МБОУ "Карповская школа"
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла
Руководитель МО
Шевалдина С.М.__________
Протокол № _____
от«____»___________2016 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Аблаева Г.М.____________
___________________2016г.
Утверждено
приказом МБОУ «Карповская школа»
«____»______2016 №______
Директор_____ Витюк А.И.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Информатика"
Уровень: общеобразовательный
для 2 класса на 2016/2017 учебный год
Составлено учителем
информатики
Луцив В.А.
Карповка, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………...….….3
Планируемые результаты……………………………………………………………..…....……4
Содержание учебного курса……………………………………………….……..……......……4
Тематический план…………………………………………………..………………......……..10
Календарно-тематическое планирование................................................................Приложение
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
Закон «Об образовании»;
Стандартов ФГОС.
Планирование составлено на основе программы – ресурса, разработанного в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Данный ресурс представляет собой набор вспомогательных электронных интерактивных учебных материалов, представленных отдельными файлами формата EXE, а также методическое пособие.
Предметом курса является формирование у учеников 2 класса навыков работы за компьютером. В процессе знакомства и работы с цифровыми образовательными ресурсами, входящими в состав данного курса, которые охватывают такие темы, как: компьютер, основные устройства, программы, безопасность работы, технологии работы с компьютером можно выделить основную цель «Курса элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»: получение представлений о принципах работы компьютера, поверхностного понимания принципов представления различных видов информации на доступном языке, задолго до получения базовых знаний по сопутствующим предметам.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
формирование начал компьютерной грамотности;
развитие логического мышления;
формирование элементарных компьютерных нав(знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
Направлена на развитие ряда познавательных функций:
формирование механизмов организации и регуляции деятельности – развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;
развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
развитие сложно координированных движений руки (кисти, пальцев);
развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
Данный курс, охватывает такие темы, как:
Планируемые результаты
Теоретические материалы, позволяют детям 6-9 лет получить представление о принципах работы компьютера, программного обеспечения, научиться ориентироваться в незнакомых программах, поверхностно понять принципы представления звуковой, графической и текстовой информации на доступном языке.
Интерактивная часть курса включает в себя 30 анимационных роликов, 20 игр и упражнений и 6 тренажеров.
Упражнения представляют собой информационные интерактивные объекты, которые требуют решения определенной задачи, поставленной перед обучающимся. Поставленные в упражнениях задачи принадлежат одной из областей знаний, изучаемых в начальной школе. Таким образом, в данном курсе прослеживаются межпредметные связи.
При освоении навыков работы компьютерными манипуляторами в играх, достигая поставленной задачи, обучающийся тренирует те или иные навыки работы за компьютером.
Тренажеры предназначены для целенаправленного развития определенных навыков работы ребенка за компьютером. Для тренажеров характерна разнообразная генерация условий. Образовательная составляющая в них делает возможным «измерять» степень развитости навыков ребенка на основе измерения среднего времени реакции ученика, четкости его действий, быстроты достижения цели.
Все учебные объекты разработаны с учетом санитарных ограничений на время активной работы обучающихся начальной школы за компьютером.
Таким образом, представленные в ИИСС объекты представляют практическую ценность для младших школьников, а так же несут большую познавательную функцию.
Программа курса рассчитана на 34 часов. Занятие имеет следующую структуру:
Организационный момент (2 мин)
Разминка. Логические, математические задачи, задачи на развитие внимания (4 мин)
Объяснение нового материала с использованием объектов ИИСС (10 мин) (фронтальная работа с использованием проектора)
Физкультминутка (1 мин)
а) Индивидуальная практическая работа за компьютером с интерактивными объектами ИИСС (10–15 мин)
б) Работа в тетрадях (часть обучающихся работают за компьютером, часть в тетрадях. Затем происходит их смена.)
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Содержание курса
Вводное занятие. Правила техники безопасности. (1ч.)
1. Компьютер. Основные устройства. Программы. Безопасность работы (4ч.)
Знакомство с компьютером как орудием, необходимым для жизнедеятельности современного общества. Целесообразно провести с детьми собеседование о том, кто где замечал компьютеры: автоматы оплаты, банкоматы, игровые салоны, кассы магазинов, Интернет-кафе, школы, калькуляторы, GPS-навигаторы, самолеты, редакции газет, карманные компьютеры, игровые приставки, переводчики, станки, роботы на заводах.
Знакомство с технологиями и безопасности работы на компьютере. Рассматриваются следующие вопросы:
Оборудование класса как материальная ценность.
Оборудование как источник опасности.
Правила поведения в компьютерном классе
Организация рабочего пространства, осанка.
Взаимодействие с учителем.
Завершение работы в классе
Знакомство с компьютером и устройствами, которые могут быть к нему подключены. Вопросы рассматриваются поверхностно, для того, чтобы дети могли по внешнему виду догадываться о назначении устройств, имеющихся в классе.
Большие возможности компьютера – это заслуга людей. Компьютеры представляются как исполнители программ, составленных человеком. Понятие компьютерной программы. Управление программами с помощью клавиатуры. Рассматриваются наиболее важные клавиши, часто используемые в программах: пробел и стрелки.
2. Устройство ввода «Мышь» (7ч.)
2.1 Мышь и ее назначение
Назначение компьютерной мыши, перемещении курсора. Видоизменения курсора. Функции кнопок мыши при работе в различных программах. Программы могут отображать специальные графические элементы мыши (стандартные элементы интерфейса).
Отработка навыка по перемещению курсора мыши. Направления перемещений меняются так:
горизонтальные,
вертикальные,
поочередно меняющиеся,
поочередно меняющиеся со случайным расстоянием,
поочередно меняющиеся со случайным направлением,
перемещения с замедленным курсором.
Упражнения в данном блоке позволяют сделать вывод о динамике развития навыка и сравнить с результатами других учеников.
2.2 Использование главной кнопки мыши
Кнопки мыши – левая, правая, колесо, как третья кнопка. Основные технологии использования кнопки мыши:
простой клик
двойной клик
перетаскивание
рисование
Использование основной кнопки мыши как инструмента для переноса свойств (цвета) с образца (краски) на экземпляр (контур).
2.3 Использование второй кнопки мыши
Основное предназначение второстепенной кнопки мыши – отображение контекстного меню. Понятие «КОНТЕКСТНОЕ меню».
2.4 Перетаскивание
Перетаскивание графических объектов с пошаговым интерактивом. Предусмотрены различные степени сложности для различного уровня освоенности навыка. Прием «прилипания» частей к своим местам. Представление о программах для создания музыки.
2.5 Рисование
Рисование линий с помощью мышки непосредственно на компьютере. Знакомство с различными программами – графическими редакторами и графическим планшетом. Развитие навыков рисования с помощью мыши.
2.6 Движущиеся графические объекты
Применение мыши в играх. Тренажер помогает оценивать и сравнивать совокупные показатели реакции и ловкости работы мышью.
2.7 Двойной клик
Знакомство с приемом - двойной клик. Правило выбора одинарного или двойного клика при соответствующем отображении файлов и ссылок. Тренажер «Двойной клик» предназначен для закрепления навыка распознавать ссылки, открывающиеся одинарным кликом и имена файлов, открывающиеся двойным кликом.
2.8 Стандартные элементы интерфейса
Стандартные элементы интерфейсов компьютерных программ позволяет понять логику работы наиболее часто используемых элементов: «checkbox», «radiobutton», «slider».
2.9 Использование прокрутки
Панорамирование изображений, превосходящих по размеру отведенную для их отображения область. Принцип работы полос прокрутки. Отработка навыка по использованию полос прокрутки путем перетаскивания ползунков.
2.10 Использование колеса мыши
Редактирование большого документа с использованием вертикальной прокрутки путем использования колеса мыши, которое не требует сосредоточения внимания на курсоре мыши и положении ползунка. Развитие навыка по использованию колеса мыши на прокручивание и на нажатие. Отработка навыка по использованию колеса мыши как инструмента для изменения масштаба, как это часто используется при работе в картах и в текстовых и графических редакторах.
3. Устройство ввода «клавиатура» (10ч.)
Представление о клавиатуре как устройстве ввода информации. Рассматриваются такие вопросы:
Группы клавиш и их назначение.
Способы ввода заглавных букв
Понятие «Раскладка клавиатуры»
Логика работы блока цифровых клавиш
3.1 Группа алфавитно-цифровых клавиш
Многоязычность и универсальность клавиш. Значение клавиш-модификаторов. Расположение символов на клавиатуре. Рекомендации по привязке пальцев рук к клавишам для эффективного ввода текста. Выработка навыка вводить текст, не глядя на клавиатуру (Метод «слепой печати»).
Освоение клавиатуры идет поэтапно:
набор несложных слов вразнобой, любыми пальцами
правая рука
набор подряд
набор вразнобой
набор осмысленных фраз
набор с использованием Shift
левая рука
работа двумя руками с использованием цветных маркеров
3.2 Группа функциональных клавиш. Операционная система и специальные клавиши для ОС «Windows».
3.3 Клавиши управления курсором
Варианты использования клавиш данной группы. Перемещение курсора в тексте, выделение текста с помощью клавиатуры, использованию клавиш Ctrl и Shift вместе со «стрелками». Развитие навыков управления перемещением графического объекта с помощью клавиш со стрелками.
3.4 Блок дополнительных цифровых клавиш
Предназначение цифровой клавиатуры. Функция клавиши NumLock.
4. Технологии (10ч.)
4.1 Комбинирование мыши и клавиатуры при работе с интерфейсами
«Чем удобнее работать – мышью или клавиатурой?» История появления компьютерной мыши. Преимущества и недостатки мыши и клавиатуры. Совместное использование мыши и клавиатуры при выполнении сложных выделений объектов из множества, для выполнения ими последующих операций. Работа с разными типами объектов: выделение в тексте, выделение в растровой и векторной графике, выделение в компьютерных играх. Закрепление на практике знания.
4.2 Операции копирования, перемещения и удаления
Представление об операциях копирования и перемещения на разных примерах:
Использование различных способов выполнения данных операций ( вырезать, копировать, вставить, удалить):
с использованием главного меню программы;
с использованием комбинаций клавиш (Ctrl+X, Ctrl+C, Ctrl+V)
с использованием перетаскивания второй кнопкой мыши.
4.3 Технологии работы с текстом
Понятие электронного текста. Сравнение его с рукописным письмом. Различия, преимущества и недостатки обоих видов письма. Основные принципы и приемы редактирования текста. Возможности форматирования текста, предоставляемые компьютером. Параметры текста: - шрифт, начертание, кегль, цвет, выравнивание, абзац.
4.4 Работа с графикой
Модель формирования цвета в трехмерной графике. Устройства , которые могут считывать (сканеры) и воспроизводить цвета (мониторы, принтеры). Понятия разрешения, растровых и векторных изображений, их преимущества и недостатки.
«Редактирование растровых изображений»
Знакомство с приемами редактирования растровых изображений. Представление о возможностях современных растровых редакторов. Приемы ретуши фотографий, работа со слоями, использовании масок и спецэффектов.
4.5 Работа со звуком
Представление звука в компьютере последовательно раскрывает следующие вопросы:
что представляет собой звук?
как получить звук?
как превратить звук в электричество?
как записать звук?
как представлен звук в компьютере?
Беседа на тему, как они представляют себе звуковые волны и чем, по их мнению, различаются шумы и музыкальные звуки, громкие и тихие звуки.
4.6 Файловая система
Файловая система компьютера. Понятие файла. Рассмотрение следующих вопросов:
атрибуты файлов;
правила составления имен файлов;
типы файлов и взаимосвязь типа файла с его расширением;
способы отображения файлов и папок;
размеры файлов.
Программа для управления файлами «Проводник», входящая в комплект стандартных программ операционной системы Microsoft Windows.
иерархия папок
использование «дерева» папок
способы выделения одного или нескольких файлов
способы переименования файлов
способы перемещения и копирования файлов
быстрое копирование файлов и папок на сменный носитель
Перемещение, копирование и удалению файлов. Совершенствование приемов выполнения операции выделения, копирования, перемещения и удаления различными способами:
с использованием главного меню;
с использованием контекстного меню;
с использованием горячих клавиш;
перетаскиванием первой кнопкой мыши;
перетаскиванием второй кнопкой мыши.
Умение действовать разными способами и выбирать наиболее удобный в каждой конкретной ситуации.
4.7 Поиск информации
Поиск фразы в большом тексте. Способы поиска слова. Основные правила составления запроса для поиска фразы, а также распространенные параметры поиска.
Тематическое планирование курса