровню достижений обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных элементов окна графического редактора;

  • приемы создания и редактирования изображения;

  • основные элементы текста;

  • приемы редактирования и форматирования текста;

  • технологию вставки различных объектов;

  • технологию работы с таблицами и колонками;

  • правила создания анимации и требования к её оформлению;

  • иметь простейшие представления о формальных исполнителях;

  • основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;

  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;

  • вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;

  • работать с таблицами любой сложности;

  • создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;

  • создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;

  • работать с слоями изображения;

  • создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;

  • создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;

  • работать в среде языка алгоритмизации;

  • создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;

  • уметь применять алгоритм ветвления и цикла.


Форма подведения итогов - создание и защита проектов.


Тематическое планирование


Раздел

Количество часов

Из них (количество часов)

Теория

Практика

  1. Знакомство с растровой и векторной графикой

18 ч

9 ч

9 ч

Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP

14 ч

4,5 ч

9,5 ч

  1. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD

9 ч

5,5 ч

3,5 ч

Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)

27 ч

8 ч

19 ч

Итого

68 ч

27 ч

41 ч


Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт


Знакомство с растровой и векторной графикой — 18 ч


Инструкция по технике безопасности

1


Повторение правил поведения в кабинете информатики и при работе за компьютерами




Графика — это...

1


Знакомство с понятием «графика». Компьютерная графика.




Графический интерфейс операционных систем и приложений

1

1

Знакомство и работа с различными графическими интерфейсами




Практическое занятие по теме: «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»


2

Создание заставки для рабочего стола




Растровая и векторная графика

2


Знакомство с растровыми и векторными изображениями. Область применения того и другого вида графики.




Практическое занятие «Создание изображения в Paint»


2

Работа с растровыми изображениями.




Практическое занятие «Создание изображения в Word»


2

Работа с векторными изображениями.




Принцип формирования изображений

1


Составления сравнительной таблицы




Достоинства и недостатки растровых и векторных изображений

1


Составление таблицы




Растровые и векторные графические редакторы

2


Знакомство с интерфейсами различных графических редакторов




Практическое занятие «Сравнительная характеристика графических редакторов»


2

Создание презентации






9 ч

9 ч





Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP — 14 ч


Знакомство с графическими редакторами Gimp.

1

1

Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики.

Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.




Создаём простейшие рисунки.


2

Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.




Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов.

1

1

Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.




Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет.

1

1

Назначение инструмента Ластик.




Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.

1

1

Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.




Создание анимации в Gimp.

0,5

1,5

Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.




Итоговая работа-рисунок на свободную тему.


2

Создание рисунка на свободную тему.






4,5 ч

9,5 ч





Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD — 9 ч


Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.

1


Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент




Редактирование текста.

0, 5

0, 5

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.




Форматирование текста.

0, 5

0, 5

Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.




Работа с таблицами.

0, 5

0, 5

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.




Сложные таблицы.

1


Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.




Создаём векторные изображения.


1

Графический редактор, графический примитив




Редактор формул.

1


Ввод математических формул и вычисление по ним.




Газетные колонки, поиск и замена слов.

1


Знакомство с издательской системой “MS Publisher




Итоговая работа-создание документа.


1

Создание документа на заданную тему





5,5 ч

3,5 ч





Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник) — 27 ч


Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка.

1

2

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха.




Исполнитель Робот. Составление простейших программ.

1

2

Исполнитель Робот.




Алгоритмические конструкции.

1

1

Команда ветвления. Цикл со счетчиком.




Составление задач и написание программ к ним.

1

1

Составление простейших программ на алгоритмических языках.




Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд.

1

2

Знакомство с исполнителем Чертежник.

Управление Чертежником

Программы управления Чертежником.




Выполнение простейших чертежей.


2

Рисуем простейшие чертежи.




Использование алгоритмических конструкций.

1


Использование вспомогательных алгоритмов.




Создание простого орнамента.


2

Чертежник рисует орнамент.




Создание сложного орнамента. Циклы.

1


Цикл повторить n раз.




Создание сложных рисунков.


2

Создание сложных рисунков.




Создание сложного рисунка и написание программы к нему.


2

Создание сложного рисунка и написание программы к нему.




34.

Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот.

1

3

Создание программ.






8 ч

19 ч






Содержание программы внеурочной деятельности

  1. Знакомство с растровой и векторной графикой. Знакомство с основами дизайна и web-дизайна. Работа с растровыми изображениями. Создание векторного изображения в текстовом документе.

  2. Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP. Создание графических объектов с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Создание анимаций.

  3. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD. Простые преобразования текста. Альфа-прозрачность и яркость. Построение промежуточных отображений текста вдоль траектории. Текст и маскирование. Создание таблиц разного рода сложности.

  4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник). Знакомство с исполнителями. Составление программ для исполнителей. Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);



Перечень учебно-методического, материально-технического и программного обеспечения образовательного процесса

Каждый модуль снабжён отдельным изданием в виде практикума:

  1. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Усенков Д.Ю., Богомолова О.Б. Коммуникационные технологии: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Знакомство со средой ЛогоМиры: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии: Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Аппаратные средства

  • Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки для озвучи­вания всего класса.

  • Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Программа разработки презентаций.

  • Среда Кумир

  • Браузер


Интернет-ресурсы


  1. Сайт Константина Полякова: [link]