Конспект урока в 8 классе Растровое кодирование графической информации

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Подготовила: учитель МБОУ ООШ №15 г.Старый Оскол Белгородской области Иванова А. В.

Тема: Растровое кодирование графической информации.

Цель: сформировать представление учащихся о растровом кодировании графической информации.

Задачи:

  1. Научить кодировать и декодировать графическое изображение.

  2.  Провести компьютерный эксперимент в графическом редакторе Colour Paint. Повторить материал по теме "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.

  3. Развивать мышление, внимание, память, воображение.

  4. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность при выполнении задания.

Оборудование: проектор, карточки с рисунками, карточки с заданиями, ПК, KWrite, Калькулятор.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Повторение пройденного материала.

Выполнение заданий по карточкам 2 человека. Остальные дети выполняют в тетради.

Карточка № 1.

Перевести число 409 из десятичной системы счисления в двоичную.

Ответ:

409=100110012

Карточка № 2 .

перевести число из двоичной системы счисления в десятичную:

10100112

Ответ: 83

Разгадывание ребуса:

3. Объявление темы и постановка учебной задачи.

Тема урока представлена на доске, и озвучена учителем.

4. Объяснение нового материала.

- Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты – пиксели (точки). Такой способ называется растровым кодированием.

Рассмотрим простую чёрно-белую картинку. Каждую пустую (белую) клеточку рисунка закодируем нулём, а закрашенную (серую) – единицей. (Высвечивается на доске)

11000011

 

 

 

 

 

 

 

 

11000110

 

 

 

 

 

 

 

 

11011100

 

 

 

 

 

 

 

 

11110000

 

 

 

 

 

 

 

 

11111000

 

 

 

 

 

 

 

 

11001110

 

 

 

 

 

 

 

 

11000011

 

 

 

 

 

 

 

 

11000011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь выполните задание самостоятельно

 

00011000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01100110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00011000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рассмотренных примерах каждый пиксель кодировался 1 битом. При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков.

Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров получается смещением взятых в определённой пропорции трёх основных цветов: красного, синего и зелёного.

На кодирование каждого из них чаще всего отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков цвета.

5. Компьютерный эксперимент.

Прежде, чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним правила техники безопасности.(Дети называют правила ТБ)

- А сейчас занимаем свои места и начинаем  работу.

I. Запустите графический редактор Colour Paint и выполните команду (Палитра-Изменить палитру)

  1. В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щёлкните на кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в правой нижней части экрана.

  2. Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/Заливка.

II.

  1. Запустите графический редактор  Colour Paint, находящийся в группе программ Стандартные.

  2. Откройте рисунок.

  3. Выполните команду (Вид-Масштаб-Другой), в группе Варианты установите переключать 400%, дающий увеличение исходной картинки в 4 раза.

  4. Самостоятельно увеличьте исходную картинку в 8 раз (переключа тель 800%).

  5. Выполните команду (Вид-Масштаб-Показать сетку). Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из мелких квадратиков.

  6. Выберите инструмент Заливка и с его помощью попытайтесь внести изменения в рисунок, перекрещивая отдельные области.

  7. Выполните команду (Вид-Масштаб-Обычный) и проследите за сделанными изменениями.

  8. Выйдите из программы.

6. Закрепление изученного материала.

  • Что такое растровое кодирование?

  • Что такое пиксель?

  • Как кодируется каждый пиксель?

7. Практическая работа «Бюджет Мухи-цокотухи».

Сегодня на уроке мы с вами ребята закрепим навык работы на клавиатуре, вспомним и повторим работу с двумя программами Блокнот и Калькулятор, научимся переносить результат из Калькулятора в Блокнот при помощи команд Копировать, Вставить, а чтобы было не скучно поможет нам в этом семья Мухи – Цокотухи, её семейный бюджет мы сегодня посчитаем.

И так, вы с детства знакомы со сказкой «Муха –Цокотуха», а вспомните кто же автор этой сказки (- К. Чуковский).А кто вспомнит, как начиналась эта сказка:

-Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

-Правильно. Вот с чего начался бюджет Мухи- Цокотухи. А денежка будет сегодня у нас на уроке, условной единицей.

Время с тех пор прошло много, наша Муха изменилась, теперь у неё семья да ещё какая. мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочь студентка Жужжа, двое мальчишек-сорванцов школьников. Изменился и ее бюджет. Однажды сыновья мухи решили его подсчитать, но запутались. Давайте мы им поможем.

  Папа сказал, что он приносит в дом и отдаёт маме 1500ден. (На доске записываем : Папа- 1500ден.)

Дедушка с бабушкой в стороне не остались. Встряхнули крылышками:

-Мы тоже получаем денежки – по 300 ден.

На доске записываем:   Пенсия дедушки-300 ден., бабушки – 300 ден.).

-А я тоже приношу деньги в доход семьи,- заявила Жужжа. – Это стипендия, которую мне платит институт лесоведения в котором я учусь, 200ден. (На доске: стипендия Жужжи – 200 ден.).

Сама муха-Цокотуха получает на работе 200 ден. (На доске : мама-200 ден.)

Ну, а теперь посчитаем, каков же доход семьи. Итого: (2500ден.)

. Вы видите  на доске условие нашей задачи, которую мы наберём с клавиатуры в программу Блокнот, а  в программе Калькулятор выполним вычисления этой задачи. Слово ИТОГО обозначает Сумма, поэтому мы  все денежки сложим, а полученный результат скопируем в программу Блокнот.

По окончанию работы, дети встают около стульчиков, я проверяю результаты.Когда все закончат, результат пишем так же на доске.

8. Итог

Выставление оценок

9. Домашнее задание.

Придумать свои примеры кодирования  графической информации