V. Выставление оценок. Рефлексия «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
VI. Домашнее задание:
Повторить к.в. §1-4
Предмет: Информатика
Учитель: Дәулетова Сабина Серікқызы
Класс: 5 «г»
01.10.16г
Урок №5
Тема урока: Назначение и возможности основных устройств компьютера.
Цель:
Образовательная:
дать знания по информатике, опираясь на систему всех наук, которые составляют теорию, дать практические навыки при работе за компьютером.
Развивающая:
развитие умственных способностей отдельной личности, воспитание в ней гуманности, создание для этого необходимых условий. В процессе обучения информатике важно привить учащимся навыки ориентации, конкретного сознания, умения найти общий язык с окружающей средой. И создать для этого возможности.
Воспитательная:
привить учащимся умение, пользуясь теоретическими знаниями и практическими навыками, ориентироваться в жизни, воспитывать у детей навыки работы в коллективе.
Учащиеся должны знать: определение «компьютер»; сферы использования современных компьютеров; виды компьютеров.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры использования компьютеров в жизни человека; относить конкретный компьютер в соответствии с общепринятой классификацией
Наглядность урока: рисунки, книга, тетрадь, компьютер, доска и т. п.
План урока:
I. Организационный момент /3 мин/
II. Обзор материала прошлых уроков /5 мин/
III. Изучение нового материала /17 мин/
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК /15 мин/
V. Выставление оценок. Рефлексия /3 мин/
VI. Домашнее задание /2 мин/
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Запись отсутствующих.
II.Обзор материала прошлых уроков
Проверка по тесту после §4 (раздел «Проверь себя»).
III. Объяснение нового материала.
Объяснение материала проводится по учебнику.
Записать в специальную тетрадь кратко основные разъяснения понятий.
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК
Что такое компьютер?
Какие функций выполняет компьютер?
Может ли компьютер выполнять действия без программы?
Где и как применяется компьютер?
Почему компьютер называется персональным?
Отгадайте ребус
Практическая работа за компьютером
Уровень А
В сети Интернет (bilimland.kz) изучите информацию о компьютерах;
Уровень В
В текстовом редакторе напишите сообщение на одну из данных тем («Применение компьютера», «Виды компьютера»);
Уровень С
В программе Paint создайте схему «Виды компьютера»
V. Выставление оценок. Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось…
я смог…
VI. Домашнее задание:
1. Параграф №5 повторить,
2. выучить конспект новой темы в тетради,
3. ответить на вопросы теста, Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §5:
1.В 2. В 3.D 4. D 5.D 6. С 7. А 8.А
4. состовить ребус на тему «Устройство компьютера»
Предмет: Информатика
Учитель: Дәулетова Сабина Серікқызы
Класс: 5 «г»
08.10.16г
Урок №6
Тема урока: Клавиатура
Цель:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Учащиеся должны знать: состав компьютера; обязательные и необязательные устройства, устройства ввода и вывода; назначение материнской платы, процессора, оперативной памяти, жесткого диска, СD/DVD-RОМа, звуковой, сетевой и видеокарты; группы клавиш клавиатуры; назначение клавиш Shift, СарsLоск, пробел, Еntег.
Учащиеся должны уметь: определять устройство по его внешнему виду, его назначение; давать описание и характеристики изученных устройств; использовать клавиатуру для ввода данных.
Наглядность урока: рисунки, книга, тетрадь, компьютер, доска и т. п.
План урока:
I. Организационный момент /3 мин/
II. Обзор материала прошлых уроков /5 мин/
III. Изучение нового материала /17 мин/
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК /15 мин/
V. Выставление оценок. Рефлексия /3 мин/
VI. Домашнее задание /2 мин/
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Запись отсутствующих.
II.Обзор материала прошлых уроков
Проводится по тесту раздела «Проверь себя» к предыдущему §5.
III. Объяснение нового материала.
Озвучиваю тему и цель урока.
Многие ученики могут сказать, что они знают, из чего состоит компьютер. Деление на группы. Каждой группе предлагаю заполнить таблицу.
Устройство
Назначение
Где находится
Обязательно или нет
Ученики, опираясь на свой жизненный опыт, заполняют таблицу.
Монитор - устройство визуального отображения информации (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей и др.).
Подавляющее большинство мониторов сконструированы на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), и принцип их работы аналогичен принципу работы телевизора. Мониторы бывают алфавитно-цифровые и графические, монохромные и цветного изображения. Современные компьютеры комплектуются, как правило, цветными графическими мониторами.
Все шире используются наряду с традиционными ЭЛТ-мониторами. Жидкие кристаллы - это особое состояние некоторых органических веществ, в котором они обладают текучестью и свойством образовывать пространственные структуры, подобные кристаллическим. Жидкие кристаллы могут изменять свою структуру и светооптические свойства под действием электрического напряжения. Меняя с помощью электрического поля ориентацию групп кристаллов и используя введённые в жидкокристаллический раствор вещества, способные излучать свет под воздействием электрического поля, можно создать высококачественные изображения, передающие более 15 миллионов цветовых оттенков.
Манипулятор «Мышь» - это специальное устройство, которые используются для управления курсором.
Курсор - это мигающая метка на экране. Она обозначает ту позицию строки, в которую будет введен символ при нажатии алфавитно-цифровой клавиши. После ввода символа курсор перемещается вправо на следующую позицию строки. Смысл появления курсора на экране - приглашение ввести алфавитно-цифровую информацию. Ввод информации! завершается нажатием клавиши [Enter.
Мышь имеет вид небольшой коробки, полностью умещающейся на ладони. Мышь] обычно связана с компьютером кабелем через специальный блок - адаптер, и её движе! преобразуются в соответствующие перемещения курсора по экрану дисплея. В верхне! части устройства расположены управляющие кнопки (обычно их две), позволяющие задавать начало и конец движения, осуществлять выбор меню и т.п.
Клавиатура служит для ввода информации и команд управления ПК. С помощью клавиатуры вводят алфавитно-цифровые данные и управляют работе! компьютера.
Условно клавиатуру можно разделить на пять частей:
1) Клавиатура печати (алфавитно-цифровые и знаковые клавиши: пробел, цифрь 0-9, латинские буквы A-Z, символы кириллицы А-Я, знаки пунктуации, служебные символы «+», «-», «/» и т.д.);
2) Функциональные клавиши: Fl, F2,..., F12;
3) Клавиши спец. операций: Enter, Esc, Tab, Ctrl, Alt, Backspace.
4) Клавиатура управления курсором и редактированием. Сюда относятся клавиши: Left, Up, Down и Right, PgUp, PgDn, Home, End, Insert, Delete;
5) Числовая клавиатура.
Используя такую классификацию, обычно имеют в виду, что с помощью первой группы клавиш вводят тексты и числа, с помощью F1-F10 заставляют программы выполнять те или иные функции, а с помощью третьей группы - предают некие управляющие воздействия на машину в целом (перемещение курсора и кадров, завершение работы программы и т.п.). С помощью числовой клавиатуры можно набирать цифры и знаки арифметических операций, когда включено, Num lock или управлять курсором и редактированием, при вьжлюченном Num lock
Однако эта классификация условна, так как в действительности, в зависимости от выполняемой программы, почти любая клавиша может исполнять и функциональные, служебные обязанности, а также может блокироваться программой. Поэтому в описании каждого программного продукта обязательно имеется раздел с изложением функций клавиатуры.
Некоторые клавиши исполняют роль двоичных переключателей, это означает: нажатие клавиши включает ту или иную функцию, а повторное нажатие - выключает.
Клавиша [Caps Lock] обычно служит переключателем верхнего и нижнего регистров клавиатуры.
В зависимости от драйвера клавиатуры одна из клавиш или пара клавиш (например Alt|+|Shift|) объявляется переключателем русского и латинского алфавита. При нажатии клавиши с изображением алфавитно-цифрового символа на экран позицию курсора выводится соответствующий символ и курсор смещается на позиции вправо. Символ может быть строчным (Caps Lock выключена) или прописным (Caps Lock включена), латинским или русским (в зависимости от положения переключател алфавита). Если нажать на клавишу Shift и, удерживая ее, на алфавитно-цифровой символ произойдет временная смена регистра.
Цифры от 0 до 9 воспроизводятся на нижнем регистре независимо от переключатели алфавита.
Обозначения некоторых клавиш дублируются на правой (числовой или вспомогательной) клавиатуре. Они предназначены для набора (ввода) числовой информации. Переключателем [Num Lock] можно перевести эту клавиатуру в режим ввода цифр 0-9, основных знаков арифметических действий, разделителя целой и дробной частей десятичных дробей. Кроме того, здесь продублированы некоторые клавиши управления.
Наиболее типичные функции некоторых служебных клавиш.
Enter Сигнал о завершении ввода. Выбор пункта меню. Нажатие кнопки ОК
Esc Завершение программы. Сигнал на отмену операции или возврат назад в цепочке операций. Нажатие кнопки Cancel.
F1 Вывод на экран подсказки (справки).
Left Перемещение курсора (курсорной рамки) влево.
Up Перемещение курсора (курсорной рамки) вверх.
Down Перемещение курсора (курсорной рамки) вниз.
Right Перемещение курсора (курсорной рамки) вправо.
Home Перевод курсора к началу строки.
End Перевод курсора к концу строки.
Pgup Перемещение на «страницу» вверх.
PgDn Перемещение на «страницу» вниз.
Ins Переключение режима вставки и замещения при вводе информации в редакторах.
Del Удаление символа, под которым (слева от которого) находится курсор
Backspace Удаление символа слева от курсора.
Tab Перевод курсора из одной позиции управления в другую.
IV. Закрепление знаний и умений.
Практическая работа за компьютером
Откройте программу Блокнот ( Пуск – Программы- Стандартные- Блокнот). Нажимайте клавиши с буквами.
V. Выставление оценок. Рефлексия
Выбери верное утверждение: - Я сам не смог справиться с затруднением;
- У меня не было затруднений;
- Я только слушал предложения других;
- Я выдвигал идеи
VI. Домашнее задание:
Повторить содержание §6 учебника, ответить на вопросы. Для более сильных учащися предлагается задание 8 со звездочкой (составление кроссворда). Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §6:
1.В
2. А
З.В
4. О
5. С
6. А
7. С
8. А
9.A
10. А
Предмет: Информатика
Учитель: Дәулетова Сабина Серікқызы
Класс: 5 «г»
15.10.16г
Урок №7
Тема урока: Классификация и общая характеристика программного обеспечения.
Цель:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная: сформировать понятие о назначении операционной системы
Учащиеся должны знать: понятие «программное обеспечение», принципы его делени на виды; назначение системного ПО, его состав; понятия «операционная система», «дра! веры» и «утилиты»; назначение прикладного ПО (приложений), систем программировани: назначение и функции ОС.
Учащиеся должны уметь: относить конкретное ПО к одному из видов, приводить примеры операционных систем, программ-утилит, драйверов, приложений.
Наглядность урока: рисунки, книга, тетрадь, компьютер, доска и т. п.
План урока:
I. Организационный момент /3 мин/
II. Обзор материала прошлых уроков /5 мин/
III. Изучение нового материала /17 мин/
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК /15 мин/
V. Выставление оценок. Рефлексия /3 мин/
VI. Домашнее задание /2 мин/
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Запись отсутствующих.
II.Обзор материала прошлых уроков
1) Короткий тест с поднятием карточек с номером правильного ответа (1, 2, 3 или 4).
1-й вопрос: Что является лишним?
1. Системный блок.
2. Клавиатура.
3. Парта.
4. Мышь.
2-й вопрос: Для чего нельзя использовать компьютер?
1. Для хранения информации.
2. Для работы с информацией.
3. Для собирания пыли.
4. Для передачи данных.
3-й вопрос: Какое устройство в компьютере отвечает за обработку информации?
1. Мышь.
2. Процессор.
3. Клавиатура.
4. Мониторы.
2) Работа по карточкам,
Для проверки знаний и подготовки к получению новых знаний ученики заполняют карточки.
1. Что такое компьютер?
а) Устройство для обработки числовой информации.
Ь) Устройство для обработки графической информации.
с) Устройство для автоматической обработки любой информации.
2. Перечислите основные устройства компьютера (и укажите, какое из них является устройством ввода, а какое - устройством вывода).
3. Перечислите устройства, находящиеся в системном блоке.
4. Допишите назначение устройства. Процессор - это устройство ... Оперативная память - это устройство ... Жесткий диск (винчестер) - это устройство Видеокарта - это устройство ... Звуковая карта - это устройство ...
5. Запишите единицы измерения информации.
IV Актуализация знаний
1. Как компьютер передает и получает информацию?
2. Как компьютер хранит информацию?
3. Много ли информации человек может сохранить в своей памяти? Почему?
4. Какое устройство обрабатывает информацию?
Вывод: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.
III. Объяснение нового материала.
Содержание урока включает в себя много новых для учащихся понятий. Рассказывая о системном ПО, следует особое внимание обратить на драйверы и утилиты. Схема классификации ПО, приведенная в учебнике, строится по мере объяснения нового материла учителем вместе с учащимися. Каждый элемент схемы заполняется после объяснения соответствующего вида ПО (Рис.4).
[pic]
Шаблон раздается учащимся и вклеивается впоследствии в тетрадь. Дальнейшее объяснение проводится по материалу учебника.
IV. Закрепление знаний и умений.
Практическая работа за компьютером
Уровень А
Укажите (поставте знак «+» в нужной графе), какое програмное обеспечение необходимо людям в следующих ситуациях:
Уровень В Работа в опирационной системе Windows
Измените порядок расположения значков на Рабочем столе. Для этого на свободном месте экрана вызовите первой кнопкой мыши контекстное меню, выберите один из вариантов команды Вид
Скройте значки с Рабочег стола
Отобразите значки
Мышью подвигайте значки на рабочем столе
Верните значки в первоночальное положение
[pic]
Уровень С
Заполните таблицу примерами. Для создания таблицы используйте удобное для вас ПО
V. Выставление оценок. Рефлексия По окончании урока дети прикрепляют на доске стикеры:
Понятие Знал
Узнал
Хочу узнать
VI. Домашнее задание:
Изучить содержание §8 учебника, выучить определения, схему классификации ПО, ответить на вопросы после параграфа, выполнить задания, проверить усвоение материала по вопросам теста «Проверь себя».
Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §8:
Предмет: Информатика
Учитель: Дәулетова Сабина Серікқызы
Класс: 5 «г»
22.10.16г
Урок №8
Тема урока: Операционная система: понятие, назначение, основные функции.
Цель:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Наглядность урока: рисунки, книга, тетрадь, компьютер, доска и т. п.
План урока:
I. Организационный момент /3 мин/
II. Обзор материала прошлых уроков /5 мин/
III. Изучение нового материала /17 мин/
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК /15 мин/
V. Выставление оценок. Рефлексия /3 мин/
VI. Домашнее задание /2 мин/
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Запись отсутствующих.
II.Обзор материала прошлых уроков
Блиц опрос на тему «Классификация и общая характеристика программного обеспечения»
III. Объяснение нового материала.
Особенности среды Microsoft Windows:
- стандартизация интерфейса пользователя;
- оптимальное управление оперативной памятью объемом в десятки мегабайт;
- возможность без проблем подключать новые внешние устройства;
- интеграция функций программ, т.е. возможность использовать в конкретной программе объекты, созданные средствами другой программы;
- многозадачность, т.е. возможность одновременно выполнять несколько приложений и легко переключаться с одной программы на другую;
- преобладающее использование графического режима;
- встроенные средства поддержки работы в локальных сетях и сетях Internet;
- встроенные средства работы с мультимедиа (звук и видео);
- технология «Plug-and-Play» (автоматическая настройка подключаемых устройств).
Основная функция Windows - управление работой специально созданных для этой) среды программ.
Windows - это новый уровень компьютерной технологии, основанный на так| называемом объектно-ориентированном подходе к работе с данными.
Базовые элементы системы (объекты)
1) Рабочий стол
Рабочим столом (Desktop) называют всю поверхность экрана во время работы Windows^ На рабочем столе разворачиваются основные действия в Windows 95. Это простейшее, щ фундаментальное понятие Windows.
Экран Windows можно «застелить» обоями (wallpaper) из стандартного набора или по своему вкусу.
2) Панель задач
Панель задач - важнейшая деталь интерфейса Windows 95, которая располагается обычно поверх всех окон и содержит:
кнопку «Пуск», предназначенную для вызова Главного меню системы;
значки открытых приложений;
дополнительную информацию.
Индикатор клавиатуры на панели задач.
3) Кнопка «Пуск»
Кнопка «Пуск» («Start») - главный элемент интерфейса (по мнению разработчиков): после старта системы на панели задач возникает подсказка «Начните работу с нажатия этой кнопки». После нажатия появляется Главное меню системы, которое формируется из семи пунктов:
1. Программы с перечнем раскрывающихся программных групп и приложений.
2. Документы со списком не более 15-ти недавно открывавшихся документов.
3. Настройка.
4. Поиск.
5. Справка.
6. Выполнить.
7. Завершение работы. После выбора этого пункта на экране появится диалоговое окно с полями выбора. Установите нужный флажок и нажмите кнопку «Да». Собираясь выключить компьютер, обязательно дождитесь разрешающего сообщения на экране.
4) Мышь.
Три механические операции с мышью:
- одиночный щелчок левой кнопкой;
- двойной щелчок;
- перемещение мыши с нажатой левой кнопкой.
Практические манипуляции с мышью:
Мой компьютер - Панель управления - Мышь - Настройка и тренировка. Выработка навыка пользования мышью и умения переключать клавиатуру с латинского алфавита на кириллицу и наоборот. Запуск и завершение работы Windows.
Кроме того, к объектам среды Windows 95 можно отнести:
Пиктограммы
Пиктограммы - это миниатюрные картинки, которые сопровождают такие объекты как файлы, приложения, папки, ярлыки. Например:
1.Файлы
2.Папки
3.Ярлыки
4.Окна
5.Меню
К объектам управления можно отнести: Кнопку Пуск, Главное меню, команды, находящиеся в строках меню. Под командой понимается действие, которое происходит при щелчке мышью на значке
команды.
IV. Закрепление знаний и умений.
1. Практическая работа учащихся на ПК под диктовку учителя:
- Включить ПК.
- Перезагрузить ПК.
- Выделить одну пиктограмму.
- Перетащить пиктограмму.
- Выделить ряд пиктограмм, стоящих рядом.
- Выделить несколько пиктограмм, стоящих в разных краях Рабочего стола.
- Вызвать Главное меню.
- Получить подсказку индикатору Панели задач.
- Изменить дату.
- Изменить язык.
- Выключить компьютер.
2. Работа с обучающей программой: (bilimland.kz)
- Программа загружается учащимися или учителем.
- Учащиеся самостоятельно работают с обучающей программой.
V. Выставление оценок. Рефлексия
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
VI. Домашнее задание:
1. Параграф № 9 читать,
2. Выучить конспект новой темы в тетради,
3. Подготовится к рассказу о возможностях настройки свойств панели задач.
Предмет: Информатика
Учитель: Дәулетова Сабина Серікқызы
Класс: 5 «г»
29.10.16г
Урок №9
Тема урока: Основные объекты и приемы управления операционной системы.
Цель:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Учащиеся должны знать: что такое Рабочий стол, панель задач, элементы панели задач, Главное меню.
Учащиеся должны уметь: запускать программы в операционной системе Windows; использовать элементы панели задач.
Наглядность урока: рисунки, книга, тетрадь, компьютер, доска и т. п.
План урока:
I. Организационный момент /3 мин/
II. Обзор материала прошлых уроков /5 мин/
III. Изучение нового материала /17 мин/
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК /15 мин/
V. Выставление оценок. Рефлексия /3 мин/
VI. Домашнее задание /2 мин/
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Запись отсутствующих.
II.Обзор материала прошлых уроков
Фронтальный опрос:
1. Без какого программного обеспечения компьютер не может работать?
2. Когда происходит загрузка операционной системы?
3. Приведите пример операционной системы.
4. Какая операционная система установлена на вашем компьютере? Формулировка темы урока.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала проводится параллельно с просмотром содержания на экране или экранах учащихся на сайте (bilimland.kz) Последовательность изучения: Рабочий стол, значки Рабочего стола, структура Главного меню (возможности отдельных пунктов по запуску программ и открытию документов). Настройка Рабочего стола изучается в меню Персонализация. Необходимо объяснить учащимся назначение заставки и приемы ее настройки.
Записать в специальную тетрадь кратко основные разъяснения понятий.
IV. Закрепление знаний и умений.
Практическая работа за компьютером
Уровень А
Вызовите контекстное меню на свободном месте Рабочего стола
Выберите команду Персонализация.
Измените тему Рабочего стола
Включите появление заставки с интервалом 5 минут
Уровень В
Вызовите контекстное меню на языковой понели
Выберите команду Параметры
Добавьте новый язык
Проверьте, что новый язык действительно появился на языковой панели.
Удалите новый язык
Познакомтесь с возможностью настройки различных сочетанмһий переключеня языков на языковой панели.
Измените оформление Рабочего стола
[pic]
Уровень С
выполните задания Уровня В.
Вызовите свойства панели задач.
Подготовтесь к рассказу о возможностях настройки свойств панели задач.
V. Выставление оценок. Рефлексия
«Светофор» Красная карточка – «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось»
Желтая карточка - «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий»
Зеленая карточка - «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
VI. Домашнее задание:
Изучить материал §9 учебника, контрольные вопросы и задания, проверить усвоение материала по тестовым заданиям раздела «Проверь себя». Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §9:
Предмет: Информатика
Учитель: Дәулетова Сабина Серікқызы
Класс: 5 «г»
12.11.16г
19.11.16г
Урок 10-11
Тема урока: Файлы, папки и ярлыки. Работа с папками, файлами и ярлыками.
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный урок (повторение, изучение нового материала).
Средства обучения: ПК. ОС Windows. ППП Microsoft Office 2007. Обучающая программа.
План урока:
I. Организационный момент /3 мин/
II. Обзор материала прошлых уроков /5 мин/
III. Изучение нового материала /17 мин/
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК /15 мин/
V. Выставление оценок. Рефлексия /3 мин/
VI. Домашнее задание /2 мин/
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Заполнение журнала.
II. Проверка домашнего задания
Опрос:
- Назовите характеристики ОС Windows.
- Что такое Рабочий стол?
- Что такое панель задач?
- Где располагаются индикаторы времени, раскладки клавиатуры?
- Как открыть главное меню?
- Какие приемы работы с мышью вы знаете?
- Что такое пиктограмма?
- Назовите объекты операционной системы.
- Назовите несколько элементов управления.
III. Изучение нового материала
Файл - это основная, структурная единица информации, с которой оперирует система WINDOWS Такая информация записывается на какое-либо постоянное запоминающее устройство, например, дискету или винчестер, и имеет конкретное имя, по которому его можно отличить от множества ему подобных.
При задании имени файлу в системе WINDOWS надо помнить следующее:
- Файлы имеют имена и расширения.
- Имя файла может иметь до 255 символов, включая пробелы. Однако надо иметь в виду, что при работе с другими системами, например, MS-DOS, имена могут быть только восьмизначными.
- В именах можно использовать прописные и строчные буквы русского и латинскол алфавита, цифры (от 0 до 9), специальные символы: дефис (-), подчеркивание (_}, восклицательный знак (!), и символы: @, #, $, %, А, &, (, ),'{, }.
- В имени недопустимы: звездочки (*), двоеточие (:), точка с запятой (;), знак вопроса (?), символы наклонной черты (/ или \), разделители ( | ), больше (>) и меньше (<), кавычки ("), точки (.).
- Расширение файла может иметь до трех символов и отделяется от имени точкой (.). I- Расширение файла указывает на содержание и может быть самым различным например:
v txt, doc, dot, rtf - текстовые файлы,
v exe, com, - файлы программ или приложений,
v bat - командный файл,
v bmp, - графические файлы,
v htm - Web-страници Internet,
v rar, arj, zip - архивные файлы,
v hip - файлы справки,
v lib, obj, dll - файлы библиотек,
v bas - тексты программ на языке Бейсик,
v bak - копии старых файлов,
v sys - системные файлы,
v dbf - базы данных и т. д.
Имена файлов целесообразно давать так, чтобы они говорили вам о содержании файла. Среди файлов можно выделить программы (приложения), документы, которые содержат тексты, графическую и звуковую информацию, тексты программ, данные о работе программ и т.д. Все файлы кроме имени и расширения имеют следующие характеристики (атрибуты):
- размер (объем информации, содержащийся в данном файле);
- тип (расшифровка того, как система WINDOWS 95 понимает расширение данного файла);
- время изменения (указывает, когда создан файл или сделано последнее его изменение).
В системе WINDOWS файлы просматриваются в окнах или на рабочем столе в виде пиктограмм, под которыми (рядом с которыми) указывается имя, например:
Dosstart
Dialer
Edialer
Faxcove
Рассмотрим несколько условных обозначений:
- Символ звездочка (*) используется для обозначения любого числа любых символов в имени файла.
- Символ вопросительный знак (?) используется для обозначения одного любого символа в имени файла.
Примеры:
*.* - файл с любым количеством любых символов.
?файл.?хt - файл, имя и расширение которого начинается на какой-то неизвестный символ, например, - #фаил.tхt.
Папка - это объединение файлов по какому-либо признаку, например, по тематическому признаку - файлы, относящиеся к одной игре или к одному редактору. Иными словами, Папка - это поименованная группа файлов.
Папки в WINDOWS 95 играют роль каталога. На бытовом уровне папку можно сравнить с обычной папкой, в которую можно вкладывать бумажные листы-файлы.
Все файлы, документы и программы в WINDOWS 95 хранятся в папках.
Имя папки может говорить о ее содержании, как и имя файла о содержании файла.
Папки могут иметь пиктограммы:
Принтеры
Удаленный доступ к сети
Web
Папки могут содержать ярлыки, файлы и другие папки. Папка может быть пустой.
В папке не может быть объектов с одинаковыми именами.
Для просмотра содержимого папки достаточно дважды нажать на ней кнопку мыши.
Папки бывают двух видов:
- обычные папки-каталоги;
- специальные папки (Мой компьютер, Принтеры и т.д.).
Основные специальные папки, с которыми работает большинство пользователей это:
- Рабочий стол;
- Мой компьютер - доступ к ресурсам ПК;
- логические диски;
- Корзина;
- Панель управления;
- Принтеры.
Как правило, каждая папка физически действительно представлена каталогом (например, Рабочий стол - это подкаталог каталога Windows, Программы входят ш подкаталог Главное меню каталога Windows и т.д.).
Главная папка - Рабочий стол.
Устройство и создание папок.
Рассмотрим устройство папки. Элементы папки: заголовок, меню, кнопки управления окном, полосы прокрутки, панель инструментов, строка состояния. Выбрать желаемым набор элементов можно следующим образом Вид - Панель инструментов и Вид - Строка состояния. Кнопка Таблица выводит наиболее полную информацию об объектах папки.Задавать можно и режим просмотра папок.
Ярлыки
Особое внимание уделяется ярлыку. Следует сформировать четкие представления следующим моментам:
Ярлык - это указатель программы или документа, содержащий информацию объекте, на который он указывает, но не являющийся таковым.
Ярлык отличается от значка программы или документа наличием стрелки в нижнем углу.
Раскрыв свойства ярлыка можно увидеть месторасположение объекта, на который он указывает.
Использование ярлыков позволяет избежать проблем со случайно удаленной информацией.
Удаление ярлыка не приводит к удалению самого файла или папки.
Создание новой папки на рабочем столе.
1. На предполагаемом для размещения новой папки месте рабочего стола нажать правую кнопку мыши - появится контекстное меню.
2. Выполнить команду Создать - Папка. На рабочем столе появится значок папки.
3. Ввести имя папки и нажать клавишу ввода.
Представление окна папки на экране.
С помощью команды Вид можно управлять представлением информации на экране.
IV. Закрепление знаний и умений, работа на ПК
1)Ученики выполняют задания по уровням.
Если на уроке остается свободное время, то ученики самостоятельно изучают раздел «Это интересно» (работа со скрытыми папками), представленный в учебнике для необязательного изучения.
2)Практическая работа учащихся на ПК под диктовку учителя:
- Открыть окно Мои документы.
- Открыть окно Мой компьютер.
- Зайти в папку Мои документы и открыть папку мои рисунки.
- Сделать активным окно Мой компьютер, нажав на область окна.
- Сделать активным окно Мои документы, нажав на соответствующую кнопку на панели задач.
- Сделать активным окно Мои рисунки.
- Обсудить способы активизации окон.
- Развернуть окно Мои рисунки.
- Восстановить окно Мои рисунки.
- Свернуть окно Мои рисунки на Панель задач.
- Закрыть окно Мой компьютер.
- Обсудить способы управления фирмой представления окон.
- Восстановить окно Мои рисунки.
- Изменить размер окна по диагонали (по вертикале, одновременно по горизонтали и вертикале).
- Переместить окно.
- Обсудить возможности изменения размеров окон и их перемещений.
- Упорядочить значки в папке Мои рисунки по типу.
- Изменить вид элементов папки поочередно Эскизы страниц, Значки, Плитка, Список, Таблица.
- Открыть папку Образцы рисунков, просмотреть рисунки как слайд шоу, отменить просмотр.
- Выйти из папки, нажав кнопку Назад, снова зайти в папку, нажав кнопку Вперед, выйти из папки нажав кнопку вверх. Обсудить в чем разница.
V. Выставление оценок. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Изучить материал §11, ответить на контрольные вопросы и задания, вопросы теста.
Ключи к тесту раздела «Проверь себя» после §11:
УРОК 10
Учитель:
Класс:
Дата проведения урока:
ТЕМА УРОКА:
Меню. Работа с объектами Рабочего стола и их настройка. Запуск программ и открытие) документов. Ярлыки.
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:
Операционная система.
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование навыков работы на ПК. Формирование навыков работы с операционно] системой Windows. Выработка навыков работы с такими объектами операционной системы как меню, ярлыки. Выработка навыков работы с программами и документами.
Образовательные: знакомство с основными объектами операционной системы выработка навыков работы с ними.
Развивающие: расширение кругозора, выработка навыков работы и поведения в КК.
Воспитательные: воспитание школьного патриотизма (бережного отношения i имуществу школы), развитие познавательного интереса, логического мышления.
ТИП УРОКА:
комбинированный урок (повторение, изучение нового материала).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
ПК. ОС Windows. ППП Microsoft Office 2003. Обучающая программа.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать: ~ что такое меню;
- что такое ярлык;
- основные приемы работы с меню;
- основные приемы создания и работы с ярлыками; виды меню и их отличия;
- основные приемы работы с объектами рабочего стола и их настройка. Учащиеся должны уметь:
- создавать ярлыки;
- пользоваться различными меню для управления и настройки объектов рабочего стола;
- открывать, разворачивать, сворачивать, восстанавливать и закрывать окна;
- запускать программы;
- открывать документы.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие, проверка присутствующих. Заполнение журнала.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Опрос:
- Назовите виды окон.
- Как управлять формой представления окна на экране?
- Что такое Файл?
- Какие символы нельзя использовать в имени файла?
- Что такое расширение (тип файла)?
- Для чего используют папки?
- Что может содержать папка?
- Какие бывают папки?
- Назовите основные специальные лапки.
- Сколько окно можно одновременно открыть?
- Как переходить из окна в окно?
- Как активизировать окно?
- Назовите составные части окна.
- Когда появляются и для чего используются полосы прокруток в окнах?
- Как изменить вид представления информации в папке?
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МА ТЕРИАЛА
Меню - это список некоторых объектов, из которого необходимо сделать выбор.
Существуют «Главное меню», горизонтальное меню окна, ниспадающее меню (из горизонтального), контекстное меню объекта (вызывается правой кнопкой мыши, когда курсор стоит на объекте).
Свойства меню:
1) Меню может иметь несколько уровней: уровень 1 - «главное меню» и некое подчиненное «подменю».
2) Меню предполагает свободу выбора.
3) В конкретном меню могут быть объекты, которые в данный момент недоступны для выбора.
Существуют три типа пунктов меню, т.е. любой пункт меню может обозначать:
- конкретную операцию (действие);
- переключатель;
- поле выбора.
Ярлык - это пиктограмма, метка объекта, обладающая свойством открывать файл или запускать программу, для компьютера это командный файл, в котором указан путь к объекту, а для пользователя это просто значок на рабочем столе или в окне, который соответствует какому-либо объекту в WINDOWS: файлу, папке, диску, компьютеру, принтеру и т.д.
Ярлык не является самостоятельным объектом, физически ярлык является лишь ссылкой на файл, поэтому его удаление не приводит к удалению файла.
Двойное нажатие мышью на ярлыке оказывает такое же действие, как и двойное нажатие на значке соответствующего файла или папки (запускается программа, раскрывается документ или папка и т.д.).
Создание ярлыка в текущем окне.
Ярлыки в текущем окне создаются командами Файл - Создать - Ярлык, Файл • Создать ярлык или с помощью команды Создать ярлык контекстного меню.
После создания ярлыка его можно переместить в нужное место.
Поиск объекта, для которого создается ярлык, можно осуществить сразу после запуска процесса создания ярлыка, а можно сначала найти объект и начать создавать ярлык.
Создания ярлыка на Рабочем столе.
1. Поместить курсор на свободное место Рабочего стола и нажать правую кнопку мыши - появится контекстное меню.
2. Выбрать опцию Создать - Ярлык - появится окно диалога "Создание ярлыка".
3. Нажать кнопку Обзор - появится окно диалога "Обзор". Среди файлов и папок найти объект.
4. Нажать кнопку Открыть - появится окно "Создание ярлыка" с указанием полного пути к файлу.
5. Нажать кнопку Далее - появится окно диалога "Выбор названия ярлыка", в котором можно изменить предлагаемое системное название.
6. Нажать кнопку Готово - на Рабочем столе появится новый ярлык.
Назначение ярлыку клавиши быстрого вызова.
1. Нажать правую кнопку мыши на нужном ярлыке - появится окно диалога "Свойства: имя ярлыка". Выбрать вкладку "Ярлык".
2. Переместить курсор в поле ввода Сочетание клавиш. (Пока клавиши не назначены, в поле ввода видна надпись "Нет".)
3. Выбрать клавишу и нажать ее. В поле ввода Сочетание клавиш отображается Ctrl+Alt+символ выбранной клавиши.
Использование сочетаний клавиш позволяет вызывать программу, не нажимая мышью ее ярлык. Сочетание клавиш (а именно, последний, выбираемый символ) должно бьго уникальным.
Управление файловой системой
означает возможность копировать или перемещать файлы, удалять их.
Работа с приложениями (программами)
Каждое приложение выполняется в отдельном окне, которое может занимать част! экрана или весь экран. Запустить прикладную программу - означает открыть оки приложения. Закрыть окно приложения - означает завершить программу. Одновремеш может выполняться несколько приложений, - каждое со своим окном, - и пользователь помощью мыши легко переключается от одного приложения к другому.
Программа, выполняемая под Windows, обычно снабжается цветным значком, которы содержит название приложения и картинку, связанную с его функциями. Для запуск программы достаточно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши или набрать ее имя командной строке.
Операции в окне папки
Роль документа в окне папки (т.е. объекта обработки) играет перечень размещенных ней объектов: подпапок, файлов-программ, ярлыков. Конкретная операция применяет! либо ко всем, либо к выделенным объектам перечня. Выделить объект в окне папки щелкнуть по нему мышью, снять выделение - щелкнуть на пустом месте окна. Смежные объекты выделяются при нажатой левой кнопке. Удерживая нажатой клавишу {Ctrl}, щелчками мыши можно выделить несколько несмежных объектов. Для перехода к подпалке текущей папки нужно дважды щелкнуть на ее значке.
Операции над выделенным объектом (Файл и Правка):
- открыть объект;
- отправить объект;
- создать ярлык объекта;
- удалить объект (переместить в Корзину);
- переименовать объект;
- вырезать (удалить) или скопировать объект в буфер обмена;
- выдать на экран окно свойств выделенного объекта.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа учащихся на ПК под диктовку учителя:
- Вызвать контекстное меню Рабочего стола.
- Вызвать контекстное меню Панели задач.
- Вызвать контекстное меню кнопки Пуск.
- Вызвать контекстное меню папки Мой компьютер.
- Вызвать контекстное меню папки Мои документы.
- Вызвать контекстное меню папки Корзина.
- Обсудить отличия меню, сделать заключение о назначении контекстного меню.
- Создать папку <Фамилия ученика> на рабочем столе.
- Переименовать созданную Папку <Фамилия ученика>, добавив в название имя.
- Переместить папку в Мои документы.
- Создать на Рабочем столе текстовый документ, с именем <Фамилия ученика>.
- Вставить в главное меню открытие текстового документа <Фамилия ученика>.
- Удалить из Главного меню текстовый документ <Фамилия учениках
- Создать ярлык для папки <Фамилия ученика> на Рабочем столе.
- Скопировать ярлык программы Microsoft Word из главного меню на панель задач.
- Скопировать ярлык папки <Фамилия ученика> с Рабочего стола на Панель задач.
- Удалить ярлык папки <Фамилия ученика> с Рабочего стола.
- Создать ярлык на Рабочем столе для клавиатурного тренажера.
- Запустить клавиатурный тренажер.
- Загрузить программу Блокнот.
- Открыть текстовый документ <Фамилия ученика> с Рабочего стола.
2. Работа с обучающей программой:
Программа загружается учащимися из указанной папки. Учащиеся самостоятельно работают с обучающей программой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Информатика. Учебник для 7 класса. Н. Ермеков, П. Стифутина, стр. 79-80, 88-91.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ