Дополнительная общеобразовательная программа Основы компьютерного моделирования

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»











КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Основы компьютерного моделирования»



срок реализации 2 месяца

для учащихся 10-16 лет.



Направленность: научно – техническая







Утверждена методическим советом

« » ___________________г.

Протокол №1

Председатель:

____________

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Г.М. Ахтямова





Нефтеюганск

2016 г.

Пояснительная записка


Развитие современного общества, науки и техники требует от образования в целом и от дополнительного образования в частности новых направлений, форм и методов работы. Компьютерное моделирование в этой связи является новым и перспективным образовательным направлением. На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с моделями и сам создаёт новые, то есть создаёт образ того объекта, с которым ему приходится иметь дело. Продумывая план действий, представляя результат своих действий, человек строит мысленную модель. Поведение человека во многом определяется его жизненным опытом, его представлениями о мире, то есть сформировавшимися в его сознании моделями. Особенно велика роль моделей и моделирования в современной науке и технике. В науке к созданию моделей с необходимостью прибегают, когда исследуемый объект либо очень велик (модель Солнечной системы), либо очень мал (модель атома); когда процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические модели); когда исследование объекта может привести к его разрушению (модель самолёта) или создание объекта очень дорого (архитектурный макет города) и т. д.

Программа «Основы компьютерного моделирования» нацелена на совершенствование приобретенных и развитие новых творческих способностей учащихся, а также на решение практических задач проектирования и конструирования технических и производственных систем в ходе занятий техническим творчеством, что не только развивает существующие образовательные программы, но и имеет определенные отличия за счет активного включения системного подхода в изучение и поиск совершенствования существующих технических систем, комплексного рассмотрения возникающих технических проблем и задач и применения современной материально-технической базы обучения.

Направленность программы – научно-техническая.

Новизна программы «Основы компьютерного моделирования» выражается в более широком использовании информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании, интеграции нескольких направлений технического творчества в одном, а также использовании обширного пакета программного обеспечения, включая свободное ПО.

Актуальность предлагаемой программы в том, что производственно-техническое объединение позволяет учащимся, прошедшим обучение наиболее полно использовать и развить полученные знания и умения до политехнического кругозора, а также является естественным и удачным продолжением дальнейшего приобщения и углубленного обучения учащихся техническому творчеству.

Цель  программы: развитие абстрактно-логического и пространственного мышления, креативности, а также навыков работы в ряде компьютерных программ по моделированию и конструированию, научиться создавать собственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.


Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить с закономерностями развития техники

  • обучить применению методов и приемов технического творчества

  • научить системному подходу при работе с объектами техники и процессами.

  • ознакомить с принципами построения и хранения графических изображений.

  • способствовать формированию навыков самостоятельной деятельности по изучению возможностей графических программ, навыков использования встроенных справочных систем

Развивающие:

  • развивать техническое мышление и способности.

  • формировать операционный стиль мышления.

  • уметь формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;

  • формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер,

  • развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление.

  • способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру учащихся,

  • воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности,

  • воспитывать личность творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в проектно - исследовательской деятельности,

  • способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ.

  • воспитать целеустремленность в овладении знаниями технической направленности.

Возраст учащихся: 10-16 лет.

Срок реализации программы: 2 месяца

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 34 ч.

Формы проведения занятий:

Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме лекции, беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией, игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и зачетное занятие. Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия - исследования), где учащиеся сначала вместе с учителем разбирают алгоритм создания иллюстрации, а затем самостоятельно выполняют алгоритм, внося в него свои идеи и замыслы. Каждый учащийся создает иллюстрацию на заданную тему. Итогом такого занятия должно стать овладение всеми учащимися полным спектром возможностей работы с данной программой. Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных творческих заданий. Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один. Занятия включают элементы игры, использование чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.

Формы обучения:

  • групповые формы организации образовательного процесса.

Планируемые результаты Программы

Учащиеся узнают о:

  • принципах построения и хранения графических изображений;

  • разновидностях графических программ и их назначении:

  • различных форматах графических файлов.

  • основных возможностях графической программы Inkscape;


Учащиеся должны уметь:

  • запускать и завершать работу с графическими программами;

  • выполнять дисковые операции с графическими файлами;

  • создавать и редактировать графические изображения;

  • осуществлять экспорт и импорт файлов.

  • создавать собственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.

Оборудование

  • Компьютеры, проектор, карточки – задания, графические файлы для практической работы.

Программное обеспечение

  • Векторный редактор Inkscape.



Периодичность оценки результатов программы

Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством текущего контроля, промежуточной итоговой аттестации.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль может проводиться в форме наблюдения, индивидуальное собеседование, групповая беседа, опрос.

Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов.

Промежуточная аттестация проводится с целью установления уровня (высокий, средний, ниже среднего) освоения отдельной части или всего объёма дополнительной общеобразовательной программы.

-высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения;

-средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

-ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.

Формы промежуточной аттестации учащихся: тестирование, выполнение практического задания, защита проекта.

Итоговая аттестация – это промежуточная аттестация, которая проводиться по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы, которая проводится в следующих формах: тестирование, доклад, защита творческих работ и проектов, итоговое мероприятие.



Способы определения результативности:

  • Практические задания.

  • Самостоятельные творческие, проектные работы.



































Учебно-тематический план






Аттестация

2

1

1

5.

Итоговое занятие

2

1

1


Всего:

34

17

17


Итого:

30 ч.




[link] Практическая работа №1. «Основы работы с объектами»

ЗАДАНИЕ 1. Копирование объекта (дублировать объект).

  1. Загрузите в Inkscape документ 101.svg.

  2. Используя операцию копирования (дублирования) объекта, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Дублирование.svg.

Алгоритм копирования объекта.

  1. Выделить объект.

  2. Выполнить команду Объект /Скопировать.

  3. Выполнить команду Объект /Вставить.

  4. Копию объекта переместить в нужное место.

Алгоритм дублирования объекта.

  1. Выделить объект.

  2. Выполнить команду Объект /Дублировать (Ctrl+D).

  3. Дубликат сохраняется на исходном объекте.

  4. Переместить («снять с оригинала») дубликат объекта.

ЗАДАНИЕ 2. Растяжение и сжатие объекта.

  1. Загрузите в Inkscape документ 102.svg.

  2. Используя операцию растяжения (сжатия) объекта, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Растяжение.svg.

Алгоритм растяжения (сжатия) объекта

Вариант 1

  1. Выделить объект

  2. Установить курсор мыши на один из угловых маркеров.

  3. Перемещать мышь при нажатой кнопке.

  4. Объект будет растягиваться (сжиматься) одинаково по вертикали и горизонтали.

  5. Отпустить кнопку мыши, когда объект достигнет нужных размеров.

Вариант 2

  1. Выделите объект.

  2. Установить курсор мыши на один из боковых маркеров.

  3. Перемещать мышь при нажатой кнопке.

  4. Объект будет растягиваться (сжиматься) только в одном направлении.

ЗАДАНИЕ 3. Удаление объекта.

  1. Загрузите в Inkscape документ 103.svg.

  2. Используя операцию удаления объекта, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Удаление.svg.

Алгоритм удаления объекта

  1. Выделить объект.

  2. Нажать клавишу Delete.

ЗАДАНИЕ 4. Вращение объекта.

  1. Загрузите в Inkscape документ 104.svg.

  2. Используя операции копирования и вращения объекта, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Вращение.svg

Алгоритм вращения объекта

  1. Дважды щелкнуть на объекте, стрелки изменятся.

  2. Поставить курсор на угловую (изогнутую) стрелку.

  3. Нажать левую кнопку мыши и вращать объект при нажатой кнопке в нужном направлении.

  4. Отпустить кнопку мыши, когда объект достигнет конечного положения.

ЗАДАНИЕ 5. Наклоны объекта.

  1. Загрузите в Inkscape документ 105.svg.

  2. Используя наклоны по горизонтали и вертикали, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Наклоны.svg

Алгоритм создания наклона у объекта

  1. Дважды щелкнуть на объекте, стрелки изменятся.

  2. Поставить курсор на боковую (прямую) стрелку.

  3. Нажать левую кнопку мыши и перемещать её по горизонтали (вертикали).

  4. Отпустить кнопку мыши, когда объект достигнет конечного положения.

ЗАДАНИЕ 6. Зеркальное отображение объекта.

  1. Загрузите в Inkscape документ 106.svg.

  2. Используя операции дублирования и зеркального отображения объекта, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Отражение.svg.

Алгоритм создания зеркального отображения объекта

    1. Выделить объект.

    2. Выполнить команду: Объект / Отразить горизонтально (Отразить вертикально).

ЗАДАНИЕ 7. Выровнять объекты

  1. Загрузите в Inkscape документ 107.svg.

  2. Используя операции выравнивания объектов, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Выравнивание.svg.

Алгоритм выравнивания объектов

  1. Выделить объекты (Щелкнуть на объектах при нажатой клавише Shift).

  2. Выполнить команду: Объект / Выровнять и расставить.

  3. В диалоговом окне указать способ выравнивания: выровнять по нижним краям, центрировать по горизонтальной оси и т.д.

ЗАДАНИЕ 8. Координатная сетка

  1. Загрузите в Inkscape документ 108.svg.

  2. Используя координатную сетку, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Координатная сетка.svg.

Алгоритм выравнивания объектов

  1. Выделить объекты.

  2. Выполнить команду Объект / Расставить по сетке.

  3. В диалоговом окне указать число строк и число столбцов.

  4. Нажмите кнопку: Применить.

ЗАДАНИЕ 9. Порядок следования объектов

  1. Загрузите в Inkscape документ 109svg.

  2. Изменяя порядок следования объектов, создайте рисунок по образцу.

  3. Результат выполнения запишите в файл Порядок следования.svg.

Алгоритм установки порядка следования объектов

    1. Выделить объект, который необходимо поднять на передний план (опустить).

    2. Выполнить команду Объект /Поднять (Опустить)

Замечание: На панели свойств инструмента выделения находятся кнопки [pic] , с помощью которых можно изменить порядок следования объектов.











Приложение № 3



Тест_Inkscape

Question 1
Баллов: 1
Можно ли автоматически выровнять несколько объектов вдоль вертикальной или горизонтальной оси?
Выберите один ответ.
 a. Нет, выровнять объекты можно только перетаскивая их мышью    
 b. Да, с помощью команды «Выровнять и расставить» в меню «Объект»    
Question 2
Баллов: 1
Как можно быстро создать множество копий объектов?
Выберите один ответ.
 a. Использовать команду «Размножить объект» в главном меню      b. Перемещать объект мышью при нажатой клавише Ctrl    
 c. При перемещении объекта мышью нажимать клавишу Пробел   
 d. Использовать кнопку «Размножить объект» на панели инструментов    
Question 3
Баллов: 1
Какой формат файлов используется программой Inkscape ?
Выберите один ответ.
 a. SVG    
 b. DOC    
 c. JPEG    
 d. PSD    
Question 4
Баллов: 4
Какие операции с фигурами можно выполнять в Inkscape?
Выберите по крайней мере один ответ:
 a. Изменять размер объекта    
 b. Перемещать объект    
 c. Поворачивать объект    
 d. Перекашивать объект    
Question 5
Баллов: 1
Как преобразовать объект «звезда» в контур?
Выберите один ответ.
 a. Создать новый контур, скопировать его в буфер обмена, затем выделить звезду и выполнить команду «Вставить стиль» в меню «Правка»    
 b. Вырезать объект, затем воспользоваться командой «Вставить как контур» в меню «Правка»    
 c. Выделить объект и воспользоваться командой «Оконтурить объект» в меню «Контур»    
Question 6
Баллов: 1
Инструмент Пипетка позволяет:
Выберите один ответ.
 a. Выбрать стиль обводки текущего объекта    
 b. Скопировать цвет произвольной части холста на выделенный объект    
 c. Скопировать цвет произвольной области в буфер обмена    
 d. Определить размер выбранного объекта    
Question 7
Баллов: 1
Какой командой можно скопировать заливку, обводку и параметры шрифта одного объекта на другой?
Выберите один ответ.
 
a. Вставить стиль    
 b. Вставить вид    
 c. Вставить оформление    
Question 8
Баллов: 1
Для заливки объектов можно использовать следующие типы градиентов:
Выберите один ответ.
 a. Линейный и нелинейный    
 b. Линейный и радиальный    
 c. Сплошной и дискретный    
 d. Прямой и обратный    
Question 9
Баллов: 1
Можно ли использовать колёсико мыши для перемещения по холсту в горизонтальном направлении?
Выберите один ответ.
 a. Да, если удерживать при этом нажатой клавишу Shift    
 . Да, если не нажимать при этом никаких клавиш    
 c. Нет, колёсико мыши можно использовать только для прокрутки холста в вертикальном направлении    
 d. Нет, для перемещения по холсту можно использовать только полосы прокрутки    
Question 10
Баллов: 1
Узлы контура могут быть:
Выберите один ответ.
 a. Острыми, прямыми и тупыми    
b. Острыми, тупыми и сглаженными    
 c. Острыми, сглаженными, прямыми и симметричными    
d. Острыми, сглаженными и симметричными    
Question 11
Баллов: 1
Что означает термин z-порядок?
Выберите один ответ.
 a. Z-порядок определяет порядок создания объектов    
 b. Последовательность операций, выполнявшихся для данного объекта    
c. Z-порядок определяет, какие объекты находятся выше, перекрывая собой те, которые находятся ниже    
 d. Порядок расположения объектов по горизонтали    
Question 12
Баллов: 1
В какой части окна Inkscape отображаются параметры выбранного инструмента?
Выберите один ответ.
 a. В строке состояния    
b. На холсте    
 c. В панели настроек инструмента    
d. На панели инструментов