Урок информатики в 8-м классе по теме Пользовательский интерфейс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок информатики в 8-м классе по теме "Пользовательский интерфейс"

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания и продолжить формирование практических умений по работе с объектами в среде Windows;

  2. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, самооценку своей деятельности;

  3. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в команде.

Задачи урока:

Учебная:

  • повторить и проверить умения учащихся читать дерево файловой системы;

  • правильно называть файлы и папки;

  • отслеживать полный путь по файловой системе;

  • учить активизировать объекты Windows с помощью элементов управления;

  • учить различать окна по назначению и виду;

  • отрабатывать навыки работы с файлами и папками в среде Windows.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, память и внимание школьников, умения оперировать суждениями;

  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

  • поддерживать познавательную активность посредством смены видов учебной деятельности.

Воспитательная – формирование у учащихся информационной культуры и потребности в приобретении знаний; воспитание уважения к товарищу, умения работать в группе.

I. Организационный момент (актуализация знаний)

На прошлом уроке мы с вами говорили о файлах и файловых структурах. И вы уже знаете, что такое файл, файловая система, и как задается имя файла. Давайте проверим, как вы это усвоили.

Заполните таблицу:

Файлы и файловая структура


1 . Что такое файл?


2. Что такое каталог (папка)?


3. Что такое файловая структура диска?


4. Что такое путь к файлу? Что такое полное имя файла?



II. Сообщение темы и целей урока. Объяснение нового материала

Мы обобщили наши знания, а теперь переходим к новой теме.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее  число. Итак, новая тема: «Пользовательский интерфейс». Запишите в тетрадь.


Процесс укоренения информационных технологий в сферы человеческой жизнедеятельности со времен продолжает все больше углубляться. Компьютерные системы становятся более простыми и понятными даже для человека, не являющегося специалистом, например, в области информатики. Это стало возможным, прежде всего потому, что и пользователи и программное обеспечение взаимодействуют с компьютером с помощью операционной системы.

ОС предоставляет интерфейсы и для пользователей, и для приложений.

Интерфейс - в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами.

Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.

Различают интерфейс пользователя, программный интерфейс (набор методов для взаимодействия между программами) и физический интерфейс (взаимодействия физических устройств). Мы будем изучать пользовательский интерфейс.

Пользовательский интерфейс - комплекс программных и аппаратных средств, поддерживающих взаимодействие пользователя с ПК.

По мере развития и совершенствования компьютерной техники разрабатывались различные виды пользовательских интерфейсов.


Командный интерфейс пользователя, интерфейс командной строки (консольный интерфейс)— интерфейс пользователя, обеспечивающий взаимодействие пользователя и компьютера в диалоговом режиме посредством ввода команд и данных.


Консольный интерфейс организовывает взаимодействие с пользователем на основе поочередного ввода/вывода данных в виде текста по схеме «вопрос-ответ». Например: ввод информации - решение задачи - вывод результата. Подобные интерфейсы сейчас используют в процессе обучения программированию или же в тех случаях, когда программа производит только лишь одну функцию (к примеру, в системных утилитах).

[pic]




Вид окна приложения Командная строка






Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графического интерфейса. 

Графический интерфейс – пользовательский интерфейс, в котором для взаимодействия человека и компьютера применяются графические средства.

Объектно-ориентированные интерфейсы направлены на манипулирование объектами. К примеру, таким интерфейсом является программа «Проводник» ОС Windows. Объектами управления в этом случае есть файлы и каталоги (папки). Такие действия происходят примерно так: выделяется файл или папка (а если быть точнее, объект интерфейса, соответствующий файлу или папке) и «перетаскивается» в другую папку, инициируя таким образом перемещение «физического» файла на диске.


Основными элементами графического интерфейса Windows являются:

Рабочий стол - это главная область экрана, которая появляется после включения компьютера и входа в операционную систему Windows. Подобно поверхности обычного стола, она служит рабочей поверхностью. Запущенные программы и открытые папки появляются на рабочем столе. На рабочий стол можно помещать различные объекты, например файлы и папки, и выстраивать их в удобном порядке.

Значки — это маленькие рисунки, обозначающие программы, файлы, папки и другие объекты.
Для упрощения доступа с рабочего стола создают ярлыки избранных файлов и программ. 

Ярлык - это значок, представляющий ссылку на объект, а не сам объект. Двойной щелчок ярлыка открывает объект. При удалении ярлыка удаляется только ярлык, но не исходный объект. Ярлык можно узнать по стрелке на его значке.

Панель задач представляет собой длинную горизонтальную полосу в нижней части экрана. В отличие от рабочего стола, который может быть перекрыт лежащими на нем окнами, панель задач видна почти всегда (в некоторых случаях можно и спрятать). Панель задач состоит из четырех основных частей.

Кнопка «Пуск», открывающая меню «Пуск».

  • Панель быстрого запуска, позволяющая запустить программу одним нажатием кнопки мыши.

  • Средняя часть, которая отображает открытые программы и документы

  • Область уведомлений, в которой находятся часы и значки (маленькие картинки)

Меню «Пуск» - является основным средством доступа к программам, папкам и параметрам компьютера. Оно называется «меню» потому, что предоставляет список для выбора, совсем как меню в ресторане. И как подразумевает слово «Пуск», это меню является местом, с которого начинается запуск или открытие элементов.

Работа с окнами

Открываемые программы, файлы или папки появляются на экране в полях или рамках — окнах (именно от них операционная система Windows получила свое название). Поскольку окна присутствуют всюду в Windows, важно научиться перемещать их, изменять размер или просто убирать.
Окно представляет собой область экрана, ограниченную прямоугольной рамкой. В нем отображаются содержимое папки, работающая программа или документ.

Основные элементы окна:

  • рабочая область: внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, файлами и документами;

  • заголовок окна: строка под верхней границей окна, содержащая название окна;

  • меню управления состоянием окна: кнопка в строке заголовка слеваоткрывает меню, которое позволяет развернуть, свернуть или закрыть окно;

  • кнопки управления состоянием окна: кнопки в строке заголовка справапозволяют развернуть, свернуть или закрыть окно;

  • меню окна: располагается под заголовком и представляет собой перечень тематически сгруппированных команд;

  • панель инструментов: располагается под строкой меню и представляет собой набор кнопок, которые обеспечивают быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна;

  • границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью;

  • полосы прокрутки:  появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали.

Обобщение нового материала

  1. Объясните термин «интерфейс».

Интерфейс - в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами. Интерфейс в техническом смысле слова задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов.

  1. Что такое пользовательский интерфейс?

Пользовательским интерфейсом называется форма взаимодействия программы с пользователем. Современное ПО оснащается дружественным интерфейсом.

  1. Типы пользовательских интерфейсов?

Объектно-ориентированный (графический) и консольный (режим командной строки).

  1. Какой интерфейс в современных системных и прикладных программах?

Интерфейс в современных системных и прикладных программах — объектно-ориентированный или графический.

III. Систематизация знаний по теме. Практическая работа. Работа с карточками.

IV. Домашнее задание

§ 2.5, выучить лекцию в тетради.

V. Подведение итогов урока.

Выставление отметок