Разработка открытого урока-игры по информатике и ИКТ для 8 класса учителя Марочкиной В.В.
Тема урока: Оператор присваивания. Процедуры ввода и вывода.
Цели урока:
систематизировать знания по теме «Алгоритмы»
познакомить с оператором присваивания и процедурами ввода-вывода
закрепить знания по основным операторам и структуре программы
совершенствовать навыки самостоятельного написания программ для решения задач
развивать память, алгоритмическое и логическое мышление
формировать умение работать в парах и группах
развивать интерес к предмету
воспитывать чувство коллективизма, коммуникабельность
Ход урока:
Организационный момент. (на экране анимация «калейдоскоп»).
- Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на нашем необычном уроке, который называется «Алгоритмический калейдоскоп».
2. Актуализация знаний учащихся.
- Поскольку он называется алгоритмическим, предлагаем вам вспомнить алгоритмы и с чего же начинается любой алгоритм? (с Начала и фигура овал, на экране появляется овал).
- А как вы думаете, какая фигура должна быть следующей? (параллелограмм, на экране появляется параллелограмм) И что он означает? (ввод данных).
- Нашими данными сегодня будут названия команд …Неутомимые искатели и Любопытные исследователи. Оценивать ваши знания сегодня мы будем с помощью жетонов разных цветов (зелёный – 1 балл, фиолетовый -2 балла, красный -3 балла) – оценивается правильность и быстрота выполнения, команда, набравшая большее количество баллов получает «5».
- (на экране появляется прямоугольник) - Что означает эта фигура? – выполнение действия. (ответ 1 балл)
И вот ваше первое задание: (на листочках блок-схемы) по готовой блок – схеме найти значение переменной n после выполнения фрагмента алгоритма:
Команда, которая первой даст правильный ответ, получит право выбора следующего задания (ответ 160; за правильный ответ 2 балла). Итак, правильный ответ 160, капитан команды ___________ выбирает, соответственно второе задание для команды _______________________. (итог, жетон)
- Ваша задача построить блок-схемы к предложенным заданиям: (за правильно построенную блок-схему вы можете заработать 2 балла)
Определить существует ли функция, если «да» вычислить по формуле
Принадлежит ли точка М заштрихованной области
(работа в группах)
Проверяем и подводим итог.
На экране появляется прямоугольник с заданием: назвать алгоритмические структуры. (правильный ответ 1 балл, называют по очереди).
- А какая это алгоритмическая структура? (линейный алгоритм 1 балл).
- Как алгоритм перенести в компьютер таким образом, чтобы он его исполнил? (1 балл Написать программу)
- Если не ответят - шифровка ПРОГРАММА (· - - · · - · - - - - - · · - · · - - - - - · -).
- По этой блок-схеме сформулируйте задачу (Вычислить периметр и площадь прямоугольника 1 балл). (Блок-схема на доске)
3. Формулирование темы урока и постановка целей.
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (учиться писать программы). И изучим некоторые операторы языка Pascal.
4. Изучение нового материала.
- Вы уже хорошо знаете блоки алгоритма, но пока не знаете все операторы и процедуры программы, и мы дадим вам в качестве подсказок таблицу соответствия блоков и команд, некоторые из них вам сегодня не понадобятся. А ваша задача попробовать написать рабочую программу, каждой подгруппе в своей среде. ABC Pascal или FreePascal. (Делимся на группы по 3 человека и приступим к работе, каждая группа может заработать баллы для своей команды, каждая правильная программа оценивается в 2 балла, первая группа, правильно написавшая программу получает 3 балла.)
Операторы и процедуры
Примечания
Program
После оператора пишется название программы латинскими буквами и ставится ;
var
Перечисляются все переменные, используемые в программе и после : их тип;
begin
Означает начало блока, не требует постановки знаков препинания
Writeln
Выводит на экран значения с новой строки
После оператора в () указывают переменную, значение которой нужно вывести;
Readln
Считывает (вводит) данные с новой строки. После оператора в () указывают переменную, значение которой нужно ввести;
:=
Присваивает значение переменной;
If … then … else
Проверяет условие и определяет действие
end
Означает конец блока, если конец программы, то ставится точка.
К. счет (тест) на доске. а=2, b=5, s=10, p=14.
- Проверяем работоспособность программ (раздаем жетоны).
- На экран выводим работоспособную программу и проговариваем каждую строку, показываем, как оформить ввод и вывод с комментариями.
- Предлагаем доработать свои программы. (баллы за это вы не получаете).
- Для групп, справившихся с заданием, мы предлагаем дополнительную задачу и возможность заработать дополнительные баллы.
Вычислить давность события, если с клавиатуры вводится текущий год и год события. Выводится количество прошедших лет. (тест 2016, 1961, выходные данные 55 лет, что это за дата?).
5. Закрепление изученного материала (раздаём фигуры и операторы и предлагаем совместить их)
- А сейчас убираем все подсказки и просим вас совместить блоки и операторы. (за правильное выполнение 2 балла).
6. Подведение итогов, подсчёт баллов, выставление оценок.
- Предлагаем капитанам подсчитать полученные баллы, и представить от своей команды самого сильного. (Команда, набравшая большее количество баллов, получает «5» и сильный игрок из второй команды тоже получает «5»).
- Что нового узнали? Понравилось или нет?
7. Домашнее задание.
- Выучить операторы и процедуры *написать программу для нахождения площади треугольника, если основание и высота вводятся с клавиатуры.