Рабочая программа по программе внеурочной деятельности Компьютерная грамотность

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 123 г. Челябинска",

(МАОУ «СОШ № 123 г. Челябинска»), 454136, г. Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 56б,

тел/факс (351) 742-29-83

_____________________________________________________________________

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол № __

от «__» _______ 20__ г.

Руководитель ШМО:

_____/С.В. Костюкова/

Согласовано:

Зам. директора по ВР:

_______ /И.В. Шурмина/

«__» _______ 20__ г.


Утверждаю:

И.о. директора

МАОУ СОШ № 123

_________/Н.Ф. Слесарева/

«__» _______ 20__ г.














Рабочая программа внеурочной деятельности

курса «Компьютерная грамотность»

5-6 класс



Срок реализации - 2 года


2016/2017 2017/2018 учебный год


Составитель:

Мажитова Миля Рашитовна,

учитель информатики


г. Челябинск,

2016 г.

Содержание курса


  1. Пояснительная записка

    1.1. Содержание курса внеурочной деятельности в 5-6 классах

    1.2. Цели и задачи курса

    1.3. Организация образовательного процесса

  2. Виды, формы и методы деятельности

  3. Учебно-тематический план

  4. Поурочное планирование

  5. Планируемые результаты освоения информатики во внеурочной деятельности по курсу «Компьютерная грамотность» в 5–6 классах

  6. Содержание программы

  7. Требования к уровню усвоения курса учащимися

  8. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  9. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения














  1. Пояснительная записка

Курс «Компьютерная грамотность» предназначен для учащихся 5–6 классов. Данный курс составлен на основе учебной программы по информатике и ИКТ для 5–6 классов автора Босовой Л.Л. Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи. Данная программа актуальна в связи с тем, что в последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информатизационными и коммуникационными процессами, данный курс становится актуальным и востребованным. Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером. Курс дает возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки и повышать уровень информационной культуры учащихся, которые в последствии становятся факторами, способствующие востребованности человека в жизни. Программа данного курса предлагается для учащихся, желающих расширить свои знания по предмету, получить умения, способствующие более полному раскрытию способностей. Освоение курса также предполагает овладение учениками, адресованными им, компетенциями: познавательной, информационной, коммуникативной, социально-профессиональной. Курс состоит из лекций, практических работ и творческой работы учащихся. Лекционные занятия раскрывают основные проблемные вопросы по каждому разделу. Практические работы предназначены для приобретения практических навыков работы на персональных компьютерах (ПК).


1.1. Содержание курса 5-6 класса

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):

  • Информация вокруг нас.

  • Информационные технологии.

  • Информационное моделирование.

  • Алгоритмика.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • научиться преобразовывать информацию по заданным

  • правилам и путем рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц;

  • научиться приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • научиться для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • научиться называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • научиться осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • научиться приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.


Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель,вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с при- менением средств информационных технологий;

  • научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • научиться осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • научиться оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • научиться видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.


Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые

  • диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Выпускник получит возможность:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • научиться приводить примеры образных, знаковых и

  • смешанных информационных моделей;

  • познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.


Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.

Выпускник получит возможность:

  • научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • научиться по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • научиться разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.




1.2. Цели и задачи курса

Основная цель программы: изменение формирования мировоззрения личности, её культуры через новую образовательную систему использования компьютерных и информационных технологий.

Обучающие цели: практическое освоение ПК и использование информационных компьютерных технологий в практической деятельности. Развивающие цели программы: расширение знаний о мире профессий; развитие общей культуры обучающегося, логики его мышления, внимания при работе на ПК.

Воспитательные цели программы: формирование ключевых компетенций в области информатики, воспитание прилежания при работе на ПК; соблюдение правил техники безопасности.

Программа "Основы компьютерной грамотности" базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: - формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент. - ознакомления учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач; - развития общего образования детей. Реализация программы позволяет подготовить уверенного пользователя ПЭВМ, дает детям возможность познакомиться с профессиями, использующими компьютерные технологии, научиться, на высоком уровне, совмещать работу на компьютере с теми требованиями, которые предъявляются по школьной программе, и обеспечивает социальную адаптацию слушателей, не имеющих возможности освоить современные компьютерные технологии в рамках образовательного процесса в школе.

Задачи программы:

  • формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент;

  • ознакомление учащихся с возможностями использования персональныхкомпьютеров;

  • компьютеров для решения практических задач;



















1.3. Организация образовательного процесса

Программа предназначена для работы с учащимися 5-6 классов. Срок реализации программы – 2 года.

Нормативный часовой объем программы представлен в следующей таблице:

Год

обучения

Продолжительность

занятия

Периодичность,

в неделю

Часов в неделю

Часов в год

1 год

1 учебный час

1 раз

1 час

35

2 год

1 учебный час

1 раз

1 час

35


1 год обучения

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 час.

2 год обучения

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часа.




















2. Виды, формы и методы деятельности

В курсе обучения компьютерной грамотности применяются следующие методы обучения: I группа — теоретические (слово учителя, беседа, самостоятельная работа по теоретической части учебного материала), II группа — теоретико-практические (списывание, игра, наблюдение над языком), III группа — практические (мини-сочинение, мини-изложение).

Методы обучения — способы организации учебно-познавательной деятельности с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Формы — это внешняя сторона организации учебного процесса, отражающие характерные взаимосвязи его участков.

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • классно-урочная.

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым темам. К этим методам можно отнести: показ заданий, демонстрацию плакатов, презентаций, рисунков, видеозаписей, видеороликов и т.д. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся.

Игровой метод используется при проведении ролевых, ситуативных, деловых и лингвистических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.


Прием — это отдельная сторона метода или ее составляющая часть.



3. Учебно-тематический план

Общее

Теория

Практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

8

2

6

4

Компьютерная графика

6

1

5

5

Создание мультимедийных объектов

7

1

6

6

Объекты и системы

8

6

2

7

Информационные модели

10

5

5

8

Алгоритмика

10

3

7

9

Резерв

2

0

2


Итого:

70

30

40



















4. Поурочное планирование для 5 класса (1 год обучения)

п/п

Тематика занятия

Дата

планирования

Дата проведения

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места



Компьютер — универсальная машина для ра-

боты с информацией



Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Практическая работа 1 «Вспоминаем клавиатуру»



Управление компьютером. Практическая работа 2 «Вспоминаем прие мы управления компьютером»



Хранение информации. Практическая работа 3 «Создаем и сохраняем файлы»



Передача информации



Электронная почта. Практическая работа 4 «Работаем с электронной почтой»



В мире кодов. Способы кодирования информации



Метод координат



Текст как форма представления информации.

Компьютер — основной инструмент подготов-

ки текстов



Основные объекты текстового документа. Ввод

текста.

Практическая работа 5 «Вводим текст»



Редактирование текста.

Практическая работа 6 «Редактируем текст»



Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа 7 «Работаем с фрагмен-

тами текста»



Форматирование текста.

Практическая работа 8 «Форматируем текст»



Представление информации в форме таблиц.

Структура таблицы.

Практическая работа 9 «Создаем простые та-

блицы» (задания 1 и 2)



Табличное решение логических задач.

Практическая работа 9 «Создаем простые та-

блицы» (задания 3 и 4)



Разнообразие наглядных форм представления

информации



Диаграммы.

Практическая работа 10 «Строим диаграммы»



Компьютерная графика. Графический редак-

тор Paint

Практическая работа 11 «Изучаем инструмен-

ты графического редактора»



Преобразование графических изображений

Практическая работа 12 «Работаем с графиче-

скими фрагментами»



Создание графических изображений.

Практическая работа 13 «Планируем работу в

графическом редакторе»



Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации



Списки — способ упорядочения информации.

Практическая работа 14 «Создаем списки»



Поиск информации.

Практическая работа 15 «Ищем информацию в

сети Интернет»



Кодирование как изменение формы представ-

ления информации



Преобразование информации по заданным пра-

вилам.

Практическая работа 16 «Выполняем вычисле-

ния с помощью программы Калькулятор»



Преобразование информации путем рассужде-

ний



Разработка плана действий. Задачи о перепра-

вах



Табличная форма записи плана действий. За-

дачи о переливаниях



Создание движущихся изображений.

Практическая работа 17 «Создаем анимацию»

(задание 1)



Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа 17 «Создаем анимацию»

(задание 2)



Итоговое повторение

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-

шоу»



Итоговое тестирование



34-35

Резерв учебного времени





Поурочное планирование для 6 класса (2 год обучения)


Дата

планирования

Дата проведения

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.



Объекты операционной системы. Практическая работа 1 «Работаем с основными объектами операционной системы»



Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа 2 «Работаем с объектами файловой системы»



Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа 3 «Повторяем возможности графического редактора —

инструмента создания графических объектов».



Отношение «входит в состав». Практическая работа 3 «Повторяем возможности графического редактора —

инструмента создания графических объектов»



Разновидности объекта и их классификация



Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа 4 «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов»



Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»



Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». Практическая работа 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»



Персональный компьютер как система. Практическая работа 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»



Способы познания окружающего мира. Практическая работа 6 «Создаем компьютерные документы»



Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты»



Определение понятия. Практическая работа 7 «Конструируем и исследуем графические объекты»



Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа 8 «Создаем графические модели»



Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа 9 «Создаем словесные модели»



Математические модели. Многоуровневые списки.

Практическая работа 10 «Создаем многоуровневые списки»



Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа 11 «Создаем табличные модели»



Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»



Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа 13 «Создаем информационные модели — диаграммы и графики»



Создание информационных моделей — диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»



Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели — схемы, графы, деревья»



Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа 14 «Создаем информационные модели — схемы, графы, деревья»



Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»



Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик



Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей



Линейные алгоритмы. Практическая работа 15 «Создаем линейную презентацию»



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа 16 «Создаем презентацию с гиперссылками»



Алгоритмы с повторениями. Практическая работа 17 «Создаем циклическую презентацию»



Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник



Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник



Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник



Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»



Итоговое повторение

33-35

Выполнение и защита итогового проекта










5. Планируемые результаты освоения информатики во внеурочной деятельности по курсу «Компьютерная грамотность» в 5–6 классах

Учащиеся должны знать после 1года обучения:

· основные средства получения информации;

· элементарные понятия об управлении;

· устройство и состав ПК;

· средства ввода - вывода информации на ПК;

· понятие о текстовой и графической информации;

· операционную систему Linux ;

· принципы организации и порядок настройки операционной системы Linux;

· программное обеспечение для Linux;

· основы работы с текстовым редактором Open Office Writer, графическим редактором Open Office Draw, GIMP;

· принципы организации взаимодействия между программами - приложениями в ОС Linux.

Учащиеся должны знать после 2 года обучения:

· принципы организации работы в электронных таблицах Open Office Calc;

· понятие баз данных Open Office Base;

· принципы работы с мультимедийными программами Open Office Impress;

· основные приемы работы с файловым менеджером Total Commander (Krusader);

· принципы работы графических программ GIMP, методы использования различных расширений графических объектов.

Учащиеся должны уметь после 1 года обучения:

- обращаться с клавиатурой ПК;

· воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора;

· изменять форму представления информации на экране монитора;

· получать всю необходимую информацию о конфигурации компьютера и состоянии системы;

· создавать файлы и каталоги;

· производить основные операции с файловыми структурами;

· производить обработку текстовой информации с помощью простейшего текстового редактора;

· выполнять основные операции с файловыми структурами в ОС Linux (программа "проводник");

· работать с основными программами-приложениями для ОС Linux;

· создавать, редактировать и распечатывать текстовую информацию с помощью текстового редактора Open Office Writer;

· создавать графическое изображение с помощью графического редактора Paint, GIMP.

Учащиеся должны уметь после 2 года обучения:

· производить вычисления с помощью электронных таблиц Open Office Calc;

· организовывать документы с использованием электронных таблиц Open Office Calc и электронных баз данных Open Office Base ;

. создание презентаций с помощью Open Office Impress;

· Работать с архивами – www.dowload, freesoft.ru, freeware.ru.

· работать с Internet Explorer, SeaMonkey, Opera, Mozilla;

· открывать и сохранять Web-страницы;

· работать с поисковыми системами Google, Yandex, Rambler;

· уметь адаптировать стандартные программы ОС для работы в рамках образовательного процесса в школе.










6. Содержание программы

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.


Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в ком-

пьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно програм-

мы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление

исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях,

на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.





























7.Требования к уровню усвоения курса учащимися

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.















8. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер.

  • Проектор

  • Принтер

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к

  • Устройства вывода звуковой информации .

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц.
























9. Перечень учебно-методического обеспеченияи и материально-технического обеспечения по информатике для 5–6 классов

Учебно-методическое обеспечение.

1. Список литературы для учащихся:


1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

6. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5–6 классы :методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

7. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс».

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс».

  2. Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/).

2.Список литературы для учащихся:

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. — М.:

  5. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Требования к технике

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представляв результаты своей работы всему классу, эффективность организационных административных выступлений.

  3. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет; вести переписку с другими школами.

  5. Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем; для озвучивания всего класса.

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройств аналогичного назначения).

  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер дает возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  8. Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программное обеспечение курса

  • операционная система Linux;

  • антивирусная программа KlamAV;

  • программа-архиватор;

  • электронный калькулятор Kcalc;

  • клавиатурный тренажер Ktouch;

  • файловый менеджер Krusader;

  • браузер SeaMonkey;

  • текстовый редактор Блокнот.


Список литературы для обучающихся




















31