Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 5-7 классах
«Занимательная компьютерная графика»
Пояснительная записка
Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.
Актуальность и новизна.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению графических пакетов данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.
Цели:
формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой и векторной компьютерной графике;
обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
знакомство с программами для мультимедиа презентаций.
Задачи:
обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
организовать развивающий досуг.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, конкурсы, проектная деятельность, дни свободного творчества, выставки, использование «облачных технологий» для совместной работы над проектами.
Возраст детей, занимающихся в объединении 11 - 15 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Формы занятий – групповые и индивидуальные,
1-ый год обучения - 2 ч в неделю (68 часов в год)
2-ой год обучения - 2 ч в неделю (68 часов в год)
3-ий год обучения – 2 ч в неделю (68 часов в год)
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Предметных результатов:
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
Давать определения тем или иным понятиям.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
Иметь понятие о множестве.
Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.
Уметь находить общий признак предмета и группы предметов.
Уметь конструировать фигуру из её частей.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- практические работы;
- творческие проекты обучающихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
Формы подведения итогов:
Итоговые занятия.
Компьютерное тестирование.
Выставки.
Творческие проекты.
Конкурсы.
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Мир компьютерной графики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
о работе на компьютере;
о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на компьютере в графических программах Paint, Gimp.
На II уровне воспитанники соблюдают:
правила работы на компьютере;
алгоритм построения графического объекта;
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
владеют коммуникативными моделями поведения.
Учебно-методический план
1 год обучения, 2 часа
п/п Темы и виды работы
Теория
Практика
Всего
1.
Набор детей в кружок.
2
-
2
2.
Организационные занятия
2
2
4
3.
Учимся работать на компьютере
2
4
6
4.
Стандартная программа Windows – Рaint
4
17
21
5.
Графические возможности Google диска
2
5
7
6.
Графические возможности MS Word
5
10
15
7.
Работа с простейшими программами по созданию анимации
2
5
7
8.
Разработка итогового проекта. Конкурс работ
1
5
6
Итого
20
48
68
2 год обучения, 2 часа
п/п Темы и виды работы
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие
2
-
2
2.
Повторение
1
5
6
3.
Методы представления графических изображений
4
6
10
4.
Цвет в компьютерной графике
1
1
2
5.
Форматы графических файлов
1
1
2
6.
Программы векторной и растровой графики
1
-
1
7.
Создание иллюстраций
1
-
1
8.
Введение в программу Gimp
1
-
1
9.
Рабочее окно программы Gimp
1
2
3
10.
Основы работы с объектами
2
8
10
11.
Закраска рисунков
1
5
6
12.
Вспомогательные режимы работы
2
6
8
13.
Создание рисунков из кривых
2
4
6
15.
Разработка итогового проекта. Конкурс работ
2
8
10
Итого
22
46
68
3 год обучения, 2 часа
п/п Темы и виды работы
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие
2
-
2
2.
Повторение
1
5
6
3.
Методы упорядочения и объединения объектов
1
5
6
4.
Эффект объема
2
10
12
5.
Перетекание
2
10
12
6.
Работа с текстом
2
10
12
7.
Работа с фотографией
2
5
7
8.
Сохранение и загрузка изображений в Gimp
1
2
3
9.
Разработка итогового проекта. Конкурс работ
2
6
8
Итого
15
53
68
Содержание программы
год обучения
Набор детей в кружок – 2 часа
Организационные занятия - 4 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
3. Знакомство с компьютером: файлы и папки. (6 часа)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
4.Стандартная программа Windows – Рaint – 21 часов.
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
Графические возможности Google диска – 7 часов
Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Google диска. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ.
Разработка собственных проектов, возможно групповая работа с использованием «Облачных технологий». Подготовка к выставке.
Графические возможности MS Word – 15 часов
Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt.
Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.
Работа с простейшими программами по созданию анимации –7 часов
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint.
Разработка собственного проекта. Конкурс анимации.
Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 6 часов.
2 год обучения
Вводное занятие -2 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
Повторение – 6 часов
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.
3 . Методы представления графических изображений – 10 часов
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
4. Цвет в компьютерной графике - 2 часа
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.
5. Форматы графических файлов – 2 часа
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
6. Программы векторной и растровой графики – 1 час
7. Создание иллюстраций- 1 час
8.Введение в программу Gimp – 1 час
9.Рабочее окно программы Gimp – 2 часа
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
10 .Основы работы с объектами – 10 часов
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
Разработка собственного проекта.
11.Закраска рисунков – 6 часов
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
Создание собственного проекта.
12. Вспомогательные режимы работы – 8 часов
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
13. Создание рисунков из кривых – 6 часов
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
14. Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 10 часов
3-й год обучения
Вводное занятие -2 часа
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
Повторение – 6 часов
ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.
Методы упорядочения и объединения объектов – 6 часов
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Эффект объема – 12 часов
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
Разработка собственного проекта.
5.Перетекание – 12 часов
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
6.Работа с текстом – 12 часов
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
Проверочная практическая работа.
Работа с фотографией – 7 часов
Особенности градации цвета. Ретуширование фотографий, создание объемной фигуры. Правильный подбор оформления фотографии.
8.Сохранение и загрузка изображений в Gimp – 3 часа
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы Gimp. Импорт и экспорт изображений в Gimp.
9.Разработка итогового проекта. Конкурс работ – 8 часов
Список используемой литературы:
Для педагога:
Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
Онлайн учебник по курсу [link] –уроки Gimp и Inkscape
17