Эллективный курс Алгоритмика

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Пояснительная записка

Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и программы курса «Алгоритмика» для 7-9 классов авторов: Н.Леко, К. Поляков. Программирование как тема курса информатики, с одной стороны, и как профессиональная деятельность, с другой стороны, в информационном обществе приобретает все большее значение. Небольшой объем часов в курсе школьной информатики, выделяемый на изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в 9 классе, и, одновременно с этим, возрастающие потребности общества, а также проводимые олимпиады всех уровней: от школьного до международного, с узкой направленностью на программирование требуют выявления учащихся, способных мыслить алгоритмически и в последствии писать программы на языках программирования высокого уровня, на более ранних ступенях обучения.

Курс «Алгоритмика» предназначен для учащихся 7 класса. Данный курс позволит познакомиться с тремя исполнителями и их системами команд, с основными алгоритмическими конструкциями, с основами моделирования и программирования, а также даст возможность поработать в прямоугольной системе координат и овладеть некоторыми геометрическими знаниями и навыками.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Цель программы:

пропедевтическая подготовка школьников по программированию.

Задачи:

  • развитие у учащихся абстрактного, логического и алгоритмического мышления;

  • индивидуализация процесса образования посредством дифференцирования заданий по уровню сложности и объему, что призвано обеспечить эффективность самостоятельной работы учащихся;

  • обучение основам моделирования и программирования, выявление программистских способностей школьников;

  • развитие межпредметных связей: обучение основам координатного метода на плоскости, приобретение навыков геометрических построений, владения геометрическим языком, использования его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительных умений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок, включающий в себя объяснение нового материала, составление конспекта и выполнение практических заданий в тетради или на компьютере, направленных на закрепление изученного материала, с учетом требований СанПИН.

Общие сведения об УМК

УМК включает в себя программный комплекс Полякова К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.

Формы текущего и тематического контроля знаний, умений, навыков

учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью самостоятельных и практических работ, а также устного опроса.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольной практической работы

Содержание учебного предмета

  1. Исполнители и алгоритмы – 3 часа.

Введение. Исполнители, виды Исполнителей. Среда Исполнителя.

Система команд Исполнителя (СКИ). Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.

Учащиеся должны знать/ понимать:

• технику безопасности при работе в кабинете информатики;

• понятие «Исполнитель», виды Исполнителей;

• что в себя включает среда Исполнителя, какие команды могут входить

в систему команд Исполнителя, ошибки при работе Исполнителя;

• понятие «алгоритм», свойства алгоритма;

• каким образом можно представить алгоритм;

• что собой представляют линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением и

циклический алгоритм.

уметь:

• приводить примеры Исполнителей и определять их СКИ;

• составлять простейшие алгоритмы действий Исполнителя;

• проверять выполнение свойств алгоритма;

• различать типы алгоритмов.


  1. Исполнитель Робот – 13 часов.

Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота. Среда системы «Исполнители».

Простейшие задачи для Робота. Создание задач для Робота.

Цикл с заранее известным числом шагов. Цикл с условием. Условный оператор.

Практические и самостоятельные работы:

• Загрузка задачи и выполнение программы.

• Создание задачи для Робота.

• Решение задачи с использованием линейного алгоритма.

• Решение задачи с использованием цикла «Повтори».

• Решение задачи с использованием цикла «Пока».

• Решение задачи с использованием условного оператора.

• Решение разнотипных разноуровневых задач для Робота.

Учащиеся должны знать/ понимать:

• среду системы Исполнители: окно, меню, кнопки.

• среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта;

• систему команд Робота и ошибки выполнения команд;

• виды и структуру циклов;

• структуру и правила использования условного оператора;

• структуру и синтаксис программы и способы её выполнения (пошагово,

до курсора, полностью);

уметь:

• находить в каталоге готовые лабиринты и программы;

• создавать свои лабиринты;

• создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;

• сохранять свои лабиринты и программы;

• пользоваться шаблонами;

• различать задачи с различными алгоритмическими структурами;

• отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».

  1. Исполнитель Черепаха – 9 часов.

Среда Черепахи. Система команд Черепахи. Система координат в среде Черепахи. Углы. Многоугольники. Цвет. Окружность.

Практические и самостоятельные работы:

• Определение координат точки.

• Работа с углами.

• Рисование многоугольников.

• Создание цветного рисунка.

• Рисование окружностей.

• Решение разнотипных разноуровневых задач для Черепахи.

Учащиеся должны знать/ понимать:

• среду Черепахи;

• систему команд Черепахи;

• прямоугольную систему координат;

• углы: прямой, развернутый, острый, тупой;

• направления поворота вправо-влево;

• понятия «радиус окружности», «центр окружности»;

• коды основных цветов и правила закрашивания объектов;

уметь:

• определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;

• определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;

• задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;

• задавать параметры окружности;

• создавать модели для расчета расстояний, углов поворота и размещения объектов;

• создавать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.

  1. Исполнитель Чертёжник – 9 часов.

Среда Чертёжника. Система команд Чертёжника. Вектор. Форматы цвета.Процедуры.

Практические и самостоятельные работы:

• Создание простейшей программы для Чертёжника.

• Работа с векторами.

• Использование формата RGB для задания цвета.

• Решение задачи с использованием процедуры.

• Решение разнотипных разноуровневых задач для Чертёжника.

Учащиеся должны знать/ понимать:

• среду Чертёжника;

• систему команд Чертёжника;

• понятие «вектор»;

• два формата для задания цвета;

• понятие «процедура»;

уметь:

  • определять направление и рассчитывать длину вектора;

  • задавать цвет с помощью формата RGB;

  • использовать процедуры;

  • создавать программы для рисования данного объекта или группы

  • объектов с использованием различных алгоритмических структур.

Перечень контрольных работ

  1. Контрольная работа №1 по теме «Исполнитель Робот».

  2. Контрольная работа №2 по теме «Исполнитель Черепаха».

  3. Контрольная работа №3 по теме «Исполнитель Чертёжник».

Оценка достижений планируемых результатов.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.















занятия

Сроки


Тема занятия


Содержание занятия

Кол-во

часов

Примечание

(корректировка)


план

факт


Исполнители и алгоритмы – 3 часа

1



Введение. Исполнители, виды Исполнителей. Среда Исполнителя. Система команд Исполнителя (СКИ).


1


2



Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.


1


3



Основные алгоритмические конструкции


1


Исполнитель Робот – 13 часов.

4



Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота.


1


5



Решение линейных задач для робота


1


6



Цикл с заранее известным числом шагов.


1


7



Решение задач с циклом «Повтори».


1


8



Цикл с условием.


1


9



Решение задач с циклом «Пока».


1


10



Создание задачи для Робота


1


11



Условный оператор


1


12



Решение задач с условным оператором


1


13



Подготовка к контрольной работе


1


14



Контрольная работа №1


1


15



Исполнитель Черепаха. Среда и система команд Черепахи


1


16



Углы. Работа с углами.


1


17



Многоугольники. Рисование многоугольников


1


18



Рисование многоугольников


1


19



Цвет


1


20



Окружность. Рисование окружностей


1


21



Процедуры


1


22



Решение задач для Черепахи


1


23



Контрольная работа №2


1


24



Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника


1


25



Вектор


1


26



Решение задач с применением вектора


1


27



Применение процедур для Чертёжника


1


28



Процедуры с параметром


1


29



Циклы


1


30



Решение задач для Чертёжника


1


31



Контрольная работа №3


1


32



Повторение. Решение задач для Робота


1


33



Повторение. Решение задач для Черепахи


1


34



Повторение. Решение задач для Чертёжника


1



















ПРИЛОЖЕНИЕ №1

КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.

Особенности системы КуМир

  • В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник. [pic]

  • При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.

  • При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.