Директор МОУ «Шумиловская СОШ» Е.А.Торопова
« ____» _________ 2016 г.
Рассмотрено
Зам. директора по УВР
О.Ю. Скрипниченко
« ____» _______ 2016 г.
Рассмотрено
на школьном методическом объединении учителей математики
Руководитель ШМО
М.А.Бусова
«____» _______ 2016 г.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
для 6 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Макошина Нина Владимировна
учитель информатики первой категории
п. Сапёрное
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013) в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В соответствии с учебным планом МОУ «Шумиловская СОШ» предмет «Информатика» представлен как расширенный курс в 5-9 классах по 1 часу в неделю: всего за 5 лет обучения - 208 часов, из них в 5-8-х классах по 34 часа, всего 140 часов, в 9 классе – 68 часов согласно годовому календарному учебному графику.
С целью расширения содержания предмета «Информатика», форм и видов учебной деятельности для достижения планируемых результатов (познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД) в соответствии с ФГОС ООО
Используемый учебно-методический комплект:
Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цели изучения информатики и ИКТ в 6 классе способствуют:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
1. Планируемые результаты освоения информатики и ИКТ
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, об- щественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предлоясенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Р [pic] аздел 1. Информационное моделирование Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
[pic] перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
[pic] строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
[pic] сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
п [pic] риводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 2. Элементы алгоритмизации Выпускник научится:
п [pic] онимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
о [pic] существлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
п [pic] одбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
[pic] разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
и [pic] сполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
2. Содержание учебного предмета
Информационное моделирование Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
22
2
Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
12
3. Тематическое планирование
6 класс – 34 часа
урока Тема урока
Кол-во часов
Дата
1
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты окружающего мира
1
2
Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы
1
3
Файлы и папки. Размер файла.
Работаем с объектами файловой системы
1
4
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношение является элементом множества.
Отношения между множествами
1
5
Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов
1
6
Отношение является разновидностью. Классификация объектов
1
7
Классификация компьютерных объектов
Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов
1
8
Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы
1
9
Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора
1
10
Персональный компьютер как система. Создаем компьютерные документы
1
11
Как мы познаем окружающий мир. Создаем компьютерные документы (продолжение)
1
12
Понятие как форма мышления.
Как образуются понятия.
Конструируем и исследуем графические объекты
1
13
Определение понятия.
Конструируем и исследуем графические объекты
1
14
Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели
1
15
Словесные информационные модели.
Словесные описания (научные, художественные).
Создаем словесные модели
1
16
Словесные информационные модели.
Математические модели.
Создаем многоуровневые списки
1
17
Табличные информационные модели.
Правила оформления таблиц.
Создаем табличные модели
1
18
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре
1
19
Зачем нужны графики и диаграммы.
Наглядное представление процессов изменения величин.
Создаем модели — графики и диаграммы
1
20
Наглядное представление о соотношении величин.
Создаем модели — графики и диаграммы (продолжение)
1
21
Многообразие схем.
Создаем модели — схемы, графы и деревья
1
22
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач
1
23
Что такое алгоритм
1
24
Исполнители вокруг нас
1
25
Формы записи алгоритмов
1
26
Линейные алгоритмы.
Создаем линейную презентацию «Часы»
1
27
Алгоритмы с ветвлениями.
Создаем презентацию с гиперссылками Времена года
1
28
Алгоритмы с повторениями.
Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»
1
29
Знакомство с исполнителем Чертежник .
Пример алгоритма управления Чертежником
1
30
Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
1
31
Конструкция повторения
1
Итоговое повторение
32–33
Выполнение и защита итогового проекта
2
34
Резерв учебного времени
1