Проектирование УУД на уроках информатики
Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес.
Это связано со следующими обстоятельствами:
- информатика — активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;
- характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;
- в последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий;
- информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;
компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;
ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);
именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;
предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся: изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.
Познавательные универсальные учебные действия – познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников.
(7класс) Задания формирующие познавательные УУД:
Найдите во Всемирной паутине ответы на следующие вопросы.
Кто такой Норберт Винер и какова его роль в исследовании информационных процессов?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кем и когда был введен термин «Интернет»?
Кого считают изобретателем WWW и когда это произошло?
Кто такой Эйлер?
Разгадайте числовой кроссворд. Ответы на вопросы ищите во Всемирной паутине.
По горизонтали: 1. Год рождения Сэмюэля Морзе. 3. Именно в этот год был продемонстрирован первый, реально работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). 4. Запущен проект Wikipedia 8. Английский математик Чарлз Бэббидж выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. 9. В каком году в США был выдан патент Д. Пармелю на первую клавишную суммирующую машину.
По вертикали: 1. Год подачи заявки Александера Грейам Белла на свое изобретение — «Телеграф, при помощи которого можно передавать человеческую речь» (телефон). 2. Фирма Compaq анонсировала свой первый продукт, переносной IBM PC совместимый персональный компьютер Compaq Portable. 3. Англичанин Д. Робертсон создал линейку для навигационных расчетов, снабженную бегунком. 5. Шарль Перро издал «Сборник большого числа машин собственного изобретения Клода Перро». 6. Год рождения Евклида (до н.э.). 7. Год рождения Аристотеля (до н.э.).
Внимательно прочитайте текст учебника Босова Л. 7 класс п. 2.4 «Математические модели». Письменно ответьте на вопрос: «Почему основным языком информационного моделирования в науке является язык математики, а не естественный язык?». .
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
(11 класс) Задания формирующие коммуникативные УУД:
Проект «Компьютерные сети»
Содержание обучения соответствует этапам проекта.
Этап проекта
Номер занятия
Содержание занятия
1 этап – погружение в проект
1
Вводный урок. Погружение в проектную деятельность.
2 этап – организация деятельности
3 этап – осуществление деятельности
2
Сбор информации по теме.
3
Создание web-страниц. Работа с текстом, списками.
4
Создание web-страницы. Работа с изображениями, гиперссылками.
5
Создание web-страниц. Работа с таблицами.
6
Создание продукта проектной деятельности.
4 этап – презентация (защита проектов)
7
Защита проектов.
В ходе проекта учащиеся знакомятся с понятиями компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP, домен.
Создание презентации на тему «Персональный компьютер».
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
(10 класс) Задания формирующие личностные УУД:
Подготовка сообщений на тему «Роль 3D моделирования в жизни человека», «Использование информационно-коммуникационных технологий в различных профессиях», «Эволюция человечества с появлением компьютера».
Работа в группе: назовите, как можно больше родов занятий, в которых применяется компьютер. Попробуйте назвать специальности, в которых компьютер никогда не применялся.
Устный опрос: «Для каких целей я использую компьютер».
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
(5 класс) Задания формирующие регулятивные УУД:
Заполните таблицу, указав сходство и различие следующих пар объектов.
Пара объектов
Общее
Различие
Учитель-ученик
Кухонный стол-письменный стол
Диван-кровать
Колонки-наушники
Принтер-сканер
Монитор-планшет
Компьютер-ноутбук
Модель-игрушка
Знак-пиктограмма
Кресло-стул
Установите соответствия между рисунками и их описаниями.